Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Международный опыт: cоциальное страхование профессиональных рисков работников в Швеции

03.03.2021 13:09:00
Шведская государственная система страхования профессиональных рисков гарантирует предоставление компенсаций работникам, которые получили те или иные увечья, связанные с выполнением служебных обязанностей. Правовые основы системы страхования профессиональных рисков работающих граждан Швеции установлены...сударственная система страхования профессиональных рисков гарантирует предоставление компенсаций работникам, которые получили те или иные увечья, связанные с выполнением служебных обязанностей. 




Международный опыт: cоциальное страхование профессиональных рисков работников в Швеции




Шведская государственная система страхования профессиональных рисков гарантирует предоставление компенсаций работникам, которые получили те или иные увечья, связанные с выполнением служебных обязанностей. Правовые основы системы страхования профессиональных рисков работающих граждан Швеции установлены соответствующим законодательным актом  «Государственный акт о страховании профессионального ущерба» 1993 года. Система страхования функционирует как важнейшая составная часть шведской национальной системы социального обеспечения. Базис системы основывается на денежных средствах, полученных посредством уплаты предпринимателями соответствующих взносов, имеющих налоговый характер. Кроме страховых платежей работодателей система частично финансируется из бюджетных источников.
 


 
Государственный акт о страховании профессионального ущерба гарантирует пострадавшим работникам получение компенсаций за потерянный заработок и утрату работоспособности. Помимо государственных гарантий в Швеции действует программа дополнительного страхования работников, основанная на коллективных договорах между социальными партнерами на рынке труда (организации работодателей в общественном и частном секторах экономиики и соответствующие профсоюзы), заключенных с целью обеспечения функционирования механизма предоставления дополнительных гарантий и компенсаций работникам, за причиненный ущерб здоровью, понесенные моральные, нравственные страдания, болевые ощущения и неудобства во время выздоровления, потерю дееспособности и так далее.  
 
Данная программа коллективного страхования «Labour Market No-Fault Liability Insurance» (TFA) подразумевает использование принципа «презумпции невиновности». Это означает, что для получения компенсации заинтересованное лицо не должно будет доказывать свою невиновность в произошедшем несчастном случае. Работник не должен будет подтверждать тот факт, что, например, инцидент на производстве произошел по недосмотру того или иного должностного лица работодателя. С точки зрения закона применение данной системы дополнительного образования обязательным не является, носит добровольный и договорной характер. Система дополнительного страхования профессиональных рисков работников не подлежит правовому регулированию и действует на основе социального партнерства между работодателями, работниками и их представителями.
 
Рассмотрим основы функционирования обязательной государственной системы социального страхования профессиональных рисков работников в Швеции.
 
Механизм государственной системы страхования запускается на основании инициативы потерпевшего работника, который делает официальное уведомление  о понесенном ущербе. Застрахованное население включает всех занятых на рынке труда в момент проявления заболевания или расстройства здоровья. Уведомление  которое на практике предполагает заполнение пострадавшим определенной формы  передается работодателю, который обязан направить его в местное или региональное бюро социального страхования. После надлежащей экспертизы документации и доказательств, приобщенных к уведомлению, Совет по социальному страхованию принимает решение о подтверждении требования либо отказе.
     
Если истец или другое вовлеченное лицо не удовлетворено решением Совета по социальному страхованию, в административный апелляционный суд может быть подана апелляция. Этот суд является частью шведской судебной власти.
     
Шведская система, действующая с 1 января 1993 года, разработана для того, чтобы функционировать на основе трех фундаментальных принципов: 


— Концепция профессионального ущерба; 
— Концепция опасного агента на рабочем месте; 
— Концепция причинно-следственной связи опасного агента с рассматриваемым заболеванием.
     










 






 



 
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЩЕРБА




Концепция профессионального ущерба состоит из двух основных компонентов, а именно, профессиональных несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Концептуальная часть самой концепции описывается термином ущерб. Он может быть вызван как профессиональным несчастным случаем так опасным фактором, вызывающим заболевание и действующим на настоящем рабочем месте пострадавшего либо связанным с его предыдущей работой.
 
Концепция ущерба, таким образом, охватывает, как последствия повреждения нанесенного организму несчастным случаем, так и болезни или расстройства рассматриваемые в качестве результатов деятельности других агентов, типа физических, химических, психологических или других факторов оперирующих в профессиональной окружающей среде. Концепция профессионального заболевания в реализации охватывает широкую область. Она охватывает как заболевания, например подпадающие под классификацию ВОЗ, так и функциональные расстройства, ослабление или ухудшение здоровья воспринимаемые индивидуумом в качестве отклонений от здорового состояния организма. Это означает, что в Швеции не существует официально принятого списка профессиональных заболеваний. Любая болезнь или расстройство, из упомянутых выше, могут рассматриваться в качестве профессиональных при наличии доказательств в поддержку требования о материальной компенсации.

Это значит, что в дополнение к заболеваниям и расстройствам здоровья, непосредственно вызванным работой или связанными с ней факторами, в концепцию профессионального ущерба могут быть включены следующие факторы: 


— ранее проявление заболевания, которое непосредственно связано с работой, но также имеет место у большой части населения без всякой связи с рабочими условиями; 
— заболевание или функциональное расстройство не находящееся в причинно-следственной связи с условиями труда в тех случаях когда профессиональные факторы могли способствовать ускорению развития заболевания либо его переходу в более тяжелую форму.

Эту широкую концепцию профессионального ущерба начали применять с 1977 года, и она не претерпела изменения в законе с внесенными поправками, вступившим в силу с 1 января 1993 г. Это означает, что в настоящее время не существует закрытого списка профессиональных заболеваний. Однако также не существует и различий между заболеваниями связанными с работой (производственно-обусловленными заболеваниями) и непосредственно вызванными профессиональной деятельностью.
 
Определение заболевания или функционального расстройства заявленного пострадавшим (который в свою очередь подпадает под действие системы социального обеспечения) в качестве профессионального ущерба, целиком и полностью зависит от доказательств, представленных истцом. Используя эту широкую концепцию, законодатели стремятся создать систему способную распознать любые проблемы со здоровьем вызванные либо усиленные условиями труда.

     



 
ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ


 
Принятие ущерба в качестве профессионального зависит от определения присутствия опасного фактора в рабочей среде. Если таковой не может быть найден и оценен в качестве способного вызвать либо усилить рассматриваемый ущерб, болезнь или функциональное расстройство, то это не может быть расценено в качестве случая, подпадающего под действие концепции профессионального ущерба.
     
Термин опасный фактор подразумевает любой физический, химический или другой фактор, который может пагубно воздействовать на состояние здоровья работников. Имеются некоторые ограничения в отношении области действия данной концепции. Закон не рассматривает в качестве опасных агентов факторы, связанные с закрытием предприятий, конфликтами в промышленности, отсутствием социальной поддержки или неспособностью адаптироваться к преобладающей культуре рабочей среды и другим подобным условиям.
 
Требования в действующем законе от 1 января 1993 были определены следующим образом: «Опасным агентом может быть фактор, который с высокой степенью вероятности мог вызвать болезнь либо расстройство».
     
Эта формулировка представляет 
 по сравнению с законом, действовавшим до 31 декабря 1992  более высокий уровень требований к доказательствам, которые могут быть рассмотрены советами социального страхования. Также в пояснительном тексте к законодательству совершенно недвусмысленно сказано о том, что оценки опасных свойств рассматриваемого агента должны находиться в согласии с господствующей тенденцией во мнениях  а в идеале консенсусу  квалифицированных медицинских экспертов. Если же имеются расхождения в точках зрения экспертов на опасные свойства рассматриваемого агента, требование о компенсации не будет удовлетворять критерию высокой вероятности существования этого агента.

Оценка опасного фактора, также подразумевает количественную оценку. Воздействие рассматриваемого агента будет рассматриваться с точки зрения его длительности, интенсивности и других критериев, подлежащих рассмотрению для определения опасных свойств этого агента.

   
  









 











 
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ



Как только существование или возникновение в прошлом опасного агента было установлено с высокой степенью вероятности,  что в контексте также включает количественную оценку  следующим шагом должно стать заключение о правдоподобности причинно-следственной зависимости в индивидуальном рассматриваемом случае. Общее правило в данном случае предполагает, что для принятия в качестве доказанного профессионального характера заболевания либо расстройства на стороне истца должны присутствовать более весомые доказательства, чем на стороне ответчика.
 
Согласно более раннему законодательству, действовавшему до 31 декабря 1992 года, концепция причинной связи была значительно более гибкой. Существование причинной связи допускалось уже при наличии доказательств присутствия опасного агента, и никакие доказательства обратного не могли быть представлены.
 
Груз доказательств теперь получил обратную силу. Настоящее требование состоит в том, что теперь доказательства причинной зависимости должны перевешивать доказательную базу обратного. На практике это означает, что существует необходимость рассмотрения альтернативных причинно-следственных связей. Они могут включать, например, аспекты образа жизни истца и видов деятельность во время досуга или его личную ситуацию в целом.




 
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УЯЗВИМОСТИ РАБОТНИКА


 
Основным принципом реализации законодательства является правило, которое гласит,  что к рассмотрению должны приниматься заявления всех застрахованных лиц со всеми слабостями и уязвимыми местами строения их организмов. Этот принцип может привести к возникновению существенных трудностей, например, при оценке проблем со здоровьем, связанных с реакциями гиперчувствительности и аллергическими заболеваниями.
 
Сбор и предоставление информации о соответствующих вкладах в заболевание конституционных особенностей организма человека и экологических/профессиональных факторов может стать очень трудным делом. Трудности в этих случаях возникают при определении и оценке свойств опасного агента. Агент (например, вредное воздействие химического вещества или примеси в воздухе рабочего помещения) может быть безопасен для большинства работников подвергающихся его воздействию, но опасен для лиц, которые являются особенно восприимчивыми к его воздействию.

     



 
КОМПЕНСАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЩЕРБА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ


 
Шведская правовая система, отвечающая за оплату компенсаций пострадавшим, и правовые системы, осуществляющие контроль за проведением профилактических мероприятий, существуют отдельно друг от друга и не связаны напрямую между собой. Уровень профессиональных несчастных случаев и нанесения ущерба не влияет на сумму страховых взносов. Иногда это называют общей тарифной ставкой оплаты.

Функции системы компенсации ограничиваются только выплатами лицам, понесшим профессиональный ущерб, и не предполагают никакого контроля за введением в действие и постоянной реализацией профилактических мер. Те же самые правила применяются в области профессиональной реабилитации, вне зависимости от того, носит ли ущерб профессиональный характер или нет. Предприниматель в принципе обязан предпринимать шаги по инициации процесса реабилитации в том случае, если работник отсутствовал на работе 4 и более недель.

     



 
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО


 
Законодательство по социальному страхованию не предоставляет социальным партнерам (то есть, совместным организациям работодателей и профсоюзов) никакой роли в процессе принятия либо отклонения требований о компенсации профессионального ущерба. На уровне компании предприниматель в соответствии с законодательством обязан передать органу системы социального страхования любое требование о компенсации профессионального ущерба, представленное ему работником.
 
Профсоюзные организации обычно консультируют и поддерживают истцов из числа своих членов при рассмотрении случаев требований о компенсации профессионального ущерба. Данная помощь включает составление искового проекта, исследование условий работы истца и консультации.




 
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ



С тех пор как действующее в настоящее время законодательство было официально введено в действие, контролирующие органы в большой степени были заняты работой с существенными накоплениями случаев ущерба, заявленных в период действия предыдущего законодательства. Это означает, что на настоящий момент существует лишь ограниченный опыт применения существующего законодательства, а официальной общественной статистики явно недостаточно.

В настоящее время имеется потребность в разработке практических руководящих принципов для реализации законодательства. Траст Swedish Labour Market Insurance (TFA) 
 совместно с National Institute for Working Life  недавно опубликовали отчет, описывающий имеющиеся в наличии знания о болезнетворных и профессиональных факторах для отобранных категорий заболеваний. В данном отчете подобные характеристики отражают данные об онкологических заболеваний, заболеваниях нервной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистых заболеваний, заболевания кожи и профессиональной потери слуха (National Institute for Working Life and Labour Market No-Fault Liability Insurance Trust, 1995). Также готовятся данные о ряде профессиональных  расстройств нервной системы и нарушений психики, связанных с воздействием стресса на рабочем месте.

До внесения изменений в законодательство о компенсации профессионального ущерба частота профессиональных заболевания оценивалась в начале 1990-х годов величиной, составляющей примерно в 50-55 тыс. одобренных требований о компенсациях в течение года. Число заявленных и одобренных профессиональных несчастных случаев в это же время составляло от 20 до 22 тыс. Заболевания опорно-двигательного аппарата составляли большую часть (до 80%) заявляемых профессиональных заболеваний.
     

Одним из важных факторов, влияющих на уровень декларируемых случаев профессионального ущерба является система автоматического согласования выплат, получаемых от системы компенсации профессионального ущерба и системы выплаты общих пособий по болезни соответственно. В 1993 период согласования был увеличен с 90 до 180 дней. Это подразумевает что ущерб или заболевание, даже в тех случаях, когда они связаны посредством причинно-следственных отношений с работой, не компенсируются, если только не приводят к продолжительному отсутствию на работе (больше 180 дней) или к постоянной нетрудоспособности. Компенсация в течение первого 180-дневного периода покрывается в соответствии с общей схемой выплаты пособий по болезни.
     
Ожидается что число декларируемых, а, следовательно, и признаваемых случаев профессионального ущерба в ближайшем будущем будет значительно снижено. Официальные статистические программы еще не были приспособлены к изменившемуся законодательству. Это означает, что число уведомлений и признаваемых случаев профессионального ущерба регистрируемых в настоящее время состоит из комбинации требований выдвигаемых согласно предыдущему законодательству и требованиям, которые урегулированы на основе законодательства, действующего с 1 января 1993. Как следствие этого, официальная статистика не может в настоящее время описать воздействие на настоящее положение дел упомянутых выше поправок, внесенных в законодательство.
 
Peter Westerholm

 

 



ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:


 
Публикация подготовлена основе материалов Энциклопедии по охране и безопасности труда МОТ, электронный ресурс: base.safework.ru.

 













БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 





Отборная и актуальная информация на электронную почту











































 


Все публикации
© 1997-2021 Клинский институт охраны и условий труда