Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Возмещение вреда от несчастного случая на производстве как одна из гарантий права работников на охрану труда: международный аспект

22.08.2016 11:13:00
В статье рассматриваются международные стандарты возмещения вреда, причиненного работнику в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Автор обосновывает точку зрения об эффективности систем обязательного социального страхования в отношении производственного травматизма. Проанализированы нормы международных актов, устанавливающих круг лиц, охваченных системой защиты, виды возмещения, их размер...
В статье рассматриваются международные стандарты возмещения вреда, причиненного работнику в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Автор обосновывает точку зрения об эффективности систем обязательного социального страхования в отношении производственного травматизма. Проанализированы нормы международных актов, устанавливающих круг лиц, охваченных системой защиты, виды возмещения, их размер.
 
Международная организация труда уделяет большое внимание вопросам охраны труда, в первую очередь обеспечению надлежащих условий труда и предупреждению несчастных случаев и повреждения здоровья, возникающих в результате работы. С целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда было принято более 18 конвенций и рекомендаций МОТ, содержащих нормы общего характера, нормы, касающиеся конкретных видов производственных рисков, и нормы, регулирующие охрану труда отдельных категорий работников или в отраслях экономики <См. подробнее: Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учебник. М.: Проспект, 2013. С. 482-484>.
 
Несмотря на принимаемые меры, по данным МОТ, каждые 15 секунд происходит 153 несчастных случая на производстве, один работник умирает от производственной травмы или профессионального заболевания. Каждый день 6300 человек умирают в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний – это более 2,3 млн. смертей в год. Ежегодно происходит 317 млн. несчастных случаев на производстве, многие из них приводят к длительному отсутствию работника на месте. Человеческая цена этой ежедневной утраты столь обширна, что экономические потери плохой организации охраны труда и здоровья работников оцениваются в 4% мирового валового внутреннего продукта ежегодно <ILO. Safety a№d health at work. URL: http://www.ilo.org/global/topics/safety-and-health-at-work/lang--en/index.htm>.
 
Существует мнение, что возмещение вреда не имеет непосредственно отношения к охране труда, поскольку если возникла необходимость в возмещении вреда, то нормы об охране труда не сработали <Кашлакова А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву: Монография. Барнаул: Азбука, 2012. С. 102>. Однако системы пособий в связи с производственными травмами, предоставляющие пособия в денежной или натуральной форме в случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, были созданы для преодоления одной из ключевых проблем современных рабочих мест. Как следствие ответственности по обеспечению условий труда, которые гарантируют безопасность и гигиену труда их работников, работодатели также несут ответственность за обеспечение справедливой, соразмерной и оптимальной компенсации для работников (и в случае смерти для тех, кто потерял кормильца) при потере дохода в результате несчастного случая или профессионального заболевания и за их доступ к необходимому здравоохранению (охватывая медицинские услуги и товары, а также связанные с ними услуги по уходу, включая реабилитацию). Если такие механизмы отсутствуют, для лица, получившего на работе травму, или тех, кто потерял в его лице кормильца, единственная надежда на компенсацию лежит в иске против работодателя, поданном в обычные суды. Для пострадавших такие процессы обычно длительные, затратные и напряженные и, таким образом, редко являются эффективными с точки зрения предоставления оптимальной компенсации травмированным работникам и семьям или другим родственникам, находящимся на иждивении умерших работников. Переход от положений об ответственности работодателя к системам защиты по случаю производственных травм, основанным на социальном страховании, и установление таких систем в странах, где раньше не было механизма защиты, является значительным улучшением социального обеспечения работников <Доклад о социальной защите в мире 2014/15: обеспечение экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ, 2015. С. 77, 83>.

Значение, которое придает МОТ возмещению вреда работникам, пострадавшим на производстве или получившим профессиональные заболевания, подтверждается тем, что в рамках этой организации за весь период ее деятельности было принято несколько конвенций, содержащих нормы в данной области. Так, еще в 1921 г. была принята Конвенция № 12 «О возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве», в 1925 г. – Конвенции № 17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве» и № 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях» (пересмотренная Конвенцией 1934 г. № 42). Все перечисленные Конвенции были пересмотрены в 1964 году Конвенцией МОТ № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма».
 
Международные акты не содержат четких указаний, за счет каких средств - обязательного социального страхования или бюджета – должны быть обеспечены выплаты пострадавшим на производстве, но указывают на желательность организации систем социального страхования для тех видов обеспечения, которые предоставляются в связи с трудовой деятельностью. Рекомендация МОТ 1944 г. № 67 предусматривает, что область случаев, охватываемых обязательным социальным страхованием, должна включать в себя все случаи, в которых застрахованному лицу препятствует зарабатывать средства к жизни нетрудоспособность или неспособность получить оплачиваемую работу или в которых это лицо умирает, оставляя находившуюся на его иждивении семью. К случаям, которые рекомендуется охватить системой социального страхования, относятся и производственные травмы.
 
Как отмечает М.Л. Захаров, целевое предназначение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит не только в возмещении (компенсации) утраченного заработка, но и в содействии предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществлению реабилитационных мероприятий и т.д. Его правовая суть, по существу, в замене индивидуальной ответственности работодателя перед работником на коллективную ответственность всех работодателей перед каждым пострадавшим на производстве <Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М.: Проспект, 2013. С. 287>. Большинство стран использует в отношении производственных травм подход, основанный на социальном страховании, в том числе и Россия.
 
Помимо систем обязательного социального страхования Рекомендация МОТ 1964 г. № 121 предусматривает установление добровольного социального страхования для членов кооперативов, которые заняты производством товаров или предоставлением услуг, самозанятых лиц, некоторых категорий лиц, работающих безвозмездно, включая лиц, получающих профессиональную подготовку, и иных категорий лиц, которые занимаются общественно полезной деятельностью или участвуют в мероприятиях гражданского или благотворительного характера, заключенных и других арестованных лиц, выполняющих работу по требованию или с согласия компетентных властей.
 
По всему миру только 33,4% рабочей силы охвачено законодательством в области производственных травм в рамках обязательного социального страхования. Если учитывать положения об охвате добровольного социального страхования и ответственности работодателя, 39,6% работников охвачено в рамках национального законодательства. Показатели правового охвата отражают общую модель охвата населения социальной защитой на случай производственного травматизма, демонстрируя высокий уровень в Европе (Западной и Восточной) и Северной Америке и более скромный, но все же устойчивый уровень в Латинской Америке и гораздо более низкий уровень в странах Африки к югу от Сахары и в большинстве стран Азии <Доклад о социальной защите в мире 2014/15: обеспечение экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости. С. 77>.
 
Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания международными актами не устанавливается, делается отсылка к национальному законодательству. Однако Конвенция № 121 содержит минимальный перечень профессиональных заболеваний, которые должны быть закреплены на национальном уровне.
 
Рекомендация МОТ № 67 к несчастным случаям на производстве относит следующие случаи:
 
Случаем, в котором должна выплачиваться компенсация за производственную травму, является травматическое повреждение или заболевание, связанное с работой и имевшее место не в результате преднамеренных действий и не в результате серьезного преднамеренного проступка пострадавшего и приведшее к временной или постоянной нетрудоспособности или смерти.
 
В качестве профессиональных заболеваний должны признаваться те заболевания, о которых известно, что они возникают от того, что работник подвергается влиянию вредных веществ и опасных условий работы при осуществлении процессов, видов деятельности и занятий.
 
Если не представляется доказательства обратного, должно предполагаться, что такие болезни имеют профессиональное происхождение в случае, когда работник подвергался действию такого риска по крайней мере в течение определенного периода и у него появились симптомы в определенный срок после прекращения занятия тем видом работы, на котором он подвергался риску. Там, где национальное законодательство страны содержит перечень, устанавливающий презумпцию профессионального происхождения некоторых болезней, должно допускаться доказательство профессионального происхождения болезней, не включенных в перечень, или болезней, включенных в перечень, когда они проявляются при других условиях, чем те, на которых основывается презумпция профессионального происхождения этих болезней.
 
Международные стандарты предусматривают стопроцентный охват законодательством о пособиях по случаю производственного травматизма всех работающих по найму (включая учеников) в частном и общественном секторах, в том числе работающих в кооперативах, а в случае смерти кормильца – членов его семьи. Конвенция МОТ № 121 позволяет исключить из сферы применения Конвенции моряков, включая морских рыбаков, и государственных служащих, если эти категории защищены специальными системами, которые обеспечивают в общей сложности пособия в размере не меньшем, чем установлено международными стандартами. Допускается установление определенных ограничений, но в любом случае должно быть охвачено по крайней мере 75 процентов всех трудящихся. Исключения возможны в отношении лиц, занятость которых носит случайный характер и которые не связаны с деятельностью их работодателя, надомников, членов семьи предпринимателя, живущих в его доме, в отношении их работы на него, других категорий работающих по найму, число которых не превышает 10% всех трудящихся.
 
Право на получение пособий не может быть обусловлено продолжительностью трудового или страхового стажа или уплатой страховых взносов, но в отношении профессиональных заболеваний может быть установлен период подверженности вредному воздействию.
 
Выплата пособия может быть временно приостановлена в следующих случаях:

 
Между тем Конвенция МОТ № 121 предусматривает, что в случае приостановки выплаты пособий самому пострадавшему часть денежных пособий, которые бы ему причитались, должна выплачиваться его иждивенцам.
 
Социальное обеспечение пострадавшим на производстве предусмотрено в случаях болезни, нетрудоспособности, вызванной таким состоянием и влекущей за собой утрату заработка, полную или частичную потерю трудоспособности, когда предполагается, что такая полная или частичная потеря будет постоянной, потерю средств существования в результате смерти кормильца членами его семьи.
 
Конвенция № 102 устанавливает виды социального обеспечения на случай производственного травматизма: медицинское обслуживание и периодические выплаты, составляющие не менее 50% заработной платы в случае потери трудоспособности или инвалидности. Выплаты для вдовы и детей в случае смерти кормильца предусмотрены в виде периодических платежей, соответствующих по меньшей мере 40% от заработной платы кормильца. Периодические выплаты могут быть преобразованы в единовременные пособия при определенных условиях. Возлагается обязанность пересматривать размеры периодических выплат в случае существенных изменений стоимости жизни за исключением пособий по временной нетрудоспособности.
 
Конвенция № 121 содержит аналогичные нормы, к которым добавляется оказание неотложной помощи по месту работы. Периодические выплаты пострадавшему устанавливаются в размере не менее 60% заработной платы в случае потери трудоспособности или инвалидности, пособия членам семьи в случае смерти кормильца – не менее 50% заработной платы кормильца. Предписывается обязанность устанавливать минимальные суммы этих выплат и дополнительные пособия для инвалидов, требующих постоянной помощи третьего лица.
 
В соответствии с Рекомендацией № 121 денежные пособия в связи с потерей трудоспособности должны выплачиваться с первого дня в каждом случае временного прекращения заработка. Размер денежных пособий в случае временной нетрудоспособности или нетрудоспособности на начальной стадии или полной потери способности зарабатывать, когда можно предполагать, что такая потеря окажется постоянной, должен быть не меньше чем две трети заработка пострадавшего лица. Однако можно устанавливать максимальный предел для размера пособия или для заработка, принимаемого во внимание для исчисления пособия. Следует предусмотреть меры по возмещению в разумных пределах стоимости постоянной помощи или ухода другого лица в тех случаях, когда пострадавшее лицо нуждается в такой помощи.
 
В заключение следует отметить, что одной из мировых тенденцией в последние годы в сфере производственного травматизма стало пристальное внимание к содействию более быстрому возвращению получателей пособий к трудовой деятельности.
 
 
ЛИТЕРАТУРА:
 
1. Доклад о социальной защите в мире 2014/15: обеспечение экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ, 2015. С. 77, 83.
2. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М.: Проспект, 2013. С. 287.
3. Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учебник. М.: Проспект, 2013. С. 482-484.
4. Кашлакова А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву: Монография. Барнаул: Азбука, 2012. С. 102.
5. ILO. Safety and health at work. URL: http://www.ilo.org/global/topics/safety-and-health-at-work/lang-en/index.htm.
 
Автор статьи:
Акатнова Мария Игоревна,
к.ю.н., доцент кафедры
трудового права и
права социального обеспечения
Московского государственного
юридического университета
имени О.Е. Кутафина.
 



Источник публикации: Акатнова М.И. Возмещение вреда от несчастного случая на производстве как одна из гарантий права работников на охрану труда: международный аспект // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 46-50, электронный ресурс
: www.consultant.ru.








Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда