Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Производственный контроль и специальная оценка условий труда — как соотносятся эти процедуры?

22.09.2017 13:28:00
Действующим законодательством РФ для юридических лиц предусмотрена обязанность выполнения требований санитарного законодательства и законодательства в области охраны труда. Два вида данной обязанности — осуществление производственного контроля на предприятии и проведение специальной оценки условий труда (СОУТ). Формально данные процедуры похожи друг на друга и в какой-то мере дублируются, но при этом у каждой есть свои особенности.
Действующим законодательством РФ для юридических лиц предусмотрена обязанность выполнения требований санитарного законодательства и законодательства в области охраны труда. Два вида данной обязанности — осуществление производственного контроля на предприятии и проведение специальной оценки условий труда (СОУТ). Формально данные процедуры похожи друг на друга и в какой-то мере дублируются, но при этом у каждой есть свои особенности.






 
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
 
Целями проведения СОУТ являются:
 
– разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
– информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
– обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
– организация в случаях, установленных законодательством, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
– установление работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;
– установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте и др.
 
Проверка проведения в организации СОУТ, а также качества ее проведения относится к компетенции Государственной инспекции труда.
 


ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 
Производственный контроль, в свою очередь, также имеет специфику проведения и применения его результатов.
 
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (ст. 32 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее — Закон № 52-ФЗ).

 


Проверка соблюдения требований по проведению производственного контроля
относится к компетенции Роспотребнадзора.

 
Порядок проведения производственного контроля регулируется Техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено Законом № 52-ФЗ.
 
Иными словами, если по конкретному виду деятельности Технический регламент не принят или не вступил в силу, то порядок проведения производственного контроля определен в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 «О введении в действие Санитарных правил — СП 1.1.1058-01» (далее — Постановление № 18).
 
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
 
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
 
Производственный контроль включает:
 
– наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
– осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
– организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций и др.

 



 
В организации должна быть разработана программа производственного контроля. Необходимые изменения, дополнения в программу вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.


 
Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации или иным уполномоченным лицом.
 
Постановлением № 18 установлены требования к программе производственного контроля.
 







Так, программа производственного контроля составляется в произвольной форме, но при этом должна включать следующие данные:
 
– перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
– перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
– перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний);
– перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации и др.


 
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И СОУТ ПРОВОДЯТСЯ В ОТНОШЕНИИ ОДНИХ
И ТЕХ ЖЕ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ


 
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ и т.п.). На практике получается, что исследование указанных физических факторов будет осуществляться дважды как в рамках проводимой СОУТ, так и производственного контроля. При этом следует отметить, что результаты лабораторных исследований, проведенных в рамках производственного контроля, могут использоваться при проведении СОУТ. Это следует из п. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ. Однако обратная ситуация — применение результатов СОУТ при проведении производственного контроля — действующим законодательством не предусмотрена.
 
Компаниям необходимо учитывать этот нюанс, поскольку за несвоевременную организацию, недостаточную полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
 
Автор: Денис Елисеенков,
руководитель направления по трудовым спорам
департамента трудового права,
юридическая компания «Митрофанова и партнеры»
 


Опубликовано: «Ваш партнер-консультант» № 36 (9702) 2017.
 


 
Источник публикации: www.eg-online.ru.











 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда