Еженедельный аналитический обзор по охране труда
08.08.2016 13:04:00
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Охрана труда при работе на высоте:
нормативы и практика
В соответствии с официальной статистикой Росстата РФ из общего количества травм около 15% составляют травмы, связанные с падением работников с высоты. Таким образом, число несчастных случаев при работах на высоте в общем составе значительное. Безопасность труда при подобных работах обеспечивается организационными и техническими мероприятиями. 6 мая 2015 года вступили в силу новые «Правила по охране труда при работах на высоте», утвержденные приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н (далее – Правила). Правила устанавливают государственные нормативные требования по охране труда при работе на высоте и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении таких работ.
Более подробную информацию о применении профилактических мер безопасности при проведении работ на высоте вы можете получить из актуального видеоматериала, подготовленного экспертами департамента дополнительного профессионального образования АО «Клинский институт охраны и условий труда». О применении новых правилам по охране труда при работе на высоте рассказывает преподаватель-эксперт АО «Клинский институт охраны и условий труда» Сергей Михайлович ПАНАСКИН …
Защита органов дыхания играет важную роль в предотвращении профессиональных заболеваний и рисков отравлений при выполнении работ в условиях превышения ПДК в воздухе рабочей зоны. Эффективность же применяемых СИЗОД зависит не только от качества фильтрующего материала, но и от специального дизайна, обеспечивающего надежное прилегание. Не последнее место занимает и клапан выдоха, которым оснащены многие современные СИЗОД, в частности, одноразовые фильтрующие полумаски (респираторы). Основная задача клапана выдоха респиратора – обеспечение большего комфорта пользователя за счет отвода тепла и влаги из подмасочного пространства и снижение сопротивления дыханию.
Инженеры по охране труда часто слышат от рабочих, что им тяжело дышать в респираторе и делают вывод, что данный СИЗОД обладает высоким сопротивлением дыханию, но это не всегда верно. В действительности недовольство работающих зачастую связано с сильным дискомфортом из-за затрудненного отвода тепла и влаги из подмасочного пространства. Выдыхаемый воздух имеет температуру около 36 град. Цельсия и влажность порядка 100%. Именно это и создает ощущение затрудненного дыхания. Всем известно, как тяжело дышать в жаркую влажную погоду.
Зачастую для достижения большего комфорта работодатели стремятся обеспечивать своих работников респираторами с клапанами выдоха, не оценивая, насколько эффективно работает клапан и позволяет ли он получить ожидаемый результат…
В рамках дней Москвы в Омской области прошел круглый стол, посвященный охране труда. Проблемный вопрос обсудили представители органов власти Москвы и Омской области, объединения профсоюзов и работодателей. Участники встречи оценили роль социального партнерства в решении актуальных вопросов охраны труда и обсудили меры, направленные на стимулирование работодателей к соблюдению всех требований. «Тема охраны труда так важна, потому что, к сожалению, еще есть случаи травматизма на производстве, даже смертельные случаи. Предупредить эти негативные явления – основная задача нашей службы совместно с нашими партнерами. Здесь профсоюзы, работодатели и все, кто заинтересован в том, чтобы на предприятиях и организациях было комфортно работать», – рассказал министр труда и социального развития Омской области Владимир КУПРИЯНОВ…
Об этом на аппаратном совещании в резиденции главы республики сообщила министр труда и миграционной политики Надежда ГУБСКАЯ. По ее словам, наибольший уровень производственного травматизма отмечается в Юкаменском, Дебесском, Вавожском, Балезинском, Граховском, Малопургинском и других районах, где этот показатель превышает среднереспубликанский в 1,5 – 4 раза. Наиболее спокойная ситуация наблюдается в Алнашском районе.
Надежда ГУБСКАЯ отметила, что общее число пострадавших на производстве в 2015 по сравнению с 2014 годом снизилось на 18% – с 835 до 679 человек. «За текущее полугодие, по данным фонда социального страхования, число пострадавших составило 290 человек. При этом в стадии расследования находится еще 41 случай. В 2015 году смертельные травмы получил 21 работник. По состоянию на 1 июля смертельные травмы на производстве уже получили 4 человека и еще в стадии расследования находятся 6 случаев. Из 21 травмированного на производстве в прошлом году 6 работников находились в состоянии алкогольного опьянения», – пояснила глава ведомства…
Представителям муниципального бюджетного учреждения, работающего в Мокшанском районе, не удалось добиться отмены штрафа за нарушение требований охраны труда. Административное наказание было назначено МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба» за то, что оно допустило к работе в образовательных учреждениях 8 водителей и 28 сторожей, не проведя периодические медицинские обследования. Пренебрегла организация и предрейсовыми осмотрами водителей. Начальник отдела Государственной инспекции труда в Пензенской области назначил учреждению штраф в размере 120 тысяч рублей…
Прокуратура Шелопугинского района, в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране труда в муниципальном унитарном предприятии ЖКХ «Шахтаминское» выявила грубое нарушение, которое может представлять угрозу жизни и здоровью работников котельной «Школьная». Установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда котельной «Школьная» последний раз проводилась 3 марта 2010 года, хотя согласно ст. ст. 212, 219 Трудового кодекса РФ, ст. 4, ч. 4 ст. 27 ФЗ «О специальной оценки условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет. Таким образом, руководство МУП ЖКХ «Шахтаминское» нарушило требования трудового законодательства об охране труда...
Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда в наибольшей степени проведены в таких отраслях: добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; обрабатывающие производства. С какими сложностями столкнулись организации при осуществлении этих процедур?
По состоянию на 1 января 2015 г. из 31,2 млн рабочих мест условия труда были оценены на 12,7 млн. В 2014-2015 гг. специальная оценка условий труда (СОУТ) была проведена в отношении 4,66 млн рабочих мест, на которых занято 6,6 млн работников в 152,1 тыс. организаций. При этом среднегодовая численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) составляет 33,6 млн чел.
Вместе с тем темпы проведения СОУТ настораживают. В основном она проходит на средних и крупных предприятиях. На предприятиях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ может быть завершена в установленный законодательством срок. Основные риски, связанные с непроведением СОУТ, формируются на предприятиях малого бизнеса (включая микропредприятия). Высока опасность того, что рабочие места на вновь зарегистрированных/ ликвидированных в 2015 г. предприятиях (фактически за пять лет состав малых предприятий обновляется, а на них занято 11,7 млн чел.) не будут охвачены СОУТ. При этом следует констатировать, что на сегодняшний день инфраструктура (т.е. организации и эксперты) для проведения СОУТ вполне достаточна. Значительная часть сложностей при применении Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон) связана с установлением гарантий и компенсаций. Вопросы возникают из-за неоднозначного толкования нормы ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ о том, что условием неизменности компенсационного пакета, то есть мер, применяемых в отношении работников до вступления в силу данного закона, является сохранение условий труда, явившихся основанием для его назначения.
Основанием назначения компенсаций в соответствии с постановлением Правительства РФ № 870 была занятость во вредных или опасных условиях труда; при этом не было сделано различий между подклассами вредного класса условий труда. В связи с этим возникают вопросы – изменяется ли компенсационный пакет в случае улучшения подкласса вредного класса условий труда (причем вредные условия труда сохраняются)? Что является изменением (улучшением) условий труда (имея в виду, что изменение подкласса 3-го класса условий труда может быть обусловлено изменением критериев оценки, а не фактическим улучшением условий труда)? Приведем несколько примеров судебных решений по данным вопросам…
Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.
Как оценить эффективность применения СИЗ? Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ. Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников…
На государственную регистрацию в Минюст России направлен проект приказа Минтруда России, вносящий изменения в нормативные правовые акты, которые регламентируют проведение специальной оценки условий труда. С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», с принятием которого была введена процедура специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест.
В связи с большим количеством вопросов со стороны субъектов трудовых отношений по проведению специальной оценки условий труда, а также по реализации ее результатов в рамках трудового законодательства, в соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 3 апреля 2014 г. № ОГ-П12-85пр организован мониторинг проведения специальной оценки условий труда. По результатам мониторинга 1 мая 2016 года Федеральным законом № 136-ФЗ был внесен ряд существенных изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Изменения затронули также и положения ряда нормативных правовых актов, принятых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и регламентирующих процедуру проведения оценки условий труда...
Разъяснен порядок осуществления контроля (надзора) в отношении сетей газораспределения с давлением до 0,005 МПа включительно. Указано, в частности, что в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2016 года Федерального закона от 02.06.2016 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"» к ОПО не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно. Они идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления природного газа. В отношении указанных сетей Ростехнадзором будет осуществляться контроль (надзор) за соблюдением эксплуатирующими организациями требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870.
Сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из государственного реестра ОПО на основании заявления эксплуатирующей организации. На территориальные органы Ростехнадзора возлагается ответственность за ведение реестра сетей газораспределения и газопотребления, работающих под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,05 МПа включительно. Кроме того, Ростехнадзор напоминает, что организации, эксплуатирующие ОПО «Сеть газораспределения» и «Сеть газопотребления», должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ...
Минэкономразвития России доработан проект нового закона о государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации. Предлагается признать утратившим силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и целый ряд других законодательных актов. Целью разработки проекта нового Федерального закона является повышение результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при одновременном снижении избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций…
Скорректирован порядок финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами. Внесенные в Правила финансового обеспечения предупредительных мер изменения касаются уточнения: перечня мероприятий, расходы страхователя на которые подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов; перечня документов, представляемых с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер; перечня случаев, в которых территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, а также об отказе в нем; порядка зачета расходов страхователя в счет уплаты страховых взносов…
Фондом социального страхования Российской Федерации предложена обновленная форма расчета по страховым взносам (форма 4-ФСС), предполагаемая к применению с I квартала 2017 года. Введение новой формы связано с внесением с 1 января 2017 года изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которыми изменяется порядок представления указанной формы.
Форма включает в себя ряд таблиц, в том числе: «Расчет базы для начисления страховых взносов», «Сведения, необходимые для начисления страховых взносов страхователями, указанными в пункте 2.1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ», «Расчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями в отчетном периоде», «Сведения о результатах проведенной специальной оценке условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года». В приложении приводится порядок заполнения формы 4-ФСС…
Со следующего года отчетность по страховым взносам будет объединена в один расчет. В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, подготовлен проект приказа, которым будет утверждена новая форма расчета по страховым взносам, которая заменит собой действующие в настоящее время 4 формы отчетности: ежеквартальный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, представляемый плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1); ежеквартальный расчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР, представляемый работодателями, уплачивающими взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3); годовой расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, представляемый главами КФХ (РСВ-2); ежеквартальный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование (4-ФСС).
В новой форме также оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели…
Все публикации