Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

СОУТ глазами профсоюзов: cпецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест (часть 5)

10.04.2014 9:42:00

В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ о СОУТ) в частности указываются основные этапы проведения спецоценки условий труда. О первом этапе – подготовке к СОУТ – речь шла в предыдущей части публикации. Рассмотрим второй этап – процедуру идентификации потенциально вредных и опасных для работников производственных факторов.
 
Продолжение. Начало см. здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.




ЭТАП 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
 
В соответствии ч. 1 ст. 10 ФЗ о СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор; утв. Минтрудом РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). И Методика, и Классификатор утверждены приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.
 

БЕЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ
 
Прежний порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривал, что оценка их соответствия гигиеническим нормативам на всех аттестуемых рабочих местах производится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса.
 
С вступлением в силу ФЗ о СОУТ возникает возможность оценить условия труда без инструментальных измерений. Это связано с закреплением в законодательстве процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Процедура эта призвана дать ответ, проводить или не проводить на конкретном рабочем месте исследования (измерения) и испытания вредных и (или) опасных производственных факторов. Данная законодательная новация вызывает определенные опасения относительно объективности результатов подобной оценки. Рассмотрим подробнее процедуру.
 
Из положений Методики (п. 3) следует, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ (далее – ОПСОУТ), а полученные результаты утверждаются комиссией по СОУТ.
 

 
УЧИТЫВАЕМЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫЕ И (ИЛИ) ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ

При проведении идентификации на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов эксперт ОПСОУТ обязательно должен учитывать следующее (ч. 3 ст. 10 ФЗ о СОУТ):
 
Особый интерес вызывают предусмотренные Методикой (п. 5) способы выявления на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов при проведении идентификации. Для этого эксперт ОПСОУТ, не проводя никаких измерений, изучает следующую документацию, предоставляемую работодателем:
 
При этом указанные документы предоставляются работодателем при их наличии. Что делать при их отсутствии – вопрос.
 
Кроме того, выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, их источников может проводиться путем обследования рабочего места: осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми в режиме штатной работы, а также опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.
 

СОПОСТАВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ
 
Выявленные указанными способами факторы производственной среды и трудового процесса эксперт ОПСОУТ сопоставляет с вредными и (или) опасными факторами, предусмотренными Классификатором, сравнивая их наименования для выявления совпадений. Если выявлено, что наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных Классификатором, то такие факторы признаются идентифицированными как вредные и (или) опасные. При наличии идентифицированных факторов комиссия по СОУТ принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов в порядке, установленном ФЗ о СОУТ.
 
Если же эксперт ОПСОУТ не выявил на рабочем месте вредных или опасных факторов либо наименования выявленных факторов не совпадают с наименованиями, предусмотренными Классификатором, то эксперт фиксирует отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов. В этом случае никакие исследования, измерения и испытания на рабочем месте не проводятся, и комиссия по проведению СОУТ признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми. Таким образом, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов позволяет работодателю избежать затрат, связанных с проведением полноценных исследований и измерений на тех рабочих местах, где условия труда с очевидностью не оказывают негативного воздействия на работников (например, рабочие места офисного персонала и т.п.). Это высвободит средства, которые могут быть направлены работодателем на развитие производства, повышение оплаты труда и т.п.
 
В то же время процедура идентификации с большой вероятностью выведет из вредных условий труда многие категории работников, которые соответственно утратят право на ранее предоставлявшиеся им гарантии и компенсации. И даже если есть объективные и законные основания для отмены данных гарантий и компенсаций, будет очень трудно объяснить работникам такое ухудшение их положения, что повлечет рост числа социально-трудовых конфликтов. Такая ситуация потребует от профсоюзов не только квалифицированного участия в процедуре СОУТ и контроля на всех ее этапах, но и более интенсивной работы по обеспечению роста оплаты труда за работу в нормальных, здоровых условиях.
 
К тому же нельзя исключать, что процедура идентификации может стать пространством для злоупотреблений со стороны отдельных недобросовестных ОПСОУТ, предлагающих работодателям «нарисовать» результаты идентификации и тем самым существенно сэкономить как на процедуре СОУТ, так и на гарантиях и компенсациях работникам, страховых взносах в ПФР.


РАБОЧИЕ МЕСТА, ГДЕ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЕ ПРОВОДИТСЯ

ФЗ о СОУТ (ч. 6 ст. 10) предусматривает перечень рабочих мест, где идентификация вредных или опасных производственных факторов не осуществляется. К таким рабочим местам относятся:
На перечисленных рабочих местах должны быть проведены исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. Для этого эксперт ОПСОУТ должен определить перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на таких рабочих местах в соответствии с требованиями ФЗ о СОУТ.

Продолжение следует.
 
Денис Журавлев


Источник: solidarnost.org


 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда