Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

«Серых не берем»: прием на работу с фейс-контролем превысил меру. Как внешность влияет на трудоустройство

13.09.2017 7:50:00
«Молодым везде у нас дорога», – убеждали нас долгие десятилетия. И доубеждались. Человеку с обычной внешностью да еще и средних лет часто может быть отказано в приеме на работу только на этих основаниях. Понятно, что презентабельная внешность традиционно необходима в модельном бизнесе, в кино, в тележурналистике... Но все чаще соответствия высоким стандартам требуют от сотрудников (а в особенности от сотрудниц) работодатели в самых разных областях деятельности — на первый взгляд, совершенно не связанных с необходимостью иметь красивое лицо и стройную фигуру.
«Молодым везде у нас дорога», – убеждали нас долгие десятилетия. И доубеждались. Человеку с обычной внешностью да еще и средних лет часто может быть отказано в приеме на работу только на этих основаниях. Понятно, что презентабельная внешность традиционно необходима в модельном бизнесе, в кино, в тележурналистике... Но все чаще соответствия высоким стандартам требуют от сотрудников (а в особенности от сотрудниц) работодатели в самых разных областях деятельности — на первый взгляд, совершенно не связанных с необходимостью иметь красивое лицо и стройную фигуру.
 

Юристы называют подобные требования прямо и без экивоков дискриминацией. Начальники компаний — экономической необходимостью ведения бизнеса. «МК» постарался разобраться, в каких сферах соискателей чаще всего подвергают негласному фейс-контролю и законны ли требования работодателей.
 






                                    Внешность человека чаще всего не связана с его профессиональными качествами.
                                    Фото: Наталия Губернаторова.
 


В горизонтальном положении мозг не выше других органов
 

Москвичка Елена пошла устраиваться на работу в качестве помощника шефа. По всем параметрам она подходила — высшее образование, привлекательная внешность, возможность ездить в командировки. Но в последний момент, когда потенциальная сотрудница уже примеряла на себя новую интересную должность, выяснилась пикантная деталь. В условиях договора было прописано: в обязанности помощника шефа входит оказание интимных услуг по первому требованию. Видимо, владелец компании рассуждал без особых моральных терзаний: моя компания — что хочу, то и делаю. Девушку, правда, предупредили об этом условии перед подписанием контракта. Она сказала, что не готова. «Тогда извините, вы нам не подходите», — был ответ. «Подруга, работающая в этой конторе, рассказала мне: буквально через пару дней на «интимную» должность приняли эффектную сотрудницу, — говорит Елена. — И шеф сразу же повез ее на важную конференцию за границу».
 
— Внешность человека в большинстве профессий не относится к его деловым, профессиональным качествам, равно как и цвет кожи, пол, возраст, имущественное положение, — говорит карьерный эксперт HeadHunter Татьяна КАНОНЕРОВА. — Работодатель по закону не может, руководствуясь своими соображениями о том, как должен выглядеть потенциальный сотрудник, приглашать или отказывать ему в работе. Безусловно, это не значит, что можно выглядеть как угодно. Деловой, аккуратный и опрятный внешний вид — одна из составляющих успеха при поиске любой работы.
 
— При чем здесь закон? Каждая компания может прописать собственные правила в контракте. А почему нет? Если я владелец частной компании, я могу самостоятельно определить правила приема на работу, — считает психолог Екатерина МАРТУСОВА.
 
Тем парадоксальнее выглядят требования, прописанные в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда». Согласно им работодатель не имеет права указывать при поиске сотрудника предпочтения по полу и возрасту (не говоря уже о красивом лице и длине ног). Но, по мнению россиян, это требование только мешает в поиске службы. Соискателей, считающих, что отсутствие у работодателя возможности указывать в вакансии свои предпочтения мешает им в поиске работы, в 1,5 раза больше, чем тех, кто уверен, что подобная мера им во благо: 37 и 24% соответственно. Такую статистику подбил исследовательский центр Superjob. Чаще всего подобные нововведения критикуют россияне старше 45 лет (53%).
 
Большое количество опрошенных (почти 40%) затруднились с ответом. В своих комментариях респонденты рассказывали, что нововведения вызывают у них двойственные чувства: с одной стороны, они против дискриминации на рынке труда, но, с другой, им совершенно не хочется посещать бессмысленные собеседования. «Неужели лучше потратить время и средства, чтобы приехать на собеседование и получить отказ только потому, что у компании установка брать 25–35-летних, а тебе уже за 40?» — комментируют участники опроса.
 



                                   Охотнее всего на работу принимают молодых людей 18-23 лет. 
                                   Фото: Любовь Кулябко.




Война полов ведется традиционным оружием

 
— Как конкретно можно прописать требования к внешности в контракте? — спрашиваю у Екатерины МАРТУСОВОЙ.
 
— Это несложно. Компания может ввести, например, условие: на работу принимаются девушки с размером одежды не больше М. В этом есть и экономическая выгода: когда организация снабжает своих сотрудников униформой (как тех же стюардесс), проще иметь ограниченный размерный ряд — например, от S до М, нежели от S до XXL. Это уже финансовая сторона вопроса.
 

— В каких сферах распространены неофициальные требования к внешности?
 

— В административных. Например, все мы хорошо знаем такую должность, как администратор салона красоты. Требовать от девушки, распределяющей время для клиентов, модельную внешность неуместно и действительно противозаконно. В первую очередь на этом месте нужны непосредственно профессиональные качества: опыт работы, знание товара, понимание, какие именно услуги можно и нужно предложить клиенту. Но, с другой стороны, если уровень салона — эксклюзив, сами понимаете — это как в самолете. Нужна эстетика. Люди идут в салон не только за услугами, но и за эстетикой. К мужчинам по поводу стандартов, кстати, претензий меньше. Гораздо меньше.
 

— Можно ли сказать, кого скорее возьмут на работу — замужнюю или незамужнюю?
 

— Если женщина возраста «вот-вот родит» или «вот-вот выскочит замуж», она менее интересна работодателю. Женщин с маленькими детьми берут вообще неохотно — они вечно на больничном. Наверное, лучше всего принимают молодых людей 18-23 лет, не обремененных брачными узами. Работодатели всегда задают вопрос: планируете ли вы в ближайшее время заводить детей? Они имеют право это знать, особенно если организация вкладывает деньги в обучение, образование. Это капиталовложение, это развитие бизнеса.
 
Неохотно берут пенсионеров. Многим работодателям проще обучить молодого сотрудника, хотя для пенсионеров и налоги меньше. Не зря же людям дают пенсию в 55 лет: ухудшаются когнитивные процессы, уровень обучаемости снижается, перестроиться на электронные технологии для большинства людей сложно. В 2000-х годах перемены идут сумасшедшими темпами. А пенсионеры 40–50 лет жили в относительно спокойной обстановке.
 

— Как при устройстве на работу можно отказать человеку, не соответствующему желаемым стандартам?
 

— Очень просто. Распространена практика «Мы вам перезвоним». И — тишина... Человеку ничего не объясняют. Возможно, это не идеальное построение рабочего диалога. Но я не исключаю, что это своего рода забота о человеке, который пришел устраиваться на работу. Конечно, для человека очень неприятно состояние неопределенности.
 
Кстати, в организациях, которые были созданы еще в Советском Союзе и по-прежнему находятся на государственном иждивении, до сих пор сохраняется толерантное отношение к внешности сотрудников. Достаточно зайти, к примеру, в банк «родом из СССР» и в коммерческий — и визуальную разницу в подборе персонала вы почувствуете сразу же. Такими же толерантными по отношению к внешним данным работников являются и филиалы зарубежных компаний. Их руководители очень осторожны с разными стандартами. Ни о какой дискриминации по внешним признакам, увлечениям или интересам, не связанным непосредственно с профессиональными навыками, согласно уставам компаний, и речи быть не может. Любой суд встанет на сторону ущемленного сотрудника или соискателя. А компания в итоге потеряет немалые деньги.




 
                                   Обаятельная помощница — залог хорошего настроения босса.
                                   Фото: Любовь Кулябко.



 
Не зная иностранных языков, ты никогда
не поймешь молчания чужестранца

 
А вот в Японии при приеме на работу компании стараются не придираться к внешности женщины. Больше того, если по способностям две соискательницы равны, работодатель возьмет менее симпатичную. Во-первых, дабы коллектив не смущала. А во-вторых, по японским представлениям, если из двух девушек начальник выбрал более симпатичную, он проявил сексизм. А сексизм наказуем.
 
— Для выпускников университетов с марта, когда заканчивается учебный год, начинается поиск новой работы, — рассказывает собкор «МК в Японии» Юрий СИНАЛЕЕВ. — Любопытно наблюдать, как претенденты на место клерков в солидных и полусолидных компаниях ходят по улицам как из инкубатора, все одинаково наряженные: девочки — в строгих костюмах с юбкой (штаны не приветствуются), юноши — в темных пиджаках со светлой рубашкой. На работу сотрудников принимают, как правило, пожилые люди, и они верны такой традиции.
 
Кстати, чем солиднее компания, тем сейчас к дресс-коду относятся либеральнее. В компаниях попроще требования чрезвычайно высокие.
 
— Японские мужчины превратились в скучных клерков или затворников, — продолжает мой собеседник. — А отношение женщин к своей внешности и семейной жизни изменилось кардинально. Не последнюю роль сыграла застенчивость японских мужчин. Нынешнее поколение либо шарахается от понравившегося женского объекта (таких большинство), либо нагло хватает за руки и предлагает шорт-секс в ближайшей подворотне (в основном непуганые приезжие). За второй категорией охотится полиция, поскольку сами японки далеко не всегда пишут заявление о домогательстве.
 
Сами японки давно берут от европейцев в первую очередь раскрепощенное общение с налетом легкой вульгарности. Они хотят подходить под европейские стандарты. Нет, они уже давно не отбеливают кожу. Такое сейчас модно в Юго-Восточной Азии. Речь идет больше о манере поведения. При этом многие были в Европе, и их смешит, что европейские девушки зачастую подражают японкам.
 
— Совершенно очевидно, что повышенные требования к внешним данным присутствуют в тех профессиях, где сотруднику приходится не просто работать с клиентом, но и производить на него общее благоприятное впечатление не только своими профессиональными качествами, но и соответствующим данному роду деятельности приятным внешним видом. Если отбросить исключительно медийные профессии, к которым можно отнести теле-, кино- и модельный бизнес, то среди оставшегося стоит выделить такие направления, где опрятный внешний вид, хорошая фигура, красивое лицо заставят клиента еще раз обратиться в эту же компанию, — заключает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей КОРЕНЕВ.
 

 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

 
Юрист Евгений АНТОНОВ:

— Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.








Согласно абзацу 4 статьи 3 Трудового кодекса России, лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Кроме того, КоАП России предусматривает административную ответственность за дискриминацию в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 5.62), а за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, — в виде штрафа на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц — от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти до пятнадцати тысяч рублей (ст. 13.11.1).
 
К сожалению, дискриминация в сфере трудовых отношений достаточно распространена и практически не наказуема в силу латентного характера таких правонарушений. Доказать реальную — дискриминационную причину работнику практически невозможно, если факт дискриминации не содержится в документах, переписке, не зафиксирован на аудиозаписи либо не подтверждается видеосъемкой или свидетелями.
 

Сферы деятельности, где чаще всего используют незаконный фейс-контроль
(по данным «ФИНАМ»)
:


– ресторанный бизнес (и официанты, и администраторы зала должны соответствовать определенным общепринятым канонам внешности);

– гостиничный бизнес (все, что было сказано про рестораны, можно сказать и про гостиницы);

– спорт, фитнес-центры (вряд ли вы захотите ходить в финтнес-центр, где на ресепшне или, не дай бог, фитнес-инструктором работает тетка в два центнера весом и с тремя подбородками);

– ресепшн любой крупной компании, где достаточно большой поток как новых, так и постоянных клиентов;

– клиентские подразделения финансовых, страховых и пр. компаний  (сотрудники, чья работа связана непосредственно с общением с клиентами, менеджеры);

 
Хотя тут уже профессиональные качества начинают понемногу доминировать над внешностью. Знания и навыки требуются действительно хорошие, в то время как не голливудскую внешность клиент готов и стерпеть. И тем не менее клиенту приятнее общаться с красивым профессионалом, нежели с таким же умным, но страшненьким.
 

– туристический бизнес (гид).
 

Собственно, добавить тут нечего. Если экскурсию ведет действительно модельной внешности гид, да еще и отличается хорошо поставленной речью и знанием предмета, туристы могут не только не заметить огрехи в работе компании, но и даже сам факт, что Пизанская башня уже 650 лет как наклонена.
 

 
Ольга Грекова
 


Источник публикации: www.mk.ru.
 














 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда