В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не относящихся к вышеуказанным рабочим местам, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018. Иначе говоря, поэтапное проведение СОУТ осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и которые не указаны в ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ.
В Письме Минтруда России от 08.12.2014 N 15-1/В-1829 по этому поводу поясняется, что в случае поэтапного проведения СОУТ не устанавливаются количество этапов проведения СОУТ и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа, в связи с чем указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ.
ВЫСЛУШАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКА
Согласно ст. 5 Федерального закона N 426-ФЗ работнику как самому, по сути, заинтересованному лицу при проведении СОУТ предоставлены права:
-
присутствовать при осуществлении СОУТ на его рабочем месте;
-
обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту данной организации за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
-
обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 данного Закона.
Теперь работник дополнительно получил право обратиться к тем же работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту этой организации с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (изменен п. 2 ч. 1 ст. 5).
Соответственно, работодателю вменено в обязанность предоставить данные предложения работника организации, проводящей СОУТ (изменен п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 426-ФЗ). Правда, на обязанностях этой организации, перечисленных в ч. 2 ст. 6 названного Закона, внесенные поправки никак не отразились.
О РАБОТЕ ЭКСПЕРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОУТ
На схеме перечислены виды рабочих мест, в отношении которых проводится безотлагательная (без разбивки на этапы) СОУТ. В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ на названных местах не осуществляется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно ч. 7 той же статьи перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на обозначенных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона N 426-ФЗ.
Отныне в соответствии с новой ч. 8 ст. 10 того же Закона этот эксперт в указанных целях может осуществлять:
-
изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
-
обследование рабочего места;
-
ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
-
иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.
КОГДА ПОДАЕТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ?
Статья 11 Федерального закона N 426-ФЗ указывает на то, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Теперь такую декларацию можно подавать и по тем рабочим местам, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в упомянутой ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ.
К сведению. Согласно ст. 14 данного Закона оптимальными условиями труда (I класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимые условия труда (II класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 136-ФЗ действие нового правила распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014. То есть можно подать декларацию, если после обозначенной даты условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми. Это можно сделать путем подачи уточненной декларации, включив в нее такие рабочие места.
Из ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ следует, что действие указанной в данной статье декларации может быть одномоментно прекращено и проведена внеплановая СОУТ на рабочем месте, где с работником произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Теперь так же надо поступить, если в отношении работника и (или) на его рабочем месте в ходе проверки соблюдения трудового законодательства выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ ОТЧЕТА
В силу ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ организация, осуществляющая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, который подписывает соответствующая комиссия, согласно ст. 9 данного Закона созданная работодателем.
Теперь работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения названного отчета обязан уведомить об этом организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта подобного уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ дополнена п. 5.1).
О ВНЕПЛАНОВОЙ СОУТ
Согласно действовавшей до сих пор редакции ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ на проведение внеплановой СОУТ отводилось шесть месяцев со дня возникновения причин ее осуществления. Но теперь этот срок увеличен до 12 месяцев для случаев создания новых рабочих мест, изменения технологического процесса, замены производственного оборудования (поправки коснулись ч. 2 данной статьи).
В новой ч. 3 обозначенной статьи специально указывается, что внеплановая СОУТ может не проводиться в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, если при этом не возникло определенных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ причин для ее проведения.
* * *
Федеральный закон N 136-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 01.05.2016 и с этой даты вступил в силу. Порядок проведения СОУТ, включая внесенные изменения, очень важно знать каждому работодателю.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.
Е.С.Казаков
Эксперт журнала
"Бухгалтер Крыма"
Источник: «Бухгалтер Крыма», № 6, 2016