Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Еженедельный аналитический обзор по охране труда

25.11.2016 10:58:00
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.

 
Работодатели будут наделены новыми обязанностями в сфере охраны труда

 
Правила о специальной оценке условий труда действуют в стране несколько лет. На скольких рабочих местах уже была проведена спецоценка? Какие выводы можно сделать? Как складывается судебная практика? Какие еще масштабные изменения готовит Минтруд России в области охраны труда?

Об этом и многом другом корреспонденту журналу «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» в своем интервью рассказал заместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Петр Сергеевич СЕРГЕЕВ

 


 
 

 
Начал работу Первый Форум профсоюзных активистов Якутии
 
В четверг, 24 ноября в Якутске началась работа Первого Форума профсоюзных активистов республики. Форум собрал около 500 участников со всех районов республики, а также приглашены социальные партнеры, главы муниципальных районов, представители органов государственной власти республики. Во второй половине дня участники Форума работали в трех секциях, где обсуждены вопросы по основным направлениям деятельности профсоюзных организаций.





Модераторами секции «Мотивация профсоюзного членства в современных условиях развития трудовых отношений» выступили заместитель председателя ФНПР Давид КРИШТАЛЬ и секретарь ФНПР, представитель ФНПР в ДФО Андрей БЕЛЯЕВ. Здесь коллеги обменялись опытом работы по реализации новых методов и форм мотивации профсоюзного членства, обсудили проблемы вовлечения молодежи в профсоюзы, задались вопросом о роли лидерства в мотивации профсоюзного членства.

Среди проблемных вопросов выступающие отметили недостаточную квалификацию профсоюзных кадров, недостаток информации о деятельности профорганов всех уровней, низкую исполнительскую дисциплину в реализации решений вышестоящих профсоюзных органов, а также одной из основных проблем участники Форума обозначили то, что основная часть профактива работает на неосвобожденной основе. По итогам обсуждения участниками секции выработаны предложения для включения в резолюцию Первого Форума профсоюзных активистов республики, которая будет озвучена завтра на пленарном заседании Форума…

 
 


 

Контроль за охраной труда на стройплощадках подрядчиков госконтрактов усилят на Колыме
 

Достаточно ли соблюдаются требования охраны к работам при строительстве и ремонте, рассмотрели на Совете при Правительстве Магаданской области. На заседании Совета по охране труда, которое провела первый заместитель председателя правительства Магаданской области Татьяна ИСАЕВА, был рассмотрен вопрос соблюдения условий контракта в части требований охраны труда. Речь шла о подрядных организациях, которые занимаются строительством, благоустройством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов государственных учреждений.





Как было отмечено на встрече, необходимо усилить контроль за соблюдением условий контракта в сфере обеспечения требований охраны труда подрядными организациями при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов благоустройства госучреждений…

 
 



Сейчас Министерство труда и социальной защиты и Роструд прорабатывают идею заключения трудового договора  в электронном виде. Правда, пока речь идет о том, чтобы заключать такие договоры с теми, кто работает дистанционно. Появление электронного документа сократит затраты работников и работодателей, как финансовые, так и временные, необходимые для подписания трудового договора. Кроме того, в ведомстве рассчитывают, что новая форма документа позволит повысить число легальных работников среди тех, кто работает на расстоянии.

По разным экспертным оценкам, сейчас дистанционно трудятся порядка пяти миллионов россиян, примерно половина из них – нелегально. Такие цифры связаны отчасти со сложностями в оформлении трудовых отношений, поскольку, как отмечают специалисты, пересылка документов 1,8-3 миллионам работникам обходится работодателям в пять – десять миллиардов рублей в год. В то время как приобретение электронных подписей такому же числу работников стоит вдвое дешевле – 3,6-5 миллиарда рублей в год. Электронные трудовые договоры могут быть внедрены в России в течение полутора лет. Об этом рассказала журналистам вице-премьер Ольга ГОЛОДЕЦ. С точки зрения главы Федерации независимых профсоюзов Михаила ШМАКОВА, желательно, чтобы и после этого сохранились бумажные копии трудовых договоров. По его словам, даже небольшой сбой на сервере может привести к потере данных о трудовых отношениях.

По мнению руководителя Российского союза промышленников и предпринимателей Александра ШОХИНА, бумажные экземпляры договоров и некоторых других документов это то, от чего нужно уходить, поскольку «бумажная волокита» во многом тормозит прогресс. По его словам, нужно создавать защищенные базы данных, архивы, в которых бы могла храниться информация о трудовых договорах… 
 




 

Мы предлагаем вашему вниманию интервью с начальником управления по труду департамента труда и занятости населения Тюменской области Ириной Васильевной ЛАПИЦКОЙ.





Сегодня речь пойдёт об основных направлениях деятельности в области охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья…

 





 
Организаторами мероприятия выступают Министерство труда и социальной защиты РФ, Общероссийская общественная организация «Всероссийское объединение специалистов по охране труда», а также СРО «Ассоциация СИЗ». Цель проведения Форума – создание площадки для решения актуальных проблем в области охраны труда и условий для обмена опытом между специалистами и экспертами в сфере охраны труда, вовлечение российских властей, руководителей крупных российских и международных компаний и лидеров профессионального сообщества в диалог о партнерстве и популяризация передовых решений и разработок.
 
В рамках Всероссийского форума по безопасности и охране труда состоятся также III Всероссийский Конгресс организаций и специалистов по безопасности и охране труда, Всероссийский съезд организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, Всероссийское совещание с руководителями органов по труду и государственных инспекций по труду субъектов Российской Федерации по вопросам внедрения риск-ориентированного подхода в сфере охраны труда и развития государственной экспертизы по условиям и охране труда и Международная конференция «Современные подходы к профилактике профзаболеваний у работников промышленных производств»…

 





 


Сравнительная характеристика специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда
 

В данной статье рассматриваются проблемы нового законодательства о специальной оценке условий труда и эффективности ее применения. Анализируются понятия «специальная оценка условий труда», «аттестация рабочих мест», «государственная экспертиза условий труда» с целью их сравнения и соотношения между собой.





Так, сравнивая понятие «специальная оценка условий труда» и замененное им понятие «аттестация рабочих мест», автор отмечает, что в формулировке специальной оценки условий труда отсутствует указание на ее цель. Этот фактор ослабляет нацеленность субъектов специальной оценки условий труда на повышение уровня охраны труда и тем самым снижает эффективность специальной оценки условий труда как средства обеспечения охраны труда.

Автором формулируются соответствующие предложения по совершенствованию действующего законодательства по охране труда…


 




 
Особенности проведения специальной оценки условия труда во всех учреждениях здравоохранения Карачаево-Черкесии обсудили медицинские работники в ходе обучающего семинара, который проходил 23 ноября 2016 года на базе республиканского Дома профсоюзов.

С 1 января 2014 года вступил в силу закон «О специальной оценке условий труда» (СОУТ), заменивший аттестацию рабочих мест, который регламентирует порядок проведения оценки, определяют основные требования к проводящим организациям и специалистам.  На сегодняшний день проведение СОТ является обязательным для всех работодателей и охватывает всех сотрудников, за исключением тех, кто работает удаленно. Проведение СОУТ на предприятии позволяет выявить вредные и опасные факторы рабочего процесса и оценить уровень их негативного влияния на работника с учетом отклонения от установленных нормативов. Результатом проведения специальной оценки условий труда является определение класса условий труда.





«Некоторые учреждения Карачаево-Черкесии уже провели у себя спецоценку, но, возможно, и не учли определённых вопросов. Семинар позволил выявить актуальные вопросы, на которые надо будет отреагировать и профсоюзу, и медучреждениям, и Минздраву нашей республики. Мы знаем, что в каждой больнице, поликлинике или диспансере должны выяснить, насколько компенсирована работа их сотрудников. Проверке подлежат биологические, химически факторы, факторы освещения, режим работы и отдыха», – отметил председатель профсоюза работников здравоохранения Карачаево-Черкесской республики Ахмат ТЕБУЕВ

 





Минтруд разъяснил, в каком случае реорганизованная организация не обязана поводить внеплановую специальную оценку условий труда
 
Если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений новые рабочие места введены не были, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, то внеплановую спецоценку условий труда можно не проводить. Об этом, а также о том, как оформить решение о непроведении спецоценки, сообщил Минтруд России в письмах от 02.11.16 № 15-1/ООГ-3847 и от 03.11.16 № 15-1/ООГ-3913.

По общему правилу, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки условий труда на указанных рабочих местах. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По мнению чиновников Минтруда, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодатель не осуществлял. В связи с этим авторы письма делают следующий вывод.

Если в результате реорганизации изменились штатное расписание, состав и наименование структурных подразделений, наименования рабочих мест, профессий и должностей сотрудников, занятых на данных рабочих местах, но при этом условия труда на существующих рабочих местах не изменились, а новые рабочие места не вводились, то внеплановую спецоценку условий труда можно не проводить. При этом чиновники сделали важную оговорку: соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой спецоценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом…

 



Непроведение спецоценки – что грозит работодателю?
 

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. ВС РФ в Постановлении от 09.08.2016 г. № 57-АД16-5 разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности.

Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н. На основании ч. 3 ст. 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест. Они руководствуются ч. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Закона <это места, работающим на которых полагаются гарантии и компенсации согласно спискам вредных и опасных работ, а также на которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия>,  специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.

Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Статьей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение…


 

 

Проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в ФГИС СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н»

Предлагается включить в перечень пользователей Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда Федеральную налоговую службу.
 
Проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ‎от 3 ноября 2015 г. № 843н» разработан в соответствии с пунктом 44 Плана-графика подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. ‎№ 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. № ИШ-П13-6545.

Проектом Приказа предусмотрено включение в перечень пользователей Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда Федеральной налоговой службы…

 


 



Постановление Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213 «О внесении изменения в п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства»

 

Надзор за соблюдением трудового законодательства: в каких еще случаях будут проводить внеплановые проверки? Внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Внеплановые проверки решено проводить в т. ч. при поступлении обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями норм, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее предусмотренного трудовым законодательством…


 




Оплата путевок в санаторий для оздоровления работников не облагается взносами. Арбитражный суд Уральского округа в судебном решении указал, что оплата путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения не связана с трудовыми обязанностями работников. Она не является вознаграждением за труд, стимулирующей или компенсационной выплатой. Следовательно, обозначенные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 г. № 6341/11, от 14.05.2013 г. № 17744/12. Однако ведомства же считают, что платить взносы нужно (письмо ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 г. «Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов»).





Учреждение оплатило санаторно-курортные путевки на основании локального акта. Работники направлялись в санаторий для укрепления здоровья по медицинским показаниям. Региональное отделение ФСС России доначислило страховые взносы учреждению. С доначислением могут столкнуться и другие организации. Поэтому позиция суда может им тоже помочь. Полагаем, вывод Арбитражного суда Уральского округа применим и в случае, когда организация компенсирует стоимость путевки в санаторий, а не только ее оплачивает…

 
 


 

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам. Пересмотр действующих в настоящее время нормативов направлен на улучшение условий труда работников в целях сохранения здоровья, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также на приведение положений документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
 
Изменения, в частности, коснутся работников следующих отраслей промышленности:

 – элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности;
– стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, промышленности строительных материалов;
 – по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях.

Уведомления о начале разработки указанных проектов нормативных правовых актов размещены на Федеральном портале (http://www.regulation.gov.ru). В настоящее время проводится публичное обсуждение необходимости актуализации действующих норм выдачи средств индивидуальной защиты.

Планируется, что в связи с введением в действие новых Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты утратят силу следующие документы:

– Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, утвержденные постановлением Минтруда России от 25.12.1997 г. № 66;
– Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, утвержденные постановлением Минтруда России от 25.12.1997 № 66;
– Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам предприятий по добыче и переработке урановых руд, по обогащению с ураном и его соединениями, по изготовлению топлива для ядерных реакторов и по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2009 № 1028н.

Также Минтруд России планирует полностью пересмотреть концепцию обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Об этом рассказал директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Анатольевич КОРЖ. В этих целях предусматривается переход на модель обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, которая будет опираться на производственные риски. Таким образом, работодатель будет предоставлять средства индивидуальной защиты работникам исходя из опасностей, которым они подвергаются. Предполагается, что отраслевая направленность уйдет в историю. Минтруд России не планирует проводить быструю реформу системы, поэтому будет предусмотрен достаточно длительный переходный период. По словам Валерия КОРЖА пересмотр концепции будет возможен только после принятия изменений в раздел Х Трудового кодекса Российской Федерации… 

 
 


 

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

Определены правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет его средств, или средств иных физических или юридических лиц, либо по направлению работодателя за его счет в порядке, установленном трудовым законодательством. Оплата указанных услуг производится на основании договора о возмездном оказании услуг.





Для прохождения экзамена соискатель представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя, в частности, заявление о проведении экзамена с указанием необходимой квалификации, копию паспорта и иные необходимые документы. Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о процедурах его проведения…


 



Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников»
 

Минздрав России предлагает усовершенствовать процедуру проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров  у работающих с вредными и (или) опасными производственными факторами. Разработка проекта вызвана необходимостью приведения действующего правового регулирования в этой сфере в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», наличием большого количества обращений граждан, работодателей и медицинских организаций, связанных с реализацией положений ныне действующего порядка.

