Правовые аспекты проведения СОУТ: новеллы законодательства и преемственность практики оценки условий труда
01.06.2015 11:35:00
В статье обсуждается Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступивший в силу с 01.01.2014 (за исключением ст. 18 «Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда», которая вступает в силу с 01.01.2016 г.).
В статье обсуждается Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступивший в силу с 01.01.2014 (за исключением ст. 18 «Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда», которая вступает в силу с 01.01.2016 г.).
|
|
Надежда СИМОНОВА,
доктор медицинских наук,
профессор, директор департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда
|
Олег КОСЫРЕВ,
президент Ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «ЭТАЛОН»
|
Первоначальное упоминание о специальной оценке условий труда появилось в Федеральном законе от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, «занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах», «занятых на работах с тяжелыми условиями труда» и других категорий лиц, указанных в ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В этой же статье установлено право работодателя на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам «по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом».
Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ было поручено Правительству РФ в срок до 1 сентября 2013 года подготовить и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона, регулирующего порядок проведения специальной оценки условий труда, в соответствии с требованиям пенсионного законодательства РФ, а также устанавливающего размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в соответствии с результатами этой оценки.
Одна из ключевых целей закона – введение экономических механизмов установления ответственности работодателя за состояние условий и охраны труда на находящихся в его введении рабочих местах.
Еще в уведомлении Минтруда России о разработке проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда» была определена основная цель законопроекта: «Проект федерального закона вводит порядок и процедуры специальной оценки условий труда на рабочих местах, требования к организациям, осуществляющим оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах с целью выявления целесообразности установления работникам, занятым во вредных условиях труда, компенсаций за работу в таких условиях, определения для работодателя величины страхового тарифа и скидок (надбавок) к нему, а также размеров отчисления в Пенсионный фонд РФ в зависимости от условий труда на рабочих местах».
Характеризуя существующую систему общественных отношений, на которые будут распространяться требования разработанного закона, Минтруд России подчеркивает, что в действовавшем до настоящего времени законодательстве механизмы стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны туда были прописаны в различных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах. Однако, несмотря на наличие таких механизмов, они не учитывают влияние условий труда на размеры пенсионного обеспечения и сроки выхода на пенсию работников, в связи с чем работодатель не несет ответственности, если работнику полагается досрочная пенсия вследствие наличия вредных условий труда на его рабочем месте. Соответствующие издержки несет Пенсионный фонд России, что неприемлемо в условиях сокращения численности трудоспособного населения и роста количества пенсионеров по старости.
В резюмирующей части уведомления отмечается, что необходимо создать единую систему специальной оценки условий туда, обеспечивающую назначение компенсаций, страховых тарифов, скидок (надбавок), а также размеров отчислений в Пенсионный фонд РФ с целью установления ответственности работодателя за состояние условий труда на находящихся в его введении рабочих местах. Таким образом, предметом регулирования закона № 426-ФЗ являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.
Согласно закону, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На первый взгляд, специальная оценка условий труда близка к процедуре аттестации рабочих мест, однако следует особо подчеркнуть, что Федеральный закон №426-ФЗ формирует принципиально новый этап взаимоотношений социальных партнеров – работодателя, работника и государства – в области безопасности труда, а это коренным образом отличает специальную оценку условий труда от аттестации рабочих мест.
В чем эти отличия?
Прежде всего, впервые в российской практике процедура оценки условий труда на рабочем месте регламентируется федеральным законом, а, следовательно, в рамках ее реализации существенно возрастает как роль государства, так и ответственность всех участников процесса.
Закон содержит классификацию условий труда (ст. 14), которая ранее была приведена лишь в Руководстве Р 2.2.2006–05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденном Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, но не было зарегистрировано в Минюсте России, что порождало многочисленные противоречия. Сегодня эта классификация является неотъемлемой частью федерального закона.
Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной законом методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Тем не менее, закон содержит полный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда, включая физические, химические, биологические факторы, а также факторы трудового процесса – тяжесть и напряженность труда – с последующей подробной характеристикой (ст. 13).
Следует отметить, что в основном вредные факторы соответствуют положениям Р 2.2.206–05, за исключением некоторых позиций. Так, в законе отдельно прописано требование исследовать не только концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, но и содержание их на кожных покровах работников в тех случаях, когда для вещества имеется соответствующий предельно допустимый уровень (ПДУ).
Кроме того, несколько упрощены методические подходы к оценке тяжести и напряженности трудового процесса: для оценки тяжести используются показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника, а для оценки напряженности – только показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника, причем все это более подробно изложено в упомянутой выше Методике проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
Что касается организации проведения специальной оценки условий труда, то она во многом схожа с аналогичными процедурами, использовавшимися при проведении аттестации рабочих мест. Она проводится не реже чем один раз в 5 лет, за ее организацию и финансирование несет ответственность работодатель, который создает специальную комиссию и утверждает график проведения. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Принципиально важным отличием процедуры специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест является идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, под которой понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными специальным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, а ее результаты утверждаются комиссией, созданной работодателем для проведения специальной оценки.
Требования к процедуре идентификации достаточно велики: при ее проведении должны учитываться производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов; результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания; предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Только в том случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении их исследований (испытаний) и измерений. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Еще одним важнейшим положением, вытекающим из процедуры идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, является декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответственно, специальная оценка условий труда на таких рабочих местах не проводится.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, так же как и результаты специальной оценки, действительна в течение пяти лет.
Однако в случае, если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве или у него выявлено профессиональное заболевание, то в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда. Очевидно, что это достаточно серьезное ограничение для попыток формального декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям на любых рабочих местах.
Федеральный закон №426-ФЗ значительно усилил требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, которая должна соответствовать большому перечню требований, включая наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – «врач по общей гигиене», «врач по гигиене труда», «врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям»; а также наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений всех вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных данным федеральным законом.
Законом впервые вводится институт экспертов, осуществляющих специальную оценку условий труда, и определяются требования к нему. К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта). При этом лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
-
наличие высшего образования;
-
наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 ч;
-
наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
Введение института экспертов позволит увеличить обоснованность и достоверность результатов специальной оценки за счет установления повышенных квалификационных требований и личной ответственности лиц, участвующих в проведении оценок и подготовке соответствующих заключений. По нашему мнению, такое нововведение существенно изменит действующую процедуру обучения и повышения квалификации в этой сфере. Разделение полномочий (обучение и аттестация) повысит конкуренцию между учебными центрами, заставит претендента на статус эксперта выбирать учебные организации, в которых можно получить реальные знания, а не «корочку», что он «прослушал» или «принял участие» в тематическом семинаре.
Согласно закону, Минтруд России осуществляет формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестра экспертов, причем эти сведения подлежат размещению на официальном сайте Минтруда России, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Отдельная статья закона (ст. 22) посвящена независимости организаций и экспертов, осуществляющих специальную оценку условий труда. Такие организации и эксперты должны быть не аффилированными по отношению к работодателю лицами, на рабочих местах которого oни проводят специальную оценку. Данная процедура не может осуществляться органами надзора (контроля), выполняющими также иные функции, реализация которых может повлечь за собой конфликт интересов.
Должностные лица аккредитованных организаций и эксперты не должны находиться в близком родстве с должностными лицами работодателей, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда, должна быть исключена любая финансовая, организационно-правовая и иная зависимость между такими лицами и организациями. В этой же статье предусмотрена норма, позволяющая ограничить возможность воздействия работодателя на независимую организацию и экспертов, чтобы повлиять на результаты оценки посредством установления условий договора, включая порядок выплаты и размер денежного вознаграждения.
В законе впервые вводится принцип обеспечения исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда, которая может обеспечивать исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям – заказчикам проведения специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда, и (или) иным лицам, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.
Иными словами, закон четко предусматривает, во-первых, высокую вероятность наступления имущественной ответственности организации, проводившей специальную оценку условий труда, перед работодателем или работниками, возникающей вследствие причинения ущерба работодателям или работникам, а, во-вторых, определяет возможность страхования этой ответственности. Сфера применения результатов специальной оценки условий труда во многом совпадает
со сферой использования результатов аттестации рабочих мест, однако в законе она прописана более структурно и четко. Согласно закону, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
-
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
-
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
-
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
-
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
-
организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
-
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
-
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
-
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-
подготовки статистической отчетности об условиях труда;
-
решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-
рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
-
определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
-
принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
-
оценки уровней профессиональных рисков;
-
иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Очень большое внимание в законе уделено формированию информационного пространства, предполагающего взаимодействие субъектов специальной оценки условий труда, различных органов власти и внебюджетных фондов. Определены условия и принципы создания федерального банка данных результатов специальной оценки. Так, результаты подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на работодателя и аккредитованную организацию.
Высокая значимость результатов специальной оценки, их влияние на объем и качество обеспечения социальной защищенности работников, усыновление для них различного рода гарантий и компенсаций, а также наличие прямой зависимости объемов отчислений в Пенсионный фонд РФ и в фонд социального страхования РФ от результатов оценки обусловливают необходимость создания системы жесткого контроля в этой сфере.
Один из наиболее эффективных механизмов контроля – создание глобальной информационно-аналитической системы, способной в автоматизированном режиме находить признаки нарушения законодательства и доставлять такую информацию в заинтересованные ведомства. Федеральная государственная информационная система учета результатов специальной оценки условий труда будет формироваться за счет интеграции двух действующих информационных систем Минтруда России: АС «Анализ и контроль работ по охране труда» (АКОТ) и АС «Профессиональные риски».
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Учитывая, что практически все организации ранее проводили аттестацию рабочих мест, а также необходимость предварительных разработок для обеспечения единой информационной системы, закон предусматривает специальные переходные положения (ст. 27) и порядок его вступления в силу (ст. 28). В частности, в законе специально оговаривается, что организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до
31 декабря 2018 г. включительно.
При этом обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные к работе в испытательных лабораториях (центрах), но также не позднее чем до 31 декабря 2018 г. В случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, требующих внеплановой специальной оценки условий труда. Однако работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Таким образом, Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установил следующие основные принципы взаимодействия социальных партнеров в области обеспечения безопасности труда посредством одного из важнейших механизмов – специальной оценки условий труда:
-
презумпция наличия потенциальной опасности на любом рабочем месте, определяющая необходимость идентификации вредных факторов рабочей среды и трудового процесса;
-
объективность, достоверность и полнота исследований, проводимых в рамках специальной оценки условий труда;
-
независимость и компетентность организаций и экспертов, осуществляющих специальную оценку условий труда;
-
участие работников и их объединений в осуществлении специальной оценки условий труда, обеспечение свободы такого участия.
На основе закона возникнет единая система специальной оценки условий труда, обеспечивающая назначение компенсаций, страховых тарифов, скидок, а также размеров отчислений в Пенсионный фонд РФ с целью установления ответственности работодателя за состояние условий труда на находящихся в его введении рабочих местах.
Источник: «Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях», № 5, 2014.
Все публикации