Оcобенности правового регулирования охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями
06.03.2019 12:49:00
В статье на основе Конвенции МОТ № 183 «Об охране материнства», иных международных правовых актов, статей 253, 254, 259 Трудового кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», материалов судебной практики рассматриваются актуальные правовые вопросы охраны, безопасности, гигиены труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями.
В статье на основе Конвенции МОТ № 183 «Об охране материнства», иных международных правовых актов, статей 253, 254, 259 Трудового кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1
«О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», материалов судебной практики рассматриваются актуальные правовые вопросы охраны, безопасности, гигиены труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями.
Ключевые слова: охрана труда, безопасность и гигиена труда женщин, лиц с семейными обязанностями, особенности правового регулирования труда женщин.
В историко-правовом аспекте избранной темы примечателен раздел XIII «Труд женщин и несовершеннолетних» КЗоТ РСФСР 1922 г., в котором предусматривались запреты и ограничения права в применении их труда:
– воспрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет в особо тяжелых и вредных для здоровья производствах и подземных работах;
– не имеют права на применение труда в ночное время все лица женского пола и лица мужского пола, не достигшие 18-летнего возраста;
– к производству сверхурочных работ безусловно не допускаются все лица женского пола, а из лиц мужского пола - не достигшие 18-летнего возраста.
В данном контексте несомненный интерес представляет глава XI «Труд женщин» КЗоТ РСФСР 1971 г. (с изм. и доп.):
– запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию);
– список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утверждается в порядке, установленном законодательством;
– запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;
– привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры;
– не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
– мужчины, имеющие детей в возрасте до трех лет, и работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, могут привлекаться к работам в ночное время только с их согласия;
– женщины, имеющие детей в возрасте от трех до 14 лет, мужчины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, и работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки без их согласия;
– беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе;
– до решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни (ст. ст. 160-164).
В статье 3 Конвенция МОТ № 183 «Об охране материнства» (пересмотренной) (2000 г.) закреплено, что каждое государство принимает надлежащие меры для обеспечения того, чтобы беременные женщины или кормящие матери не должны были выполнять работу, которая, по определению компетентных властей, является вредной для здоровья матери или ребенка, либо, по имеющимся оценкам, представляет существенный риск для здоровья матери или ее ребенка.
В соответствии со статьей 6 Рекомендации МОТ № 191 «Об охране материнства» (2000 г.) государства должны принимать меры для обеспечения оценки любых производственных рисков, угрожающих безопасности и здоровью беременной женщины или кормящей матери и ее ребенка. Результаты оценки должны предоставляться заинтересованной женщине.
В любой ситуации, предусмотренной в статье 3 Конвенции МОТ № 183, должны приниматься меры для предоставления женщине в случае необходимости на основании медицинской справки альтернативы такой работе в форме:
– ликвидации риска;
– адаптации условий ее труда;
– перевода на другую работу без потери в заработке, если нельзя осуществить такую адаптацию на практике; или
– предоставления оплачиваемого отпуска в соответствии с национальными законодательством или практикой, если нельзя осуществить такой перевод на практике.
Меры должны приниматься, в частности, в отношении таких видов работ, как:
– тяжелые виды работ, связанные с поднятием, переноской или перемещением грузов вручную;
– работ, подвергающих женщину воздействию биологических, химических или физических веществ, ставящих под угрозу ее репродуктивные функции;
– работы, требующей особого равновесия;
– работы, связанной с физическим напряжением, вызываемым длительным сидением или стоянием, экстремальными температурами или вибрацией.
Женщине должно предоставляться право вернуться на прежнее место работы или на эквивалентное ему рабочее место, как только это перестает быть для нее опасным.
Женщине должно быть разрешено уходить со своего рабочего места в случае необходимости после уведомления своего работодателя для прохождения медицинского осмотра в связи с ее беременностью.
Рекомендация МОТ № 197 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.) закрепляет, что государства должны принимать меры в целях обеспечения безопасности и охраны здоровья работников, как мужчин, так и женщин, включая меры защиты репродуктивного здоровья работников.
По мнению специалистов Института медицины труда РАМН, профилактика нарушений репродуктивного здоровья работающих мужчин и женщин становится одной из приоритетных проблем государства в современных условиях. Воспроизводство здорового населения, в частности трудовых ресурсов, зависит от решения вопросов улучшения условий труда, выполнения государством социальных гарантий по защите и реабилитации здоровья работающих, в том числе женщин, особенно в период беременности, а также эффективности работы системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 8 Европейской социальной хартии, предусматривая право работающих женщин на охрану материнства, запрещает любое использование труда беременных женщин, женщин, приступивших к работе непосредственно после родов, и кормящих матерей на подземных работах и на всех других видах опасных, вредных и тяжелых работ.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с участием женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних осуществляется в целях создания благоприятных и безопасных условий труда и обеспечения равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод указанными работниками с учетом их общественно значимых особенностей (в частности, выполнение функций материнства и воспитания детей, наличие членов семьи, нуждающихся в уходе, несовершеннолетия).
Применение труда женщин в силу части 2 ст. 253 Трудового кодекса РФ запрещается на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы.
Части 1 и 3 ст. 253 ТК РФ предусматривают ограничения использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, т.е. в условиях, оказывающих неблагоприятное влияние на женский организм, установленные в целях защиты здоровья женщины от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 при разрешении споров о правомерности заключения трудового договора необходимо учитывать, что трудовым законодательством установлены ограничения на выполнение женщинами определенных видов работ.
Отказ в заключении трудового договора с женщиной на выполнение названных работ не является дискриминационным, если работодателем не созданы безопасные условия труда, и это подтверждено результатами проведения специальной оценки условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также заключением государственной экспертизы условий труда.
Согласно статье 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений <см.: приложение к Постановлению Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 7. ст. 566>.
Согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, женщины не должны допускаться к подземным работам в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений, за исключением работ, выполняемых женщинами, занимающими руководящие посты и не выполняющими физической работы; женщинами, занятыми санитарным и бытовым обслуживанием; женщинами, проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения работ нефизического характера. Должности руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается в виде исключения применение женского труда, указаны в пункте 2 примечаний к данному Перечню <утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 // СЗ РФ. 2000. № 10. ст. 1130>.
В связи с этим показателен следующий пример из судебной практики.
К. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 374 разд. XXX Перечня, предусматривающего, что работы, выполняемые по профессиям «машинист электропоезда» на железнодорожном транспорте и метрополитене, отнесены к тяжелым работам и работам с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. В подтверждение своего требования К. указала, что оспариваемое положение противоречит Конвенции МОТ от 25 июня 1958 г. № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», части 2 ст. 3, части 1 ст. 253 ТК РФ, нарушает конституционное право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2 марта 2009 г. Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу: пункт 374 разд. XXX Перечня, запрещающий применение труда женщин по профессиям «машинист электропоезда», «помощник машиниста электропоезда», во взаимосвязи с примечанием 1 к Перечню не устанавливает абсолютный запрет на применение труда женщин по этим профессиям, а допускает такую возможность при условии создания на конкретном рабочем месте безопасных условий труда, что согласуется с положениями части 3 ст. 253 ТК РФ об ограничении труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу статьи 1 Конвенции МОТ № 111 не относится к дискриминации всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой. Декларацией ООН от 7 ноября 1967 г. «О ликвидации дискриминации в отношении женщин» провозглашено, что меры, принятые для защиты женщин на определенных видах работы с учетом физиологических особенностей их организма, не должны считаться дискриминационными (п. 3 ст. 10).
По данным НИИ медицины труда РАМН, основными вредными факторами производственной среды и трудового процесса у машинистов электропоезда и его помощника являются систематическое воздействие производственного шума, общей вибрации, высокая скорость движения воздуха в случае отсутствия кондиционера в кабине машиниста и т.п. На этом основании Кассационная коллегия Верховного Суда РФ отказала в удовлетворении жалобы К. <см.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2009 г. № КАС09-196 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.03.2009 № ГКПИ09-36, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 374 раздела XXX Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162» // Официальный сайт Верховного Суда РФ: URL: http://www.vsrf.ru>.
В Конституционном Суде РФ оспаривались нормы, устанавливающие ограничения на применение труда женщин на тяжелых работах и тех, которые имеют вредные и (или) опасные условия труда, подземных работах (за исключением нефизических или по санитарному и бытовому обслуживанию).
По мнению заявительницы А.Ю. Клевец, эти положения неконституционны. В частности, в ее деле со ссылкой на данные нормы ей было отказано в принятии на обучение по специальности «помощник машиниста электропоезда» с последующим трудоустройством на подобную должность.
Отклоняя эти доводы, Конституционный Суд РФ разъяснил следующее.
Принцип юридического равенства не может реализовываться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода. Это обязывает государство устанавливать дополнительные гарантии для женщин, в том числе в сфере трудовых отношений, направленные на охрану материнства.
В соответствии с международно-правовыми актами принятие специальных мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным. Таким образом, подобные ограничения установлены на основании объективных критериев, что исключает их произвольное применение. Кроме того, оспариваемые нормы не устанавливают абсолютный запрет на применение труда женщин в соответствующих видах работ. Они ограничивают его использование до устранения на конкретном месте производственных факторов, вредных для женского организма.
Вместе с тем с развитием техники и технологии условия труда изменяются. Вредные производственные факторы исчезают либо их воздействие ослабляется настолько, что становится безопасным для репродуктивного здоровья женщины. Это, в свою очередь, влечет за собой корректировку указанного Перечня. Из него исключаются соответствующие производства, работы, должности <см.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. № 617-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клевец Анны Юрьевны на нарушение ее конституционных прав частями первой и третьей статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 374 раздела XXX Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»>.
В настоящее время на многие рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда женщины допускаются, но при соблюдении определенных условий и требований, т.е. применение их труда ограничивается. Отказ российского законодателя от запрещения применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда противоречит международным принципам и нормам.
Представляется своевременным и обоснованным закрепление в статье 253 ТК РФ нормы о запрете (вместо ограничения) на применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах. При этом необходимо отметить некоторое несоответствие статьи 253 ТК РФ и Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин <Утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1130. Ср.: Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утв. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35>, так как последний нормативный правовой акт содержит нормы о запрете тяжелых работ.
В соответствии со статьей 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 в целях предупреждения отрицательного влияния производственных факторов на здоровье беременных женщин на основании медицинского заключения и по их заявлению им должны быть снижены нормы выработки, нормы обслуживания или эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов. При этом беременная женщина до предоставления ей другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
Представляется обоснованным в статью 254 ТК РФ внести дополнения о запрещении использования беременных женщин на рабочих местах, не прошедших специальную оценку условий труда, а также не отнесенных по ее результатам к рабочим местам с оптимальными или допустимыми условиями труда <ср. с главой VII Трудового закона Китайской Народной Республики «Особая охрана труда женщин-служащих, работниц, и несовершеннолетних работников». Примечательно, что в КНР принят и действует Закон «Об охране труда женщин»>.
Согласно статье 259 ТК РФ запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами своих семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут направляться в служебные командировки, привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Данное правило распространяется и на других лиц, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет без матери. Названные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от указанной работы. Такой отказ не считается дисциплинарным проступком, в связи с чем эти работники не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Отказ от работы в ночное время является правомерным и в том случае, когда на ее выполнение была затрачена лишь часть ночного времени (п. 14).
По смыслу статей 264, 287 ТК РФ гарантии и льготы в виде ограничения работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направления в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются на отцов и других лиц, воспитывающих детей без матери, на опекунов (попечителей) несовершеннолетних, осуществляющих трудовую деятельность, в том числе на лиц, работающих по совместительству (п. 15).
В связи с этим вряд ли можно признать правильным закрепление в:
– статье 99 ТК РФ нормы о том, что не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы;
– статье 113 Кодекса положения о том, что привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Представляется своевременным исключить из ТК РФ подобное дублирование. Принципиальной позицией законодателя должна быть недопустимость закрепления норм, касающихся отдельных категорий работников, в общие положения соответствующих разделов ТК РФ, регулирующие рабочее время, время отдыха, охрану труда и т.д.
Согласно разделу 2 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. на рождаемость отрицательно влияют как тяжелый физический труд работающих женщин (около 15%), так и условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, что подчеркивает важность и необходимость эффективного правового обеспечения охраны труда работающих женщин, прежде всего беременных.
Согласно Гигиеническим рекомендациям к рациональному трудоустройству беременных женщин такие работницы должны быть трудоустроены по заключению врача с оптимальными условиями труда (оптимальная величина рабочей нагрузки (физической, нервно-эмоциональной) и оптимальных условий производственной среды).
Оценка условий и характера труда беременных женщин проводится специалистами центров Госсанэпиднадзора, службой охраны труда предприятий ежемесячно.
При наличии на рабочих местах нескольких факторов оптимальными условиями труда считаются такие, когда все без исключения факторы (показатели) производственной среды по своему воздействию являются оптимальными. В случае, когда среди оптимальных уровней имеется один фактор и более с допустимым уровнем, такие условия следует относить к допустимым.
Беременных женщин не привлекают к сверхурочным работам, командировкам, работам в вечернее время, выходные и праздничные дни <утв. Госкомсанэпиднадзором России и Минздравом России 21 и 23 декабря 1993 г.>. Кроме того, установлены требования к организации рабочего места беременных женщин, предусматривающих наличие специально оборудованных стационарных рабочих мест для возможности выполнения трудовых операций в свободном режиме и позе, допускающей перемену положения по желанию. При этом постоянная работа сидя, стоя, перемещаясь исключается <см.: положение 4.2 СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 октября 1996 г. № 32)>.
Работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, т.е. на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ). В целях безопасности и охраны труда беременных женщин целесообразно дополнить статью 253 ТК РФ нормой о запрете их привлечения к работе на условиях ненормированного рабочего дня.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Кайтмазова А.В. Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и проблемы его совершенствования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
2. Кашлакова А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2012.
3. Красных Г.И. Охрана труда в Российской Федерации: система административно-правового регулирования и проблемы обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2008.
4. Михайлов А.В. Правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
5. Неверова А.С. Понятие и структура института охраны труда // Вестник Львовского государственного университета. 2013. № 58.
6. Пашин Н.П. Охрана труда, здоровья и окружающей среды в российском законодательстве и конвенциях МОТ: Терминологический словарь-справочник. М., 2009.
7. Петров А.Я. Гарантии и компенсации: актуальные вопросы трудового права. М.: ЭкООнис, 2014.
8. Правовое регулирование охраны труда: Учеб. пособ. / Под ред. С.Т. Папаева. М., 2013.
9. Сайдахмедов С.И. Правовое регулирование охраны труда в трудовом праве Республики Узбекистан и Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
Автор: Петров Алексей Яковлевич,
профессор кафедры трудового права
и права социального обеспечения
Национального исследовательского
университета «Высшая школа
экономики», доктор юридических наук.
Источник публикации: Петров А.Я. Особенности правового регулирования охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями // Законодательство и экономика. 2016. № 7. С. 31-37 (статья размещена в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: www.lawecon.ru.
Все публикации