Прежде всего обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ). Пункт 1 ст. 264 НК РФ содержит пп. 6, согласно которому к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы:
В силу пп. 7 этой нормы к таким же расходам отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Согласно ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
Статья 211 ТК РФ гласит, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Напоминаем, что согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Эта обязанность является основой для разработки таких нормативных актов, как коллективные договоры и соглашения, правил внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее. Перечень основных обязанностей работодателя в сфере охраны труда содержится в ст. ст. 22 и 212 ТК РФ, которые дополняются как ст. ст. 213, 221, 222 ТК РФ, так и иными законами и правовыми актами. Из ст. 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить:
Работодатель обязан приобретать и выдавать сертифицированные средства защиты сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Эта обязанность работодателя распространяется только на рабочее место работника. Работник имеет право на получение информации от работодателя о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, которые применяются для защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха, их продолжительность. Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем.
Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производятся за счет средств работодателя. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Содержание инструктажа зависит от особенностей производственной деятельности организации и трудовых обязанностей работника.
Согласно ст. 76 ТК РФ работник, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, должен быть отстранен от работы
Обучение по охране труда и инструктаж работников на предприятиях проводятся в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России №1, Минобразования России №29 от 13 января 2003 г. В соответствии с п. 1.5 данного Постановления и ч. 1 ст. 225 ТК РФ обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель, работодатели – индивидуальные предприниматели, а также все организации вне зависимости от форм собственности.
В соответствии с требованием ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовать за счет собственных средств медицинские осмотры. Медицинские осмотры подразделяются на первичные (предварительные), периодичные, внеочередные. Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Вопросы прохождения медицинских осмотров регламентируются ст. 213 ТК РФ и в том числе следующими подзаконными актами: – Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. №877 «Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров»; – Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. №302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Работодатель должен обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте. Работник имеет право на получение информации о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, которые применяются (полагается применять) для защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов от работодателя, соответствующих органов и общественных организаций. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
В соответствии со ст. 228 ТК РФ при любом несчастном случае на производстве работодатель обязан немедленно оказать первую помощь пострадавшему, предотвратить развитие аварийной ситуации, зафиксировать обстановку и проинформировать родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. Для профилактики несчастных случаев на производстве очень важное значение имеет, чтобы каждый несчастный случай, происшедший с работником на производстве, был должным образом зафиксирован, расследован и учтен, а также выявлены причины и обстоятельства, способствовавшие его возникновению.
Согласно ст. 223 ТК РФ обязанности по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников, в соответствии с требованиями охраны труда, возлагаются на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.
Обязанность по осуществлению социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возложена на работодателя.
На основании ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: – физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; – физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; – физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В Государственную противопожарную службу на основании ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ) входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя, в частности:
До сих пор многие крупные организации несут расходы по содержанию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы. В последние годы в законодательные акты, регулирующие пожарную безопасность, внесен ряд изменений, что привело к возникновению вопросов о том, можно ли учесть расходы на финансирование объектовых подразделений, о которых идет речь, при исчислении налога на прибыль.
Мы не будем обращаться в нашей статье к истории вопроса. Отметим лишь то, что ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» определено, что в течение 2006-2009 гг. финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется за счет средств организаций – собственников охраняемых объектов. Таким образом, расходы по содержанию подразделений, о которых идет речь, в указанный период, соответственно, и в последующие годы, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В соответствии со ст. 24 Федерального закона №69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. №989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников. Методика расчета стоимости выполнения работ и оказания услуг по охране имущества организаций от пожаров договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности. Обращаем внимание на изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. №1030 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. №989». Между тем налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Как отмечено в Письмах Минфина России от 27 января 2010 г. №03-03-06/1/26, от 19 марта 2010 г. №03-03-06/1/152, от 15 апреля 2010 г. №03-03-06/1/269 при учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Из ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ следует, что законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера. Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей гл. 25 НК РФ. В 2008 г. специалисты Минфина России в Письме от 16 декабря 2008 г. №03-03-06/4/96 дали ответ на вопрос о том, как учитываются в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации. В Письме сказано, что согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ признается, в частности, имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Исходя из рассматриваемого Письма затраты налогоплательщика на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации следует учитывать в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости установок либо в составе амортизационных отчислений (если стоимость более 40 000 руб.), либо в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (если стоимость менее 40 000 руб.). <…>
В.В. Авдеев
|