Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Комментарий к приказу Роструда от 02.06.2014 №199 «Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда»

08.10.2014 8:02:00
Перед нами – Рекомендации министерства для государственных инспекторов труда по проведению проверок организаций, проводящих спецоценку. Деятельность таких организаций, в том числе требования к ним, установлены в гл. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». 
 
ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРОВОДЯЩИМИ СПЕЦОЦЕНКУ
 
Государственные инспекции труда осуществляют контроль за применением законодательства о специальной оценке условий труда:

 
Перед нами – Рекомендации министерства для государственных инспекторов труда по проведению проверок организаций, проводящих спецоценку. Деятельность таких организаций, в том числе требования к ним, установлены в гл. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Вообще говоря, Рекомендации касаются контроля за профессиональной деятельностью узкого круга юридических лиц. Тем не менее, этот ведомственный документ содержит информацию, весьма актуальную для всех работодателей.



 
 



 
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ
 
Безусловно, работодатель, проводящий спецоценку, заинтересован, чтобы она была выполнена качественно, в соответствии с требованиями законодательства. Поэтому государственный контроль за деятельностью «спецоценщиков» стоит на страже интересов работодателя как заказчика услуги по спецоценке. Хотя в конечном счете проверки этих организаций направлены на защиту прав работников.
 
Потребителями услуг «спецоценочных» организаций выступают как работодатели, так и работники. И если они не удовлетворены качеством оказываемых услуг, они вправе пожаловаться на исполнителя в инспекцию труда. Предметом обращения работодателей могут быть неправомерные действия или бездействие «спецоценщика». Весьма вероятно, что после такого сигнала он будет включен в план проведения плановых проверок. Обратиться с жалобой могут и работники – при несогласии с результатами проведенной специальной оценки условий труда. А это чревато для «спецоценщика» внеплановой проверкой. Вот такой существует способ официального воздействия на эти организации. Согласитесь, такая возможность сама по себе актуальна.
 
Обратите внимание: с 1 января 2015 г. за нарушения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда будет применяться ответственность по ст. 14.54 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она предусматривает немалые штрафы: на должностных лиц – в размере от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 70 до 100 тыс. руб.
 
С рекламациями нужно обращаться в государственную инспекцию труда той территории, на которой зарегистрирован «спецоценщик». Ведь деятельность органов Роструда организована по территориальному признаку. Добавим, что нарушения со стороны «спецоценочных» организаций могут быть выявлены инспекторами и при проверке работодателя, у которого проведена спецоценка. Без последствий для нарушителя такие факты тоже не останутся. Кроме того, не стоит забывать, что отношения работодателя и организации, производящей спецоценку, строятся на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона №426-ФЗ). Поэтому разногласия сторон (заказчика и исполнителя) регулируются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а хозяйственные споры разрешаются арбитражным судом.
 
Однако задачами и предметом любой проверки, проводимой государственными инспекторами труда, не может являться оценка качества проведенной специальной оценки условий труда. Решение данного вопроса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда (ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Закона №426-ФЗ).
 
 
«ЛАБОРАТОРНЫЕ» РИСКИ
 
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона №426-ФЗ). Но для определения отдельных факторов она вправе привлекать подобную лабораторию со стороны.
 
В отношении лабораторий нужно помнить: осуществление инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, включая соблюдение испытательными лабораториями (центрами) принципов надлежащей лабораторной практики, возложено на Федеральную службу по аккредитации.
 
Между тем статус лаборатории может стать источником проблем для работодателя. Если лаборатория не прошла в установленном порядке аккредитацию или область ее аккредитации не соответствует требованиям ст. 13 Закона №426-ФЗ либо срок действия аттестата ее аккредитации истек, государственный инспектор труда вправе предъявить работодателю предписание с требованием проведения внеплановой спецоценки (пп. 2 п. 1 ст. 17 Закона №426-ФЗ).
 
Во избежание подобных проблем работодателю необходимо удостовериться в наличии аттестата аккредитации измерительной лаборатории (центра), причем проверить срок действия аттестата и область аккредитации (п. 8.3.1 Рекомендаций).
 
Предписание о проведении внеплановой проверки будет предъявлено работодателю и в случае, если при проверке «спецоценщика» инспекторы выяснят, что исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов были проведены им не в полном объеме. Увы, защититься от такого поворота событий, не обладая профессиональной осведомленностью в области исследований и измерений, практически невозможно.
 
Е.Ю. Диркова

 

 
Источник: «Нормативные акты для бухгалтера», №18, 2014.

 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда