Специальная оценка условий труда: проверка трудовой инспекции – новые правила
15.09.2017 8:36:00
С 16 июня 2017 года утвержден Административный регламент, который определяет порядок осуществления Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.
С 16 июня 2017 года утвержден Административный регламент, который определяет порядок осуществления Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.
ПРИКАЗ
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 21.04.2017 № 377н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТРУДУ И
ЗАНЯТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СПЕЦИАЛЬНОЙ
ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
(извлечение)
<...>
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется государственная функция
11. Работодатель или его представитель, руководитель организации,осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представитель при исполнении государственной функции имеют право:
а)непосредственно присутствовать при исполнении государственной функции, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету государственной функции;
б) получать от должностных лиц Службы и ее территориальных органов информацию, которая относится к предмету государственной функции и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
в)знакомиться с документами, информацией и иными сведениями,перечисленными в подпунктах «а»-«г» пункта 48 Административного регламента и полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами исполнения государственной функции и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с ними, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц Службы и ее территориальных органов;
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Службы и ее территориальных органов, повлекшие за собой нарушение прав работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, при исполнении государственной функции, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации...
<...>
87. Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда,требований законодательства о специальной оценке условий труда,выполнение предписаний должностных лиц Службы или ее территориальных органов, в том числе в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановые проверки также проводятся в целях всестороннего и полного рассмотрения заявлений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием)работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, связанными с невыполнением ими требований законодательства о специальной оценке условий труда, проверки иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями или организациями...
|
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов проведения СОУТ зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно:
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16 июня 2017 года порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право:
– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;
– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
– составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.
Должностным лицам Роструда и трудовых инспекций запрещено, в частности:
– требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
– распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
– превышать установленные сроки проведения проверки;
– предписывать или предлагать работодателям проведение проверки за их счет;
– требовать от работодателей документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия;
– требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
– требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
ИТОГИ ПРОВЕРКИ
По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений (если они были выявлены). Невыполнение в срок, установленный в предписании, изложенных в нем требований влечет административную ответственность по ч. 23 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
– предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей;
– юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 рублей.
В случае выявления нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст. 136, 143, 201, 285, 286, 292, 293, 318, 319 Уголовного кодекса РФ, Роструд или трудовые инспекции направят результаты проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Данный материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.
Источник публикации: «Проверка трудовой инспекции – новые правила // Практическая бухгалтерия. 2017. № 7. С. 22-23; СПС КонсультантПлюс; электронный ресурс: www.consultant.ru.
Все публикации