Аэропорт «Петрозаводск» и его гендиректор оштрафованы за нарушения в области охраны труда
Государственная инспекция труда в Республике Карелия 14 ноября 2016 года рассмотрела постановление Карельской транспортной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководства бюджетного учреждения республики «Аэропорт «Петрозаводск».
По сообщению помощника Карельского транспортного прокурора Анны ШУМИЛОВОЙ, по результатам проведенной надзорным ведомством проверки, «в аэропорту установлены факты допуска работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, прежде всего, с целью предупреждения травматизма»…
Критерии подбора организации, которая проведет специальную оценку условий труда
Почему важно привлечь к работе по проведению специальной оценки условий труда опытную и профессионально ответственную организацию?
Важно иметь в виду, что от правильности оформления результатов СОУТ, зависит результативность их дальнейшего использования и оценка со стороны контрольно-надзорных органов. В отличие от аттестации рабочих мест (АРМ), специальная оценка условий труда является инструментом, дающим работодателю большие возможности в развитии и регулировании системы трудовых отношений в области охраны. Прежде всего, это касается оценки условий труда на рабочих местах и корректировки системы компенсаций по условиям труда, учитывающей реальные изменения технологического и организационного порядка на производстве…
В отношении директора ООО «Грантекс» возбуждено дело об административном правонарушении. Межрайонной прокуратурой по обращению гражданина проведена проверка исполнения трудового законодательства в организации. В ходе проверки установлено, что в соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий было выявлено, что ООО «Грантекс» специальная оценка условий труда не проведена, соответствующих подтверждающих документов о проведении специальной оценки условий труда в ходе проверки не представлено, – об этом сообщил межрайонный прокурор Д.А. СЕДИН…
Контрольно-надзорная деятельность: стрежевских нефтяников оставили без теплой одежды
Прокуратурой Стрежевого проведена проверка соблюдения прав граждан на безопасные условия труда, передает пресс-служба областного ведомства. «Проверкой установлено, что общество с ограниченной ответственностью грубо нарушило требования Федерального закона «О специальной оценке условий труда», обязывающего работодателей по итогам оценки вредных и опасных факторов производственной среды применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников», – говорится в сообщении.
Уточняется, что на момент прокурорской проверки специальная оценка условий труда в обществе не завершена, отчеты о проведении такой оценки не утверждены, работники с ее результатами не ознакомлены. Более того, несмотря на особые климатические условия труда в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, работники организации не обеспечены необходимыми для защиты жизни и здоровья средствами индивидуальной защиты. Некоторым работникам не выданы меховые рукавицы, зимние костюмы из смешанных тканей, нефтеморозостойкие перчатки с полимерным покрытием, валенки и другая одежда, обеспечивающая защиту от пониженных температур…
Показатель травматизма в томской «пищевке» превышает среднеобластной почти в полтора раза; власти намерены провести оценку условий труда в пищевой отрасли до конца 2018 года, сообщает пресс-служба областной администрации. Пищевую отрасль региона в настоящее время представляют 600 предприятий, где трудятся 9,3 тысячи человек. С одной стороны, в компаниях и организациях прослеживается тенденция сокращения несчастных случаев — с двадцати в 2014 году до восьми в первом полугодии 2016-го. Однако коэффициент частоты производственного травматизма в томской «пищевке» превышает среднеобластной показатель почти в полтора раза.
«Несчастные случаи происходят здесь чаще, чем, к примеру, в обрабатывающей отрасли, поэтому тема охраны труда для пищевиков остается особенно актуальной. <...> Сегодня в организациях пищевой промышленности из 6 103 рабочих мест оценка условий труда действует на 1 795, из них вредные условия труда выявлены в 40 % случаев», — сообщила начальник облдепартамента труда и занятости населения Светлана ГРУЗНЫХ…
Предлагается установить правила, определяющие условия признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС России и задолженности по пеням и штрафам.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженности по пеням и штрафам» подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ).
Федеральным законом № 250-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2017 г., в частности, внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Так, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ дополнен статьей 26.10, предусматривающей признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженности по пеням и штрафам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…
Непроведение аттестации рабочих мест не влияет на компенсацию стоимости молока. Компания компенсировала работникам стоимость молока за вредные условия труда на основании коллективного договора и приказов генерального директора. По результатам выездной проверки Пенсионный фонд Российской Федерации доначислил на эти суммы страховые взносы, сославшись на отсутствие результатов аттестации рабочих мест и заключения государственной экспертизы условий труда.
Суд первой инстанции (от 11.02.2016 по делу № А65-25414/2015) признал законным решение фонда, указав, что денежные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, не являются компенсацией и не могут быть исключены из базы для начисления взносов на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Суд аппеляционной инстанции отменил его решение (от 03.08.2016 № 11АП-4078/2016), указав на приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока». Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдается молоко или другие равноценные продукты в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда. При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока.
Суды установили, что трудовая деятельность работников компании связана с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов. Доказательств того, что на данных рабочих местах обеспечены безопасные условия труда и у работников, занятых на этих работах, отсутствовали основания для получения молока, либо компенсации, эквивалентной его стоимости, Пенсионным фондом Российской Федерации представлено не было.
В кассационном решении (от 02.11.2016 №Ф06-14074/2016) указано: «непроведение работодателем аттестации рабочих мест не освобождает его от обязанности предоставить работнику компенсацию стоимости молока в дни его фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов».
Аналогичную позицию суды занимали и ранее (решение Арбитраэного суда Кемеровской области от 28.02.2014 по делу № А27-16004/2016, постановление Седьмого Арбитражного аппеляционного суда от 06.05.2014 № 07АП-2936/2014, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 № Ф04-6148/2014)…
По мнению Минтруда России работодатель сам определяет, чьи знания по охране труда проверить «вне очереди». Внеочередная проверка знаний проводится, например, когда появляются, изменяются или дополняются нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. Минтруд России указал: организация может в локальном нормативном акте определить порядок проверки и список работников, которые должны ее пройти.
Объем и порядок внеочередной проверки знаний определяет работодатель. Согласно Порядку обучения по охране труда, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, такие вопросы должен решать тот, кто инициировал проверку. А при изменении нормативных требований охраны труда это делает именно работодатель. Минтруд России допускает, что пройти внеочередную проверку знаний работникам удастся в организации. Работодатель может своим приказом создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Обычно результат проверки оформляется протоколом. Ведомство указало, что это правило нужно соблюдать и при внеочередных проверках. Если сотрудник не прошел необходимую проверку знаний требований охраны труда, его нельзя допускать к работе. За нарушение этого запрета работодателю-юридическому лицу грозит штраф от 110 тыс. до 130 тыс. руб.
Обновлены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила ядерной безопасности критических стендов» (НП-008-16). Правила распространяются на проектируемые, сооружаемые и эксплуатируемые критические стенды и устанавливают требования к конструкции, характеристикам и условиям эксплуатации важных для безопасности систем и элементов критических стендов, а также организационные требования, направленные на обеспечение ядерной безопасности при проектировании, сооружении, вводе в эксплуатацию и эксплуатации критических стендов. Признано утратившим силу Постановление Ростехнадзора от 31.12.2004 № 9, которым были утверждены ранее действовавшие Правила ядерной безопасности критических стендов.
Круглый стол: «Легализация трудовых отношений»
В обсуждении данной проблемы приняли участие заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаил ИВАНКОВ, заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Александр БОРИСОВ, директор департамента занятости населения Минтруда России Михаил КИРСАНОВ, Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ Татьяна МАЛЕВА, генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Дмитрий ПЛАТЫГИН, председатель комитета по социальной политике общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО, член президиума Общероссийской общественной организации «Опора России» Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ и председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Владимир СЛЕПАК.
В ходе обсуждения заместитель руководителя Роструда выделил ряд ключевых условий необходимых для эффективности мер по снижению неформальной занятости. Он отметил, что в результате совместной работы Роструда и региональных органов исполнительной власти выявлено более 390 тысяч человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, более 315 тысяч из них уже легализовано. Однако, принимаемых мер пока не достаточно. «Наша задача выработать наиболее эффективную концепцию развития российского рынка труда при одновременном снижении неформальной занятости, которая была бы принята как работниками, так и работодателями. Необходимо сделать их нашими союзниками, заинтересованными в легализации трудовых отношений», – отметил Михаил ИВАНКОВ.
Участники круглого стола пришли к заключению, что решить проблему нелегальных трудовых отношений невозможно исключительно за счет административного давления на бизнес. Наиболее действенным путем дальнейшего развития мер по сокращению «теневого» сектора рынка труда будет создание привлекательных для соискателей и легальных рабочих мест, формирование условий, при которых бизнес будет заинтересован в выводе «из тени» своих работников и фондов оплаты труда. Только затем имеет смысл обсуждать ужесточение ответственности как для работодателя, так и работника, за неоформление трудовых договоров и неуплату взносов в государственные фонды.
Каноны медицины труда и новые концепции: моральный вред, доказательность и неопределенность
В предлагаемой вашему вниманию статье рассмотрены принципы сохранения здоровья и благополучия работника. Приведены каноны и основы построения таксономии как научной классификации современной медицины труда. Проанализирована проблема морального вреда, причиненного пострадавшему работнику. Рассмотрены вопросы доказательности, а также перспективы оценки неопределенности измерений и анализа в связи с проблемой обоснования гигиенических норм и правил.
Авторы:
Эдуард Ильич ДЕНИСОВ,
Ольга Витальевна СИВОЧАЛОВА,
Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН, г. Москва.
Егор Александрович МЕРЦЕВ,
кафедра безопасности и экологии производства (зав. – проф. А.А. Калинин) Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Павел Васильевич ЧЕСАЛИН,
кафедра профзаболеваний (зав. – проф. Ю.П. Евлашко)
Российской медицинской академии последипломного образования, г. Москва.
Социально-экономические перемены в стране привели к смене ориентиров общества, законодательства по труду и здоровью, развитию страховых механизмов и т.п. Произошел сдвиг парадигмы медицины труда – от предельно допустимых концентраций/уровней (ПДК/ПДУ) к управлению профессиональным риском. Назрела потребность нового восприятия канонов, разработки таксономии, решения таких новых проблем, как моральный вред, развитие доказательности и оценки неопределенности в свете цели медицины труда – служить здоровью и социальному благополучию работников.
Цель работы – анализ проблемы морального вреда для здоровья работника на основе принципа сохранения здоровья и социального благополучия и возможностей МКБ-10 для его объективизации с учетом аспектов доказательности и неопределенности.