При каких обстоятельствах предприятия общественного питания могут провести специальную оценку условий труда (СОУТ) поэтапно? Чем грозит непроведение СОУТ? С 1 января 2014 года действует требование
При каких обстоятельствах предприятия общественного питания могут провести специальную оценку условий труда (СОУТ) поэтапно? Чем грозит непроведение СОУТ? С 1 января 2014 года действует требование о необходимости проведения работодателями СОУТ (а не аттестации рабочих мест по условиям труда). Реализация данной обязанности осуществляется по правилам, определенным Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым, в частности, установлены переходные положения (ст. 27). |
Обратите внимание! Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
ОТСРОЧКА ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ
Работодатели в первую очередь, естественно, обращают внимание на переходное положение ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ, которым предоставлена пятилетняя отсрочка проведения СОУТ в отношении тех рабочих мест, на которых до 01.01.2014 была проведена аттестация (пять лет отсчитываются со дня завершения аттестации). Другими словами, пока действуют результаты аттестации, СОУТ проводить не нужно. (Обязанность проведения СОУТ до окончания срока действия результатов аттестации возникает только в случаях необходимости осуществления внеплановой СОУТ, перечисленных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ.) В то же время Минтруд уточнил: СОУТ на обозначенных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов аттестации (Письмо от 08.12.2014 № 15-1/В-1829).
ПО КАКИМ РАБОЧИМ МЕСТАМ ВОЗМОЖНО ПРОВЕДЕНИЕ ПОЭТАПНОЙ СОУТ?
Еще одно из переходных положений позволяет СОУТ при определенных обстоятельствах проводить поэтапно. Норма звучит так: в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27). Речь идет о рабочих местах, в отношении которых в рамках осуществления СОУТ должна проводиться идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Поэтому поэтапная СОУТ невозможна в отношении рабочих мест, которые без проверки признаются рабочими местами с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Это:
В связи с этим СОУТ рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона №426-ФЗ, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы (Письмо Минтруда России № 15-1/В-1829). Кроме того, чиновники Министерства заострили внимание на том, что Федеральным законом № 426-ФЗ при поэтапной СОУТ не устанавливаются количество этапов проведения оценки и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа. Данные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ, заключение которого предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ.
ДОЛЖНЫ ЛИ РАБОЧИЕ МЕСТА БЫТЬ АТТЕСТОВАННЫМИ?
Как уже показала судебная практика, норма ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ трактуется неоднозначно. В частности, есть мнение о том, что поэтапное проведение СОУТ возможно только в том случае, если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест. Поэтому если аттестация рабочих мест не осуществлялась, то пятилетний срок, на который может быть отложена СОУТ, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ, применению не подлежат (Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 по делу № 33-823). В этом случае СОУТ должна быть проведена незамедлительно (в реальный для исполнения срок) (Апелляционные определения Курганского областного суда от 06.11.2014 по делу № 33-3330/2014, Мурманского областного суда от 05.11.2014 № 33-3469-2014 от 28.05.2014 №33-1478-2014).
Спорность озвученной трактовки основана на том, что в ч. 6 ст. 27 отсутствует указание на ее распространение на рабочие места, в отношении которых ранее была проведена аттестация. Поэтому некоторые судьи придерживаются мнения о том, что контролирующие органы не могут заставить работодателей проводить СОУТ незамедлительно по неаттестованным рабочим местам, по которым должна проводиться идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов (Определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 по делу № 33-5613). Требования государственного инспектора труда о проведении в срок до 01.12.2014 СОУТ в отсутствие доказательств того, что рабочие места офис-менеджера, раскладчика лекал, энергетика и механика относятся к рабочим местам, указанным в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, противоречат положениям ч. 6 ст. 27 названного Закона (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014). По мнению автора, именно последний подход является верным. Предположим, аттестация осуществлена 31.12.2013. В этом случае результаты аттестации прекратят действовать в конце 2018 г. В течение этого периода СОУТ можно вообще не проводить в силу ч. 4 ст. 27 (запрета на непроведение, естественно, нет). Какой смысл в этом случае проводить поэтапную оценку? Другая ситуация: аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена 31.12.2009, действие ее результатов закончилось в конце 2014 г. При таких обстоятельствах в отношении рабочих мест, по которым должна проводиться идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, СОУТ может быть осуществлена поэтапно в срок не позднее 31.12.2018. Если организация не проводила аттестацию до 01.01.2014, отказ в осуществлении поэтапной СОУТ (в период до 31.12.2018) ставит ее в неравное положение по сравнению с компанией, проводившей аттестацию. Ведь, как описано выше, результаты аттестации могут закончиться намного раньше конца 2018 г. Следовательно, у такой компании появляется возможность не проводить СОУТ, несмотря на то что результаты аттестации уже не действуют. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ СОУТ
Невыполнение обязанности по проведению СОУТ – это нарушение трудового законодательства (ст. 22 ТК РФ). До 01.01.2015 нарушения законодательства о труде и об охране труда квалифицировались по ст. 5.27 КоАП РФ. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей была предусмотрена мера ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. Штрафные санкции в отношении предпринимателей и организаций могли быть заменены приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Причем изменение способа реализации обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (проведение вместо аттестации СОУТ), не повлияло на квалификацию действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Постановления Челябинского областного суда от 10.09.2014 по делу №4а14-628, Курганского областного суда от 29.10.2014 по делу №4A-281/2014).
С 01.01.2015 непроведение работодателем СОУТ, а также нарушение установленного порядка проведения такой оценки выделено в самостоятельное правонарушение – ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Мерой ответственности является предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб., на предпринимателей – от 5000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб. Повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение должностному лицу и предпринимателю грозит штрафом в размере от 30 000 до 40 000 руб., юридическому лицу – от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В отношении должностных лиц штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от года до трех лет, в отношении предпринимателей и организаций – приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Непроведение СОУТ («Выражается в длительном непрекращающемся невыполнении СОУТ»: Решение Московского городского суда от 16.09.2014 по делу № 7-7944/2014) относится к длящимся правонарушениям, поэтому срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения нарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). В связи с этим постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня обнаружения факта непроведения СОУТ. С 01.01.2014 за работодателями закреплена обязанность по проведению СОУТ, а не аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако это не означает, что все работодатели должны незамедлительно провести СОУТ. В соответствии с переходными положениями Федерального закона № 426-ФЗ работодатели, ранее (до указанной даты) обеспечившие проведение аттестации, могут не делать СОУТ, пока действуют результаты аттестации. Кроме того, в отношении рабочих мест, по которым должна проводиться идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, СОУТ может быть осуществлена поэтапно (с условием, что оценка должна быть завершена не позднее 31.12.2018). По мнению автора, такие рабочие места необязательно должны быть аттестованными. Однако некоторые судьи придерживаются мнения о том, что проведение СОУТ поэтапно возможно только в том случае, если по рабочим местам до 01.01.2014 была проведена аттестация.
А.Г. Снегирев
Источник: «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», №2, 2015. |