Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Горячая линия: проблемные вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда

10.12.2012 14:15:00
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который, в свою очередь, должен организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
 

Рассказать читателям о наиболее актуальных проблемах, с которыми сталкиваются на практике инженеры по охране труда, мы попросили ведущего инженера Клинского института охраны и условий труда Наталию УСТЮЖАНИНУ.
 
– Наталия Леонидовна, какие действия должен предпринять работодатель в случае отсутствия возможности вкладывать дополнительные средства в обустройство рабочих мест, а также в случае обнаружения в рамках проведения аттестации рабочих мест (далее – АРМ) несоответствий требованиям нормативных правовых актов по охране труда?
– Если для рабочего места установлен вредный класс условий труда, а работодатель не имеет возможности вкладывать дополнительные средства в проведение мероприятий, в том числе организационных, по обустройству рабочего места и улучшению условий труда на нем, то он должен компенсировать работнику вредные условия труда на рабочем месте согласно действующему законодательству.
 
– Приведите, пожалуйста, примеры сложных ситуаций, с которыми когда-либо сталкивалась Ваша организация при проведении работ по аттестации рабочих мест. Специалистам по охране труда будет полезно узнать, какие проблемы могут возникнуть у них в процессе работы.
– В ходе создания перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, больше всего вопросов возникает при определении аналогичности рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
– на них заняты работники профессий или должностей одного наименования;
– указанные работники выполняют одни и те же профессиональные обязанности при ведении однотипного технологического процесса и одинаковом режиме работы;
– используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
– работа ведется в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
– используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– объекты (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте, как правило, расположены одинаково;
– имеется одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного классами и степени.

Приведу пример выделения аналогичных рабочих мест в структуре организации.
В бухгалтерии работают 5 бухгалтеров и 2 ведущих бухгалтера. Они работают в одном помещении, для всех рабочих мест используется одна система освещения, отопления, кондиционирования, все сотрудники бухгалтерии используют в своей работе персональные компьютеры с жидкокристаллическими мониторами.

В таком случае возможны 2 варианта.
Если ранее АРМ уже проводилась, то должно быть заключение аттестационной комиссии на основании протоколов измерений условий труда о том, что на данных рабочих местах имеется одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени, а следовательно, в бухгалтерии есть 5 аналогичных рабочих мест бухгалтеров и 2 аналогичных рабочих места ведущих бухгалтеров.

Если же аттестация рабочих мест проводится впервые, то довольно сложно сделать однозначный вывод о том, что вредные и (или) опасные производственные факторы на данных рабочих местах идентичны по классу и степени. Поэтому в структуре организации такие рабочие места предположительно могут считаться аналогичными до проведения измерений на 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). В нашем случае это 2 рабочих места бухгалтеров и 2 рабочих места ведущих бухгалтеров.

Другой пример. На механическом участке цеха работают 7 токарей, обрабатывающих на токарно-винторезных станках одной марки однотипные детали. На основании этих сведений можно предположить, что данные рабочие места – аналогичные, а следовательно, надо выполнить измерения на 2-х рабочих местах токарей из имеющихся 7 (измерения, как уже упоминалось, проводятся на 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух). Если проведенные измерения покажут, что условия труда на этих 2-х рабочих местах совпадают по классам и степеням, то значит, их аналогичность подтверждена. В противном случае нужно будет произвести измерения на оставшихся 5 рабочих местах и только после этого, в соответствии с полученными результатами, делать заключение об аналогичности всех 7 рабочих мест.

Более сложный случай. В организации имеются 6 рабочих мест фрезеровщиков, которые работают на одном участке в одном помещении. На всех рабочих местах установлены однотипные фрезерные станки, на двух из которых отсутствуют светильники местного освещения.

В этом случае следует создать 2 группы аналогичных рабочих мест: 2 аналогичных рабочих места фрезеровщика без светильников и 4 аналогичных рабочих места фрезеровщика со светильниками.

Определенные сложности могут возникнуть также при аттестации бригадных рабочих мест, которыми являются рабочие места, характеризующиеся следующими признаками:
– на них заняты работники профессий или должностей одного наименования;
– указанные работники выполняют одни и те же профессиональные обязанности при ведении одного и того же технологического процесса и в одинаковом режиме работы;
– используется одно и то же производственное оборудование, инструменты,  приспособления, материалы и сырье;
– работа осуществляется в одном или нескольких одних и тех же помещениях или на открытой территории.



От аналогичных рабочих мест бригадное рабочее место отливается тем, что занятые на нем работники выполняют, как правило, одно задание (одну работу), используют одно и то же производственное оборудование, инструмент, приспособления, материалы, сырье, часто в одном и том же помещении, и все эти работники взаимозаменяемы.
Например, малярами работают 3 работницы. Все они красят коридор учреждения, используя по очереди один и тот же набор инструментов, одну и ту же краску. В структуре организации это будет одно бригадное рабочее место маляра, на котором работают 3 женщины.


Приведем иной пример: бригада слесарей-ремонтников в количестве 5 человек выполняет ремонт насосного оборудования. Все они работают одновременно в одном помещении, ремонтируют одно и то же оборудование, применяют один и тот же набор приспособлений и инструментов. В структуре организации это будет одно рабочее место слесаря-ремонтника, на котором работают 5 мужчин.

Таким образом, при определении количества рабочих мест следует различать аналогичные и бригадные рабочие места. Количество аналогичных рабочих мест, как правило, равно количеству работников в данной должности или профессии при односменной работе, а при многосменной работе количество работников на одном рабочем месте равняется количеству смен. Бригадное же рабочее место одно, и на нем могут работать 2 и более работников.

Приведу еще один пример. В бригаде монтеров пути работают 15 работников, которые занимаются ремонтом железнодорожных путей на открытой территории. При этом работники используют один набор путевого механизированного инструмента, поскольку члены бригады взаимозаменяемы, то в ходе работ все они периодически работают с инструментом. В данном случае, в структуре организации выделяется 1 рабочее место, на котором работают 15 работников.

Таких бригад монтеров пути в организации может быть несколько. Например, на околотке 1 работает бригада №1, в которую входит 14 монтеров пути, на околотке 2 работает  бригада №2, в которой 10 монтеров пути, на околотке 3 работает бригада №3, состоящая из 11 монтеров пути, и т. п. В этом случае каждая бригада будет считаться одним рабочим местом.
Таким образом, на рабочем месте монтера пути бригады №1 заняты 14 работников, на рабочем месте монтера пути бригады №2 – 8 работников, на рабочем месте монтера пути бригады №3 – 11 работников. При этом три получившихся бригадных рабочих места монтеров пути можно отнести к предполагаемым аналогичным рабочим местам. Если их аналогичность подтвердят результаты исследований, то в дальнейшем будет достаточно проводить измерения на двух рабочих (бригадных) местах монтеров пути по двум любым околоткам.
 
– Расскажите, пожалуйста, об аттестации нестационарных рабочих мест. Как осуществляется аттестация, например, на рабочих местах работников таких специальностей, как электрогазосварщик или электромонтер?
Нестационарные рабочие места – это рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами. В этом случае работник имеет не фиксированное рабочее место, а лишь очерченное пространство, а за ним закрепляется только постоянное место явки – специальное помещение или контора, где ведется учет прибытия и ухода работника, а также контролируется его исполнительность. К таким рабочим местам относятся, например, рабочие места слесарей-сантехников, электриков, строительных рабочих и т.п.

Максимальное количество рабочих зон для рабочего места определяется временем пребывания работника в рабочей зоне. Рабочие зоны, в которых работник проводит менее 5% своего рабочего времени, учитывать в ряде случаев нецелесообразно, за исключением тех зон, где имеются, очевидно, высокие уровни производственных факторов, создаваемых оборудованием, используемыми сырьем и материалами.

Если рабочие зоны представляют собой однотипные помещения с однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения и однотипным оборудованием, то их можно объединить в одну рабочую зону, при этом пропорционально увеличив время пребывания в ней.

Проведению измерений должен предшествовать анализ выделенных рабочих зон и возможных характерных работ, осуществляемых в этих зонах. При проведении такого анализа следует в первую очередь обращать внимание на выраженность наиболее характерных, факторов производственной среды на том или ином участке рабочей зоны.

Время пребывания в каждой из зон может быть определено в процентом соотношении на основании анализа фактической работы в них в течение месяца, квартала, года. Чем более нестационарный характер носит работа, тем больший период времени необходимо выбирать для получения наиболее точных результатов анализа.

В качестве примера рассмотрим рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. У электромонтера есть мастерская, где он ежедневно в течение 3 часов выполняет ремонт блоков, снятых с ремонтируемого оборудования.

Кроме того, ежедневно он выполняет ремонтные работы оборудования, находящегося в цехах завода. Эти ремонтные работы могут занимать различное время, в зависимости от вида ремонта, характера поломки и т.п. Но в среднем за год, как показал анализ, ремонт оборудования в цехах занимает примерно 4,5 часа. Если уровень шума, микроклимат, световая среда в каждом из цехов по результатам измерений практически одинаковы, то в качестве рабочей зоны может рассматриваться один цех со временем пребывания в нем электромонтера 4,5 часа. Но если условия производственной среды в цехах различны, то следует указать их все и время пребывания в каждом из них.



Также электромонтер ежедневно занимается ремонтом осветительной сети – меняет светильники, лампы в светильниках или выключатели в 5 кабинетах технологического бюро и в 3 кабинетах мастеров. Эта работа занимает 0,5 часа из рабочей смены электромонтера. Ремонт осветительной сети происходит примерно в одинаковых условиях труда – при аналогичных уровне шума, микроклимате, световой среде.

Кроме того, в каждом из кабинетов электромонтер в пересчете на одну рабочую смену находится немного времени – всего 5 минут. Поэтому можно провести измерения факторов производственной среды в одном из таких кабинетов, не отличающемся по условиям от остальных, и применить полученные данные ко всему времени (0,5 часа), суммарно затрачиваемому на ремонт осветительной сети во всех кабинетах.

И, наконец, очень редко, примерно 1 раз в 3 месяца, электромонтер принимает участие в ремонте вспомогательного оборудования цеха. Эта работа занимает 4 часа. Следовательно, ремонт вспомогательного оборудования происходит 4 раза в год, по 4 часа, в год на него уходит 16 часов, а в пересчете на одну рабочую смену (248 рабочих дней х 8 часов смены = 1984 рабочих часа в год, 16 х 100% / 1984 = 0,8% смены) – около 4 минут. Учитывать эти работы нецелесообразно, так как никакого влияния на класс условий труда они не окажут.
 
Беседовала Карина Нуньес, пресс-секретарь
Клинского института охраны и условий труда

(Статья опубликована в журнале «Справочник специалиста по охране труда», № 6, 2011).

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда