Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Программа автоматизации медицинских осмотров «ПМО-302н»

25.02.2015 10:32:00
Одним из удивительных парадоксов в существующей системе оценке здоровья работников является то, что реальное сопоставление данных об условиях труда и медицинских данных происходит только тогда, когда уже возникло подозрение на профессиональное заболевание и инициируется процедура составления санитарно-гигиенической характеристики.
Одним из удивительных парадоксов в существующей системе оценке здоровья работников является то, что реальное сопоставление данных об условиях труда и медицинских данных происходит только тогда, когда уже возникло подозрение на профессиональное заболевание и инициируется процедура составления санитарно-гигиенической характеристики.
 



Николай МАКЕЕВ
,
к.м.н., заведующий сектором медицинской статистики и аналитики
Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда

 
Основная же часть медицинских данных о работнике, как и данных об условиях труда, хранится независимо друг от друга в совершенно разных местах и формах, что исключает возможность их совместной обработки. А ведь именно результат сопоставления и комплексного анализа данных об условиях труда и данных о здоровье работников даже в масштабе одной крупной компании мог бы послужить основой для установления закономерностей влияния вредных факторов на здоровье, что в свою очередь стало бы прологом к разработке национальной методики оценки профессиональных рисков.
 
Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья работников и условиями их труда невозможно без объединения данных от работодателей и медицинских организаций в едином аналитическом пространстве. Данное утверждение послужило основой для разработки проекта первой информационно-аналитической системы автоматизации медицинских осмотров «ПМО-302н», работающей по модели SaaS («software as a service»). Проект был разработан сотрудниками Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда.



 

В коммерческом аспекте основным предназначением проекта является автоматизация рутинных бизнес-процессов в рамках подготовки, организации и проведения медицинских осмотров работников. Для всех участников, как со стороны работодателя, так и со стороны медицинской организации, предусмотрены автоматизированные рабочие места или электронные кабинеты с индивидуальным доступом. Каждый электронный кабинет позволяет своему владельцу реализовать свои функциональные обязанности наиболее быстрым и простым способом, делая за него ту часть работы, которая может быть автоматизирована.
 
Электронный кабинет инженера по охране труда оснащен встроенным справочником приложений к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ №302н), благодаря которому осуществляется быстрый поиск фактора или вида работ, с последующим занесением наименования и номера пункта в список контингента, поименный список и направление на осмотр.  
 
Все документы выгружаются в Ms Word и Excel.
 
Блок медицинской организации представлен целым рядом электронных кабинетов, в числе которых:
 
  • кабинет профпатолога (председателя комиссии);
  • кабинет медицинского регистратора;
  • кабинет врача-специалиста;
  • лаборатория
  • процедурный кабинет. 
 
Как только в электронном кабинете инженера по охране труда на стороне работодателя сформированы все необходимые документы, в кабинете профпатолога на стороне медицинской организации появляются списки пациентов с уже предложенными назначениями в соответствии с Приказом №302н.  После согласования даты осмотра и  подтверждения назначений карты пациентов становятся доступны в электронных кабинетах соответствующих врачей-специалистов.




 
Когда пациент приходит в регистратуру медицинской организации, основная информация о нем уже занесена в базу данных и доступна в электронном кабинете регистратора, которому остается только внести недостающую информацию для оформления паспорта здоровья и амбулаторной карты.  После этого пациент направляется к нужным специалистам, которые уже знают не только о его приходе в этот день, но и обо всех вредных факторах, имеющихся на его рабочем месте.
 
Осмотры специалистов проходят в соответствии с установленным алгоритмом. При этом процесс ввода медицинских данных благодаря использованию диагностических справочников занимает минимум времени. Большая часть информации вводится путем выбора одного из предложенных вариантов. Такой подход позволяет привести к единому виду большинство получаемых на выходе медицинских данных и сделать их доступными для последующей статистической обработки.
 
В конце осмотра каждого пациента врач-специалист выбирает вариант заключения и ставит диагноз с помощью встроенного справочника МКБ-10 (международная классификация болезней 10-ого пересмотра).  По завершении всего осмотра председатель комиссии (профпатолог) формирует в своем электронном кабинете медицинские заключения и общий заключительный акт, один экземпляр которого передается работодателю.




 
Таким образом, все этапы  и процессы  становятся строго стандартизованными, что в дополнении к скорости и удобству позволяет обеспечить финансовую прозрачность, оперативный контроль и высокий уровень качества оказываемых услуг.
 
Несмотря на то, что программа создавалась как инструмент для бизнеса, ее основным предназначением стала возможность удовлетворения научных потребностей, связанных с выявлением закономерностей, описывающих особенности воздействия производственной среды на организм работников.
 
Потребовалось создание большой базы данных для хранения информации об условиях труда и состоянии здоровье каждого работника.  Такая база позволит анализировать информацию в нужных срезах и выявлять взаимосвязи между отдельными показателями здоровья в условиях воздействия тех или иных вредных факторов, а также находить специфические индивидуальные особенности, которые могут определять характер реагирования организма на те или иные производственные вредности.




 
Именно в эту базу заносятся результаты осмотров, выполненных с помощью проекта «ПМО-302н». В настоящий момент обсуждается возможность объединения  данных о результатах медицинских осмотров работников с информационной базой, содержащей результаты специальной оценки условий труда. 
 
Несмотря на то, что уже сейчас, в процессе апробации программы, происходит постепенное заполнение базы данных, говорить о возможности проведения полноценного статистического анализа на данном этапе пока преждевременно. В ряде случаев для наблюдения за динамикой показателей здоровья может потребоваться анализ нескольких последовательно проведенных осмотров в определенной группе работников, что требует накопления данных в течение значительного временного периода.




 
Для того, чтобы принять участие в апробации и дальнейшем развитии проекта «ПМО-302н», вы можете оставить заявку по электронной почте  info302@yandex.ru или на сайте www.info302.ru.
 





Источник: Клинский институт охраны и условий труда.






 



Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда