Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Специальная оценка условий труда: проверка трудовой инспекции – новые правила

15.09.2017 8:36:00
С 16 июня 2017 года утвержден Административный регламент, который определяет порядок осуществления Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.
С 16 июня 2017 года утвержден Административный регламент, который определяет порядок осуществления Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.
 
 

ПРИКАЗ
 
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 21.04.2017 № 377н

 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТРУДУ И

ЗАНЯТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СПЕЦИАЛЬНОЙ

ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА


(извлечение) 
 
       <...>          
                                                                        
Права   и   обязанности   лиц,   в   отношении   которых   осуществляется государственная функция
 

11. Работодатель  или  его  представитель,  руководитель    организации,осуществляющей  проведение  специальной  оценки  условий  труда,  или его представитель при исполнении государственной функции имеют право:
 
а)непосредственно присутствовать при исполнении государственной функции, давать объяснения по вопросам,  относящимся  к  предмету  государственной функции;

б) получать  от  должностных  лиц  Службы  и  ее территориальных органов информацию,  которая  относится  к  предмету  государственной  функции  и предоставление   которой   предусмотрено   законодательством   Российской Федерации;  

в)знакомиться   с   документами,  информацией   и   иными  сведениями,перечисленными  в  подпунктах «а»-«г»  пункта  48 Административного регламента  и  полученными посредством межведомственного  информационного взаимодействия, а также с результатами исполнения государственной функции и  указывать  в акте проверки о своем ознакомлении  с  ними, согласии или несогласии  с  ними,  а  также  с  отдельными  действиями  уполномоченных должностных лиц Службы и ее территориальных органов;

г)  обжаловать   действия  (бездействие)  должностных  лиц  Службы  и  ее территориальных  органов, повлекшие за собой нарушение прав работодателей и  организаций,  осуществляющих  проведение  специальной  оценки  условий труда, при исполнении государственной функции, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации...                                                                      
<...>    
 
87. Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда,требований   законодательства   о   специальной   оценке  условий  труда,выполнение предписаний должностных  лиц  Службы  или  ее  территориальных органов, в  том  числе в  целях  предотвращения  причинения вреда жизни и здоровью граждан и  (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.
 
Внеплановые проверки также  проводятся  в  целях  всестороннего и полного рассмотрения  заявлений  граждан,   содержащих   сведения   о  допущенных нарушениях  их  прав  и  законных  интересов   действиями  (бездействием)работодателя   или  организации,  осуществляющей  проведение  специальной оценки   условий   труда,  связанными   с  невыполнением  ими  требований законодательства  о  специальной  оценке  условий  труда,  проверки  иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых  возникла  или  может  возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями или организациями...            

     
 

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов проведения СОУТ зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно:

– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
 
Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16 июня 2017 года порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.
 
 
 
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
 
 
Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право:

– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;
– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
– составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.
 
Должностным лицам Роструда и трудовых инспекций запрещено, в частности:


– требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
– распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
– превышать установленные сроки проведения проверки;
– предписывать или предлагать работодателям проведение проверки за их счет;
– требовать от работодателей документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия;
– требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
– требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
 
 
 
ИТОГИ ПРОВЕРКИ
 
 
По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений (если они были выявлены). Невыполнение в срок, установленный в предписании, изложенных в нем требований влечет административную ответственность по ч. 23 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
 
– для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
– предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей;
– юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 рублей.

В случае выявления нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст. 136, 143, 201, 285, 286, 292, 293, 318, 319 Уголовного кодекса РФ, Роструд или трудовые инспекции направят результаты проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.





 
Данный материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.

 
Источник публикации: «Проверка трудовой инспекции – новые правила // Практическая бухгалтерия. 2017. № 7. С. 22-23; СПС КонсультантПлюс; электронный ресурс: www.consultant.ru.











 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда