Актуальное интервью: "Новое в охране труда"
26.11.2012 14:48:00
На вопросы портала HeadHunter отвечает
генеральный директор
Клинского института охраны и условий труда
Олег КОСЫРЕВ.
– Олег Александрович, нам стало известно об очередных изменениях в сфере охраны труда. О чем идет речь?
– Речь идет о следующем: с 70-х годов действовали перечни и списки по «производству, цехам, профессиям и должностям с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». В этих cписках перечислены все профессии, связанные с вредными условиями труда. Если ваша должность была в них упомянута, то, в зависимости от характера работ, вы имели право на дополнительный отпуск. К примеру, если вы аккумуляторщик, то вам полагался дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
– И что произошло с этим перечнем?
– В апреле 2012 года Верховным Судом было вынесено соответствующее решение. Списки никто специально не отменял, однако законодательство (в данном случае, трудовое законодательство) претерпело существенные изменения. Установлено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска и минимальных размеров повышения оплаты труда занятых на работах с вредными условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. То есть не вышеупомянутымыми перечнями, а постановлением Правительства РФ. И в Трудовом кодексе эта запись уже существует.
Кроме того, в 2008 году вышло постановление Правительства РФ № 870 об изменении минимальных размеров компенсаций. Перечни профессий никто не отменял, но де-факто, в связи с постановлением Правительства, они более не действительны, так как действуют более масштабные документы в виде Трудового кодекса и постановлений правительства, которые установили размеры этих компенсаций. Также в 219-ой статье Трудового кодекса говорится о том, что если работодателем обеспечены нормальные условия труда, то компенсации не устанавливаются. Соответственно, при условии, что некий работник находится в этом Перечне и всю жизнь получал данные компенсации в виде дополнительного отпуска и т.д., теперь, в силу технологического изменения производства, все меняется.
Например, раньше металлург занимался литьем стали почти вручную, а сейчас он сидит за пультом в отдаленном безопасном помещении. То есть, фактически условия труда у него нормальные, но он внесен в этот старый советский перечень. И аттестация рабочего места показывает, что у него нет превышения по шуму и свету, но он все равно находится в списке и получает компенсации. Сейчас огромное количество людей, которые ранее по списку получали компенсации, фактически теряют на них право. Верховный Суд в своем определении вполне точно сказал следующее: «Эти перечни не применяются, так как противоречат Трудовому кодексу РФ».
– Что говорит статистика по поводу количества людей, которых затронут эти нововведения?
– По данным Росстата, доля работников, имеющих право на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, по отдельным видам экономической деятельности (на конец 2010 года) составляет:
– дополнительный отпуск – 31,1%;
– повышенная оплата труда – 24,2%;
– сокращенный рабочий день – 3,4%.
Общая численность занятого населения составляет около 70 млн человек. Таким образом, изменение порядка установления указанных компенсаций в той или иной степени коснется около трети всех работников РФ. 870-е постановление устанавливает минимальные значения компенсаций, фактические же значения у отдельных работодателей значительно выше.
Повторюсь: из 70 млн. работающих в России людей одна треть имеет право на компенсации. По существу, сейчас они их лишаются. А чтобы подтвердить вредные условия труда на своем рабочем месте, работникам необходимо будет провести аттестацию рабочих мест, и тогда, на основании 870-го постановления (то есть по новому основанию, а не по старому перечню), они получат минимальное значение.
– Как скажутся подобные изменения на собственниках бизнеса?
– Для крупного работодателя компенсации за вредные условия труда всегда были обузой. Поэтому сейчас многие работодатели могут заявить своим сотрудникам, ранее их получавшим, следующее: «Перечни больше не применяются, поэтому компенсации тебе больше не положены». С точки зрения работника, формально его работодатель прав. Реально работник может подтвердить свое право на компенсации только с помощью аттестации рабочего места, подтверждающей наличие вредных условий труда. Если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы, то компенсаций он лишается.
Традиционно в крупных компаниях (добывающих, горных и т.д.) уровень таких компенсаций очень высок. Очень многие могут их потерять, и прежде всего – «белые воротнички». Никто не будет отнимать компенсации у, предположим, шахтеров, так как их вредные условия труда налицо, и любая аттестация это докажет. А вот мастер или руководитель, который формально состоял в этих списках и перечнях, однако в шахту никогда не спускался, все компенсации потеряет. И это очень серьезная массовая проблема, затрагивающая как работодателя, так и работника. Помимо прочего, работодатель, благодаря собственному незнанию, может угодить под «пресс» налоговиков в виде налогового риска.
– Расскажите поподробнее о возможных проблемах с налоговым законодательством?
– Условия труда многих работников, которым в настоящий момент установлены компенсации на основании вышеуказанных списков, не во всех случаях будут отнесены к категории вредных и (или) опасных. При этом статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
При этом следует учитывать, что многие работодатели пользуются налоговой льготой, так как компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнении к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы на физических лиц.
Таким образом, многие налогоплательщики несут серьезные риски по неправильному начислению налогов (использованию налоговой льготы).
– Как ситуация, создавшаяся после решений Верховного Суда, может решиться наиболее безболезненно?
– Проблема состоит в том, что формально законодательство, по 870-му постановлению, говорит: «Если у тебя есть вредные условия труда, то тебе обязаны установить компенсации». В советские времена Списки были ориентированы на защиту работников и привлечение новых сотрудников в непривлекательные и опасные отрасли, например, в химическое или горное производство. Сейчас же законодательство сделало шаг в сторону прагматизма. И, по здравой логике, оно право! Тем более, нельзя сказать, что компенсаций лишатся все категории работников. Их отнимут только у тех, кто действительно их не заслуживает.
Другое дело, нельзя забывать о психологическом моменте, а именно: «Я всю жизнь получал эти деньги и дополнительный отпуск, а теперь меня этого лишают». В идеале, подобные изменения в трудовом законодательстве мотивируют работодателя создавать для своего сотрудника безопасные условия труда, так как это диктуется экономической целесообразностью. При правильном подходе и работника это мотивирует на работу в здоровых условиях, а также побуждает беречь свое здоровье. Надо пересматривать всю систему, ибо люди, теряя «вредность» и доплаты за нее, по сути, сохраняют свое здоровье. Например, в Западной Европе система компенсаций «за вредность» развивалась по-другому: изначально не устанавливается компенсация, чтобы мотивировать людей на работу во вредных условиях труда.
Подобные изменения, инициированные государством, на мой взгляд, стратегически очень правильны. Создается механизм, направленный на то, чтобы работодателю было экономически выгодно создавать нормальные условия труда, а работник был бы заинтересован в сохранении своего здоровья. По большому счету, зарплаты на таком производстве должны быть выше, а не компенсации, получаемые «кривым» способом. Для работодателя логичнее один раз потратиться на повышение безопасности производства, чем потом всю жизнь выплачивать работникам компенсации за работу во вредных условиях труда. Для государства это важно в плане повышения здоровья населения и уменьшения смертности от профессиональных заболеваний. Люди не должны воспринимать ВУТ как данность, за которую платят!
Примечание
В связи с изменением Федеральным «законом» от 30.06.2006 №90-Ф3 определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, и изданием «Постановления» Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, – Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 (ред. 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», более не применяется, поскольку противоречит Трудовому кодексу РФ («Определение» Верховного Суда РФ от 04.04.2012 № АКПИ 12-317).
В Определении Верховного Суда РФ указывается, что, согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и(ли) опасными условиями труда.
Часть вторая статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 7 октября 2006 года, устанавливала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поскольку Правительство Российской Федерации не определяло такие перечни, то в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применялись перечни, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
Федеральным законом от 30 июня 2006 года №90-Ф3 внесены изменения в часть вторую статьи 117, в соответствии с которыми минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, устанавливаются также минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения (часть вторая статьи 147).
Таким образом, федеральным законодательством Правительству Российской Федерации были делегированы полномочия по определению порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 года издало постановление №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда». Документом устанавливались работникам, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации:
– сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;
– повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В связи с изменениями федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего СССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.
С другой стороны, 1 октября 2012 года Минтруд России разъяснил порядок предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 870. В частности, чиновники обращают внимание на то, что до реализации Министерством труда и социальной защиты РФ поручения, указанного в пункте 2 Постановления, работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать соответствующие повышенные или дополнительные компенсации. Размеры данных компенсаций должны устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Для установления соответствующего размера компенсаций работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22, соответствующую Инструкцию о порядке применения о порядке применения данного списка, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условиям труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 3 октября 1986 года № 387/22-78, и иные действующие нормативные акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Все публикации