В предлагаемой Вашему вниманию статье рассмотрены терминология, законодательство и практика охраны здоровья работников в России в свете их гармонизации с документами ВОЗ, МОТ, ЕС и изложен передовой зарубежный опыт.
В предлагаемой Вашему вниманию статье рассмотрены терминология, законодательство и практика охраны здоровья работников в России в свете их гармонизации с документами ВОЗ, МОТ, ЕС и изложен передовой зарубежный опыт. Сформулированы предложения по совершенствованию функций, структуры и кадрового обеспечения служб охраны здоровья с учетом новых проблем и факторов риска. Предложено вместо термина «охрана труда» принять термин «здоровье и безопасность на работе». |
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Николай Федотович Измеров, докт. мед. наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, академик РАМН, научный руководитель ФГБУ «НИИ МТ» РАМН. Эдуард Ильич Денисов, докт. биол. наук, профессор, главный научн. сотрудник ФГБУ «НИИ МТ» РАМН. Татьяна Владимировна Морозова, канд. мед. наук, доцент кафедры медицины труда ГОУ ВПО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова». |
Статья поступила в редакцию журнала «Медицина труда и промышленная экология» 24.04.2012 г. Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года», основными вызовами являются усиление глобальной конкуренции, ожидаемая волна технологических изменений на основе достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении, и возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Современная инновационная экономика – экономика знаний, основанная на здоровье и умственных качествах работника. В связи с интеграцией России в мировую экономику Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 761 и Приказом Минздравсоцразвития России от 30.07.2010 № 581н поставлена задача гармонизации санитарно-эпидемиологических нормативов с международными стандартами. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг. предусмотрена ратификация ряда конвенций МОТ, в частности, Конвенции № 161 «О службах гигиены труда» (1985). Россия ратифицировала Конвенцию № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», которая предусматривает разработку национальной политики, системы и программ в этой области. Принятый ВОЗ «Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.» [2] также предусматривает разработку политических инструментов по сохранению и укреплению здоровья на рабочем месте. Возникает вопрос о соответствии терминологии, законодательства и практики в области охраны здоровья работников в России международным стандартам и передовому опыту. Цель работы – проанализировать терминологию, законодательство и практику охраны здоровья работников и с учетом российских реалий и перспектив, дать предложения по их гармонизации с международными стандартами ВОЗ, МОТ, ЕС и др. ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ В Трудовом кодексе (ТК) РФ в разделе X «Охрана труда» статья 209 дает определение: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Тем самым в России медицина (гигиена) труда является частью охраны труда. В мировой практике термин «охрана труда» (англ. «labour protection») в последние десятилетия не применяется либо применяется в отношении трудовых прав, дискриминации, социальной защите и т.п. В экономически развитых странах охрана труда (в российском понимании термина) разделена на два направления: «безопасность труда» (англ. «occupational safety») и «охрана здоровья» (англ. «occupational health»), которые курируют специалисты с техническим и медицинским образованием соответственно. На веб-сайте МОТ [12] перевод названия конвенции № 161 «Occupational Health Services» представлен как «Службы гигиены труда», в то время как официальный перевод Рекомендации № 97 (1953) «Protection of Workers Health» и № 112 (1959) «Occupational Health Services» представлен как «Об охране здоровья работников» и «Службы здравоохранения на предприятии» соответственно. В русскоязычной литературе применяют термин «медицина труда», аналогичный англоязычному «occupational health» и включающий гигиену труда и профпатологию [10, 14]. Лишь в переводе документа [11] под медициной труда ошибочно подразумевают гигиену труда. В англоязычной литературе в рамках дисциплины «occupational health» (медицина труда) разделяют «occupational hygiene» (гигиена труда) и «occupational medicine» (профпатология). Тем самым англоязычный оригинал названия Конвенции № 161 вносит путаницу, применяя термин «occupational health services», но подчеркивая профилактическую направленность их деятельности. В связи с этим и с учетом статей 24 и 30 Федерального закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предлагается вместо термина «службы гигиены труда» использовать термин «службы охраны здоровья (работников)» (здесь и далее курсив наш. – Авт.). ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА Конституция РФ в ст. 37 п. 3 провозглашает: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...». Это положение реализовано в статье 209 ТК РФ, где медицина труда является частью охраны труда. Однако в Постановлении Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации» мероприятия по охране здоровья фактически отсутствуют, поскольку эти работы проводят инженеры по охране труда, являющиеся (согласно п. 17 Рекомендаций) специалистами, имеющими высшее профессиональное (техническое) образование. На практике работодатели больше внимания уделяют безопасности труда и меньше – охране здоровья. Большую часть мероприятий – аттестацию рабочих мест по условиям труда, проведение периодических медицинских осмотров и др. – выполняют сторонние организации, и у работодателя не формируется целостная система охраны здоровья работников. В последние годы в крупных организациях наметилась тенденция создания подразделений во главе со специалистами с медицинским образованием (в основном, лечебным), которые отвечают за мероприятия по охране здоровья и координируют действия со специалистами по безопасности труда и другими структурными подразделениями организации. При этом специалисты ЛПУ, обслуживающие предприятия нефтегазового комплекса на Крайнем Севере, отмечают различие форм медпомощи в зависимости от специфики производства. На предприятиях по разведке и строительству, где высок уровень травматизма, преобладает неотложная медицинская помощь, а на предприятиях по эксплуатации месторождений – профилактика [1]. Как уже отмечалось выше, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию № 187, которая содержит определения и требования к разработке национальной политики, системы и программы безопасности и гигиены труда. Такая политика отражена в статье 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда» ТК РФ. В ней также отмечено «принятие и реализация федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда». В 2008-2010 гг. была реализована программа действий по улучшению условий и охраны труда, однако в настоящее время такой программы не имеется. Недавно Минздравсоцразвития РФ издало приказ от 14.02.2012 № 125 «Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012–2015 гг.», п. 3.2 которого предусматривает ратификацию Конвенции МОТ № 161. В стране проводится работа по совершенствованию системы охраны труда, однако без выраженного стратегического подхода, а проводимые изменения не формируются на основе научно-обоснованной системы управления профессиональными рисками. В последние годы Минздравсоцразвития России издало ряд приказов по вопросам:
Эти приказы могли бы быть основой совершенствования системы охраны здоровья работников, однако их техническое исполнение не отражает реалии и продолжает воспроизводить старые общественные установки, а временами не соответствует конвенциям и лучшей международной практике. В кадровом плане приказы создают хорошую инфраструктуру для служб, которые могут быть созданы в реализацию Конвенции № 161. В плане научного обеспечения служб разработана методология оценки профессионального риска [14], разрабатываются вопросы управления рисками на базе стандарта [5]. Роспотребнадзор утвердил руководства Р 2.2.1766–03 по оценке априорного (по гигиеническим критериям) и Р 2.2.2006–05 по оценке апостериорного (по медико-биологическим показателям) профессионального риска; эти документы, не имеющие аналогов в мировой практике, широко применяют на производствах. Разработан и размещен в Интернете интерактивный справочник «Оценка профессионального риска» (http://neurocomp.ru) с возможностью прогнозирования профзаболеваний от действия шума, вибрации и т.п. по данным АРМ, а также установления связи с работой болезней, выявляемых при ПМО, что создает научно-практическую основу для управления профессиональными рисками для здоровья [7]. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ По Конвенции № 161, на службы гигиены труда возложены «в основном профилактические функции и ответственность за консультирование работодателя, работников и их представителей на предприятии по вопросам: i) требований относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом; ii) приспособления трудовых процессов к способностям работников с учетом состояния их физического и психического здоровья...». За рубежом четко различают термины «здоровье» и «безопасность», в последние годы отдавая предпочтение первому. Например, эти термины использованы в законе Великобритании «Health and Safety at Work etc Act 1974» («Здоровье, безопасность и благополучие в связи с работой ...») и в стратегии «Здоровье и безопасность в Великобритании в 21 столетии». Инспектор по здоровью и безопасности (HSE) контролирует исполнение этого закона и его нормы: «Обязанностью каждого работодателя должно быть обеспечение, насколько это практически реально, здоровья, безопасности и благополучия на работе для всех его работников» [17]. В отчете о реформе законодательства по здоровью и безопасности, представленном Парламенту Великобритании, отмечается необходимость его упрощения и сокращения на 1/3 до 2015 г. при сохранении строгости норм и стандартов [21]. Во Франции сектор учета в статистике именуют «несчастные случаи и профзаболевания», однако предлагают именовать службу «здоровье и безопасность на работе» (фр. sante-securite au travail) [23]. В Евросоюзе принята «Стратегия Сообщества на 2007-2012 гг. по здоровью и безопасности на работе», а директивы ЕС последних лет (по вибрации 2002/44/ЕС, шуму 2003/10/ ЕС и др.) имеют в названии термины «здоровье и безопасность работников» [6]. В стандарте ИСО п. 6.4.6 носит название «Здоровье и безопасность на работе» [19]. Интересен опыт США, где «Стандарт комплексной профессиональной медицинской программы для пожарных частей» NFPA1582-2007 (стандарт ANSI) ставит задачу снижения риска и тяжести профзаболеваний и смертности, укрепления здоровья для безопасного и эффективного труда пожарных, предусматривая работу:
Глобализация приводит к тому, что транснациональные корпорации в целях специализации сокращают непрофильные структуры, но создают в критических областях собственные органы, в том числе по здоровью и безопасности. Изменяются и формы организации охраны здоровья работников. В крупных компаниях наметилась тенденция создания профилактических подразделений во главе со специалистами-медиками, чаще лечебного профиля, которые отвечают за меры по охране здоровья и координируют свою деятельность со специалистами по безопасности труда и другими структурными подразделениями. Например, в нефтегазовом секторе Северной Европы окончательное решение по вопросам медосмотров и пригодности к работе остается за медицинским советником (medical adviser) компании-оператора [7]. Специфика работы служб охраны здоровья работников зависит от отрасли и этапа проекта производства; в период строительства внимание уделяют профилактике травматизма, оказании первой помощи, эвакуации по медицинским показаниям и т.п., а при эксплуатации объекта – на производственном контроле, формировании здорового образа жизни и т.д. При этом дополнительные медицинские и технические услуги часто предоставляют подрядные организации. Такие службы ориентируются как на национальное законодательство, так и на международные отраслевые рекомендации. Их функция – анализ информации по рискам для здоровья и контроль соблюдения национальных и корпоративных норм и стандартов. Эти службы участвуют в проведении аудита и сертификации, подготовке отчетности по травматизму, профессиональной и профессионально-обусловленной заболеваемости. Применение современных биотехнологий, информатики и телекоммуникаций, новых материалов и т.п. порождает новые факторы риска. Возрастающий дефицит трудовых ресурсов, постарение населения, ограниченные возможности государства в сфере социальной защиты обостряют вопросы дискриминации по здоровью и ведут к необходимости пересмотра системы профотбора, профпригодности и медицинских противопоказаний. Зарубежный опыт свидетельствует о гибком подходе к экспертизе профпригодности с целью сохранения на работе каждого работника-профессионала. ТЕНДЕНЦИИ ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ По данным Росстата, на начало 2011 г. практически каждый третий работник в РФ трудился во вредных условиях. Неблагоприятные условия труда порождают высокий уровень производственного травматизма. Несмотря на то, что за период 2006–2010 гг. травматизм снизился в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом – в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в РФ превышает аналогичный показатель в развитых странах: Германия – в 4 раза, Франция – в 5,5 раза, Япония – в 2,5 раза [4]. На начало 2011 г., по данным центров профпатологии, в России насчитывалось около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний, при этом численность заболевших ежегодно увеличивается на 7-8 тыс. человек. Потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда составляют ежегодно около 1,94 трлн руб., или 4,3 % ВВП [4]. Меняется структура профзаболеваемости в России: преобладают болезни от физических факторов (потери слуха от шума — 37,1%, вибрационная болезнь – 24,9%), а также болезни костно-мышечной системы (16,1%) [9]. В ЕС в структуре профзаболеваний преобладают болезни костно-мышечной системы (около 60 %), проявляются психосоциальные болезни. Растет социальная значимость профзаболеваний: в целом по ЕС около 25 % их приводят к постоянной нетрудоспособности, регистрируются (в Германии до 10 %) профзаболеваний с летальным исходом [6]. В ЕС при анализе экономики здоровья и безопасности [16] отмечают рост значимости профзаболеваний в сравнении с травмами (рост расходов для профзаболеваний и спад для травм с темпом около 1 % в год) [6]. В отчете комиссии Счетной палаты Франции [23] стоимость невыделенных профзаболеваний и травм в 2010 г. оценивали в 587 – 1110 млн евро, из них на травмы приходится лишь 99 млн евро. Комиссия предлагает ввиду нехватки врачей разрешить среднему медперсоналу организаций принимать заявления работников о подозрении на профзаболевания [23]. Эти факты и опыт требуют осмысления и принятия организационных решений. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ – СТРАТЕГИЯ И ПОДХОДЫ Необходима смена парадигмы «охрана труда» и формирование новой парадигмы – «здоровье и безопасность труда» с моделью, способной адаптироваться к современным условиям. Основными направлениями могут быть:
ВАРИАНТЫ СЛУЖБ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ И ИХ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учитывая развитую систему охраны труда и возрастание важности проблем здоровья, целесообразно преобразовать службы охраны труда в службы здоровья и безопасности труда. В зависимости от класса профессионального риска (по критериям ФСС РФ) и с учетом преобладания проблем травматизма или профзаболеваемости возможны два варианта таких служб:
Службы гигиены труда целесообразно создавать как самостоятельные подразделения организаций в дополнение к службам охраны труда, так и на их базе, учитывая специфику деятельности организации и профессиональные риски. Эти службы актуальны в инновационных и высокотехнологических отраслях (нано-, био-, когно- и информационные технологии), а также в организациях с большим числом женщин-работниц для возможности реализации принципа планирования беременности с позиций медицины труда. Особую значимость будут приобретать охрана репродуктивного здоровья работников и профилактика стресса и депрессивных состояний. Необходимо отразить в нормативных правовых документах функции служб охраны здоровья (соответствующие Конвенции № 161 и рекомендации № 171 к ней) и их взаимодействие с ЛПУ и органами власти. Направление это междисциплинарное, и в одних случаях акцент будет на оценке воздействия вредных факторов (гигиена труда), а в других – на организации медицинской помощи (общая врачебная практика, цеховой врач). Такая специализация отвечала бы принципам МОТ И ВОЗ о соответствии направленности таких служб профессиональным рискам. В составе служб должно быть не менее половины врачей следующих специальностей: а) врач по гигиене труда, б) врач-терапевт цехового врачебного участка, в) врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка, г) врач-профпатолог (с узкой специализацией: врач-терапевт-профпатолог, врач-оториноларинголог-профпатолог, врач-невролог-профпатолог и др.) [8]. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Появляются новые факторы профессионального риска [13], в том числе для репродуктивного и психического здоровья. ФНПР уже выразила озабоченность проблемой стресса и психических нагрузок на рабочем месте [15]. По данным Международной ассоциации социального обеспечения о влиянии мирового экономического кризиса и рецессии на психическое здоровье, прирост суицидов работников в странах Европы составил около 0,8 % на каждый 1 % роста безработицы [20]. По оценке ВОЗ [24] депрессия являлась ведущей причиной нетрудоспособности по показателю YLDs и 4-й по вкладу в глобальный груз болезней (DALYs) в 2000 г. К 2020 г. депрессия может занять 2-е место по показателю DALYs для обоих полов и всех возрастов, на сегодня она 2-я причина по показателю DALYs для возрастов 15-44 лет и обоих полов. Поэтому ВОЗ объявила инициативу по депрессии под лозунгом «Нет здоровья без психического здоровья». Эти новые вызовы и имеющиеся резервы предполагают более широкую вовлеченность специалистов-медиков в решение проблем охраны здоровья работников, что побуждает к пересмотру концепции охраны труда и замены её концепцией охраны здоровья и безопасности труда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В свете предстоящей ратификации Россией Конвенции № 161 и с учетом статей 24 и 30 закона № 323-ФЗ предлагается вместо термина «службы гигиены труда» внедрять термин «службы охраны здоровья (работников)». Поскольку в Евросоюзе, Великобритании и США применяют термин «здоровье и безопасность на работе», то предлагается вместо термина «охрана труда» принять термин «здоровье и безопасность на работе» или «охрана здоровья и безопасность труда». Новые технологии и условия сопряжены с новыми факторами риска от нано-, био- и информационных технологий, в том числе репродуктивной токсичностью, поэтому в Руководство Р 2.2.2006–05 следует внести дополнения или создать документ по оценке риска при работе с новыми технологиями. Для профессий высокого риска в развитие положений ТК РФ целесообразно разработать систему прогнозирования вероятности нарушений здоровья от действия вредных факторов условий труда и психосоциальных факторов для принятия обоснованных управленческих решений по управлению профессиональными рисками. Поставленная в России задача создания инновационной экономики в условиях демографических проблем и прогрессирующей трудонедостаточности предполагает усиление внимания к здоровью работников. Предлагается разработать и принять Федеральный закон «Об основах охраны здоровья и безопасности работников в Российской Федерации», соответствующий приоритетам стратегий национальной безопасности, инновационной экономики, демографической политики и др. ВЫВОДЫ 1. В рамках гармонизации отечественных нормативов с международными стандартами целесообразно принятие международных понятий и терминов в области охраны здоровья работников, таких как «профессиональное заболевание», «болезнь, связанная с работой», «инцидент», «опасное происшествие» и др. по руководству МОТ, а вместо термина «охрана труда» – термин «охрана здоровья и безопасность труда». 2. Для гигиенического обеспечения инновационных технологий нужна нормативная база для оценки и управления профессиональными рисками с переносом акцента с безопасности труда на охрану здоровья работников. 3. Необходима разработка и принятие правового акта, определяющего политику, системы и программы в области охраны здоровья работников, а также функции таких служб. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антипов С А., Пугачев В.А., Посохов И.Н. Перспективы развития медицинской помощи на предприятиях нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера. Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. Москва, 24—26 ноября 2010 г. М.: Дельта, 2010. С. 31-32. 2. ВОЗ. Здоровье работающих: глобальный план действий. 60-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. WHA 60.26. 23 мая 2007 г. 3. Выявление и профилактика болезней, обусловленных характером работы. Доклад комитета экспертов ВОЗ. Сер. технич. докладов 714. Женева, 1987. 4. Голикова Т.А. О мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников / [Электродный ресурс] / URL: http://www.minzdravsoc.ru/labour/safety/72 (дата обращения: 17 декабря 2011 г.). 5. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Риск-менеджмент. Принципы и руководство». 6. Денисов Э.И., Прокопенко Л.В., Чесалин П.В. Медицина труда за рубежом. Международные и национальные документы и практика / Под ред. акад. РАМН Н.Ф. Измерова. М.: «РЕИНФОР», 2010. 7. Денисов Э.И., Прокопенко А.В., Степанян И.В., Чесалин П.В. // Мед. труда. 2011. № 12. С. 6-11. 8. Евлашко Ю.П., Суворова К.О., Чесалин П.В., Савваитова И.И. К вопросу подготовки врача-профпатолога. Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. Москва, 24-26 ноября 2010 г. С. 171-172. 9. Котенко К.В., Бушманов А.Ю., Бирюков А.П. Состояние и пути совершенствования работы профпатологической службы РФ: Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. Москва, 24-26 ноября 2010 г. М.: Дельта, 2010. С. 10-12. 10. Медицина труда. Введение в профессию / Под ред. Н.Ф. Измерова и А.А. Каспарова. М.: Медицина, 2002. 11. Медицина труда и профпатология в Европе: масштабы, функции и задачи / Рус. ред. Н.Ф. Измерова. EUR/ICP/EHBI 02 02 04. Бильтховен, Нидерланды: ЕРБ ВОЗ, 2000. 12. МОТ. Официальный сайт / [Электронный ресурс] / URL: http://www.ilo.org/ilolex/english/ (дата обращения: 18.03.2012). 13. МОТ. Окружающие факторы на рабочем месте: Инструкция МОТ. Женева: Бюро МОТ, 2001 (ISBN 92-2-111628-Х). 14. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003. 15. Стрессы и психические нагрузки на рабочем месте. Профилактика их негативных последствий. Концепция Федерации независимых профсоюзов России. М.: Тип. ФНПР, 2008. 16. Economic impact of occupational safety and health in the member states of the European Union. Bilbao, Spain: European agency for safety and health at work, 1998. 17. Health and Safety at Work etc Act 1974 / [Электронный ресурс] / URL: http: //www.legislation.gov.uk/ukpga/1974/37/data.pdf (дата обращения: 17.12.2011). 18. ILO. Recording and notification of occupational accidents and diseases. An ILO code of practice. Geneva: International Labour Office, 1996. 19. ISO 26000:2010 (Draft) – Руководство по социальной ответственности. 20. The impact of crises on the mental health of workers / [Электронный ресурс] / URL: http://www.issa.int/News-Events/News2/The-impact-of-crises-on-the-mental- health-of-workers (дата обращения: 17.12.2011). 21. Lofstedt R.E. Reclaiming health and safety for all: An independent review of health and safety legislation. Presented to Parliament by the Secretary of State for Work and Pensions by Command of Her Majesty. The Stationery Office Ltd, 2011. 110 pp. / [Электронный ресурс] / URL: http: // www.dwp.gov.uk/docs/lofstedt-report.pdf (дата обращения: 06.04.2012). 22. NFPA 1582. Standard on Comprehensive Occupational Medical Program for Fire Departments. 2007 Ed. National Fire Protection Association (approved as an American National Standard on August 17, 2006). — 72 pp. URL: http: //www.nfpa.org/aboutthecodes/AboutTheCodes.asp?DocNum=T582&cookie_test=1. 23. Rapport de la commission N. Diricq institute par l’article L. 176-2 du Code de la Securite Sociale (relative a revaluation du cout de la sous-declaration des maladies professionnelles). Juin 2011. 171 pp. / [Электронный ресурс] / URL: http: / /www.annuaire-secu.com/pdf/rapport-commission-diricq2011.pdf (дата обращения: 06.04.2012). 24. WHO initiative on depression in public health / [Электронный ресурс] / URL: http://www.who.int/mental_health/managemen/depression/depressioninph/en/# (дата обращения: 18.12.2011).
Источник: Н.Ф. Измеров. Э.И. Денисов. Т.В. Морозова // «Медицина труда и промышленная экология», №8, 2012.
КОММЕНТАРИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Публикацию Н.Ф. ИЗМЕРОВА, Э.И. ДЕНИСОВА (ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, Москва) и Т.В. МОРОЗОВОЙ (ГОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва) комментируют эксперты Клинского института охраны и условий труда – Надежда СИМОНОВА, д.м.н., профессор, директор Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда, и Сергей ВИХРОВ, начальник научно-исследовательского отдела Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда.
|