Амурская область: кто должен проверять безопасность труда?
14.11.2014 5:20:00
С 1 января 2014 года в Российской Федерации введен универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах. Кто должен ее проводить, в какие сроки и при каких условиях, нам рассказала начальник отдела трудовых отношений, охраны и условий труда управления занятости населения Амурской области Галина Пчелинова.
ОЦЕНИВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО?
– Галина Вадимовна, многие работодатели задают вопрос – а нужна ли специальная оценка условий труда?
– Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды, оценке их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов, а также применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Обязанность проведения специальной оценки условий труда работодателем определена статьей №212 Трудового кодекса.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» и Методикой проведения, утвержденной приказом Минтруда России.
На основании результатов специальной оценки условий труда в настоящее время работодатель определяет, как именно надо улучшать условия труда, какими средствами защиты обеспечить работников, как рассчитать им компенсации за вредную работу.
Работодатель сам определяет, как именно надо улучшать условия труда.
Теперь от результатов этой оценки зависит и размер страховых взносов в Пенсионный фонд. В случае улучшения условий труда, подтверждённого результатами специальной оценки, даже если они остаются в диапазоне вредных, размер взносов в Пенсионный фонд может уменьшиться. Это стимулирует работодателя улучшать условия труда, вкладывать средства в охрану труда.
РАЗ В ПЯТЬ ЛЕТ
– Как часто надо проводить такую оценку?
– По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже чем один раз в пять лет. Специальная оценка условий труда на рабочих местах, ранее прошедших аттестацию по условиям труда, обязательно должна быть проведена не позднее чем через пять лет с даты окончания ранее проведенной процедуры аттестации. При этом работодатель вправе ее провести и раньше.
Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 г. урегулирован вопрос внепланового проведения специальной оценки условий труда, основаниями для которого являются:
-
ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
-
получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
-
изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
-
изменение состава применяемых материалов и (или) сырья;
-
изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
-
произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание;
-
наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже чем один раз в пять лет.
– Что такое идентификация вредных и опасных факторов на рабочих местах?
– Под идентификацией потенциально вредных и опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Процедура идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах при проведении специальной оценки условий труда исключает тотальность измерений вредных и опасных факторов на рабочих местах, оптимизирует объёмы лабораторных исследований, являясь наиболее дорогой составляющей оценки условий труда, осуществляется она экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Необходимо также отметить, что в случае, если условия труда на рабочих местах ранее по результатам аттестации рабочих мест были признаны безопасными, это должны подтвердить результаты идентификации потенциально вредных и опасных факторов.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодатель подаёт в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По истечении данного срока и в случае отсутствия в период ее действия негативных обстоятельств (если с работником произошёл несчастный случай на производстве или у него выявлено профессиональное заболевание) срок действия декларации считается продлённым на следующие пять лет. Установлен переходный период при внедрении специальной оценки условий труда, срок легитимности результатов аттестации рабочих мест, полученных до 01.01.2014 г., составляет пять лет. Кроме того, работодатели в непроизводственном секторе экономики, которые ранее не провели аттестацию рабочих мест по ряду причин, могут провести специальную оценку условий труда поэтапно вплоть до конца 2018 года.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
– А есть ли какие-либо особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах, например стюардессы?
– В настоящее время Министерством труда Российской Федерации разрабатывается нормативный правовой акт, устанавливающий особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении отдельных рабочих мест. Это относится к рабочим местам членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов, членов летных экипажей воздушных судов, отдельных категорий медицинских работников, работников, занятых на верхолазных работах, и ряду других рабочих мест. В заключение следует отметить, что в условиях реформирования системы управления охраной труда в Российской Федерации специальной оценке условий труда отводится ведущая роль в системе мероприятий в области охраны труда, в связи с чем вопросам ее проведения необходимо уделять особое внимание всем сторонам социального партнерств.
Ирина Наумова
Источник: 2x2.su.
Все публикации