- Но если по результатам спецоценки работодатель сокращает объемы компенсаций, это не выгодно работнику. Что положительного спецоценка даст работнику?
Во-первых, возможность снижения затрат на предоставление гарантий и компенсаций – это экономическая составляющая спецоценки, которая стимулирует работодателя к улучшению условий труда. Чем больше работодатель вкладывает в улучшение условий труда, тем меньше он несет издержек по другим направлениям.
Как известно, здоровье нельзя купить ни за какие деньги. На работе мы проводим чуть ли не половину своего времени и сами должны быть заинтересованы не в получении сиюминутных доплат, а в сохранении своего здоровья, так как оно не нужно никому, кроме нас самих.
Раньше, когда действовала списочная система предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, работодатель был не заинтересован в улучшении условий труда работников.
Неважно, модернизируется ли производство, устраняются ли вредные факторы на рабочем месте - если профессия включена в "списки", то работодатель обязан был предоставлять работникам компенсации. Нередко (особенно в бюджетных организациях) бывали такие ситуации, когда по результатам оценки условий труда на рабочих местах выявлялись вредные факторы, которые достаточно легко устранить, но этого не происходило годами.
Например, в кабинете недостаточный уровень освещенности. Цена вопроса копеечная – установка дополнительного светильника, однако вместо этого работник мог годами портить здоровье и получать за вредные условия труда доплату, размер которой в итоге в разы перекрывал стоимость работ по приведению условий труда к норме.
Кроме того, результаты спецоценки используются как для отмены, так и для установления гарантий и компенсаций.
Работодатель вправе сократить объем предоставляемых гарантий и компенсаций только в том случае, если независимая оценивающая организация документально подтвердит, что условия труда не причиняют вред здоровью работника. И наоборот: если оценивающая организация выявит, что вредные факторы на рабочем месте превышают установленные нормы, работодатель обязан установить работнику гарантии и компенсации как минимум в том объеме, который предусмотрен трудовым законодательством.
- На какие компенсации вправе рассчитывать работник, если по результатам спецоценки на его рабочем месте условия труда будут признаны вредными?
- На сегодня в связи с введением законодательства о специальной оценке условий труда произошел переход от списочной модели предоставления компенсаций к модели, основанной на фактических условиях труда на каждом рабочем месте. Чем вреднее условия труда, тем больше положено работнику компенсаций. В зависимости от величины превышения гигиенических нормативов вредные условия труда подразделяются на четыре степени, а при значительных отклонениях от нормативов условия труда могут быть отнесены к опасным.
Объемы предоставляемых работнику гарантий и компенсаций напрямую зависят от степени вредности, установленной по результатам исследований.
Например, за вредные (опасные) условия труда любой степени работник имеет право на повышение оплаты труда на 4 процента. При вредных условиях труда второй степени (класс 3.2) к доплате прибавляется ежегодный дополнительный отпуск не менее 7 дней. При следующей степени вредности (класс 3.3) кроме перечисленных выше гарантий и компенсаций для работника необходимо сократить продолжительность рабочего времени и так далее.
При этом необходимо помнить, что и по Конституции, и по Трудовому кодексу работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. То есть, любые льготы за вредные условия труда нужно рассматривать как временную меру: до момента, пока работодатель не устранит причины, по которым здоровье работника подвергается риску.
- Скажите, а если работодатель решит искусственно занизить вредность, чтобы не предоставлять работникам положенные льготы?
- Вероятно, что у некоторых недобросовестных работодателей появится такой соблазн, однако законодательство о спецоценке предусматривает ряд механизмов, которые позволяют избежать этого.
Во-первых, в законе говорится, что работодатель не вправе предпринимать какие бы то ни было преднамеренные действия, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения. Кроме того, спецоценка проводится работодателем с привлечением специализированной, независимой оценивающей организации. Такие оценивающие организации не могут быть аффилированы к работодателю, а за нарушения порядка проведения спецоценки Минтруд России может приостановить их деятельность.
Во-вторых, в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда в обязательном порядке включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть. На представителей работников в составе комиссии распространяются все права и обязанности членов комиссии и, следовательно, они могут контролировать, чтобы права работников не были ущемлены.
В-третьих, сам работник имеет право присутствовать на своем рабочем месте в момент проведения спецоценки, давать предложения по идентификации вредных или опасных производственных факторов, а также получать разъяснения от работодателя и оценивающей организации по вопросам проведения спецоценки его рабочего места.
Если этого окажется недостаточно, то для разрешения спорных ситуаций законодательство о специальной оценке условий труда содержит механизмы государственного арбитража с участием судебных органов, органов государственного контроля и надзора, профсоюзного контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из ключевых механизмов рассмотрения разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда является проведение государственной экспертизы условий труда.
Так, например, в 2015 году в целях оценки качества проведения спецоценки Министерством труда и социальной защиты Республики Коми проведено 20 государственных экспертиз, при этом в 19 случаях, а это - 465 рабочих мест, при экспертизе были выявлены нарушения порядка проведения спецоценки. По результатам проведенной экспертизы, некачественная спецоценка была отменена, а 7 оценивающих организаций привлечены Государственной инспекцией труда к административной ответственности на общую сумму – 416 тысяч рублей.
- То есть оценивающие организации несут ответственность за нарушения при проведении спецоценки. А работодатель?
- Конечно, работодатель тоже несет административную ответственность. В соответствии со статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф для юридических лиц за не проведение спецоценки с начала 2015 года может доходить до восьмидесяти тысяч рублей. Повторное аналогичное нарушение грозит штрафом до двухсот тысяч рублей или к приостановлению деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, не проведение работодателем спецоценки может привести к нарушениям, связанным с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, проведением обязательных медицинских осмотров. То есть с учетом всех нарушений требований охраны труда, связанных со спецоценкой, размер штрафов для юридических лиц может составить более 400 тысяч рублей.
По информации Государственной инспекции труда в Республике Коми, в 2015 году за непроведение и нарушение порядка проведения спецоценки к административной ответственности были привлечены 54 работодателя.
- Штрафы достаточно большие, а как работодателю избежать ошибок при проведении спецоценки и не попасть под административную ответственность?
- Специальная оценка условий труда проводится на каждом рабочем месте не реже чем один раз в пять лет.
Для того чтобы не попасть под штрафные санкции, работодателю, во-первых, необходимо организовать и профинансировать проведение спецоценки. Стоимость проведения спецоценки одного рабочего места может варьировать в широких пределах. В некоторых случаях спецоценка одного рабочего места обойдется работодателю менее 500 рублей, а в другом - более 3000 рублей. Все зависит от конкретной ситуации и необходимого объема лабораторных исследований.
Так, для рабочих мест, где заведомо отсутствуют вредные производственные факторы, например "офисные" рабочие места, спецоценка может быть проведена вообще без проведения лабораторных измерений. Происходит это, когда по результатам идентификации, эксперт оценивающей организации дает заключение, что вредные или опасные факторы на рабочем месте отсутствуют. По такому рабочему месту работодатель подает в трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а стоимость проведения спецоценки такого рабочего места в разы меньше, чем, например, рабочего места электрогазосварщика.
Кроме того, в некоторых случаях спецоценку можно провести, не затратив ни одной копейки. Такое возможно, если на проведение спецоценки потратить часть средств страховых взносов, перечисленных в Фонд социального страхования Российской Федерации. Так, в 2015 году 120 работодателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Коми, провели спецоценку более 3 тысяч рабочих мест за счет средств Фонда. Чтобы воспользоваться такой возможностью, работодателю необходимо в срок до 1 августа текущего года обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Второй момент, на который необходимо обратить внимание, чтобы не допустить ошибки, - это работа комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Несмотря на то, что основную работу по проведению спецоценки выполняет оценивающая организация (проведение идентификации, лабораторные исследования, оформление отчета и тому подобное.), деятельность комиссии по проведению спецоценки играет очень важную роль.
Например, в обязанности комиссии входит составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, выделение аналогичных рабочих мест, утверждение результатов идентификации и так далее. При этом члены комиссии по проведению спецоценки – это обычные сотрудники организации, которые зачастую имеют достаточно поверхностное представление о специальной оценке условий труда.
Министерство труда, занятости и соцзащиты Республики Коми регулярно проводит информационно-разъяснительные мероприятия по вопросам внедрения спецоценки. В том числе как в прошлом году, так и в 2016 году в общественной приемной Главы Республики Коми состоялись прямые линии по теме специальной оценке условий труда.
В 2015 году рабочая группа, сформированная из представителей всех заинтересованных сторон, в том числе Министерства труда и соцзащиты Республики Коми, Федерации профсоюзов Республики Коми, Союза промышленников и предпринимателей Республики Коми, оценивающих организаций, подготовила методические рекомендации по проведению специальной оценки условий труда в организациях, которые работают в нашем регионе. Эти рекомендации оформлены в виде примерной пошаговой инструкции для облегчения работы комиссий по проведению спецоценки.
Рекомендации были разработаны на основе действующего законодательства с учетом анализа опыта и вопросов, возникающих при проведении специальной оценки условий труда на территории республики, и размещены на сайте Министерства, Федерации профсоюзов и Союза промышленников и предпринимателей.
- Из Ваших слов следует, что проведением спецоценки интересуются не только работодатели и оценивающие организации, но и довольно широкий круг лиц.
- С 2014 года вопросы оценки условий труда подняты на уровень Федерального закона. Поэтому специальной оценке условий труда уделяется пристальное внимание не только со стороны надзорных органов, но также со стороны социального партнерства в сфере труда. Совместная подготовка методических рекомендаций по спецоценке - это только малая часть работы, которая ведется в республике на уровне социального партнерства.
На законодательном уровне в республике сформирована трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В нее входят представители Правительства Республики Коми, Федерации профсоюзов Республики Коми, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Коми.
В сферу интересов Комиссии входят в том числе и вопросы проведения специальной оценки условий труда, поскольку результаты этой процедуры затрагивают интересы практически каждого работника.
Кстати, не далее как в июне этого года на заседании Комиссии как раз рассматривался вопрос проведения специальной оценки условий труда на территории нашей республики.
Могу добавить, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми продолжит профилактическую и информационно-разъяснительную работу по специальной оценке условий труда и будет рекомендовать всем сторонам социального партнерства уделять этому вопросу особое внимание.