Еженедельный аналитический обзор по охране труда
25.09.2017 11:17:00
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Проект Федерального закона о внесении изменений
в статьи 356 и 357 Трудового кодекса РФ
Федеральная трудовая инспекция может получить право обращаться в суд с требованием о защите прав работников. Законопроектом предлагается предоставить право государственным трудовым инспекторам труда предъявлять иски и заявления в суд, в том числе о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.
Они смогут воспользоваться указанным полномочием при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. Также согласно законопроекту Роструд будет наделен полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы работника в суде. С этой целью планируется дополнить новыми абзацами ст. 356-357 Трудового кодекса…
Управление Следственного комитета по Гродненской области на основе материалов проверок и уголовных дел проанализировало причины и условия производственного травматизма на территории Гродненской области в первом полугодии 2017 года. Благодаря принятым заинтересованными ведомствами мерам, с 2015 года отмечается устойчивая динамика снижения количества несчастных случаев со смертельным исходом (в 2015 г. – 11, 2016 г. – 9, 2017 г. – 5).
Почти на 13% сократилось количество тяжелых производственных травм. Вместе с тем, проблема производственного травматизма по-прежнему остается достаточно острой. В первом полугодии 2017 года при исполнении трудовых обязанностей в области погибло 5 человек, тяжело травмировано 39. Наибольшее число тяжело травмированных работников на предприятиях г. Гродно – 15 человек, а также Лидского и Слонимского районов – по 4, Гродненского и Волковысского – по 3 и Щучинского – 2. На предприятиях коммунальной формы собственности травмировано 12 человек или 40% от общего числа пострадавших, в организациях малого предпринимательства – 3 или 10%, прочих организациях без ведомственной подчиненности – 2. В государственных организациях, подчиненных органам государственного управления, – 13 или 43%.
Не удалось избежать несчастных случаев со смертельным исходом нескольких лиц. Так, в нарушение правил пожарной безопасности ввиду большого скопления сахарной пыли в производственном помещении ОАО «Скидельский сахарный комбинат» произошло ее самовозгорание. В результате четверо укладчиков-упаковщиков, находившиеся в цехе готовой продукции, от полученных ожогов скончались, а еще одна работница получила тяжкие телесные повреждения. В настоящее время в отношении должностных лиц предприятия Следственным комитетом Республики Беларусь проводится расследование по ч. 2 ст. 428 УК (служебная халатность)…
«Человеческая жизнь бесценна»: как устроена сфера охраны труда в Красноярском крае?
Можете ли вы сказать, что работодатель заботится об условиях для ежедневных трудовых подвигов сотрудников? Если да, то у вас есть повод для гордости. Если ответить утвердительно вы не готовы или сами являетесь работодателем, стоит узнать немного больше о том, как в регионе следят за здоровьем и безопасностью на рабочих местах. Мы побывали на ежегодном совещании агентства труда и занятости населения Красноярского края и готовы рассказать вам о самом главном в этой сфере.
Для Красноярского края тема охраны труда более чем актуальна — в регионе сотни крупных добывающих предприятий, заводов по переработке ресурсов, строительных и прочих организаций, работники которых ежедневно сталкиваются с вопросами безопасности на рабочем месте. Региону удалось добиться существенных успехов в этой области: по последним данным, в Красноярском крае более чем в полтора раза снизилось количество несчастных случаев, связанных с производством, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Для обмена опытом, развития профессионального сообщества и системы охраны труда в целом агентством труда и занятости населения Красноярского края ежегодно проводится совещание по обсуждению наиболее актуальных вопросов реализации государственной политики в области охраны труда. Полученные предложения становятся основой для превентивных мер, реализация которых, как вы могли убедиться выше, положительно влияет на региональную ситуацию в этой области.
Заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Татьяна КРЫЛОВА уверена, что будущее любого работодателя зависит от политики в области охраны труда. «Мы говорим о новых подходах в сфере охраны труда. Эта отрасль постоянно находится в процессе реформирования — например, сейчас предполагается внесение изменений в Трудовой кодекс, правила, законы, инструкции. Меняются формы и порядок государственного контроля — у работодателей, конечно, есть вопросы. Наша задача — с помощью таких мероприятий ответить на них, напомнить работодателям об их правах, ответственности и обязанностях», — отметила Татьяна КРЫЛОВА.
Спикер добавила, что региональная специфика и обилие опасных производств делает вопросы труда наиболее острыми. Вместе с тем, за пять лет травматизм на предприятиях края снизился более чем на 30%. «Человеческая жизнь бесценна, поэтому как бы мы не говорили, что нашему региону очень сложно добиться снижения уровня травматизма, мы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность трудящихся», — уточнила она…
Федеральная служба по труду и занятости завершила расследование по падению в Черное море автобуса с рабочими на Кубани. По итогам расследования падения автобуса в море на Кубани, которое привело к гибели 19 рабочих, были названы причины трагедии. В опубликованном на сайте ведомства сообщении отмечается, что ДТП произошло из-за нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортных средств.
В частности, водитель не прошел обучение по охране труда, а также не имел предварительного медосмотра и предрейсового осмотра. Второй причиной стали недостатки в работе технических служб ООО «Интерстрой», которые не контролировали автотранспорт, поставлявшийся от подрядных организаций. «По результатам расследования сформированы пакеты документов и переданы в прокуратуру по месту происшествия и в другие органы и организации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, а также в Фонд социального страхования Российской Федерации», – добавили в Роструде…
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области завершено расследование уголовного дела в отношении мастера ООО «Вязьмамясопродукт». Она обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Следствием установлено, что 20 апреля 2017 года аппаратчик стерилизации предприятия, находился на рабочем месте – в консервном цехе без выданных ему средств индивидуальной защиты. Во время работы мужчина, увидев, что температура воды в автоклаве, крышка которого в нарушении инструкции была открыта, достигла своего предельного значения – 80 градусов Цельсия, подошел к автоклаву для перекрытия крана подачи пара.
В этот момент вода выплеснулась и попала на потерпевшего, причинив ему ожоги, квалифицирующиеся по признаку опасности для жизни как тяжкий вред здоровью. Причиной, повлекшей причинение работнику вреда здоровью явилось неисполнение мастером смены цеха своих должностных обязанностей по соблюдению правил охраны труда и техники безопасности на производстве…
Смолянку будут судить за нарушение требований охраны труда
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области завершено расследование уголовного дела в отношении мастера ООО «Вязьмамясопродукт». Она обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Следствием установлено, что 20 апреля 2017 года аппаратчик стерилизации предприятия, находился на рабочем месте – в консервном цехе без выданных ему средств индивидуальной защиты. Во время работы мужчина, увидев, что температура воды в автоклаве, крышка которого в нарушении инструкции была открыта, достигла своего предельного значения – 80 градусов Цельсия, подошел к автоклаву для перекрытия крана подачи пара.
В этот момент вода выплеснулась и попала на потерпевшего, причинив ему ожоги, квалифицирующиеся по признаку опасности для жизни как тяжкий вред здоровью. Причиной, повлекшей причинение работнику вреда здоровью явилось неисполнение мастером смены цеха своих должностных обязанностей по соблюдению правил охраны труда и техники безопасности на производстве...
Беречь жизнь и здоровье работников
Утро каждого рабочего дня монтера пути Сергея Шаповалова начинается с проверки наличия и исправности инструмента, спецодежды, средств защиты, обхода рабочих мест товарищей. И так уже на протяжении семи лет. Именно столько времени он работает уполномоченным по охране труда. Причем, последние четыре – старшим. В цехе пути у него еще три помощника, а всего доверенных лиц, которые представляют сторону работников в сфере безопасности труда, в рудоуправлении более трех десятков.
В карьере комбината, да на железной дороге в отношении соблюдения техники безопасности мелочей нет, считает он:
– Я всегда обращаю внимание на предупреждающие таблички, слежу за тем, чтобы вовремя менялись. Они часто выгорают и надпись тускнеет. А табличка должна привлекать внимание. В обязанности уполномоченного по охране труда входит пункт об информировании работников о существующих рисках. И Сергей ШАПОВАЛОВ проводит такие беседы регулярно – объясняет коллегам, что они сами заинтересованы в использовании безопасных методов труда, соблюдении техники безопасности, использовании защитных средств.
– Возьмем, к примеру, защитные очки, – рассказывает наш герой. – Есть такие, кто носит их на каске и не надевает даже при выполнении работ, хотя это предписано инструкцией. Приходится делать замечание. А ведь совершенно понятно, что соблюдение этого простого правила поможет избежать несчастного случая. Разъясняю, что каждый несет личную ответственность за собственное здоровье. Предприятие обеспечило тебя всем необходимым – пользуйся!
Все выявленные нарушения фиксируются уполномоченными в специальном журнале. Это – сигнал для работодателя. Уполномоченный контролирует выполнение своих замечаний и устранение недостатков. В месяц Сергей ШАПОВАЛОВ делает в среднем пятьдесят записей.
Он уверен – его работа помогает сделать труд других более безопасным…
Прокуратура Саяногорска (Хакасия) отчиталась о проведенной проверке. «В ходе мониторинга информационного агентства Хакасия – 19.rus.info обнаружена информация о падения башенного крана на территории промышленной зоны п. Майна и причинения вреда здоровью машинисту». Установлено, что индивидуальный предприниматель имеет в собственности долю земельного участка, на которой осуществляет деятельность по распиловке и строганию древесины. Кроме того, на праве собственности ему принадлежит башенный кран.
По результатам проверочных мероприятий выявлены нарушения требований промышленной безопасности, которые привели к падению башенного крана 26 июня 2017 г., в результате чего получила травмы машинист башенного крана. В нарушение требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» рельсовый путь башенного крана выполнен без разработки проекта на устройство рельсового пути, акт сдачи-приемки рельсового пути башенного крана отсутствует, башенный кран не оборудован приборами безопасности: регистратором параметров работы крана и координатной защитой, клиновые упоры, на ходовых тележках крана не установлены захваты от опрокидывания крана отсутствуют, заключение экспертизы промышленной безопасности о возможности продления срока службы башенного крана отсутствует.
Кроме того, установлено, что перед пуском в работу башенный кран не поставлен на учет в территориальное управление Ростехнадзора. Также опасный производственный объект, где эксплуатируется башенный кран, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов…
Творческие работники, создающие или интерпретирующие культурные ценности, включают в себя актеров театра, кино и телевидения, музыкантов, артистов цирка, операторов и художников по свету, задействованных в кино-, телевизионной и театральной сфере. Их рабочие места требуют проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в целях определения степени его тяжести и выявления профессиональных рисков.
На цирковой арене, съемочной площадке, в яме для оркестра и в аппаратной осветителя участники творческих коллективов подвергаются воздействию большого количества различных факторов, многие из которых не менее опасны, чем на офисных рабочих местах. В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) охватывает все рабочие места (кроме надомных и удаленных). Поэтому для деятелей культуры проверка рабочих мест на соответствие законодательным требованиям также является обязательной. Но в регулировании их оценки применяется дополнительный нормативный акт.
Создание комиссии и проведение СОУТ для работников творческих профессий координируется Приказом Минтруда РФ от 14.11.2014 г. № 882н. Его положения позволяют установить уровень травмоопасности декораций и реквизитов, напряженности труда и воздействия химических и физических факторов на здоровье работников культуры. Процесс начинается с определения категории работников, указанной в Приказе и правительственном постановлении от 28 апреля 2007 года № 252, согласно которым к творческим профессиям относятся: работники СМИ, теле- и киноиндустрии (журналисты, операторы, фотографы, монтажники, телеведущие, актеры, режиссеры и т.д.); участники театральных, цирковых и оркестровых коллективов (актеры, музыканты, гримеры, костюмеры и т.д.)…
Действующим законодательством РФ для юридических лиц предусмотрена обязанность выполнения требований санитарного законодательства и законодательства в области охраны труда. Два вида данной обязанности — осуществление производственного контроля на предприятии и проведение специальной оценки условий труда (СОУТ). Формально данные процедуры похожи друг на друга и в какой-то мере дублируются, но при этом у каждой есть свои особенности.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников…
В организации проведена специальная оценка условий труда. Какие компенсации предоставляются работнику, если его рабочему месту по результатам специальной оценки присвоен подкласс вредности 3.1, и какие обязанности предусмотрены для работодателя? Начисляются ли на выплаты в пользу такого работника страховые взносы по дополнительным тарифам?
Работнику, на рабочем месте которого по результатам специальной оценки условий труда определена первая степень вредности (подкласс 3.1), устанавливается повышенная не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада) оплата труда. Кроме того, при наличии конкретных вредных производственных факторов работнику обеспечивается прохождение медицинских осмотров за счет работодателя. Страховые взносы по дополнительному тарифу 2% на выплаты, произведенные в пользу данного работника, начисляются, только если он занят на видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Трудовым кодексом РФ установлено, что труд работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным, в том числе первой степени (подкласс 3.1), оплачивается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 ТК РФ)…
Проведение специальной оценки условий труда описано в деталях Законом
№ 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Периодичность проведения специальной оценки условий труда законом фиксируется в количестве одного раза за пятилетний срок. Закон предписывает обеспечить реализацию установленных процедур всем видам зарегистрированных работодателей. Специальная оценка условий труда проводится в отношении наличествующих в штате рабочих вакансий и занятых должностей. В категории исключений законом отнесены те, кто реализует трудовые функции при помощи дистанционной работы.
Проверка происходит в несколько этапов: подготовительная часть работы, проведение оценки условий труда, фиксация результатов проведенной оценочной деятельности в соответствующей документации. Последовательность проведения специальной оценки условий труда должна выглядеть так:
1. Фиксируется поименный перечень комиссии.
2. Создается график проведения специальной оценки условий труда, образец должен заполняться с учетом необходимого времени для осуществления всех запланированных мероприятий.
3. Согласовывается полный список актуальных должностей, подлежащих обязательной проверке.
4. Выбираются организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, с одной из их числа заключается договор на оказание оценочных услуг.
5. Процедура непосредственной оценки.
6. Составление Декларации по установленной форме.
7. На завершающем этапе порядок специальной оценки условий труда предполагает выполнение процедуры соотнесения имеющихся в штате должностей с классами вредности.
8. Подготовка итоговой отчетной документации.
Начальный этап ознаменовывается изданием руководством предприятия приказа о предстоящей процедуре СОУТ. В документе прописывается комиссия по проведению специальной оценки условий труда. Численность ее должна быть равна нечетному числовому значению, председательствующую роль выполняет работодатель…
Какими нормативными документами регламентирована выдача молока, где найти нормы выдачи молока, перечень: химических, биологических и физических факторов, по которым положена бесплатная выдача молока?
– В каких нормативных правовых актах устанавливаются требования к выдаче молока?
– В РФ бесплатная выдача молока закреплена в статье 222 Трудового кодекса РФ. На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Порядок выдачи молока утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (далее – Приказ № 45н).
– Расскажите об истории вопроса, связанного с выдачей молока за работу во вредных условиях труда.
– В 1918 году Председатель СНК В.И. Ленин особым декретом утвердил выдачу молока голодающим рабочим Путиловского завода в Петрограде. Через год так называемые «спецжиры» в виде молока, масла, животных жиров стали выдаваться на многих промышленных предприятиях для поддержания физических сил пролетариев.
С 1922 года в Кодексе законов о труде РСФСР появилась статья 142, которая законодательно закрепила выдачу «в производствах, связанных с опасностью профессионального отравления… жиров или нейтрализующих веществ». В данный продуктовый перечень вошли содовая вода, молоко, сахар, жир и т.д.
Несмотря на то, что еще в тридцатые годы XX века медики на практике убедились в полной бесполезности молока в качестве профилактического и лечебного средства для улучшения состояния здоровья так называемых «вредников» (и о чем заявлялось и позднее), только в 1968 году Минздрав СССР ввел понятие «другие равноценные пищевые продукты», которые допускалось использовать вместо молока. В качестве таких продуктов были определены – кислое молоко, колибактерин, пектин в виде мармелада или концентрата пектина с чаем при работах со свинцом и его соединениями.
В это же время было окончательно доказано, что молоко не может обеспечить ожидаемый эффект, так как не содержит вещества, обладающие протекторным действием. Кроме того, молоко, в состав которого хотя и входят легко усваиваемые основные компоненты пищи (белки), не является достаточно хорошим источником защитных веществ (серосодержащих аминокислот, витаминов и других биологически активных веществ, влияющих на процессы биотрансформации чужеродных веществ, процессы перекисного окисления и т.п.).
Исследования по изучению влияния употребления молока на течение интоксикаций говорят о том, что молоко – являясь хорошим продуктом питания – не только не обеспечивает защиту организма от действия вредных веществ, нов некоторых случаях усугубляет токсическое воздействию на организм многих вредных веществ. Так, будучи жировой эмульсией, молоко способствует эффективному усвоению большого перечня вредных веществ, растворимых в жирах (фосфор, карболовая кислота, углеводороды и их производные и др.). Связывание с белками молока обуславливает повышенное усвоение поступающих в желудочно-кишечный тракт ионов металлов (свинца, ртути, кадмия и др.). Низкие нейтрализующие свойства сочетаются с медицинскими противопоказаниями к его употреблению: например, молоко противопоказано при лактазной недостаточности, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при аллергии на него и др.
Можно также отметить, что санитарные правила по работе с различными вредными веществами, действующие в США, не предусматривают выдачи рабочим молока. Вместо этого они предусматривают выполнение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания вредного вещества в организм рабочего всеми возможными способами, проведение биомониторинга (измерение содержания вредных веществ в крови, моче и т.д.) и проведение дезинтоксикации организма с помощью антидотов (например – санитарные правила по работе со свинцом 29 CFR 1910.1025 Lead и др.). Такое различие в подходах к профилактике профзаболеваний может объясняться тем, что в США и других развитых странах работодатель несет ответственность за повреждение здоровья рабочих.
Думаю, этим и объясняется, то, что теперь возможна замена выдачи молока или других равноценных продуктов на компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором…
В статье рассмотрено одно из современных мероприятий по охране труда с точки зрения бухгалтера, задача которого – отражать доходы и расходы по хозяйственным операциям в соответствии с требованиями бухгалтерских национальных стандартов. Давайте попробуем разобраться, почему со спецоценкой условий труда затягивать не стоит?
Есть несколько причин. Как только данная процедура была введена на законодательном уровне, мы опубликовали в журнале статью, предостерегая от преждевременного перехода с аттестации рабочих мест на специальную оценку труда <статья Н.В. ГЕРАСИМОВОЙ «Специальная оценка условий труда: стоит ли торопиться ее проводить?», № 3, 2014>. Прошло более двух лет – и чиновники заговорили о проведении безотлагательной спецоценки. В каких же случаях ее пора проводить? Как обязательность влияет на бухгалтерский учет и налогообложение? Ответ на этот вопрос вряд ли прояснят чиновники, но мы постараемся закрыть пробел.
– Что такое безотлагательная оценка условий труда?
Этим прилагательным данное мероприятие по охране труда характеризуют чиновники Минтруда России в Письмеот 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597. В разъяснении сказано, что безотлагательная спецоценка проводится, когда истек срок действия результатов аттестации следующих рабочих мест:
– работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– в связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях;
– на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или их специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Специальная оценка условий труда на рабочих местах, не относящихся к безотлагательным, может проводиться поэтапно, но должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. На это обращено внимание в упомянутом Письмеот 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597. В нем также сказано, что с 1 января 2015 г. вступили в силу поправки, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, вводящие административную ответственность за нарушение порядка проведения оценки или ее непроведение.
Тем самым чиновники недвусмысленно дают понять, что проигнорировавшие безотлагательную спецоценку условий труда подпадут под санкции, что также отделяет это мероприятие по охране труда от обычной (не безотлагательной) оценки…
Минфин России разъяснил, когда нельзя учесть расходы на занятия физкультурой и спортом для сотрудников. Затраты не учитывают, если мероприятия проводятся в нерабочее время и не связаны с производственной деятельностью сотрудников. Аналогичный вывод можно сделать и из прошлогоднего письма Минфина России (Письмо от 16.12.2016 № 03-03-06/1/75464). Из разъяснений ведомства неясно, о каких именно мероприятиях идет речь.
Это может быть компенсация на занятие в тренажерном зале. Его обычно посещают до или после работы. А значит, такие затраты в расходах по налогу на прибыль учесть нельзя.
Однако возможно, что имеются в виду затраты на производственную гимнастику, которую сотрудники делают в рабочее время для восстановления работоспособности. Такие затраты под запрет Минфина России не подпадают при условии, что юрлицо обоснует их связь с производственной деятельностью…
С 1 января 2018 года проверочные листы будут применяться при плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года – при плановых проверках всех работодателей.
В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю – юридическому лицу и работодателю – физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Предмет плановой проверки всех работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года…
В документе говорится о том, как будет применяться риск-ориентированный подход при проверках Государственной инспекции труда. В письме от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 Роструд напомнил, что постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 утверждены изменения, в соответствии с которыми федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Хозяйствующие субъекты распределяются на 5 категорий рисков. В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять:
– для категорий высокого риска – 1 раза в 2 года;
– для категорий значительного риска – 1 раз в 3 года;
– для категорий среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;
– для категорий умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:
– наличие несчастных случаев;
– факт задолженности по зарплате;
– наличие факта назначения административных наказаний.
При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска до следующей. При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска повышается до категории высокого риска.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:
– данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
– сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
– сведений о задолженности по зарплате за предшествующий год.
Решение об изменение категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска. При отсутствии решения об отнесении работодателя к определенной категории риска работодатель считается отнесенным к категории низкого риска. Кроме того, предусмотрен заявительный характер об изменении присвоенной ранее категории риска, путем подачи юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем заявления в федеральную инспекцию труда. Информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на сайте Роструда до 15 июля 2017 года…
Бронхиальная астма (БА) – респираторное заболевание, характеризующееся непроходимостью дыхательных путей, частично или полностью обратимой, в результате лечения или самопроизвольно; воспалением дыхательных путей; и аллергической реакцией дыхательных путей на различные раздражители (NAEP 1991). Профессиональная бронхиальная астма – это заболевание, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов производственной среды. Зафиксировано несколько сотен веществ, вызывающих профессиональную бронхиальную астму…
Случаи уже существующей бронхиальной астмы или аллергической реакции дыхательных путей, симптомы которых прогрессируют под воздействием раздражающих веществ или физических факторов на производстве, обычно классифицируются под названием профессионально усугубленная бронхиальная астма (WAA). Существует мнение, что БA стала наиболее распространенным производственным заболеванием легких в развитых странах, хотя результаты оценки фактических масштабов заболевания могут быть различными. Однако, ясно, что во многих странах бронхиальная астма, возникающая в результате воздействия производственных аллергенов, значительно увеличивает экономические затраты в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности работающих.
Большую часть случаев заболеваний профессиональной БА и экономических затрат, связанных с компенсациями пострадавшим, можно предупредить путем определения аллергенов, с которыми больному приходится иметь контакт в процессе трудовой деятельности, снижения их уровня или полного их устранения в производственной среде. В данной статье дается краткое описание подходов, использующихся для выявления, лечения и профилактики профессиональной БA. В нескольких последних работах дается подробное описание этих вопросов (Chan-Yeung 1995; Bernstein et al. 1993).
МАСШТАБЫ ПРОБЛЕМЫ
Заболеваемость бронхиальной астмой взрослого населения обычно составляет от 3 до 5%, в зависимости от уровня выявляемости заболевания и географических характеристик местности, при этом распространенность заболевания значительно выше среди городского населения с низким доходом. Количество случаев бронхиальной астмы, связанное с работой на производстве, у взрослого населения колеблется в пределах от 2 до 23%, причем, результаты последних оценок приближаются к более высокому показателю.
Исследование частоты возникновения случаев бронхиальной астмы и профессиональной бронхиальной астмы было проведено в небольших группах и в перекрестных исследования групп рабочих, подверженных высокой степени риска. При анализе 22 случаев профессионального воздействия вредных веществ, заболеваемость астмой и профессиональной БА, установленная с использованием ряда методов, варьировала от 3 до 54%;а при анализе 12 других исследований была зафиксирована заболеваемость, превышающая 15% (Becklake, in Bernstein et al. 1993).
Такие разноречивые данные говорят о неоднородности фактической частоты возникновения заболевания (из-за различных видов и уровней воздействия). Эти данные также отражают различия в диагностических критериях, учете случаев заболевания, подборе групп для исследования. Результаты оценки масштабов заболеваемости населения за год колеблются в пределах от 14 случаев на миллион занятого на производстве взрослого населения в Соединенных Штатах до 140 случаев на миллион занятых в Финляндии (Meredith and Nordman 1996).
В Финляндии выявление случаев заболеваемости было более полным, а используемые при этом методы диагностики были более тщательными. Данные, полученные из приведенных источников, свидетельствуют о том, что методы диагностики профессиональной БА различаются в разных странах, не во всех случаях и/или не всегда фиксируется, и представляет поэтому более значительную проблему для здравоохранения, чем это принято обычно считать…
Для этого необходимо: определить перечень расходов на предупредительные меры, которые подлежат финансовому обеспечению, подать заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер и соответствующий пакет документов, получить решение ФСС РФ, представить отчет об использовании сумм страховых взносов.
КАКИЕ РАСХОДЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПОДЛЕЖАТ ФИНАНСОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Перечень предупредительных мер, затраты на которые подлежат финансовому обеспечению, приведен в п. 3 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н. К ним, в частности, относятся:
– проведение специальной оценки условий труда;
– обучение по охране труда определенных категорий работников;
– санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
КАК ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ В ФСС РФ
Для этого необходимо:
1.Заполнить заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер, форма которого приведена в Приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н. Основание – п. 4 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, и п. 17 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н.
2. Приложить к заявлению следующие документы (п. 4 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н):
– план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году по форме, указанной в Приложении к Правилам, утвержденным Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н;
– копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
– документы (их копии), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Отметим, что конкретный перечень подтверждающих документов зависит от того, какие предупредительные меры вы планируете провести, и указан в пп. «а»-«л» п. 4 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.
Дополнительно вы можете приложить документы, которые территориальные органы ФСС РФ могут получить в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н. Основание – п. 5 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, и п. 25 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н.
Территориальные органы ФСС РФ не вправе истребовать иные документы (их копии), помимо документов, указанных в п. 4 Правил (с учетом предусмотренных п. 5 Правил исключений), утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (п. 6 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н).
3. Подать в срок до 1 августа текущего года заявление и подтверждающие документы (копии документов) (п. 4 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н). Заявление и документы (копии документов) вы можете подать (п. 4 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, п.п. 19, 54, 55 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н):
– на бумажном носителе лично или по почте. Заметим, что копии документов на бумажном носителе нужно заверить печатью (при ее наличии). Основание – п. 6 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, п. 19 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н;
– в виде электронного документа (без дублирования заявления и копий документов на бумажном носителе). В этом случае и заявление, и копии документов должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью (см. п. 19 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н). Иначе вам откажут в приеме заявления к рассмотрению (пп. «б» п. 26, п. 19 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н).
Также заявление можно подать в виде электронного документа, а документы (их копии) – на бумажном носителе. В этом случае заявление подписывается простой электронной или усиленной квалифицированной электронной подписью, а копии документов заверяются печатью (при ее наличии). Основание – п. 19 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н. Территориальный орган ФСС РФ рассмотрит такое электронное заявление только после того, как вы представите все необходимые документы (их копии) на бумажном носителе (п. 55 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н)…
Численность работников организации (ООО) составляет менее 50 человек. Правомерно ли назначение руководителем финансового менеджера ответственным одновременно за охрану труда и пожарную безопасность в организации?
Руководитель организации вправе назначить финансового менеджера ответственным одновременно за охрану труда и пожарную безопасность в организации с учетом соблюдения установленных требований законодательства.
В силу ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Частью 2 ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что, если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ). При этом данная норма распространяется на работодателей, численность работников которых не превышает 50 человек (Письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673).
Следовательно, работодатель, численность работников которого составляет не более 50 человек, может не создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, а назначить кого-либо из работников, в том числе и финансового менеджера, ответственным за охрану труда в организации.
При этом следует внести изменения в должностную инструкцию работника, занимающего должность финансового менеджера, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Для установления требований к должностным обязанностям лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, можно воспользоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н), а также Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда» (утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н).
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ч. 3 ст. 37 Закона № 69-ФЗ).
Вместе с тем ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Закона № 69-ФЗ)…
Когда речь идет об оплате листка нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, ФСС России делает акцент на слове «производство». А как быть, если травма получена в обеденный перерыв, во время работы после окончания официального рабочего времени и тому подобных случаях? Работодатели вынуждены проходить через многие судебные инстанции, чтобы доказать, что такие случаи все же являются страховыми. Приведем примеры.
СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ. ДТП ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ НА РАБОТУ
По устному распоряжению инженера Л. электромонтер К. в рабочее время поехал с ним и слесарем Г. на личной автомашине последнего в хозяйственный магазин для оказания квалифицированной помощи в приобретении электротоваров для производственных нужд. При возвращении к месту работы произошло ДТП, в котором К. пострадал. Рассмотрев представленные документы, отделение ФСС России решило, что данный несчастный случай квалифицируется как нестраховой.
Согласился с фондом и арбитражный суд, заявивший, что работодатель не представил документальных доказательств, подтверждающих поездку в хозяйственный магазин с использованием личного автотранспорта по указанию руководства, документов, свидетельствующих о необходимости приобретения товаров для производственных нужд и подтверждающих понесенные затраты и их возмещение, а также оплату расходов на поездку. В результате дело дошло до Президиума ВАС РФ, который решил, что приведенные судом аргументы имеют значение для подтверждения расходов в целях налогообложения, но не для квалификации несчастного случая при том условии, что фонд не оспаривает наличия самого несчастного случая при обстоятельствах, указанных работодателем.
Поездка осуществлялась не по собственной инициативе, а во исполнение устного распоряжения инженера Л., которому К. обязан подчиняться в силу производственной инструкции. Л., согласно должностной инструкции, имеет право отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ему специалистами и работниками подразделения по направлению его деятельности.
Суды также не учли, что согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несчастным случаем на производстве является событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным Законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшие получили, в частности, телесные повреждения (травмы), если указанные события произошли в том числе при осуществлении правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Статья 229.2 ТК РФ предоставляет право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством, комиссии, проводившей расследование. По приказу работодателя была создана комиссия и составлен акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1.
Эти обстоятельства установили суды, и фонд их не оспаривает.
Следовательно, для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением застрахованным действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством РФ не предусмотрено.
На этом основании Президиум ВАС РФ Постановлением от 28.12.2010 г. № 11775/10 признал этот несчастный случай страховым.
ВТОРОЙ СЛУЧАЙ. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ…
Указанное выше Постановление Президиума ВАС РФ существенно облегчило работу судей. Когда сотрудница К. в связи с необходимостью исполнения срочного поручения осталась на своем рабочем месте после окончания рабочего времени и упала с балкона, то судьи уже не сомневались. Отделение ФСС России отказало в зачете выплаченной по листку нетрудоспособности суммы, поскольку он произошел после окончания установленного трудовым распорядком рабочего времени. Однако суды отклонили данную позицию фонда и в своем решении дословно процитировали выводы, содержащиеся в Постановлении Президиума ВАС РФ № 11775/10.
В силу требований законодательства К. является застрахованным от несчастных случаев на производстве лицом; страховой случай произошел в помещении работодателя при исполнении указанной сотрудницей возложенных на нее трудовых функций.
ФАС МО в Постановлении от 24.06.2013 г. № А40-134163/12-106-653 признал данный случай страховым…
Все публикации