Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Налог на прибыль: расходы на охрану труда и обеспечение пожарной безопасности

26.02.2015 9:54:00
Вопросов, связанных с учетом в целях налогообложения прибыли расходов возникает у организаций-налогоплательщиков немало. Надеемся, что предложенная читателям статья поможет правильно учесть расходы на охрану труда в целях налогообложения прибыли организации.
Вопросов, связанных с учетом в целях налогообложения прибыли расходов возникает у организаций-налогоплательщиков немало. Надеемся, что предложенная читателям статья поможет правильно учесть расходы на охрану труда в целях налогообложения прибыли организации.

Прежде всего обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ). Пункт 1 ст. 264 НК РФ содержит пп. 6, согласно которому к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы:
 
  • расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • расходы на содержание службы газоспасателей;
  • расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;
  • расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретения оружия и иных специальных средств защиты).
 
В силу пп. 7 этой нормы к таким же расходам отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
 
Согласно ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
 
  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
 
Статья 211 ТК РФ гласит, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
 
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
 
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
Напоминаем, что согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Эта обязанность является основой для разработки таких нормативных актов, как коллективные договоры и соглашения, правил внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее.
 
Перечень основных обязанностей работодателя в сфере охраны труда содержится в ст. ст. 22 и 212 ТК РФ, которые дополняются как ст. ст. 213, 221, 222 ТК РФ, так и иными законами и правовыми актами.
 
Из ст. 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить:
 
  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Выполнение этой обязанности работодателем должно начинаться уже на стадии проектирования производственных объектов и оборудования. Проекты по реконструкции производственных объектов и проекты строительства должны соответствовать требованиям охраны труда. Это же требование должно исполняться в отношении машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
Работодатель обязан приобретать и выдавать сертифицированные средства защиты сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
 
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
 
Эта обязанность работодателя распространяется только на рабочее место работника. Работник имеет право на получение информации от работодателя о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, которые применяются для защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
 
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха, их продолжительность. Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем.
 
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производятся за счет средств работодателя. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
 
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Содержание инструктажа зависит от особенностей производственной деятельности организации и трудовых обязанностей работника.
 
Согласно ст. 76 ТК РФ работник, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, должен быть отстранен от работы
 
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
Обучение по охране труда и инструктаж работников на предприятиях проводятся в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России №1, Минобразования России №29 от 13 января 2003 г. В соответствии с п. 1.5 данного Постановления и ч. 1 ст. 225 ТК РФ обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель, работодатели – индивидуальные предприниматели, а также все организации вне зависимости от форм собственности.
 
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Ознакомьтесь с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
 
В соответствии с требованием ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовать за счет собственных средств медицинские осмотры. Медицинские осмотры подразделяются на первичные (предварительные), периодичные, внеочередные. Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
 
Вопросы прохождения медицинских осмотров регламентируются ст. 213 ТК РФ и в том числе следующими подзаконными актами:
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. №877 «Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров»;
– Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. №302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
 
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
 
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Работодатель должен обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте. Работник имеет право на получение информации о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, которые применяются (полагается применять) для защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов от работодателя, соответствующих органов и общественных организаций. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
 
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
В соответствии со ст. 228 ТК РФ при любом несчастном случае на производстве работодатель обязан немедленно оказать первую помощь пострадавшему, предотвратить развитие аварийной ситуации, зафиксировать обстановку и проинформировать родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. Для профилактики несчастных случаев на производстве очень важное значение имеет, чтобы каждый несчастный случай, происшедший с работником на производстве, был должным образом зафиксирован, расследован и учтен, а также выявлены причины и обстоятельства, способствовавшие его возникновению.
 
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

Согласно ст. 223 ТК РФ обязанности по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников, в соответствии с требованиями охраны труда, возлагаются на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
 
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.
 
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Обязанность по осуществлению социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возложена на работодателя.
 
На основании ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: 
– физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; 
– физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; 
– физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
 
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
В Государственную противопожарную службу на основании ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ) входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя, в частности:
 
  • объектовые подразделения – подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях;
  • договорные подразделения федеральной противопожарной службы - подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе;
  • органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (органы государственного пожарного надзора);
  • так далее.
 
До сих пор многие крупные организации несут расходы по содержанию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы. В последние годы в законодательные акты, регулирующие пожарную безопасность, внесен ряд изменений, что привело к возникновению вопросов о том, можно ли учесть расходы на финансирование объектовых подразделений, о которых идет речь, при исчислении налога на прибыль.
 
Мы не будем обращаться в нашей статье к истории вопроса. Отметим лишь то, что ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» определено, что в течение 2006-2009 гг. финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется за счет средств организаций – собственников охраняемых объектов.
 
Таким образом, расходы по содержанию подразделений, о которых идет речь, в указанный период, соответственно, и в последующие годы, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
 
В соответствии со ст. 24 Федерального закона №69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. №989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
 
Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников.
 
Методика расчета стоимости выполнения работ и оказания услуг по охране имущества организаций от пожаров договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности.
 
Обращаем внимание на изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. №1030 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. №989».
 
Между тем налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Как отмечено в Письмах Минфина России от 27 января 2010 г. №03-03-06/1/26, от 19 марта 2010 г. №03-03-06/1/152, от 15 апреля 2010 г. №03-03-06/1/269 при учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
 
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
 
Из ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ следует, что законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера. Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей гл. 25 НК РФ.
 
В 2008 г. специалисты Минфина России в Письме от 16 декабря 2008 г. №03-03-06/4/96 дали ответ на вопрос о том, как учитываются в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации. В Письме сказано, что согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ признается, в частности, имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
 
Исходя из рассматриваемого Письма затраты налогоплательщика на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации следует учитывать в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости установок либо в составе амортизационных отчислений (если стоимость более 40 000 руб.), либо в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (если стоимость менее 40 000 руб.). <…>
 
В.В. Авдеев



 
Источник: «Налоги» (газета), №41, 2014.




 

 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда