Минтруд России предлагает внести поправки в трудовой кодекс РФ, направление на внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда. Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.
Однако при этом остались неучтенными вопросы оценки травмоопасности рабочих мест, учета состояния здоровья и индивидуальных психо-физиологических особенностей работников, занятых на конкретных рабочих местах, что не позволяет работодателям в должной мере обеспечить оптимальную производительность труда.
В этой связи принято решение о разработке законопроекта "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)", с принятием которого будет обеспечен учет перечисленных факторов в результате полноценного внедрения оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, сближение и гармонизация законодательства об охране труда Российской Федерации с аналогичными нормами стран Евросоюза.
Действие документа планируется распространить на следующий круг лиц:
-
работодателей;
-
работников;
-
медицинские организации;
-
организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда;
-
органы государственного надзора за соблюдением трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В настоящее время проводится публичное обсуждение необходимости разработки данного законопроекта и внесения изменений в Трудовой кодекс РФ. С более подробной информацей можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации (regulation.gov.ru). Предварительный текст проекта федерального закона в настоящее время не размещен.
Расходы на необязательные медицинские осмотры могут учитываться как элемент оплаты труда. В письме от 19.11.2015 № 03-03-07/67078 Минфин России напомнил, что согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на «вредных и (или) опасных» работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры. Работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров. Перечень факторов, при наличии которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также на лечение профессиональных заболеваний "вредных" работников, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов на территории организации. По мнению Минфина России, если медицинские осмотры работников согласно законодательству РФ являются обязательными, то расходы на их проведение учитываются для целей налогообложения прибыли. Если медицинские осмотры не являются обязательными, то расходы на их проведение могут учитываться в целях налога на прибыль, если они являются элементом системы оплаты труда и отвечают критериям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Минфин России высказал официальную позицию по вопросу учета затрат на приобретение питьевой воды и кулеров для сотрудников при исчислении налога на прибыль. В соответствии с положениями статьи 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Понятие условий труда установлено положениями статьи 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Также в соответствии с положениями статьи 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Согласно статье 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.
Пунктом 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение чистой питьевой воды, а также затраты на приобретение и установку кулеров могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании статьи 264 Кодекса с учетом положений статьи 252 Кодекса.
Предлагается сформировать и установить основные принципы управления охраной труда у работодателя, направленные на обеспечение последовательного улучшения состояния условий и охраны труда на рабочих местах и снижение профессиональных рисков занятых на них работников. Разработка проекта нормативного правового акта обеспечивает реализацию положений статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации. В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано определение понятия системы управления охраной труда – комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда.
В настоящее время действует Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. № 169-ст. Вместе с тем, указанный стандарт в соответствии с законодательством о техническом регулировании является документом добровольного применения, что сдерживает внедрение его требований у работодателей. С учетом изложенного принятие Типового положения о системе управления охраной труда позволит сформировать и установить гармонизированные с законодательством стран Евросоюза основные принципы управления охраной труда у работодателя, обеспечивающие последовательное улучшение состояния условий и охраны труда на рабочих местах и снижение профессиональных рисков занятых на них работников, обеспечить разработку и внедрение систем управления охраной труда у всех работодателей, что будет способствовать улучшению состояния условий и охраны труда.
Пневмокониозы были признаны в качестве профессиональных заболеваний достаточно давно. Существенные усилия были направлены на исследование, первичную профилактику и лечение данных заболеваний. Однако врачи и гигиенисты сообщают о том, что проблема данного заболевания все еще сохранилась как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.
Количество отчетов о производственном воздействии и влиянии эстрогенов на мужчин относительно невелико по сравнению с обширной литературой, которая существует по вопросу об остром и хроническом воздействии эстрогенов на женщин в результате непроизводственного воздействия. Литература по непроизводственному воздействию является, главным образом, результатом широкого использования контрацептивов и других медикаментов, включающих в себя эстрогены (а также в результате распространения загрязнителей окружающей среды, обладающих свойствами эстрогенов, таких как органические соединения хлора).
Основное внимание авторами уделяется, в частности, взаимоотношениям между подобным воздействием и многообразием видов раковых заболеваний, которыми страдает человек, например, рак слизистой оболочки матки, рак шейки матки или рак груди у женщин (Hoover 1980; Houghton and Ritter 1995). В литературе, посвященной производственному воздействию, гиперэстрогенный синдром у работников как женского, так и мужского пола, был связан с ДЕС и его производных природных или парных эстрогенов, гексоэстролом и его производными и стероидными синтетическими веществами, такими как этинилоэстрадиол и моэстранол.
Вскоре после начала коммерческого производства эстрогенов, начали появляться отчеты об их воздействии, выражавшемся, например, в форме гинекомастии (ненормальное увеличение молочных желез у мужчин) и снижении либидо среди работников мужского пола и менструальные расстройства (увеличение объема выделений или межменструальные выделения) среди работников женского пола (Scarff and Smith 1942; Fitzsimons 1944; Klavis 1953; Pagani 1953; Watrous 1947; Watrous and Olsen 1959; Pacynski et al. 1971; Burton and Shumnes 1973; Meyer, Peteet and Harrington 1978; Katzenellenbogen 1956; Dunn 1940; Stoppleman and van Valkenburg 1955; Goldzieher and Goldzieher 1949; Fisk 1950). Также было несколько отчетов о токсическом синдроме, связанном с некоторыми прогоэстрогенными соединениями, включая ацетоксипрогоэстерон (Suciu et al. 1973), и винилоэстреолон в сочетании с этинилоеэстрадиолом (Gambini, Farine and Arbosti 1976).
Малое предприятие как самостоятельный тип организации производства существует с незапамятных времен. Домашнее производство, основанное на разделении труда между членами одной семьи, до сих пор можно встретить и в городе, и в сельской местности. Фактически, можно сказать применительно ко всем странам, что большинство рабочих, труд которых может быть оплаченным или неоплаченным, числятся за предприятиями, классифицируемыми как малые.
Перед тем как приступить к рассмотрению возникающих там проблем со здоровьем работников, необходимо дать определение малого предприятия. Принято считать, что малое предприятие – это предприятие, на котором трудятся не более 50 работников. Оно может располагаться в доме, на ферме, в небольшом офисном помещении, на фабрике, на шахте или в карьере, на территории лесного хозяйства, в саду или на рыболовном судне. В основе определения предприятия как малого лежит число его работников, а не род выполняемой ими деятельности или факт получения или неполучения ими заработной платы.
Для малых предприятий характерны следующие общие черты:
-
недостаток оборотного капитала;
-
отсутствие профсоюзной организации (в первую очередь имеются в виду малые предприятия, работающие в домашних условиях и на ферме) или ее малочисленность (в офисе, на фабрике, в продовольственном магазине, и т.д.);
-
низкая вероятность контроля со стороны правительственных органов.
Исследование, проведенное несколько лет назад, показало, что ведомству, ответственному за малые предприятия, не было известно о существовании многих из них. Характерные черты малого предприятия и связанные с этим последствия:
– недостаток базового капитала:
-
плохие экологические условия;
-
дешевое сырье;
-
устаревшее оборудование;
-
недостаточная степень личной защиты рабочих;
– отсутствие рабочих профсоюзных объединений:
-
низкая заработная плата;
-
увеличенный рабочий день;
-
неудовлетворительная система поощрений;
-
эксплуатация детского труда.
– недостаточный контроль:
-
плохие экологические условия;
-
повышенная опасность производства;
-
высокий уровень травматизма/профессиональных заболеваний.
В результате этого условия работы здесь, обычно напрямую зависящие от наличного капитала предприятия, значительно уступают условиям работы на крупных предприятиях: малые предприятия закупают более дешевое сырье, техническое обслуживание оборудования осуществляется здесь не в полном объеме, нет достаточного количества индивидуальных средств защиты. Отсутствие или малочисленность профсоюзной организации приводит к снижению уровня зарплаты, увеличению рабочего дня и несоблюдению условий выплаты премиальных вознаграждений. Работа часто носит более интенсивный, чем на крупных предприятиях, характер. Велика вероятность эксплуатации труда детей и стариков.
Редкие проверки приводят к ухудшению условий труда, наличию на рабочих местах большого количества источников опасности и росту травматизма и заболеваемости. Эти характеристики малых предприятий являются следствием их балансирования на грани экономического выживания. Часть из них то и дело прекращает свое существование, в то время как на смену им постоянно появляются новые. С другой стороны, малые предприятия характеризуются гибкостью в организации производства. Они могут быстро реагировать на перемены и находить оригинальные решения проблем, возникающих в ходе научно-технического развития. Характеризуя малое предприятие с социальной точки зрения, следует отметить, что его владелец является, как правило, работающим менеджером и лично взаимодействует с работниками.
Повышение уровня защиты работников от профессиональных рисков в процессе их трудовой деятельности является одним из главных направлений деятельности всех специалистов охраны труда, а сокращение производственных травм и профессиональных заболеваний остается важнейшей задачей всех уровней управления охраной труда с любой точки зрения – гуманитарной, социальной и экономической, личной, корпоративной и общественной. Становление в Российской Федерации и в других странах СНГ рыночной экономики требует определенного изменения организационных механизмов и методов профилактики профессиональных рисков, предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Практика показала приемлемость и целесообразность использования (по мере возможностей и необходимости) передового зарубежного опыта в этой сфере. Однако различия национальных законодательств, сложившихся традиций практики и понятийно-терминологического аппарата, наличие межязыкового барьера осложняют широкое распространение передового зарубежного опыта среди русскоговорящих специалистов.
Учитывая эти обстоятельства, Субрегиональное бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии в г. Москве поддержало инициативу Пермского сотрудничающего информационного центра по охране труда сети информационных центров по охране труда МОТ (ILO CIS Network), работающего на базе Института безопасности труда, производства и человека Пермского государственного технического университета, основать специальную серию переводных информационных материалов «Охрана труда: международный опыт», выходящую под девизом: «Достойный труд должен быть безопасным!».
Предлагаем Вашему вниманию первый выпуск этой серии, посвященный опыту Финляндии. В нем Вы найдете практическое пособие по идентификации и оценке профессиональных рисков на рабочих местах, подготовленное специалистами Финляндии для оказания конкретной помощи работникам в освоении ими основных, простейших и конкретных мер оценки профессиональных рисков для дальнейшего обеспечения безопасности и улучшения условий труда на рабочем месте, сохранения здоровья в процессе трудовой деятельности. Содержащийся в пособии материал с успехом может быть использован также для обучения работников требованиям охраны труда.
Одна из основных задач системы мероприятий, средств и методов охраны труда – предотвращение опасных и уменьшение вредных производственных факторов (ОВПФ). Из четырех групп опасных и вредных производственных факторов самая распространенная и обширная по разнообразию в производственных условиях группа физических факторов.