 
Проектом устанавливаются:

– порядок проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников;
– общие медицинские противопоказания допуска к таким работам;
– перечень вредных или опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, дополнительное участие врачей-специалистов, лабораторных и клинико-функциональных исследований, а также дополнительных медицинских противопоказаний допуска к работе.
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н, регулирующий аналогичные правоотношения, предполагается признать утратившим силу.

 



Письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 15-2/ООГ-3359 «О прохождении работниками обязательных психиатрических освидетельствований»

Проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников является обязанностью работодателя. Трудовым законодательством установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Правительством Российской Федерации определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. Проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников в соответствии с указанными нормативными правовыми актами является обязанностью работодателя. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование…

 

 

 

 
 
В результате опрокидывания трактора при следовании по дороге в условиях сильного гололеда погиб его машинист, который (по договору с работодателем) использовал принадлежавший ему трактор «Беларусь» в производственных целях. Происшедший несчастный слу­чай квалифицирован как несчастный случай на производстве. Ижди­венцам погибшего РО ФСС РФ производит страховые выплаты, пред­усмотренные Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ. Вместе с тем, работодатель отказался компенсировать расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы, ссылаясь на отсутствие своей вины в про­исшествии.

Является ли правомерным отказ работодателя, учитывая, что не­счастный случай квалифицирован как несчастный случай на произ­водстве, оформлен актом формы Н-1, в котором отсутствуют сведения о наличии в действиях пострадавшего грубой неосторожности, содейство­вавшей возникновению вреда?

 
 



Пути улучшения условий освещения рабочих мест на предприятиях железнодорожного транспорта
 

Требования к искусственному освещению предприятий железнодорожного транспорта регламентированы отраслевым стандартом – ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта», требования к естественному освещению – Отраслевыми нормами естественного и совмещенного освещения производственных помещений предприятий железнодорожного транспорта. От соблюдения норм освещения зависят производительность и качество транспортных работ, безопасность движения, исключение аварий и травматизма…

 
 



Коллективно-договорное содействие охране труда в электроэнергетике
 

Статья посвящена анализу коллективно-договорного содействия охране труда работников электроэнергетики. Рассматриваются вопросы внедренной специальной оценки условий труда работников, обязательных медицинских осмотров, обеспечения работников электроэнергетики средствами индивидуальной защиты, предлагается понятие культуры охраны труда.

Охрана труда – один из важнейших вопросов государственного и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений <см.: Крылов К.Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002>, в том числе и в электроэнергетике, поскольку это отрасль повышенной потенциальной производственной опасности, прежде всего в части эксплуатации энергетического оборудования и устройств.

Понятие охраны труда отражено в ст. 209 ТК РФ. В научной литературе отмечается неточность используемого в законодательстве термина, поскольку охране подлежит не сам труд, а жизнь и здоровье работника <см.: Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2013. С. 464>. Также в последнее время поднимается вопрос о целесообразности изменения терминологии в этой части, гармонизации трудового национального законодательства с существующими международными стандартами, в частности подготовлен законопроект «О безопасности и гигиене труда». Однако на текущий момент он представляется недоработанным и, по сути, дублирующим положения раздела 10 «Охрана труда» ТК РФ…

 

 
Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются страхователями по указанному виду обязательного социального страхования.

Правовые, экономические и организационные основы указанного вида обязательного социального страхования установлены Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данным Законом определены, в том числе, субъекты страхования, объект и база для начисления страховых взносов, порядок их расчета и уплаты. Фонд социального страхования РФ является страховщиком по данному виду страхования (ст. 3 Закона № 125-ФЗ). Именно он регистрирует плательщиков страховых взносов (страхователей) на травматизм, устанавливает скидки и надбавки к страховым тарифам, осуществляет сбор страховых взносов, контролирует правильность их исчисления, применения льгот, проводит камеральные и выездные проверки страхователей и др. (пп. 1 п. 1, пп. 1, 2, 8 п. 2 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).





Территориальные органы ФСС РФ обеспечивают исполнение обязанности по уплате страховых взносов, в том числе взыскивают недоимку по таким страховым взносам, пени и штрафы. До конца текущего года такие действия ими осуществляются в порядке, установленном положениями ст. ст. 18, 19 – 23, 25 – 27 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ст. 22.1 Закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).

С 1 января 2017 г. упомянутый Закон № 212-ФЗ утрачивает силу (п. 5 ст. 18 Закона № 250-ФЗ). В связи с этим в Закон № 125-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"» вносятся изменения и дополнения. Их количество значительно, но связано это с переносом некоторых норм Закона № 212-ФЗ, на которые были ссылки в Законе № 125-ФЗ, непосредственно в Закон…




 



                     

 
 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда