Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Новый порядок породил беспорядок? Как работодателям не ошибиться в выборе аттестующей организации рассказал порталу job.ru Олег Косырев

24.10.2011 0:00:00

Прошло всего полтора месяца с тех пор, как вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест. И, надо сказать, за столь непродолжительный период произошло несколько значимых событий в этой сфере. Об этом, а также о том, как работодателям не ошибиться в выборе аттестующей организации, мы побеседовали с генеральным директором Клинского института охраны и условий труда

Олегом КОСЫРЕВЫМ
.

На II Всероссийском съезде аттестующих организаций, аккредитованных Минздравсоцразвития России, который состоялся 23 сентября, начальник Управления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Федеральной службы по труду и занятости Игорь Воробьев сообщил, что несоответствия либо нарушения требований законодательства выявлены в 48-ми из 304 аттестующих компаний, в которых были проведены проверки. Более того, восемь компаний были исключены из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Основные нарушения, за которые были введены такие жесткие меры – отсутствие квалифицированных специалистов и необходимого оборудования.

Олег Александрович, о чем, по Вашему мнению, говорит такое значительное количество нарушений?

Исторически сложилось, что этот бизнес серьезно не контролировался и имел много допущений. Например, можно было приобрести пару приборов и аккредитовать лабораторию с минимальной областью аккредитации (на измерения двух параметров). Остальные измерения якобы проводить при помощи некоего субподрядчика, который зачастую был только на бумаге. В результате этого сейчас большинство аккредитующих организаций просто не имеет нормального технического и кадрового оснащения.

С введением нового Порядка возник повышенный спрос на услуги аттестующих организаций. Это связано с тем, что до 1 сентября многие работодатели осуществляли аттестацию своими силами, при помощи собственных профильных и непрофильных подразделений. Сейчас такая система организации процесса аттестации стала нелегитимной – все виды оценок и исследований должны проводиться независимой аттестующей организацией. Вот этим возникшим спросом и пытаются воспользоваться недобросовестные исполнители. К сожалению, как показала практика, существующая на данный момент система аккредитации Минздравсоцразвития РФ не дает гарантии, что аттестованная организация окажется компетентной.

С какими проблемами, помимо низкого уровня компетентности некоторых организаций, столкнулись участники рынка оценки условий труда?

Часть этих проблем создают предприятия-однодневки, которые рассчитывают заработать денег и уйти с рынка при первых же проверках. Их ценовая политика весьма агрессивна: на открытых тендерах они в несколько раз могут уронить заявленную стоимость. У заказчика не остается выбора, и он получает, по сути, «кота в мешке». Кстати, в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте госзакупок появились уже и аттестующие организации.

Из этой проблемы вытекает другая. Определение заказчиком цены осуществляется, как правило, на основе анализа публично заключенных сделок. И здесь начинается цепная реакция: на тендерных площадках он видит сделки, заключенные по демпинговой цене и уже сам вынужден в виде начальной цены устанавливать серьезно заниженную стоимость, тем самым подогревая разыгравшийся демпинг. Это приводит к тому, что ни одна серьезная аттестующая организация, работающая по всем правилам, не сможет получить такой заказ, поскольку цена оказывается ниже себестоимости работ. И остаются только фирмы-однодневки, которых такая цена устраивает.

На сентябрьском съезде аттестующих организаций заместитель главы Минздравсоцразвития России Александр Сафонов сообщил о наличии ещё одной проблемы. По его словам, участились случаи сговора госорганов по труду с аттестующими компаниями. Однако со своей стороны заместитель министра заверил, что необходимые меры по устранению коррупции будут приняты.

На что стоит обращать внимание компаниям, выбирающим аттестующую организацию?

Во-первых, самое простое, что можно сделать – это удостовериться в том, что независимая аттестующая организация включена в Реестр аккредитованных организаций (эту информацию можно найти на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ). Особое внимание стоит обратить на столбец Реестра «Дата исключения из Реестра», чтобы убедиться, что организацию не исключили.

Второе, на что следует обратить внимание, область аккредитации испытательной лаборатории, в которой указано, какие именно факторы производственной среды может исследовать лаборатория. Часто бывает, что лаборатория оценивает факторы, которых нет в области аккредитации – это грубейшее нарушение. В первую очередь, это относится к химическим веществам – встречающимся редко (химические и фармацевтические предприятия), биологическому фактору – поскольку большинство испытательных лабораторий не имеют в своем составе микробиологическую лабораторию, необходимую для его оценки. В то же время присутствие биологического фактора характерно для многих видов экономической деятельности (пищевая промышленность, медицина, ЖКХ, сельское хозяйство и др.).

Подтверждением факта аккредитации испытательной лаборатории является аттестат с областью аккредитации в виде обязательного приложения. Сейчас много добровольных систем сертификации и аккредитации. Однако наиболее авторитетной организацией здесь является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и, желательно, чтобы аттестат был выдан именно этим ведомством. Список испытательных лабораторий, подведомственных Росстандарту, можно найти на официальном сайте организации.

В-третьих, дополнительной гарантией качества предоставляемых услуг для работодателя является членство аттестующей компании в саморегулируемой организации (СРО). Члены СРО добровольно выполняют повышенные требования к качеству своих услуг, за их работой установлен дополнительный контроль, их ответственность перед клиентами застрахована.

В-четвертых, необходимо сопоставлять объемы предстоящей работы и официальную штатную численность аттестующей организации. Различного рода договоры подряда и трудовые договоры «по совместительству» свидетельствуют об отсутствии реальных кадровых ресурсов и работодатель, скорее всего, получит «рисованные» результаты. Специалисты должны иметь удостоверения о специальной подготовке. Здесь тоже много подводных камней, на сегодня нет установленной процедуры такой подготовки. Следует обращать внимание на организацию, проводившую обучение и выдавшую такие удостоверения.

И наконец, немаловажным фактором является цена. Если она сильно занижена – это сигнал о том, что услуги вряд ли будут оказаны качественно. СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» разработало стандарт «Оказание услуг в области охраны труда. Определение трудозатрат и методика расчета стоимости оказания услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Общие требования». Его можно найти на официальном сайте данной организации.

Используя этот стандарт, работодатель может оценить реальные трудозатраты для проведения аттестации на имеющихся у него рабочих местах и сравнить эту стоимость с тем, что предлагает та или иная аттестующая организация.

Каким Вы видите будущее рынка оценки условий труда?

Я полагаю, что ситуация будет постепенно выравниваться. Бизнес будет укрупняться и технически оснащаться. Однако это не означает, что количество аттестующих организаций с «плохими» результатами проверок в ближайшее время уменьшится. Тем более, что такие проверки будут осуществляться уже не местными инспекциями, персонал которых был слабо подготовлен к их проведению, а независимой комиссией, формируемой Минздравсоцразвития РФ, согласно методическим рекомендациям, которые сейчас готовятся. Через какое-то время это должно привести к значительному отсеву тех компаний, которые не соответствуют стандартам. Конечно, при условии, что прекратится этот демпинговый беспредел, начавшийся после вступления в силу Порядка.


Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда