На вопросы HeadHunter отвечают представители Клинского института охраны и условий труда – одного из признанных лидеров на российском рынке услуг в области охраны труда и сохранения здоровья работников:
Олег Косырев, генеральный директор,
Надежда Симонова, директор департамента по научной работе,
Андрей Москвичев, исполнительный директор.
Олег Косырев: Вредные условия труда (ВУТ) — это условия, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или на его потомство. Вредные производственные факторы — это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Согласно ст. 209 ТК РФ №
По степени вредности и опасности условия труда условно подразделяются на 4 класса:
Условия труда, характеризующиеся классом 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4, считаются вредными, а классом 4 — опасными (экстремальными). При определенных условиях вредный фактор может стать опасным. Опасный производственный фактор — тот, воздействие которого на работника может привести к его травме. Например, уровень шума на рабочем месте, превышающий 80 дБА, является вредным производственным фактором, а уровень выше 115 дБА будет уже опасным. Шум с уровнем 80 дБА и ниже является допустимым, хотя для здоровья работника он также представляет опасность.
Степень вредности производственных факторов и факторов трудового процесса оценивается на основе гигиенических критериев.
В Российской Федерации гигиенические нормативы устанавливаются санитарными нормами и правилами, обязательными для соблюдения всеми организациями и юридическими лицами, независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности, а также физическими лицами, независимо от гражданства (Федеральный закон от 30.03.1999 г. №
Примером, когда фактор трудового процесса «напряженность» является вредным, может служить деятельность работников таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п. Для них в частности характерна высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса или возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки», характеризующему нервно-эмоциональное состояние человека (перенапряжение), будет 3.2).
Андрей Москвичев: Вредные условия труда встречаются практически во всех сферах деятельности — условно говоря, и в шахте, и в офисе. Чаще всего это обусловлено, например, тем, что при производстве используется устаревшее оборудование и технологические процессы, не отвечающие гигиеническим требованиям, либо отсутствуют или находятся в неисправном состоянии средства защиты и т.п. Кроме того, уровни некоторых производственных факторов при современном состоянии развития науки и техники не могут быть снижены и поэтому остаются вредными.
Так, казалось бы, для «безобидного» офиса условия труда могут быть вредными от недостаточной освещенности и ее пульсации, переутомления зрительного органа, неравномерности распределения яркости в поле зрения пользователя ПК и длительности сосредоточенного наблюдения, а также от неподвижности рабочей позы.
А.М.: Начну с того, что называть вредной ту или иную профессию не вполне корректно — следует говорить о вредности условий труда на рабочем месте. В свою очередь о ВУТ можно судить лишь на основе оценки соответствия гигиеническим нормативам факторов, имеющихся (выявленных) на рабочем месте.
Для профессии менеджер по продажам наиболее характерны такие виды деятельности, как общение с действующими и/или потенциальными клиентами с целью формирования у них заинтересованности в покупке товаров или услуг. Для этого значительную часть рабочего дня приходится работать за компьютером — универсальным инструментом, от которого никуда не деться. Отсюда вредное влияние на зрение: от частого напряжения глаза устают, возникает жжение, слезотечение, резь. Иными словами, постоянное смотрение в одну точку дает сильную нагрузку, слизистая от редкого мигания высыхает, в результате чего зрение «садится». Кроме того, продолжительная работа за компьютером в положении сидя, практически неподвижно, вызывает застойные явления (закостенелость позвоночника и др.). Также менеджер часто общается по телефону с клиентами, что приводит к эмоциональным нагрузкам. Неизбежны и стрессовые ситуации: то отгрузили не тот товар, то брак допустили, то запоздали с оплатой...
Надежда Симонова: В офисных видах деятельности существует разновидность, которая может сопровождаться или привести к напряженности. Речь идет о профессиях коммуникативной направленности. К ним очень близки менеджеры по продажам, однако надо понимать, что они работают с людьми, заинтересованными в покупке, поэтому конфликты между ними случаются нечасто. А вот в других коммуникативных профессиях может возникнуть конфликт между работником и клиентом, с которым он общается: например, к таким относятся должности администратор гипермаркета, контролера в гипермаркетах, розничных продавцов. Во всех этих случаях люди работают исходя из принципа «клиент всегда прав», благодаря чему все претензии, оправданные или нет, должны приниматься безусловно.
Помимо этого, отмечается следующий критерий, зачастую очень сложный и трудно определимый, – количество конфликтных ситуаций в течение одного рабочего дня. Если конфликтов в день более восьми, то работа может считаться почти вредной (для признания ВУТ необходимо наличие еще пяти критериев). Особенность коммуникативных профессий, в которых люди устают общаться, состоит в том, что, принимая на себя отрицательные эмоции контактера, они не должны отдавать негатив в ответ.
Синдром профессионального выгорания — заболевание, возникающее вследствие чрезмерной усталости от профессиональной деятельности и негативных реакций на отдачу от нее.
Н.С.: Сформулирован такой диагноз, как «синдром профессионального выгорания» (СПВ). В США он введен в статус официального еще в 70-х гг. XX века и сегодня широко используется. К сожалению, в списке профессиональных заболеваний, утвержденном в нашей стране, его нет. Тем не менее, СПВ – это заболевание, возникающее вследствие чрезмерной усталости от профессиональной деятельности и негативных реакций на отдачу от нее. Оно чаще всего встречается у учителей и врачей, а также диспетчеров и продавцов гипермаркетов. На ранних стадиях выражается в апатии, бессоннице, головных болях, а на поздней – приводит к тяжелым заболеваниям, часто сопровождаемым алкоголизмом и наркоманией.
Н.С.: Да, возможна, если решением этой проблемы всерьез озаботился сам работодатель. В каждой компании должна быть создана атмосфера взаимного уважения, а также принят в штат грамотный психолог. Любой сотрудник должен иметь четкое представление о своем профессиональном и карьерном росте, что вызовет у него положительную мотивацию к трудовой деятельности. Она может пересилить те негативные эмоции, которые сотрудник получает от клиента и в совокупности с обучением определенным навыкам в поведении и работой с психологом приведет к долгой и успешной работе на своем поприще.
Н.С.: Психологов в нашей стране достаточно много, поэтому динамика вполне положительна. Однако даже в крупных компаниях психологическая служба, как правило, работает на работодателя с точки зрения подбора персонала.
А.М.: Тяжесть труда, так же как и напряженность, оценивается в рамках аттестации рабочих мест. Аттестация – это единственная процедура, которая оценивает условия труда работника. Количество профессиональных заболеваний относится к данному фактору (тяжести труда) и напрямую зависит от него. Нагрузок, которые отражены в ней, гораздо больше, чем в напряженности. Одной из основных проблем являются перегрузки, связанные с рабочей позой – неудобной, фиксированной и т.д. Если мы рассматриваем продавцов, то им, конечно, свойственно находиться все время на ногах, что приводит к такому профессиональному заболеванию, как «варикозное расширение вен». Им страдают также все «станочники» и специалисты, обслуживающие конвейеры. Кроме того, оцениваются такие показатели, как количество наклонов, производимых сотрудником в течение рабочей смены (не должно превышать 100), расстояние по горизонтали и вертикали, которое человек может пройти за день (не более 8 километров). Классический пример работы, связанной с постоянными наклонами, – осмотрщики на железнодорожных вокзалах и депо.
Н.С.: Заболевания от физических перегрузок чаще всего встречаются в производственных видах деятельности. То, о чем рассказывал А.М., также применимо к поварам, пекарям, официантам, специалистам добывающей промышленности (бурильщики в шахте) – людям, вынужденным, согласно своим профессиональным обязанностям, постоянно находиться на ногах. В таких условиях страдают суставы, что приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, болям в спине и т.д. В ряде случаев тяжелая физическая нагрузка сочетается с локальной вибрацией (это характерно для шахтеров и проходчиков).
А.М.: Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:
1. Нагрузки интеллектуального характера.
1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.
Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу.
Например, наиболее простые задачи решают лаборанты (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медсестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (по серии инструкций), имеют место в работе руководителей, мастеров промпредприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1.). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности, наблюдается у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2.).
1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка». По данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и др. (класс 3.1). В случае когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промпредприятий, водители, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.).
1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено обязанностей на человека, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда (работа лаборанта – класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение задания с его последующей проверкой (класс 2), что характерно для таких профессий, как медсестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль над выполнением задания указывает на серьезный уровень сложности выполняемых функций работником и, соответственно, в большей степени влияет на напряженность труда (мастера промпредприятий, телеграфисты, конструкторы, водители – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2) – это характерно для таких профессий, как руководители промпредприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.
1.4. «Характер выполняемой работы». В случае когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – мастера промпредприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) достигается работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат (врачи, руководители промпредприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).
2. Сенсорные нагрузки.
2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены)». Чем больший процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значение этого показателя колеблется у медсестер, мастеров промпредприятий (2 класс). Самый низкий уровень наблюдается у руководителей предприятий, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25% от общего времени смены).
2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы». Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. Если классифицировать по форме (или способу) предъявления информации, то сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и с помощью речевого сообщения (по телефону, радиофону, а также при непосредственном прямом контакте работников).
Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час – от 25 до 150). У медсестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.
Наибольшая напряженность достигается работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат.
2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» – указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует кассу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8-9 телетайпов, а также у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (1 класс).
2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (процент от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (процент от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа или лупы переводится в процент: чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.
2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)». Согласно этому показателю, фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взгляда на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.
2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5 м и т.п.
2.8. «Нагрузки на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной (без отдыха) голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе таких профессий, как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).
3. Эмоциональные нагрузки.
3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» – указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, как руководители и мастера промпредприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители автотранспортных средств и т.п., характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).
Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), такой труд характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность лишь за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия требуются только со стороны самого работника (1 класс).
Некоторые профессии характеризуется ответственностью либо только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.), либо за личную безопасность (космонавты, пилоты и др.).
3.2. и 3.3. «Степень риска для собственной жизни» и «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражают факторы эмоционального значения. Некоторые профессии характеризуется ответственностью либо только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.), либо за личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) – 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание этих факторов (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта и т.п.), а следовательно, эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Также существуют профессии, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.), и их труд оценивается как 1 класс напряженности труда
4. Монотонность нагрузок.
4.1. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций». Чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 – 3.2).
4.2. «Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций». Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, равно как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 – 3.2).
4.3. «Время активных действий (в процентах от продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 – 3.2).
4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в процентах от времени смены)». Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, равно как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) – класс 3.2.
5. Режим работы.
5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня» выделяется в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 (телефонисты, телеграфисты и т.п.) до 12 часов и более (руководители промпредприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка и, соответственно, выше напряженность труда.
5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи и др.).
5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)». При надлежащей организации труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляют напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды. Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медсестер и т.д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2) в отличие от мастеров и руководителей промпредприятий, у которых перерывы не регламентированы и не продолжительны (класс 3.1.). В то же время перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).
6. Общая оценка напряженности трудового процесса.
6.1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все вышеперечисленные 22 пункта. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей.
6.2. По каждому показателю в отдельности определяется свой класс условий труда. В случае если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени.
6.3. При окончательной оценке напряженности труда:
Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все вышеперечисленные 22 пункта. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей.
6.3.1. «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в тех случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.
6.3.2. «Допустимый» (2 класс) устанавливается в тех случаях, когда
6.3.3. «Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к 3 классу. При этом труд напряженный 1-й степени (3.1.) в тех случаях, когда
Труд напряженный 2-й степени (3.2) в тех случаях, когда
6.4. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.
А.М.: Коэффициент пульсации освещенности (КП, %) – это критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока газоразрядных ламп при питании их переменным током.
При использовании ламп накаливания и галогеновых светильников коэффициент пульсации не оценивается, так как у излучения ламп накаливания пульсации весьма незначительны. Измерение величины коэффициента пульсации освещенности производится одновременно с измерениями освещенности.
При контроле величины коэффициента пульсации освещенности особое внимание должно быть уделено тем рабочим местам, где в поле зрения работающего имеются быстро движущиеся или вращающиеся предметы, то есть возможно появление стробоскопического эффекта, а также в помещениях с ПЭВМ. Люминесцентная лампа в сети переменного тока 100 раз в секунду зажигается и гаснет, так как при частоте 50 Гц ток 100 раз в секунду меняет направление, проходя через нуль. Погасания лампы не видны, однако они вредно влияют на зрение и, кроме того, могут исказить действительную картину движения освещаемых предметов. Это явление называется стробоскопическим эффектом.
Кардинальным техническим решением для выполнения требований норм при зрительно напряженных работах является применение светильников с ЭПРА. Электронные ПРА являются более дорогими по сравнению с электромагнитным ПРА устройствами, однако начальные затраты компенсируются их высокой экономичностью, которая характеризуется уменьшенным на 30% энергопотреблением (при сохранении светового потока) за счет повышения светоотдачи лампы на повышенной частоте 400 Гц и выше, а также более высокого КПД.
Надежда Симонова: Регулярное перенапряжение зрения ведет к профессиональной близорукости. Основным фактором, влияющим на развитие этого заболевания, стала работа за компьютером. Людей надо обучать умению отдыхать от монитора. Также характерным заболеванием является перетруживание голосового аппарата, особенно у учителей и профессиональных дикторов. Такое напряжение ведет к заболеванию голосовых связок и т.н. «профессиональному ларингиту».
Что же касается напряженности труда, то в национальном списке профессиональных заболеваний нет ни одного, которое бы вызывалось повышенной напряженностью труда. Очевидно, это связано с тем, что такие паталогии игнорировались идеологией советского периода. «Отголосок» существует и сегодня: по статистике, уровень профессиональных заболеваний в России на порядок ниже, чем в развитых странах. Однако мы вынуждены говорить о том, что большинство из них просто не выявляется. Тем не менее, процесс становления списка профессиональных заболеваний находится в динамичном состоянии.
Андрей Москвичев: В офисных работах нечто, связанное с постоянной предельной физической нагрузкой на организм, не так часто встречается. Нагрузка на слуховые и зрительные анализаторы относится к напряженности труда.
По статистике, уровень профессиональных заболеваний в России на порядок ниже, чем в развитых странах. Однако большинство из них просто не выявляется.
Олег Косырев: Если мы рассматриваем проблему с точки зрения соблюдения норм охраны труда, то главным органом надзора является государственная инспекция по труду. Это федеральная служба вертикального подчинения, входящая в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Своя трудовая инспекция есть в каждом субъекте Российской Федерации. Инспектор может самостоятельно выходить на предприятие с проверкой, в рамках которой он может выявить нарушения. Здесь следует помнить, что не в компетенции инспектора оценивать, правильно или неправильно проведена аттестация. Он лишь может обратить внимание на то, что аттестация рабочего места не проведена или проведена с нарушением.
Экспертиза – это второй компонент системы, осуществляемый государственным органом исполнительной власти. Например, в столице экспертизой занимается Департамент труда и занятости населения города Москвы.
Вне зависимости от масштаба, предприятие обязано, согласно трудовому законодательству, провести аттестацию рабочих мест. Если ее не было проведено, то работник вправе пожаловаться, обратившись в инспекцию, представители которой инициируют проведение проверки и аттестации. Работник может заявить: «Я не согласен с результатами проведенной оценки рабочих мест. Работодатель говорит, что в этом месте работать не вредно, а я считаю, что он не прав!» После чего он пишет заявление с просьбой проведения экспертизы его рабочего места.
Отдельно эти процессы может контролировать Роспотребнадзор, с точки зрения соблюдения санитарных норм и правил. Любые превышения и отклонения от допустимых санитарных норм относятся к деятельности этого органа. Важно помнить, что он не контролирует, проведена была или нет аттестация рабочих мест, но может провести самостоятельно проверку и во время нее выявить нарушения. Роспотребнадзор не имеет прямого отношения к охране труда, так как осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о санитарнно-эпидемологическом благополучии населения.
О.К.: Есть еще очень важный инструмент борьбы за свои права – Прокуратура, которая является органом, осуществляющим контроль за соблюдением норм трудового законодательства. Именно туда можно написать заявление в случае нарушения.
Нельзя забывать и о профсоюзе, который имеет достаточно полномочий, чтобы провести контрольные меры и встать на защиту работника. В общем и целом инструментов много, и важно, насколько работник готов действовать. Либо он будет пытаться договориться с работодателем и выставит ему претензии при поддержке профсоюза, либо заполнит обращение в госорганы – например, одновременно в Прокуратуру и Роспотребнадзор. Если работодатель не идет на контакт, то надо обращаться в указанные контролирующие органы. Статистика показывает, что такие процессы, как правило, выигрывает работник. Не нужно бояться увольнений, ибо по факту таких конфликтов вероятность потерять работу невелика. Такие нарушения могут повлечь наказание, вплоть до уголовного.
О.К.: Что касается ответственности, то на сегодняшний день действуют административные наказания в виде штрафов и приостановки деятельности. Эти меры прописаны в статье 5.27 Кодекса административных правонарушений. Пока максимальный штраф за нарушения составляет 50 000 рублей, однако в эту статью постепенно вносятся изменения. Прорабатывается некоторое количество подстатей, согласно которым возникает специализированная ответственность за результаты аттестаций рабочих мест (недостоверность, ложные сведения и т.д.). В этом случае предусматриваются штрафы вплоть до 500 000 рублей. Таким образом, бизнесу становится проще и выгоднее провести правильную аттестацию рабочих мест, нежели потом платить внушительную сумму за каждое нарушение в отдельности.
О.К.: Из-за недостаточного количества судебных прецедентов практика штрафования не очень сильно развита. В России пока не сложилась культура привлечения работодателя к суду за нарушение нормативов по труду, но мне кажется, что она будет развиваться в связи с дополнением в законодательстве. Думаю, в ближайшее время мы получим всплеск процессов, связанных с рассматриваемой проблемой.
Бизнесу становится проще и выгоднее провести правильную аттестацию рабочих мест, нежели потом платить внушительную сумму за каждое нарушение в отдельности.
О.К.: Представитель бизнеса должен помнить, что в рамках ответственности есть санкции в виде запрета занимать руководящие должности. То есть, нарушая нормы здоровых условий труда, крупный руководитель может потерять право управлять своим бизнесом. Это очень сильная мотивация.
О.К.: Если рабочее место признано вредным по всем тем основаниям (недостаточно света, неудобная поза и т.д), о которых мы говорили, то у работника появляются сразу несколько видов компенсаций:
Это основные компенсации, которые распространяются на работников офисной и непроизводственной сферы, о которых мы говорили. С точки зрения затрат, сокращенная неделя – достаточно существенная вещь, ибо 4 дополнительно свободных часа в неделю составляют в итоге 18 часов ежемесячно. И если работник их не получает, то, увольняясь и входя в судебную тяжбу со своим работодателем, может выставить соответствующий иск. Сумма иска сопоставима с отпускными плюс моральные издержки – это серьезные деньги. Если работодатель может обойти доплату, то сокращенную неделю – не получится. Такого рода компенсации являются основными. Можно еще вспомнить о досрочных пенсиях и лечебно-профилактическом питании, но это, скорее, относится к производственным профессиям.
А.М.: Статистика показывает, что 30% офисных сотрудников могут претендовать на вышеописанные компенсации. Собственные исследования, проведенные внутри нашей компании, показали, что около 28% процентов сотрудников находятся во вредных условиях труда. В качестве основного показателя выступает недостаточная освещенность рабочей поверхности либо коэффициент пульсации. Еще один – напряженность труда. Вот два превалирующих показателя, которые определяют ситуацию с ВУТ. Повторюсь, 1/3 сотрудников заняты во вредных условиях труда. Я не думаю, что в большинстве российских компаний люди получают такого рода компенсации.
Н.С.: Главой бригады врачей, которые осуществляют медосмотр, является врач-профпатолог. Этот специалист по выявлению профессиональных заболеваний руководит процессом и может направить человека на дополнительный осмотр у более компетентных врачей в местном территориальном центре профпатологии. Поэтому терапевт и профпатолог являются обязательными участниками медосмотра. Кроме того, согласно последнему приказу 302 Минсоцразвития, в медосмотре обязательно участвуют врач-психиатр и нарколог. Это свидетельство того, что специалисты гораздо больше начали обращать внимание на комплекс психосоциальных заболеваний на рабочем месте. Именно врач-психиатр способен разглядеть на начальном этапе стрессы и синдром выгорания вследствие напряженности труда. Что касается нарколога, то здесь все очевидно: наркомания все более распространяется среди всех категорий населения. Многие работодатели рискуют тем, что в достаточно ответственной ситуации может оказаться человек, неадекватный в силу действия наркотиков. Остальные врачи участвуют в комиссии по показаниям: профпатолог решает, кого надо привлечь к осмотру дополнительно. Выбор врача зависит от факторов, которые действуют на данном рабочем месте: если шум, то в бригаду включается врач-отоларинголог; если вибрация – врач-невролог; если нагрузка на глаза – окулист.
Н.С.: Все зависит от факторов. Обычно медосмотры проводятся один раз в два года – все зависит от регламента 302-го приказа. Кроме того, каждый работник, поступающий в такие виды деятельности, должны проходить предварительный осмотр в том же объеме.
Если человек теряет здоровье, то теряет и профессию, поэтому он не только может, но и должен бороться за свои права, в том числе конституционные.
Н.И.: Я бы хотела сказать, что здоровье – это единственно значимый капитал любого наемного работника, поэтому он должен думать в первую очередь о его сохранности, а не о компенсации. Нужно понимать, что заниматься этим, помимо него, никто не будет, хотя государство и осуществляет поддержку с юридической стороны. Если работник знает, что по результатам аттестации его условия труда признаны вредными, то он безоговорочно должен настаивать, чтобы ему проводили качественные медицинские осмотры. И, конечно, ни в коем случае он не должен от этих осмотров бегать и прятаться, ибо в результате проигрывает сам: в случае возникновения профессиональной болезни работать далее в своей сфере он не сможет. Работодатель в свою очередь обязан информировать работников о факторах, влияющих на условия работы в худшую сторону, и о мерах, которые он предпринимает для защиты.
Необходимо формирование жизненной, индивидуальной здоровьесберегающей стратегии для каждого человека. И если мы добьемся, чтобы забота о здоровье стало «модным» явлением и важным критерием качества жизни, то тогда работодателям будет сложно нарушать эти нормы.
А.М.: В условиях свободного рынка труда работник должен сам беспокоиться о своем здоровье, чтобы всегда быть конкурентоспособным. Если человек теряет здоровье, то теряет и профессию, поэтому он не только может, но и должен бороться за свои права, в том числе конституционные. Эту работу следует начинать с профсоюзом. Если работодатель в силу ряда причин не выполняет свои обязанности в соответствии с законами, то работник должен обратиться в территориальный орган инспекции труда. И все его действия должны быть направлены не на выбивание дополнительной заработной платы или отпуска (ибо они стоят дешевле здоровья), а на то, чтобы работодатель выполнял условия охраны здоровья. Главное, чтобы люди контролировали в рамках своей трудовой деятельности то, что бесценно, а именно – свое здоровье.
О.К.: Соглашусь с коллегами. Самое важное – это здоровье, и человек не должен к этому относиться наплевательски. Здоровье не вернешь, и завтра работник уже никому не будет нужен – ни этому работодателю, ни какому-либо другому. Бизнес в России и на Западе – это погоня за экономией и эффективностью, поэтому существуют механизмы, которые мешают работодателю выжать все из своего сотрудника. Этими механизмами надо пользоваться, так как работодатель будет гораздо более трепетно относиться к вашему здоровью, зная, что может поплатиться финансово.