Мы продолжаем разговор об охране труда на рабочих местах. Напомним, в прошлом материале «Охрана труда: перемены не за горами» речь шла о проблемах, которые присутствуют в данной сфере, о законодательстве, которым в настоящее время регламентируется охрана труда работников, и о нововведениях, произошедших за последнее время. Сегодня мы расскажем о том, какие изменения для работников и работодателей повлечет за собой вступление в силу 1 сентября этого года нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как пояснил Андрей МОСКВИЧЕВ, исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда, во-первых, новый порядок аттестации рабочих мест повышает значимость самой аттестации. До сих пор работодатели имели право проводить оценку рабочих мест своими силами, при помощи внутренних подразделений и служб охраны труда, поэтому не удивительно, что результаты такой аттестации зачастую были далеки от реальности. Однако с 1 сентября работодатели будут вынуждены привлекать к аттестации независимых оценщиков, с которыми будут заключаться договоры гражданско-правового характера. На 21 июля 2011 г. аккредитованы 560 организаций, имеющих право на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Во-вторых, в новом документе определена ответственность двух сторон – работодателя и аттестующей организации. Она может быть как административной, так и уголовной. Административная ответственность работодателя наступает, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ, если имеются случаи нарушения законодательства о труде и об охране труда, и предполагает штраф до 50 тыс. рублей (однако Минздравсоцразвития РФ предлагает увеличить эту сумму до 500 тыс.) или дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.
Уголовная ответственность, в соответствии со ст. 140 и 143 УК РФ, может наступить в том случае, если на предприятии присутствуют факторы риска для жизни и здоровья людей (например, опасная концентрация химических веществ в воздухе), а работодатель при проведении аттестации не провел необходимых измерений или же не предоставил информацию (или предоставил ложную информацию) работникам, что повлекло за собой массовую гибель или травмирование людей. В этом случае должностному лицу могут грозить более серьёзные санкции вплоть до лишения свободы сроком до 3 лет.
Регулирование деятельности аттестующих организаций, по словам Андрея Москвичева, осуществляет Минзравсоцразвития РФ путем контроля выполнения требований приказа от 1.04.2010 №205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». В случае если аттестующая организация не соблюдает требования данного приказа, она будет исключена из реестра аттестующих организаций.
В-третьих, формируется федеральная сеть лабораторий государственной экспертизы условий труда, которая будет проверять достоверность аттестаций, в том числе с проведением сличительных испытаний. Если экспертиза установит, что предоставленная информация была ложной, работодатель, помимо того, что понесет административную ответственность, также будет обязан выплатить компенсации работникам за всё то время, в течение которого он должен был это делать по закону.
В-четвертых, создана единая федеральная информационная система. После проведения аттестации работодатель должен передать сведения об аттестации на бумажном носителе в трудовую инспекцию, а аттестующая организация – в федеральную информационную систему на электронном носителе. Это позволит на государственном уровне проверять, анализировать данные и выявлять нарушения.
Очевидно, что все вышеперечисленные меры направлены на то, чтобы сделать условия, в которых трудятся россияне, менее вредными и опасными. Однако, как показывает практика, многое будет зависеть и от активности самих работников.
Как пояснил генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Олег КОСЫРЕВ, в соответствии с требованиями ТК РФ и порядка проведения аттестации, работник должен быть ознакомлен с результатами аттестации и своей подписью подтвердить, что получил информацию об условиях труда на своем рабочем месте, ознакомлен и согласен с результатами оценки. Важно подчеркнуть, что работник должен подтвердить не своё согласие с условиями труда, а с тем, что сведения в аттестационной карте отражают реальные условия работы. Если работник считает, что информация об условиях труда не полная или искажена, он не должен подписывать карту и может обратиться в инспекцию по труду или орган власти, осуществляющий государственную экспертизу условий труда в данном субъекте РФ.
Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда на рабочем месте определены как вредные или опасные (относятся к классам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 или 4), работник вправе требовать установления компенсаций и гарантий в соответствии с действующим законодательством – сокращенную продолжительность рабочей недели (36 часов), доплату к тарифной ставке в размере 4%, дополнительный отпуск продолжительностью 7 дней. В зависимости от наличия конкретных вредных факторов может быть предусмотрено молоко или лечебно-профилактическое питание, ежегодные медицинские осмотры, дополнительные средства индивидуальной защиты. Работодатель обязан обеспечить такие компенсации самостоятельно. Если этого не происходит и работодатель игнорирует требования работника, это является поводом для обращения в инспекцию по труду или прокуратуру.
Такие прецеденты уже имели место. Так, сотрудники екатеринбургского филиала одного известного ритейлера выиграли суд против компании и получили все причитающиеся компенсации (надбавку к заработной плате, сокращенную рабочую неделю и увеличенный отпуск). Среди факторов, которые оказывали неблагоприятное воздействие на здоровье, были названы следующие: искусственное освещение, температура воздуха не выше 10 градусов, которая постоянно поддерживается в отделе мяса и рыбы. Все эти факторы фигурировали в карте аттестации, но работодатель никаких компенсаций за вредность сотрудникам не предоставлял. Обратиться в суд работникам компании помогла Федерация профсоюзов Свердловской области (ФПСО).
Поскольку условия труда могут меняться достаточно динамично, порядком аттестации рабочих мест предусматривается внеплановая процедура переаттестации рабочих мест, инициатором которой может выступить и работник. По его требованию могут быть проведены повторные исследования, что в итоге может изменить класс вредности на рабочем месте. Так или иначе, работник, в соответствии со ст. 219 ТК РФ, может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности.
С другой стороны, не стоит думать, что работодатель обязан выплачивать компенсации работникам вплоть до следующей аттестации, которая должна проводиться не реже чем раз в 5 лет. Переаттестация может быть проведена также и по инициативе работодателя после проведенных улучшений на рабочих местах, что может вывести их из категории вредных и, соответственно, приведет к отмене всех компенсаций. Именно так и поступил вышеописанный ритейлер: после замены ламп дневного света (источников пульсации) и ряда других мер была проведена переаттестация, и компенсации выплачивать перестали.
Несомненно, что введение нового порядка и отмена старого отразится и на работниках, и на работодателях. Причем и на тех, и на других – двояко. Внедрение новых механизмов экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда, в том числе, за счет применения положений постановления Правительства РФ от 20.11.08 № 870, регламентирующего установление компенсаций за работу во вредных условиях труда на основе аттестации рабочих мест, в конечном итоге должно привести к отмене списков, на базе которых сейчас в основном устанавливаются такие компенсации.
Возможная отмена списков лишит сотрудников некоторых отраслей гарантированных компенсаций, но при этом снимет с предприятий определенную финансовую нагрузку. Они смогут оплачивать лишь те риски, которые сами создают. В то же время, по оценкам Клинского института охраны и условий труда, при сохранении действующего законодательства и полномасштабном внедрении новой системы установления компенсаций (постановление Правительства РФ от 20.11.08 № 870) совокупные затраты хозяйствующих субъектов РФ увеличатся более чем в 4 раза.