Клинский институт охраны и условий труда
8 апр '13
Важнейшая задача аттестации – рационализация и модернизация рабочих мест

О.П. Фролов

Необходимость проведения аттестации не добрая воля предпринимателя, а законодательно закрепленная обязанность. Руководитель должен осознавать: безопасные условия труда берегут здоровье работников, и они меньше болеют, им реже приходится перечислять различные компенсационные выплаты, предоставлять дополнительные отпуска. Для предприятий, где аттестация рабочих мест проведена, появляются основания для корректировки, меняется система отчислений в фонд социального страхования в выгодную для них сторону.

Результаты аттестации рабочих мест находят все большее применение при планировании работ по улучшению условий труда, определении очередности выполнения мероприятий с учетом финансовых возможностей, обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ. Однако рационализация рабочих мест не является обязательной для работодателя и он в ней зачастую не заинтересован.

Чтобы повысить результативность аттестации нужно прежде всего уделить внимание рабочим местам с вредными условиями труда. По-видимому, в первоочередном порядке должны быть аттестованы наиболее травмоопасные рабочие месте. Однако в прошлом году их удельный вес не превысил 10%. Важно срочно разобраться с условиями труда на рабочих местах, на которых заняты работники, включенные в действующие списки работающих с вредными условиями труда, работа на которых дает право на компенсационные выплаты Статистика свидетельствует, что при существенном ежегодном приросте рабочих мест, с неблагоприятными условиями труда. количество льготников резко не увеличивается.

Сложившаяся ситуация требует серьезного анализа.

Основываясь на результатах анализа состояния работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, можно сказать, что отношение работодателей к вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда изменилось, но темпы проведения этой работы в целом по Российской Федерации продолжают оставаться невысокими, особенно в организациях среднего и малого бизнеса. По информации Роструда за последние 3,5 года (к середине 2012г.) аттестацию рабочих мест прошли всего 0,7 % частных и государственных предприятий. К началу 2013 года – 1,3%.

Задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к конкретной оценке состояния рабочего места, и, в зависимости от этого, строить соответствующую систему компенсаций.

В связи с затянувшимся периодом согласования с социальными партнерами порядка предоставления за вредные условия труда по видам экономической деятельности Департаментом условий и охраны труда Минтруда России предложено принять федеральный закон об оценке условий труда. При подготовке законопроекта по нашему мнению следует полнее использовать опыт истории возникновения и проведения аттестации рабочих мест, которая должна была завершаться их рационализацией.

Еще в 1985 году постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа №783 «О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства в целях планомерного осуществления аттестации и рационализации рабочих мест в промышленности и других отраслях, обеспечения на этой основе их сбалансированности с трудовыми ресурсами, повышения производительности труда, эффективности использования основных фондов и капитальных вложений министерствам и ведомствам, в частности, поручено совместно с соответствующими профсоюзными органами обеспечить внедрение аттестации и рационализацию рабочих мест на всех предприятиях и в организациях, а в дальнейшем проводить планомерно, не реже двух раз в пятилетку. Руководителям предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами при проведении аттестации рабочих мест предложено обеспечить:

– учет всех рабочих мест, выявление рабочих мест, несоответствующих прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, требованиям охраны труда, передовому опыту, нормативам и стандартам, и на этой основе их рационализацию;

– сокращение применения ручного и тяжелого физического труда, а также рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, ликвидацию малоэффективных рабочих мест, увеличение коэффициента сменности работы оборудования.

Мероприятия по рационализации рабочих мест предложено включать в коллективные договоры, а высвобождаемое оборудование реализовывать в установленном порядке, а полученные средства направлять в фонд развития производства.

На основании указанного постановления было разработано Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест (№ 588-БГ от 14.02.86).

Согласно межотраслевым рекомендациям аттестация рабочих мест в промышленности включала:

а) комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие нормативным требованиям и передовому опыту по трем направлениям:

– технико-технологическому уровню рабочего места;

– организационно-экономическому уровню;

– условиям труда и техники безопасности на рабочем месте;

б) выявление по результатам оценки:

– рабочих мест, которые соответствуют установленным требованиям (данные рабочие места считаются аттестованными);

– рабочих мест, где указанные параметры могут быть достигнуты после соответствующей рационализации, модернизации;

– лишних рабочих мест (незагруженных) и рабочих мест, модернизация которых неэффективна;

в) проведение технико-экономического анализа характеристик рабочего места и выработку решения о сокращении, рационализации, загрузке или о продолжении эксплуатации рабочего места; определение направлений, оценку возможностей и установление сроков реализации.

Результаты аттестации рабочих мест предназначались для разработки и реализации планов по созданию рабочих мест, повышению их уровня автоматизации и механизации, сокращения ручного труда, а также для составления комплексных планов улучшения условий и охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.

Комплексная оценка рабочего места не получила широкого практического применения, в отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства» Госкомтруд СССР.и Секретариат ВЦСПС по согласованию с Минздравом СССР постановлением № 1115 от 3 октября 1986 года № 387/22-78 утвердили Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

Установлено, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

– на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - 4, 8, 12 процентов;

– на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16, 20, 24 процента.

Следующая попытка оживить деятельность по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях в масштабах России была осуществлена в увязке с пенсионной реформой. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (отменен) принят в целях реализации постановления Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет». Однако утверждение данных документов не оказало влияние на возможность предоставления льготных пенсий на основе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» в редакции от 3 апреля 1992 года и в более поздних редакциях не содержал и не содержит требований о необходимости подтверждения права на льготную пенсию результатами аттестации рабочих мест. Льготные пенсии до сих пор предоставляются по Спискам № 1 и № 2.

Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда затем предусмотрена статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации 2091 года и стала проводиться в соответствии с . приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», который утратил силу в связи с изданием приказа Министерства от 26.04.2011 года № 342н, установившего новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и действующего в настоящее время.

Для проведения аттестации рабочих мест работодателю теперь необходимо привлечь стороннюю организацию, имеющую аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 года № 205н. Реестр аккредитованных организаций размещен на официальном сайте Минтруда России. За непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель может быть привлечен к административной ответственности. При отсутствии возможностей устранения вредных производственных факторов администрация обязана предоставлять работникам льготы и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством:

– доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам; – сокращенный рабочий день; – дополнительный отпуск; – лечебно-профилактическое питание.

Пенсии в связи с особыми условиями труда устанавливаются в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ».

В соответствии с требованиями статей 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации. Минтрудом России совместно с отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей, на основании проведенных экономических расчетов и имеющихся отраслевых особенностей ведется подготовка согласованных сторонами социального партнерства предложений по размерам компенсаций.

Сложившая ситуация свидетельствует о том, что у работодателя в сформировавшейся системе отношений нет заинтересованности в проведении аттестации рабочего места. Мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, основанные на аттестации рабочих мест по условиям труда, требуют существенных финансовых затрат.

Работодатель должен увидеть, что проведение аттестации рабочего места, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники, формально, по спискам относящиеся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий.

В то же время до сих пор не уделяется должного внимания в повышении заинтересованности работодателя в улучшении условий труда на рабочих местах. Так, в статье 210 Трудового кодекса РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда» сказано: «проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников». Такой налоговой политики пока нет, и это не позволяет реализовывать провозглашенные принципы. Кстати, до принятия Налогового кодекса РФ существовал механизм, когда освобождалась от налога та часть прибыли, которая направлялась на обновление основных производственных фондов и на укрепление материально-технической базы.

Представляет интерес опыт Голландии, где работодателям, улучшающим условия труда на рабочих местах, устанавливается льготное налогообложение. Заслуживает дальнейшего распространения проект «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей», в соответствии с которым образцово-показательным предприятиям, завершившим аттестацию рабочих мест, где нет нареканий в сфере охраны труда, где отсутствует задержка в выплате зарплат, выдается «Сертификат доверия». Обладатель документа на пять лет освобождается от плановых проверок в сфере соблюдения трудового законодательства. В России по данным Роструда уже около 2,5 тысяч таких предприятий.

Источник: trudohrana.ru.