Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
От уровня профессионального риска будет зависеть
класс условий труда на рабочем месте
Разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)». Уровень профессионального риска согласно проекту Федерального закона может быть допустимым, прогнозируемым, повышенным или недопустимым.
Системные мероприятия по управлению профессиональными рисками должен проводить работодатель. Эти мероприятия связаны с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней рисков. Класс условий труда на рабочем месте будет определяться не только по степени вредности и (или) опасности воздействующих на работника в процессе трудовой деятельности производственных факторов, но и по уровню профессионального риска работника. Условия труда будут считаться оптимальными, в частности, когда на работника не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, а уровень его профессионального риска не превышает допустимого.
В случае выявления недопустимого уровня профессионального риска работника или признания условий труда опасными работодателю придется приостановить либо прекратить деятельность, пока причины этих обстоятельств не будут устранены. Правило применимо также в отношении работы отдельных цехов, участков и так далее…
Проектом предлагается утвердить Правила, устанавливающие государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных процессов и работ, связанных с производством строительных материалов. Проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при производстве строительных материалов» разработан в связи с вступлением в силу 1 июля 2017 г. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Проект Приказа устанавливает государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных процессов и работ, связанных с производством бетонных смесей, сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий, асбоцементных изделий, асбестотехнических и асбестсодержащих теплоизоляционных изделий, стекла и стеклоизделий, кварцевого стекла и изделий из него, строительной керамики, санитарных изделий из фарфора и фаянса, кирпича, черепицы и стеновых строительных материалов, легких пористых заполнителей, строительных материалов и изделий из полимерного сырья, мягких кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов (далее – производство строительных материалов).
Требования Правил по охране труда при производстве строительных материалов обязательны для исполнения работодателями – юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими деятельность, связанную с производством строительных материалов, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Содержащиеся в Правилах по охране труда при производстве строительных материалов требования устанавливают минимально допустимые уровни охраны и безопасности труда работников, участвующих в проведении процессов и работ, связанных с производством строительных материалов, соответствующие положениям общепризнанных международных актов…
Роспотребнадзором проведен анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за I полугодие 2017 года. Обзор подготовлен по результатам осуществления контроля (надзора) в сферах розничной торговли пищевой продукцией, услуг общественного питания, услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, производства пищевой продукции.
По результатам анализа нарушений обязательных требований законодательства, допущенных хозяйствующими субъектами в рассматриваемом периоде, установлено, что типовые нарушения, обозначенные в аналогичном обзоре за 2016 год, продолжают оставаться без изменений.
Так, предприятиями розничной торговли допускались следующие нарушения требований к реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе:
– несоблюдение временных и пространственных
(вблизи образовательных учреждений, на автозаправочных станциях) ограничений реализации алкогольной продукции;
– реализация алкогольной продукции несовершеннолетним, розничная продажа «крепкого алкоголя» индивидуальными предпринимателями;
– розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, в нестационарных торговых объектах и др.
Перечислены нарушения, являющиеся типичными и массовыми, в том числе в сфере защиты прав потребителей при перевозках пассажиров и багажа, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Сообщается о внесенных в КоАП РФ изменениях, вступивших в силу в июле 2017 года и затрагивающих полномочия Роспотребнадзора при производстве по делам об административных правонарушениях.
В указанном периоде планирование проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялось с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности…
Утверждены санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной промышленности. Новый СанПиН предназначен для предотвращения неблагоприятного воздействия физических факторов на здоровье работников, занятых на работах по добыче и переработке антрацитов, каменного и бурого углей подземным и открытым способами, по строительству угольных шахт и разрезов, на вспомогательных процессах, технологически связанных с добычей и переработкой угля, на работах по транспортировке горной массы в рамках производственного цикла по выпуску готовой продукции.
Установлены гигиенические нормативы уровней воздействия отдельных физических факторов, контролируемых в условиях производства в угольной промышленности. Требования являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с утвержденными требованиями осуществляются оценка воздействия физических факторов на работников угольной промышленности, проведение производственного контроля и выполнение профилактических мероприятий…
Утвержден паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности». Целью приоритетного проекта является формирование новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.
По итогам реализации проекта планируется:
– переход к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году;
– увеличение доли подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году…
МЧС России напоминает о необходимости проведения организациями всех видов и форм собственности вводного инструктажа по гражданской обороне со всеми работниками, трудоустроенными после 2 мая 2017 года. Программу проведения указанного вводного инструктажа организации разрабатывают самостоятельно с учетом специфики их деятельности и территориального расположения.
Ответственным за проведение вводного инструктажа является руководитель или работник структурного подразделения организации, уполномоченный на решение задач в области ГО, либо руководитель занятий по ГО, назначенный приказом (распоряжением) руководителя организации.
Программа курсового обучения разрабатывается организацией на основе примерной Программы курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденной МЧС России 22.02.2017 № 2-4-71-8-14. При этом согласовывать разработанную организацией программу не требуется…
Законодатели передумали повышать пенсионный возраст, а вот минимальный размер заработной платы, наоборот, повысился. И пусть конечное решение того или иного вопроса озвучивается от имени органов власти, всему этому предшествует диалог профсоюзов с властью и бизнесом в рамках Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Именно там и решаются многие социальные и трудовые вопросы в нашей стране.
Диалог трех сил, именуемый на официальном языке социальным партнерством, скрывает в себе порой настоящую битву, порой тонкую дипломатическую игру. За одной из сторон стоит вся мощь государственной машины, за другой – капитал, а за третьей – профсоюзы. И чем больше будет профсоюзов, тем больше будет сил у Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), представляющей российские профсоюзы в РТК. Но и сегодня профсоюзами сделано уже немало.
Начнем с того, что уже упомянутый минимальный размер оплаты труда (МРОТ) федеральное правительство предлагало повысить в 2016 году лишь один раз – с 1 января, и всего-то на 4 процента, то есть до 6204 рублей. Скажем честно: это совсем небольшая сумма. Профсоюзы же добились того, что МРОТ был поднят в 2016 году дважды. На те самые 4 процента с 1 января, а с 1 июля – уже на 24 процента, то есть до 7500 рублей. Сегодня он достиг отметки 7800 рублей. Есть разница? И не надо смеяться над этой цифрой. Она обозначает лишь самый нижний порог, меньше которого не может заплатить своему работнику ни один работодатель.
Отменить оплату первого дня больничного чиновники, к счастью, так и не смогли. Еще правительство предлагало оплачивать больничный лист в полном объеме только тем, кто отработал не менее пятнадцати лет, а также отменить оплату первого дня больничного. Неслабо, правда? Профсоюзы в лице ФНПР убедили своих социальных партнеров сохранить на прежнем уровне «стажевой порог» больничных листов. То есть работник, имеющий стаж до пяти лет, при выходе на больничный получает 60 процентов ежемесячного заработка, сотруднику со стажем пять – восемь лет полагается 80 процентов, а более восьми лет – 100 процентов. При этом бюллетень оплачивается с первого дня!
В соответствии с Приказом Минтруда России от 19.04.2017 № 371н
«Об утверждении Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов» обновлены государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ, связанных с использованием ряда вредных или опасных химических веществ и материалов.
Утвержденные правила предусматривают правила по охране труда при организации и осуществлении основных производственных процессов и работ, связанных с использованием неорганических кислот и щелочей, ртути, пластмасс, эпоксидных смол и материалов на их основе, канцерогенных и вызывающих мутацию химических веществ, бензола, жидкого азота.
Приказом предусматриваются требования охраны труда при организации осуществления производственных процессов (выполнения работ), связанных с использованием химических веществ; требования охраны труда, предъявляемые к производственным подразделениям, размещению технологического оборудования и организации рабочих мест; требования охраны труда при транспортировании (перемещении) химических веществ; требования охраны труда при хранении химических веществ, а также требования охраны труда при осуществлении производственных процессов, связанных с:
– использованием химических веществ и эксплуатацией технологического оборудования;
– использованием неорганических кислот, щелочей и других едких веществ;
– применением ртути;
– переработкой пластмасс;
– использованием эпоксидных смол и материалов на их основе;
– использованием канцерогенных веществ или веществ, вызывающих мутацию (мутагенов);
– использованием бензола;
– использованием жидкого азота.
В приложении к Приказу приведен рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью…
Если в организации трудятся не более 50 работников, службу охраны труда создавать не обязательно. Эти функции может исполнять директор либо другой специалист. О том, что придется делать такому специалисту и какую подготовку надо для этого пройти, а также о новой системе учета данных спецоценки условий труда рассказывает Иван Иванович ШКЛОВЕЦ, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости РФ.
– Иван Иванович, как определиться, кого назначить ответственным за охрану труда на небольшом предприятии? Должен ли директор или другой специалист, отвечающий за охрану труда, пройти дополнительное обучение?
– Выбор зависит от специфики деятельности компании. Определиться помогут Рекомендации Минтруда (утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14).
В течение месяца после назначения на должность специалист по охране труда должен пройти подготовку в обучающей организации по специальной программе. Но если у него есть профильное образование по специальности «охрана труда» или «безопасность технологических процессов и производств» либо не менее 5 лет непрерывного стажа в области охраны труда, обучение и проверку знаний можно не проходить в течение года после поступления на работу (пункт 1.6 Порядка, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29).
Далее специальное обучение надо проходить по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. После завершения обучения и сдачи экзамена руководителям и специалистам выдается удостоверение о прохождении обучения и проверке знаний.
– Есть ли при Роструде учебные заведения, где можно пройти обучение бесплатно? Можно ли пройти обучение самостоятельно и только сдать экзамен?
– Роструд не располагает подведомственными учебными заведениями. Пройти обучение можно в учреждениях профессионального образования и учебных центрах, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Либо в самой организации, если у нее есть такая лицензия, необходимый преподавательский состав и материально-техническая база. Обучение ведется платно. Не следует пытаться обучиться самостоятельно…
С начала 2017 года на мероприятия по охране труда АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направлено порядка 17,6 млн рублей, что на 23 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост финансирования обусловлен в основном двукратным увеличением расходов компании на обновление средств индивидуальной защиты работников и почти четырехкратным увеличением расходов на обучение правилам охраны труда.
Значительную часть средств МП СПб направил на компенсационные выплаты за работу, которая в соответствии с требованиями Трудового законодательства РФ и положениями Коллективного договора МП СПб относится к категории вредной. В частности, расходы на дополнительную оплату труда рабочих, занятых на такой работе, составили 6,2 млн рублей, на оплату дополнительных отпусков – 2,9 млн рублей, на компенсационные выплаты за выдачу молочных продуктов – 0,34 млн рублей, сообщает Морской порт Санкт-Петербург.
Более 2,4 млн рублей компания направила на медицинское обслуживание работников, в том числе медосмотры; более 4,9 млн рублей – на обновление средств индивидуальной защиты и уход за ними. 0,73 млн рублей перечислено предприятием на обучение работников правилам охраны труда в рамках требований Министерства труда и социального развития и Министерства образования РФ…
Специалисты краевой трудовой инспекции работают над внедрением риско-ориентированного подхода на предприятиях и профилактикой правонарушений. Специалисты Государственной инспекции труда в Приморском крае во второй раз в этом году провели публичное обсуждение результатов правоприменительной практики требований ТК РФ. В мероприятии участвовали представители работодателей и профсоюзов. Основные темы обсуждения — состояние охраны труда на предприятиях, количество и анализ несчастных случаев, ответственность за нарушение закона по профстандартам, изменение правил контроля за организациями со стороны проверяющих органов, сообщает пресс-служба Федерации профсоюзов Приморского края.
Сегодня Госинспекция работает над внедрением рискоориентированного подхода. Все организации и предприятия разделят по категориям. Там, где возможности возникновения несчастных случаев выше, проверок будет больше. Профсоюзы считают такой подход справедливым.
— Во-первых — это разумно. Одно дело, когда человек торгует овощами на рынке, другое – когда работает под землей. Условно первый находится в более безопасных условиях, чем второй. И, конечно, охрана труда у второго работодателя должна быть отстроена. Но руководители предприятий должны помнить, что новые правила не избавят их от проверок, если будут жалобы от работников или профсоюза, – отмечает технический инспектор труда Федерации профсоюзов Приморья Валерий ОНИСЕНКОВ. – Во-вторых, нам нравится такая форма работы Госинспекции. Это площадка, где можно задать спорный вопрос и понять, как его решить, не доводя ситуацию до трудового конфликта. В этот раз, например, мы обсуждали профстандарты в здравоохранении. Будет ли справедливо увольнять санитаров, не имеющих специального образования, но успешно выполняющих свою работу…
Государственная инспекция труда в Камчатском крае нашла нарушения в работе городской поликлиники № 1 в Петропавловске. Медучреждение оштрафовали на 260 тысяч рублей. По информации госинспекции, в поликлинике работодатель допустил существенное количество нарушений нормативных требований в отношении работников.
«Нарушения в частности включают в себя непроведение на предприятии специальной оценки условий труда, непрохождение определенными специалистами обучения и проверки знаний по охране труда. Кроме этого, работники медицинского учреждения не были в полном объеме обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», – сообщили ИА «Кам 24» в государственной инспекции труда в Камчатском крае…
ведущий специалист-эксперт отдела сопровождения территориальных подразделений и реализации государственной политики в сфере труда Октябрьского района г. Уфы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Трудовой кодекс РФ, в частности статья 212, обязывает работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах. Основным документом, регламентирующим проведение СОУТ, является Федеральный закон РФ № 426 от 28 декабря 2013 года. Он устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников СОУТ.
Также он прописывает случаи, когда должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда. Рассмотрим эти случаи.
1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
2. Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
3. Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
4. Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
5. Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
6. Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
7. Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
При наступлении первого и третьего вышеуказанных случаев внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев. И в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных во втором, четвертом и седьмом пунктах…
Имеются ли основания для отказа от осуществления производственного контроля на основании проведенной ранее специальной оценки условий труда?
Нет, не имеется оснований для отказа от осуществления производственного контроля при проведении периодической специальной оценки условий труда. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на работодателя возлагается обязанность проведения производственного контроля.
Производственный контроль на территории РФ регламентируется санитарными правилами (СП) 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 (далее – СП 1.1.1058-01).
В п. 2.4 СП 1.1.1058-01 содержится перечень мероприятий по производственному контролю, который включает:
– официальное издание правил и методик контроля факторов среды обитания;
– осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний;
– организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций в случаях, установленных законодательством;
– контроль за наличием документации, необходимой по законодательству;
– обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства;
– ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
– своевременное информирование населения об угрозах санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
– визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Пункт 4.1 СП 1.1.1058-01 содержит исчерпывающий список факторов и зон объекта, необходимых для лабораторного исследования на тех или иных производственных объектах, в процессе производственного контроля. В данный перечень включена не только зона рабочего места работников, но и все окружающие его зоны, факторы которых могут повлиять на человека…
Псковская инспекция труда оштрафовала муниципальное предприятие за ряд нарушений
В ходе плановой проверки соблюдения трудового законодательства и норм охраны труда в МУП «Красногородское районное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства» государственной инспекцией труда в Псковской области выявлен ряд нарушений.
Как сообщили Центру Деловой Информации в ведомстве, на предприятии работники не проходят обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований, водители не проходят обязательных предрейсовых осмотров, не проведена специальная оценка условий труда, не обеспечено приобретение и выдача средств индивидуальной защиты работникам, в трудовые договоры с работниками не включены условия оплаты труда, условия труда на рабочем месте, не обеспечена безопасная эксплуатация коммунального водопроводного-канализационного хозяйства. Госинспектором труда выдано предписание об устранении в установленные сроки выявленных нарушений. На МУП наложен штраф.
Специальная оценка условий труда нужна даже на временных вновь созданных рабочих местах. В своем письме Минтруд России ответил на вопрос об ответственности за непроведение внеплановой специальной оценки, если новые рабочие места созданы на срок менее 12 месяцев.
Специальная оценка не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. На остальных рабочих местах специальная оценка проводится в обязательном порядке. В этой связи внеплановая процедура оценки условий труда на вновь организованных временных рабочих местах должна быть проведена. Ответственность за нарушения в части проведения спецоценки установлена статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…
До момента введения федерального закона «О специальной оценке условий труда», работодатели пренебрежительно относились к оценке условий труда своих же работников. Из-за формального отношения к проведению аттестации значительно повысились численность несчастных случаев и уровень смертности на производстве. Подобная неутешительная статистика стала главным призывом к тому, чтобы провести реформирование системы охраны труда.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которая пришла на смену аттестации рабочих мест. Оценке подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников, дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. До 31 декабря 2018 года продолжается переходный период, призванный сгладить переход на новые, более жесткие, правила (ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Однако многие работодатели до сих пор игнорируют проведение СОУТ или откладывают эту обязательную процедуру на потом. Теперь пренебрегать таким важным мероприятием не получится. Именно с 1 января 2017 года возросла ответственность за не проведение специальной оценки. За несоблюдение описываемых требований, в соответствии с Административным кодексом РФ (статья 5.27.1), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.
Если спецоценка труда не проводится повторно, то это влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток…
В Трудовом кодексе РФ речь идет о том, что организации, имеющие в своем штате менее 50 человек, имеют право привлекать специалистов по договору оказания услуг. Если численность работников составляет свыше 50 человек, можно ли привлечь специалиста по договору оказания услуг? Имеет ли право индивидуальный предприниматель оказывать услуги в качестве инженера по охране труда? Можно ли, не имея в штате инженера по охране труда, заключить договор аутсорсинга с ИП?
На вопросы отвечает:
Григорий АРУТЮНЯН, адвокат, эксперт в области гражданского законодательства
В ст. 217 Трудового кодекса РФ предусматривается следующее. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2).
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.
Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3).
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 4). Обратите внимание: нормы, установленные ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются на работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.
Таким образом, требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ обязывают работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (см. письмо Минтруда России от 11.11.2016 №15-2/В-3673). Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации, с которыми работодателю необходимо ознакомиться.
Кроме этого, гострудинспекции штрафуют работодателей за невыполнение требований Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. При этом штрафы в отношении должностных лиц (гендиректоров) и юридических лиц (организаций и предприятий) достигают до полумиллиона рублей, что для «малышей» (мини-предприятия и предприятия малого бизнеса) является, по сути, разорительным.
При формулировании вины гострудинспекции используют совокупность нарушений целого комплекса статей ТК РФ (ст. 76, 212, 225). Причем вина должностных лиц (гендиректоров) и юридических лиц (организаций и предприятий) вменяется по отношению к каждому работнику, который должен был пройти обучение…
Опыт Кыргызстана: ветер перемен в сельском хозяйстве по охране труда
Программа WIND («Совершенствование практики труда в процессе развития местных сообществ») – это программа обучения, которая позволяет найти практические решения конкретных проблем, связанных с охраной труда в сельском хозяйстве. Разработанная Международной организацией труда (МОТ), эта программа использует подход, основанный на участии и ориентированный на практические действия.
Цель программы – добиться быстрого и устойчивого улучшения охраны труда, условий труда и жизни фермеров. Программа WIND опирается и откликается на инициативу, знания и ресурсы самих фермеров. Этот фильм рассказывает об опыте программы WIND в Киргизской Республике.
Вправе ли организация применять собственные разработанные нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам для целей учета в расходах по налогу на прибыль организаций?
По мнению Минфина России, организация вправе учитывать в составе расходов по налогу на прибыль затраты на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам по повышенным нормам по сравнению с Типовыми нормами при наличии проведенной специальной оценки условий труда. При этом утвержденные нормы должны быть закреплены в локальных нормативных актах организации. Однако данную позицию, возможно, придется отстаивать в суде, поскольку УФНС России настаивает на включении расходов на приобретение спецодежды только в пределах законодательно установленных норм.
К материальным расходам по налогу на прибыль, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом (пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н)…
Объединение различных нозологических форм профессиональных аллергических заболеваний в специальный раздел связано с тем, что все они представляют собой одно из проявлений нарушения иммунитета, клинически протекающего в виде различных симптомокомплексов аллергической реакции. В настоящее время наблюдается повышение заболеваемости аллергического характера. Это объясняется существенным изменением иммунной системы человека под влиянием многочисленных, в том числе химических факторов окружающей среды. Еще большее значение эти факторы приобретают в условиях современного производства, где имеет место значительная продолжительность и интенсивность их воздействия.
На современном витке научно-технического прогресса продолжается увеличение числа случаев профессиональных аллергических заболеваний. Этот процесс проходит происходит на фоне снижения или более легкого течения профессиональных интоксикаций (отравлений). Это связано с тем, что разработка и внедрение гигиенических нормативов на содержание в воздухе рабочих помещений промышленных токсичных веществ не всегда обеспечивают безопасность в отношении развития аллергических реакций, поскольку пороговые дозы и концентрации так называемого специфического, в том числе аллергенного действия многих веществ, нередко значительно ниже пороговых по токсическому действию.
Число промышленных аллергенов, к которым относятся природные и искусственные (ксенобиотики) химические вещества и соединения, органические продукты и биологические субстанции, с которыми имеют контакт значительные контингенты лиц в самых различных отраслях народного хозяйства, в настоящее время крайне велико и постоянно возрастает за счет синтеза новых химических агентов и внедрения новых технологических процессов.
Группу промышленных химических аллергенов составляют многочисленные соединения и вещества, начиная от простых и кончая крайне сложными по составу полимерными композициями, подчас даже с не до конца расшифрованной структурой. Относительно простыми химическими соединениями с выраженной аллергенной активностью (гаптенами), широко распроcтраненными в промышленности, являются различные металлы-сенсибилизаторы (хром, никель, кобальт, бериллий, платина и различные платиноиды, марганец, молибден, вольфрам, висмут и др.), формальдегид, фталевый и малеиновый ангидриды, эпихлоргидрин, диизоцианаты, фурановые соединения, хлорированные нафталины и др. Эти вещества и соединения могут оказывать сенсибилизирующее действие как сами по себе, так и в составе более сложных продуктов, выделяясь из них в процессе переработки и применения.
Большую группу сложных по составу аллергенных продуктов представляют искусственные полимерные материалы на основе формальдегида.
Это в основном фенол- и мочевиноформальдегидные смолы, клеи импрегнанты, пластмассы), эпоксидные полимеры на основе эпихлоргидрина, полиэфирные лаки, латексы-эластомеры (в частности, хлоропреновые и дивинилстирольные), полимеры на основе кремнийорганических соединений (различные марки замасливателей для стекловолокна), многочисленные полимеры на основе изоцианатов, винил хлорида, акриловой и метакриловой кислот, фурана, ряда аминокислот и др. В промышленности используются и природные полимеры, обладающие аллергенными свойствами (канифоль, шеллак).
В условиях современного производства химические аллергены могут воздействовать на организм работающих, находясь в различных агрегатных состояниях. Так, в горнорудной промышленности опасность сенсибилизирующего действия связана в основном с пылью, содержащей различные аллергенные металлы, а в сталелитейном производстве и при электросварочных работах – в виде аэрозолей конденсации. Металлы-сенсибилизаторы представляют опасность при ингаляционном воздействии пыли цементов, однако наиболее опасен контакт кожных покровов работающих с влажным цементом, в том числе с полимерцементными композициями на заводах железобетонных изделий и конструкций.
В резинотехническом производстве широко используются различные марки латексов-эластомеров, многие из которых обладают аллергенными свойствами за счет технологически необходимых компонентов (ускорители вулканизации, антиоксиданты, противостарители), причем наиболее частыми аллергенами являются каптакс, тиурам Е, неозон D, триэтаноламин, канифоль. Широко в самых различных отраслях промышленности, а также в медицине встречается формальдегид. Этот аллерген выделяется в процессе переработки многочисленных формальдегидсодержащих полимеров, а также является продуктом термоокислительной деструкции многих других полимерных композиций, как искусственных (например, эпоксидных), так и природных (канифоль).
Формальдегид присутствует в воздухе мебельно-сборочных и деревообрабатывающих предприятий, где используются синтетические клеевые материалы, на текстильных фабриках, выделяясь из мочевиноформальдегидного импрегнанта, в производстве прессизделий из порошков фено- и аминопластов, в горнорудной промышленности и литейном производстве, поскольку формальдегид со держащие смолы входят в состав крепителей породы и формовочной земли. Определенное значение для развития профессиональных аллергических заболеваний имеет качество химического сырья, в том числе содержание остаточных количеств не прореагировавших в процессе синтеза свободных и аллергенных по своим свойствам мономеров и других ингредиентов, определяющих аллергенную активность полной композиции.
Подтверждением этого положения может служить более высокий уровень аллергических заболеваний в период внедрения в технологический процесс новых полимерных материалов, как, например, синтетических клеев в мебельном производстве. В то же время последующее улучшение сырья с учетом гигиенических требований, в частности по снижению остаточных продуктов синтеза, сопровождается уменьшением не только профессиональных аллергозов, но и многочисленных жалоб аллергического характера (так называемые аллергические манифестации).
В целом опасность сенсибилизирующего действия промышленных аллергенов существенно повышается в процессе переработки химического сырья. В последующем – на этапе изготовления продукта (на предприятиях химической промышленности) наблюдается более высокая степень герметизации оборудования и, что еще важнее, непрерывность технологического процесса, в результате чего снижается опасность аллергизирующих эффектов…