Психология труда: профессиональное выгорание работников
27.05.2022 12:55:00
Условия трудовой деятельности в офисе экстремальными не назовешь. Но, несмотря на внешний комфорт и благоустроенность, чиновники, управленцы и менеджеры среднего звена почему-то отнюдь не выглядят живчиками. Неврозы, депрессия, шизофрения, алкоголизм, остеохондроз, простатит, трудно диагностируемая онкология – далеко не полный список заболеваний, которые атакуют склонных к трудовым рекордам управленцев. рьеры, и можно ли совершать стахановские подвиги, сохраняя здоровый цвет лица?
Психология труда: профессиональное выгорание работников
Условия трудовой деятельности в офисе экстремальными не назовешь.
Но, несмотря на внешний комфорт и благоустроенность, чиновники, управленцы и менеджеры среднего звена почему-то отнюдь не выглядят живчиками. Неврозы, депрессия, шизофрения, алкоголизм, остеохондроз, простатит, трудно диагностируемая онкология — далеко не полный список заболеваний, которые атакуют склонных к трудовым рекордам управленцев. Какие еще хвори могут настичь заложников собственной карьеры, и можно ли совершать стахановские подвиги, сохраняя здоровый цвет лица?
Считать, что работа — не праздник, а будни — серые по определению, — наш cтаринный русский обычай. Как правило, до обеда всегда хочется есть, после обеда — спать и такое чувство, что мало платят! Принято считать, что повседневное существование успешных, амбициозных и молодых представителей «офисной интеллигенции» похоже на сахар. Однако никто не задумывается об обратной стороне медали. Бешеная конкуренция на рынке труда заставляет их работать в режиме нон-стоп по 12 и больше часов в сутки. Молодые годы проходят под олимпийским лозунгом «Быстрее, выше, сильнее!». Расслабиться, отключиться и отдохнуть практически невозможно, потому что страшно сойти с дистанции и потерять набранные очки. И все это на фоне желания быть всегда первым, контролировать все происходящее и страха оказаться вне игры.
Олимпийские темпы карьерных скачек, как несложно догадаться, не лучшим образом влияют на физическое и психическое здоровье «белых воротничков». Как уверяют медики, болячки тем серьезней, чем выше должность и больше ответственность. Сами того не подозревая, трудоголики постоянно испытывают на прочность свое драгоценное здоровье. Например, длительное нахождение перед компьютером травмирует позвоночник примерно так же, как может травмировать его неправильный подъем больших тяжестей. А немецкие ученые пришли к выводу, что повышенный уровень шума в офисе увеличивает риск инфаркта.
СИНДРОМ ЧЕМПИОНОВ
С точки зрения психологов, трудоголизм — это один из способов заполнить душевную пустоту. Однако мало кто из трудоголиков всерьез задумается о том, что ему в итоге грозит так называемый синдром выгорания. У работника формируется зависимость викарного характера. И как средство заполнения этой пустоты трудоголизм оказался в одном ряду с такими человеческими слабостями, как жажда накопительства (всех денег не заработаешь, но стремиться к этому надо), любовь к светским развлечениям, запойное чтение литературы (отмирающий вид) и фанатизм (кто болеет за «Торпедо», тот упал с велосипеда, а чемпион — сами знаете кто). Наиболее «ярким» последствием работоголизма становится синдром эмоционального выгорания.
В 80-х годах продолжительность жизни руководящих работников в европейских корпорациях сократилась до 50-55 лет. Менеджеры умирали прямо на рабочем месте или в залах заседаний от инсультов, инфарктов, острых расстройств пищеварения или обмена веществ. В это же время в США открыли новую загадочную болезнь — синдром менеджера, или синдром хронической усталости. Вспышка странной инфекции произошла внезапно и поразила представителей одной социальной группы — молодых преуспевающих бизнесменов-трудоголиков. Подверженные ей люди жаловались на усталость, депрессивное состояние и потерю интереса к окружающему миру. Посовещавшись, врачи пришли к выводу, что это вовсе не инфекция, а самая настоящая психическая болезнь. Несколько лет подряд так называемый «грипп Яппи» косил ряды успешных предпринимателей. Некоторые из них, пережив депрессии и нервные срывы, бросили бизнес и стали основное свое время проводить с семьей.
Среди современных российских бизнесменов все еще бытует мнение, что если ты занимаешь высокий пост и получаешь хорошую зарплату, то должен в буквальном смысле жить в офисе. Сильнее всех достается руководителям крупных корпораций. Они находятся в напряженном состоянии даже в короткие 10-минутные перерывы, предусмотренные рабочим графиком. Психологи называют такое поведение бизнес-зависимостью.
Привыкший работать в условиях дедлайна организм вырабатывает немалое количество адреналина. Несмотря на выгорание человек привыкает к своеобразному удовольствию и подсознательно постоянно готов к «продолжению банкета». Некоторые эксперты винят в этом и неблагоприятную ситуацию в стране. Россияне хорошо помнят страхи безденежья и нестабильности. Сегодняшнее экономическое положение многих фирм и, соответственно, их сотрудников тоже оставляет желать лучшего. Боясь снова оказаться у разбитого корыта, люди впадают в зависимость от своей работы. Эпидемия хронической усталости продолжается...
То, что человек не машина, заметил в свое время американский промышленник Генри Форд: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то получаю в придачу всего рабочего и его проблемы».
По данным американской компании ССН, которая занимается анализом бизнес-информации, только треть дней, проведенных сотрудниками компаний на больничном, на самом деле связана с проблемами здоровья. В остальных случаях, как признались сотрудники более 330 опрошенных американских фирм, люди берут больничные из-за семейных проблем, стресса и даже оттого, что им просто не хочется идти на работу. Например, в Британии работающий человек имеет право провести на больничном четыре дня без всяких справок. В Швеции, где система социального обеспечения заслуженно считается лучшей в мире, ситуация с отгулами еще лучше. Шведы могут болеть без справки целых восемь дней подряд! Отечественный бизнес в основном пока экономит и на количестве персонала, и на создании достойных условий его работы.
Первые признаки этого явления можно наблюдать уже сегодня. Еще не так давно, по словам консультантов кадровых агентств, претенденты на топовые позиции в первую очередь интересовались продолжительностью трудового дня и необходимостью задерживаться на работе. Все меньше кандидатов хотели рисковать своим здоровьем и прожигать личное время в офисе или на производстве. Правда, в настоящее время кризис заставляет проявлять специалистов больший энтузиазм на благо фирмы, так как многие компании сократили количество работающих, а оставшимся пришлось поделить функционал между собой.
Обеденный перерыв плюс «тихий час» — такие потери рабочего времени кому-то покажутся расточительством. Однако доказано: сон на рабочем месте позволяет повысить производительность труда!
ГЕН АПАТИИ
Есть версия, что в злоключениях офисных служащих виноват загадочный вирус, который разносится особым видом тараканов, обитающих в бетонных зданиях-коробках современных мегаполисов. Представители же официальной медицины считают, что главная причина, провоцирующая большинство офисных болезней, — это нарушение биологического равновесия внутри организма и банальное переутомление. Известно, что мозг потребляет до 35% всех энергетических ресурсов организма. нейропсихическое истощение ведет к снижению интеллектуальной и мышечной трудоспособности. В результате замедляется передача информации, ослабляются чувственное восприятие и моторная функция.
Как шлейф пристраиваются депрессивные и тревожные реакции, раздражительность, головные боли, повышение артериального давления. Британские ученые, в свою очередь, провели сравнительный генетический анализ клеток иммунной системы пациентов, страдающих от усталости, и людей, никогда на подобное не жаловавшихся. У первых нашли существенные отличия — 16 специфических генов, которые и являются причиной заболевания душевным «гриппом». Они влияют на работу митохондрий, затрудняя дыхание клетки. А это, в свою очередь, приводит к тому, что человек быстрее устает, становится сонливым и впадает в апатию.
ЛОЖНЫЕ СИМПТОМЫ
Коварство синдрома менеджера в том, что он мастерски маскируется под другие психические и соматические болезни. Прежде всего, у человека возникает ощущение тупика, наблюдается эмоциональное истощение, пропадает интерес к семье, отдыху, поездкам, книгам, друзьям. Но самый главный признак — это отсутствие удовольствия от работы и даже отвращение к ней. Утренний подъем, путь на работу, сам офис, коллеги, начальник, подчиненные, звуки факса и телефонных звонков вызывают только раздражение. Поначалу заболевший списывает все на лень — это первая маска, за которой прячется болезнь. Но через некоторое время человек понимает, что причиной ухудшения самочувствия стали внутренние переживания. Душевный раздрай сопровождается и физическими проявлениями: частыми простудными заболеваниями, болями в поясничном отделе позвоночника, «тоннельным синдромом» (болезненность мелких суставов кисти правой руки, вызванная длительной работой с компьютерной мышью), вегетососудистой дистонией, трудно диагностируемой онкологией.
ПОДАЛЬШЕ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В группу риска подхватить офисные болезни попадают те, кто трудится по 10-12 часов, берет работу на выходные, перерыв на обед считает пустой тратой времени, а отпуск всегда откладывает «на потом». Люди такого склада, по словам психологов, одержимы достижением целей, склонны к муштрованию себя, игнорированию своих желаний и потребностей и зависимы от одобрения начальства. Они во что бы то ни стало пытаются подстегивать работоспособность стимуляторами, а простуды и другие недомогания лечат самостоятельно и «без отрыва от производства». Как же бороться с хронической усталостью и другими офисными болезнями? По словам члена Российской психоаналитической ассоциации, нарколога и психотерапевта Якова ДОРОЖКИНА, очень полезны физические упражнения и медитации.
Причем физическая нагрузка, подчеркивает он, должна носить не изматывающий, а исключительно тонизирующий характер: «Упражнения должны приносить бездумное физическое удовольствие. Это может быть бег, плавание, танцы, аэробика, капоэйра — кому что ближе. Нагрузку следует выбирать аэробную, то есть в работе должны участвовать не только мышцы, но также сердце и легкие. Поэтому занятия со штангой и с гантелями не подойдут. Физические упражнения при синдроме менеджера не призваны воспитывать упорство и стремление преодолевать трудности. Их задача — дать мозгу отдохнуть».
А для лечения накопившейся усталости самым эффективным средством специалист считает радикальную смену среды на особые, благоприятные условия. Новая обстановка должна быть прямой противоположностью обычной офисной среде, а время пребывания в ней — не менее месяца. Своих пациентов доктор ДОРОЖКИН вот уже десять лет водит в экстремальные походы в Гималаи и Анды, подальше от цивилизации.
Из-за плохой работы вентиляции создается благоприятная атмосфера для пылевых клещей и других микроорганизмов, которые портят самочувствие офисных работников.
СИЕСТУ В ОФИСЫ!
По мнению американских ученых, чтобы отдохнуть в течение дня и избавиться от проявлений хронической усталости, достаточно днем поспать всего 15 минут. Главное, делать это по правилам: не больше 15-20 минут и некрепко. Ведь если увлечься сном, можно не только потерять бесценное время, но и, проснувшись, почувствовать себя разбитым. А чтобы легче было возвращаться к «нашим баранам», просто полежите несколько минут с закрытыми глазами. Легкая дрема обладает не меньшим восстановительным эффектом, чем сон, утверждают специалисты из Гарварда. Среди знаменитых любителей сиесты — сэр Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ, который регулярно прибегал к послеобеденному сну, после чего принимал ванну. Он не нарушал ритуала даже во время второй мировой войны. 20-минутным сном готовила себя к еженедельной встрече с парламентариями премьер-министр Великобритании Маргарет ТЭТЧЕР.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Все публикации