Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Скоро год, как введен единый универсальный инструмент анализа состояния рабочих мест

26.11.2014 8:54:00


1 января 2014 года вступил в действие Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Какие возникают вопросы при проведении спецоценки, как осуществлять ее на отдельных рабочих местах – на эти и другие вопросы отвечает начальник отдела экспертизы условий и охраны труда Департамента труда и занятости населения Тюменской области, руководитель государственной экспертизы условий труда Радик Сулейманов.


 
О ВРЕДНЫХ ФАКТОРАХ
 
– Радик Ритович, в чем заключается специальная оценка условий труда?

– Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация анализирует состояние условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов.
 
– Кто проводит спецоценку?

– Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели – физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят. Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора. Эта организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки.
 
– На всех ли рабочих местах должна быть проведена специальная оценка?

– Если на рабочих местах при идентификации выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда.
 
– А если не выявлены?

– Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения.
 
– Есть работники, которые не являются надомными или дистанционными работниками, но  у которых нет стационарного рабочего места, например, курьеры, путевые обходчики и другие, не имеющие конкретного рабочего места. Каким образом проводить спецоценку условий труда таких работников?
 
– Эти работники трудятся на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами. Спецоценка на них начинается с определения типичных технологических операций с одинаковыми вредными и опасными производственными факторами. Затем эксперт оценивающей организации определяет время выполнения каждой технологической операции и оценивает, как вредные факторы воздействуют на работников.



 
– Работники строительных организаций выполняют трудовую функцию на объекте заказчика. Кто и в каком порядке должен проводить спецоценку условий труда на их рабочих местах?

 
– Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки лежит на работодателе. Поэтому обычно спецоценку должна проводить строительная компания-подрядчик. Но здесь имеют значение обязательства по договору проведения строительных работ, которые берут на себя заказчик и исполнитель. И если, например, по договору заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения строительных работ, то он обязан и провести на них спецоценку. О ее результатах он должен проинформировать исполнителя. Рабочие места строи­телей – это рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами. Об особенностях проведения спецоценки таких рабочих мест я уже сказал.
 
– А если взять работников клининговых компаний, кто обязан проводить спецоценку их условий труда?

 
– Здесь такая же ситуация, как и у строителей. Уборщики трудятся на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами. А кто именно, исполнитель или заказчик, организует проведение спецоценки, определяется условиями договора на выполнение клининговых работ.
 

О ДЕТАЛЯХ И СРОКАХ

– Законом «О специальной оценке условий труда» преду­смотрено проведение внеплановой спецоценки в отношении вновь организованных рабочих мест. Что значит «вновь организованное рабочее место»?

 
– Вновь организованное рабочее место – рабочее место, которое до его введения отсутствовало в штатном расписании работодателя. Такое рабочее место появляется в связи с изменениями в структуре работодателя, что может быть подтверждено актом ввода нового оборудования, изменениями в штатном расписании и другими документами.
 
– Будет ли считаться, что рабочее место вновь организовано, если, например, на нем заменили станок или компьютер?

 
– Нет, это не вновь организованное рабочее место, а замена производственного оборудования на действующем рабочем месте.
 
– Но закон предусматривает проведение внеплановой спецоценки, если заменяется оборудование и это может повлиять на уровень воздействия на работников вредных факторов. Кто и как должен определять, приведет ли замена оборудования к изменению воздействия на работников вредных факторов?
 
– Решение по вопросам необходимости проведения внеплановой спецоценки принимает работодатель. Он может основываться на выводах службы охраны труда организации или специалиста по охране труда (если они есть).
 
– В какие сроки необходимо проводить специальную оценку условий труда?

 
– Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» установлены сроки проведения специальной оценки условий труда – до конца 2018 года, за исключением рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации даются разъяснения о том, что на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, необходимо приступить к работам по спецоценке в текущем году.

Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих мест, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки – не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. Кроме того, Минтрудом России разработан законопроект «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», предусмат­ривающий сокращение срока завершения специальной оценки в отношении рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи – 31 декабря 2016 года.



 
– Если работник считает, что на его рабочем месте есть воздействие вредных факторов, а работодатель проигнорировал его жалобы и завершил спецоценку на этапе идентификации либо по результатам измерений не было выявлено вредного воздействия, куда он может обратиться?

 
– У работника есть право на достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте. Если при проведении спецоценки не были учтены его жалобы и предложения и он не согласен с результатами спецоценки, работник может обратиться в региональную гострудинспекцию. С 1 января 2015 года Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность всех участников спецоценки за нарушение порядка ее проведения.
 

СПРАВКА

Специализированная организация, непосредственно осуществляющая оценку условий труда на рабочих местах, должна соответствовать следующим требованиям:

 




Источник
: tumentoday.ru.
 
 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда