За рубежом: методологические подходы и опыт разработки профессиональных стандартов в Германии
28.01.2016 10:05:00
Эксперты Международной организации труда подготовили русскоязычную версию доклада на тему «Подход и опыт разработки профессиональных стандартов в Германии» (авторы – А. Вилли Петерсен и Маик Йепсен). В предлагаемом Вашему вниманию докладе излагаются основные принципы начального профессионально-технического обучения и подготовки в Германии (дуальная система). Цель доклада – предоставление основных данных для оценки различий с другими методами профессиональной подготовки, практикуемыми в мире.
Эксперты Международной организации труда подготовили русскоязычную версию доклада на тему «Подход и опыт разработки профессиональных стандартов в Германии» (авторы – А. Вилли Петерсен и Маик Йепсен). В предлагаемом Вашему вниманию докладе излагаются основные принципы начального профессионально-технического обучения и подготовки в Германии (дуальная система). Цель доклада – предоставление основных данных для оценки различий с другими методами профессиональной подготовки, практикуемыми в мире.
Следует отметить, что дуальная система обучения в Германии имеет давние традиции, отличается комплексным подходом и не поддается точному копированию. В докладе содержатся не только общие определения, но и примеры передовой практики, а также анализируется полученный практический опыт с целью его дальнейшего применения.
Первые две главы посвящены общей проблеме взаимодействия между системой образования и требованиями рынка труда. Рассматриваются национальные и международные рамки, соотносящие профессиональную и учебную квалификацию. Приводится описание разных методов разработки и использования профессиональных стандартов в Германии в сравнении с другими странами.
В Германии нет отдельных изолированных профессиональных стандартов; вместо этого применяется интегрированный принцип разработки положений о профессиональном обучении в качестве образовательного стандарта, включающего профессиональный стандарт. Местный «Закон о профессиональной подготовке» служит нормативно-правовой основой данного вида профессионального обучения. Некоторые ключевые вопросы рассматриваются в главе 4.
Общий успех данного метода образования обусловлен использованием следующих факторов, в перечень которых входят:
-
Взаимодействие между социальными партнерами, работодателями и правительством;
-
Обучение на базе производственного процесса;
-
Принятие национальных профессиональных стандартов;
-
Квалифицированные инструкторы;
-
Наличие институтов для ведения научных исследований и оказания консультационных услуг в области профессиональной подготовки.
Ожидается, что молодой человек, получивший аттестат после прохождения трехлетней начальной профессиональной подготовки, должен многое уметь. Полная профессиональная подготовка характеризуется немецким термином «Beruf».
Глава 5 дает представление о том, как менялась структура положений о профессиональном обучении в течение последних 40 лет. В целом, для создания и обновления учебных программ необходимо знать требования рынка труда. Заинтересованные стороны должны участвовать в процессе для достижения устойчивого признания принимаемых документов. Помимо поддержки со стороны Федерального института профессионального образования (BIBB) необходимо применение точных методов для оценки рынка труда.
В главе 6 приводятся примеры, как научные исследования могут поддержать процесс.
Практическая организация ПТОП рассматривается в главе 7. С давних пор Палаты играют выдающуюся роль. В Германии пока остается нерешенной проблема финансирования и предоставления возможностей для обучения. Удачный пример решения этой проблемы приводится в главе 7.3.
В заключение в главе 8 рассматриваются дополнительные вопросы.
Источник: ilo.org.
Все публикации