Контроль за охраной труда на стройплощадках подрядчиков госконтрактов усилят на Колыме
Достаточно ли соблюдаются требования охраны к работам при строительстве и ремонте, рассмотрели на Совете при Правительстве Магаданской области. На заседании Совета по охране труда, которое провела первый заместитель председателя правительства Магаданской области Татьяна ИСАЕВА, был рассмотрен вопрос соблюдения условий контракта в части требований охраны труда. Речь шла о подрядных организациях, которые занимаются строительством, благоустройством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов государственных учреждений.
Как было отмечено на встрече, необходимо усилить контроль за соблюдением условий контракта в сфере обеспечения требований охраны труда подрядными организациями при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов благоустройства госучреждений…
В данной статье рассматриваются проблемы нового законодательства о специальной оценке условий труда и эффективности ее применения. Анализируются понятия «специальная оценка условий труда», «аттестация рабочих мест», «государственная экспертиза условий труда» с целью их сравнения и соотношения между собой.
Так, сравнивая понятие «специальная оценка условий труда» и замененное им понятие «аттестация рабочих мест», автор отмечает, что в формулировке специальной оценки условий труда отсутствует указание на ее цель. Этот фактор ослабляет нацеленность субъектов специальной оценки условий труда на повышение уровня охраны труда и тем самым снижает эффективность специальной оценки условий труда как средства обеспечения охраны труда.
Автором формулируются соответствующие предложения по совершенствованию действующего законодательства по охране труда…
Непроведение спецоценки – что грозит работодателю?
На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. ВС РФ в Постановлении от 09.08.2016 г. № 57-АД16-5 разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности.
Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н. На основании ч. 3 ст. 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест. Они руководствуются ч. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Закона <это места, работающим на которых полагаются гарантии и компенсации согласно спискам вредных и опасных работ, а также на которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия>, специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.
Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Статьей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение…
Предлагается включить в перечень пользователей Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда Федеральную налоговую службу.
Проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 843н» разработан в соответствии с пунктом 44 Плана-графика подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. № ИШ-П13-6545.
Проектом Приказа предусмотрено включение в перечень пользователей Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда Федеральной налоговой службы…
Надзор за соблюдением трудового законодательства: в каких еще случаях будут проводить внеплановые проверки? Внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Внеплановые проверки решено проводить в т. ч. при поступлении обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями норм, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее предусмотренного трудовым законодательством…
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам. Пересмотр действующих в настоящее время нормативов направлен на улучшение условий труда работников в целях сохранения здоровья, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также на приведение положений документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
Изменения, в частности, коснутся работников следующих отраслей промышленности:
– элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности;
– стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, промышленности строительных материалов;
– по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях.
Уведомления о начале разработки указанных проектов нормативных правовых актов размещены на Федеральном портале (http://www.regulation.gov.ru). В настоящее время проводится публичное обсуждение необходимости актуализации действующих норм выдачи средств индивидуальной защиты.
Планируется, что в связи с введением в действие новых Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты утратят силу следующие документы:
– Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, утвержденные постановлением Минтруда России от 25.12.1997 г. № 66;
– Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, утвержденные постановлением Минтруда России от 25.12.1997 № 66;
– Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам предприятий по добыче и переработке урановых руд, по обогащению с ураном и его соединениями, по изготовлению топлива для ядерных реакторов и по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2009 № 1028н.
Также Минтруд России планирует полностью пересмотреть концепцию обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Об этом рассказал директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Анатольевич КОРЖ. В этих целях предусматривается переход на модель обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, которая будет опираться на производственные риски. Таким образом, работодатель будет предоставлять средства индивидуальной защиты работникам исходя из опасностей, которым они подвергаются. Предполагается, что отраслевая направленность уйдет в историю. Минтруд России не планирует проводить быструю реформу системы, поэтому будет предусмотрен достаточно длительный переходный период. По словам Валерия КОРЖА пересмотр концепции будет возможен только после принятия изменений в раздел Х Трудового кодекса Российской Федерации…
Определены правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет его средств, или средств иных физических или юридических лиц, либо по направлению работодателя за его счет в порядке, установленном трудовым законодательством. Оплата указанных услуг производится на основании договора о возмездном оказании услуг.
Для прохождения экзамена соискатель представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя, в частности, заявление о проведении экзамена с указанием необходимой квалификации, копию паспорта и иные необходимые документы. Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о процедурах его проведения…
Минздрав России предлагает усовершенствовать процедуру проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров у работающих с вредными и (или) опасными производственными факторами. Разработка проекта вызвана необходимостью приведения действующего правового регулирования в этой сфере в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», наличием большого количества обращений граждан, работодателей и медицинских организаций, связанных с реализацией положений ныне действующего порядка.
Проектом устанавливаются:
– порядок проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников;
– общие медицинские противопоказания допуска к таким работам;
– перечень вредных или опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, дополнительное участие врачей-специалистов, лабораторных и клинико-функциональных исследований, а также дополнительных медицинских противопоказаний допуска к работе.
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н, регулирующий аналогичные правоотношения, предполагается признать утратившим силу.
Проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников является обязанностью работодателя. Трудовым законодательством установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.
Правительством Российской Федерации определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. Проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников в соответствии с указанными нормативными правовыми актами является обязанностью работодателя. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование…
Пути улучшения условий освещения рабочих мест на предприятиях железнодорожного транспорта
Требования к искусственному освещению предприятий железнодорожного транспорта регламентированы отраслевым стандартом – ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта», требования к естественному освещению – Отраслевыми нормами естественного и совмещенного освещения производственных помещений предприятий железнодорожного транспорта. От соблюдения норм освещения зависят производительность и качество транспортных работ, безопасность движения, исключение аварий и травматизма…
Коллективно-договорное содействие охране труда в электроэнергетике
Статья посвящена анализу коллективно-договорного содействия охране труда работников электроэнергетики. Рассматриваются вопросы внедренной специальной оценки условий труда работников, обязательных медицинских осмотров, обеспечения работников электроэнергетики средствами индивидуальной защиты, предлагается понятие культуры охраны труда.
Охрана труда – один из важнейших вопросов государственного и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений <см.: Крылов К.Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002>, в том числе и в электроэнергетике, поскольку это отрасль повышенной потенциальной производственной опасности, прежде всего в части эксплуатации энергетического оборудования и устройств.
Понятие охраны труда отражено в ст. 209 ТК РФ. В научной литературе отмечается неточность используемого в законодательстве термина, поскольку охране подлежит не сам труд, а жизнь и здоровье работника <см.: Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2013. С. 464>. Также в последнее время поднимается вопрос о целесообразности изменения терминологии в этой части, гармонизации трудового национального законодательства с существующими международными стандартами, в частности подготовлен законопроект «О безопасности и гигиене труда». Однако на текущий момент он представляется недоработанным и, по сути, дублирующим положения раздела 10 «Охрана труда» ТК РФ…