Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Установление компенсаций работающим во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда

03.06.2015 4:54:00





Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.
Переход к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова­ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации в связи с принятием Феде­рального закона "О специальной оценке ус­ловий труда”» (далее – Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен­сионном страховании в Российской Федера­ции» и другие законодательные акты, оз­начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен­саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита­ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.
 









Олег КОСЫРЕВ,
Президент Межрегиональной Ассоциации 
содействия обеспечению безопасных 
условий труда «ЭТАЛОН»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

 
  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые от­ношения с работодателями – физически­ми лицами, не являющимися индивиду­альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

СОУТ является комплексом последова­тельно выполняемых мероприятий по иден­тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да­лее – Классификатор) и оценке их воздей­ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас­но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при­казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.
 
Если вредные и опасные факторы не вы­явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.
 
Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:

 
  • работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

                              
 

В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот­ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее – Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен­ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа­лась в Р 2.2.2006-05 – документе, который по своему юридическому статусу носил реко­мендательный (необязательный) характер.
 
Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и их соот­ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от­сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За­кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу­чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже­нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте­пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори­альным органом Роспотребнадзора.
 
Следует обратить внимание на ст. 5 За­кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра­ва и обязанности работника в связи с осу­ществлением СОУТ. Так, работник вправе:

 
  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложения­ми, высказывать свое мнение работода­телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.
 
Работник обязан ознакомиться (под под­пись) с результатами проведенной на его ра­бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна­чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль­ный орган Роструда или иска в суд.

 
С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно­вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:
 
  • в Список производств, цехов, профессий и долж­ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле­нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
  • Списки производств, работ, профессий, должно­стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
  • Списки производств, работ, профессий и долж­ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по­становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);
  • иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны­ми и (или) опасными условиями труда.
Суть нововведений заключается в том, что нали­чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.
 
Важная законодательная новация  класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ­ником средств индивидуальной защиты. Оцен­ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви­дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.


                         
 

 
РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА
 
Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль­таты СОУТ имеют широкую сферу примене­ния. Выделим наиболее важные направления:

 
  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас­са (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболева­ний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных ри­сков;
  • решение вопроса о связи возникших за­болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний;
  • обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организация обязательных предвари­тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обоснование финансирования меро­приятий по улучшению условий и охра­ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.

В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода­телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу­дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны­ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион­ный фонд Российской Федерации, Фонд со­циального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи­телями указанных государственных структур.

 
Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ
 
 
Результаты специальной оценки условий труда
 
 
Расходы внутри организации
 
Выплаты в государственные
внебюджетные фонды

 
 
Дополнительный отпуск
(ст. 117 ТК РФ)
 
 
Доплаты
(ст. 147 ТК РФ)
 
Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
 
Сокращенная
рабочая неделя

(ст. 92 ТК РФ)
 
 
Молоко и лечебно-профилактическое
питание

(ст. 222 ТК РФ)
 
 
Медосмотры
(ст. 213 ТК РФ)
 
 
Обеспечение СИЗ
(ст. 221 ТК РФ)
 
Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда
(ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)
 
 
Как известно, необходимость разработ­ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол­нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан­ность работодателя уплачивать в ПФР стра­ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо­тах с тяжелыми и (или) вредными условия­ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль­татам СОУТ, проводимой в порядке, уста­навливаемом отдельным федеральным за­коном.
 
С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни­тельные страховые тарифы дифференцирова­ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).

Таблица 2. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах
 

Класс
условий
труда

 
Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные
 
4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%

Допустимые
 
2 0%

Оптимальные
 
1 0%
 
Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас­ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест – тем выше сумма дополни­тельных отчислений. 
 
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.
 
Другие компенсации работникам, за­нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен­ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло­вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч­шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

 
ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ
 
До тех пор пока на рабочем месте не про­ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред­ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни­ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.
 
Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден­ных результатами СОУТ, гарантии и ком­пенсации работникам не устанавливают­ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу­ются.
 
Новый порядок их установления на осно­ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.
 
Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз­мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за­нятым во вредных и (или) опасных усло­виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде­ляется работодателем с учетом мнения пред­ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.
 
Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.
 
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.
 
Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).
 
Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае­мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины­ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.
 
Добавлены принципиальные новации – возможность монетизации части дополни­тельного отпуска (превышающей семиднев­ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про­должительности смен при сокращенной ра­бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.
 
Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу­скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни­кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

 
  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдель­ного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, раз­меры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглаше­нии, участником которого является ор­ганизация;
  • в коллективном договоре (на уровне ор­ганизации) закреплены согласованные работодателем и представительным ор­ганом работников условия и порядок корректировки.
Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга­низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

 
ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ
 
В отношении прав работника на досроч­ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго­ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ­лены ранее, сохраняются.
 
Обязанность по финансированию до­срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред­ных и (или) опасных условиях труда, возла­гается на работодателей, имеющих соответ­ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла­той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.
 

 
Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со­ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси­онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по  дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.
 
В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде­рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

 
  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.
 
Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.
 
В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».
 
Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение – это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.
 
В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.
 

 
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры – снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.
 
 
Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда
 
Норма ТК РФ Новая редакция  
Основание для коррек­тировки компенсаций
 
 
Возможность корректировки компенсаций

 
Статья 92  
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше),
– не более 36 ч в неделю.
 

Отраслевые
(межотрас­левые) соглашения и коллективные
догово­ры,
а также письменное согласие работника.

 
 
Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой
денежной компенсации
 
Статья 94
 
Максимально допустимая
продолжитель­ность ежедневной
работы (смены)
не может превышать:
– при 36-часовой рабочей
неделе – 8 ч;
– при 30-часовой рабочей неделе
и менее – 6 ч.
   
Максимально допусти мая продол­жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:
– при 36-часовой рабочей
неделе – до 12 ч;
– при 30-часовой рабочей
неделе и менее – до 8 ч.
 
 
Статья 117  
Продолжительность ежегодного дополнитель­ного оплачиваемого
отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда
(класс 3.2 и выше), – не менее
7 календарных дней.
.
 
   
Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю­щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147  
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными
условиями труда (класс 3.1) –
не менее 4%.

 
   
 
 
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети­зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.




Источник: "Справочник специалиста по охране труда", № 4, 2014.






Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда