Минздравсоцразвития подготовило проект поправок в закон о страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Документ прошёл первое чтение в Госдуме, как ожидается, к декабрю пройдёт остальные два и вступит в действие в начале будущего года. Его последствия для железнодорожной отрасли оцениваются от резко отрицательных до оптимистично положительных.
По замыслу разработчиков поправки должны подвигнуть работодателей на усиление охраны труда на производстве. По информации Роструда, в первом полугодии на рабочих местах погибло 3600 человек. В качестве причин называются несоблюдение требований по оборудованию рабочих мест и недостаточная грамотность организаторов производства.
Производство диктует особые
условия охраны труда
Стимулом исправиться для работодателей должна стать возможность получить скидку на отчисления в Фонд соцстраха. Как пояснил замминистра Александр Сафонов, это первый шаг к тому, чтобы страховые тарифы устанавливались индивидуально для каждого юрлица. Их размер будет зависеть от результатов аттестации рабочих мест и медосмотров сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, за трёхлетний период. К примеру, зафиксированные факты гибели работников повлекут надбавку к страховому тарифу, «добросовестные же работодатели в подобных условиях должны только выиграть».
Компании железнодорожной отрасли относят себя именно к последним. «У нас все рабочие места прошли аттестацию, некоторые сейчас проходят её повторно. При этом в целом по стране из 8 млн хозяйствующих субъектов только 1% провели аттестацию. То есть мы далеко впереди всех промышленников», – отмечает генеральный директор объединения работодателей «Желдортранс» Сергей Чаплинский.
По его мнению, проблемы будут у тех компаний, которые и на аттестации, и на осмотрах экономили, а для железнодорожников это исключительно технический закон, который устанавливает порядок информирования соответствующих федеральных структур о наличии рабочих мест с вредными факторами и о том, что проводятся медосмотры. В отрасли это было всегда и будет в дальнейшем.
– Более того, закон устанавливает, что социально ответственные работодатели могут получить скидки до 40% на страховых отчислениях. Поэтому я уверен, что все организации железнодорожного транспорта будут этим правом пользоваться с момента вступления документа в силу. А сэкономленные средства мы также сможем инвестировать в развитие человеческого капитала, в соцгарантии работникам и членам их семей. И для нас в какой-то степени хорошо, что он будет принят, – считает глава отраслевого объединения работодателей.
Однако точно прогнозировать, как изменится страховой тариф для отрасли с учётом дополнительных показателей, пока трудно из-за нехватки ряда важных нормативов. К примеру, в связи с законопроектом потребуют доработки действующие сейчас правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, а также правила начисления, учёта и расходования средств на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве.
– Сейчас ОАО «РЖД» находится в третьем классе профессионального риска из 32 существующих и выплачивает 0,4% от фонда оплаты труда в Фонд социального страхования, – говорит главный технический инспектор труда Роспрофжела Юрий Меламед. – При этом уровень травматизма в компании достаточно низкий, чуть ли не на уровне учителей – в год из 2 тыс. работников травмируется один. Самая большая вредность у угольщиков, они в 32-м классе и платят в ФСС 8,5% фонда оплаты труда. По результатам аттестации рабочих мест у них 67,8% работников трудятся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, но и в РЖД не намного меньше – 53%. Сопоставив эти величины, можно предположить, что выплаты в Фонд социального страхования могут возрасти.
Эксперты не исключают, что процесс принятия подзаконных актов, где прописаны все нормативы, может затянуться. Именно поэтому оценки последствий принятия нового законопроекта так разнятся. «Однозначно сказать, что для добросовестных работодателей закон не повлечёт каких-то изменений, сейчас нельзя, – считает генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Олег Косырев. – Всё зависит от того, как будут учитываться результаты аттестации и медосмотры. И здесь возможны варианты. Если раньше при установлении скидок и надбавок к страховому тарифу учитывалось только, проведена аттестация или нет в объёме 30% от всех рабочих мест, то теперь – её результаты. И если здесь будут принимать во внимание наличие мест с вредными условиями и с их учётом делать надбавку к тарифу, то для железнодорожной отрасли это может привести к негативным последствия, так как у неё достаточно рабочих мест с неустранимыми вредными факторами».
Кроме того, обращает внимание эксперт, по новому закону скидок работодателю не видать, если на производстве в течение трёх лет были несчастные случаи со смертельным исходом. А избежать этого в такой огромной производственной компании, как ОАО «РЖД», чрезвычайно трудно.