Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

ФСС разъясняет порядок финансирования предупредительных мер за счет взносов на производственный травматизм

19.10.2017 8:11:00
Вправе ли страхователь профинансировать за счет суммы страховых взносов на травматизм предупредительные меры, которые не были включены в представленный им в ФСС РФ план финансового обеспечения предупредительных мер, если при этом фактические расходы в целом за год не превысят планируемые расходы по плану финансового обеспечения и не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год (за вычетом расходов на выплату обеспечения)? 
ВОПРОС:
 
Вправе ли страхователь профинансировать за счет суммы страховых взносов на травматизм предупредительные меры, которые не были включены в представленный им в ФСС РФ план финансового обеспечения редупредительных мер, если при этом фактические расходы в целом за год не превысят планируемые расходы по плану финансового обеспечения и не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год (за вычетом расходов на выплату обеспечения)?
 

ОТВЕТ:
 
В случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.
 

ОБОСНОВАНИЕ:
 

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее также – предупредительные меры) является формой обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование профрисков).
 
Страхователь вправе финансировать предупредительные меры в том количестве и объеме, которые сочтет необходимым.
 
Помимо этого, законодателем также предусмотрена возможность направления части сумм страховых взносов по страхованию профрисков на финансирование предупредительных мер. Правом принятия решений о направлении таких сумм на финансирование предупредительных мер конкретными страхователями наделен Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) и его территориальные органы, а не сам страхователь (пп. 6 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ). Условием финансирования является наличие соответствующих средств в бюджете Фонда.
 
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила).
 
Так, п. 3 Правил предусмотрены конкретные мероприятия, реализация которых может финансироваться за счет страховых взносов на страхование профрисков.
 

В соответствии с п. п. 4, 9 Правил территориальным органом Фонда при соблюдении всех установленных условий может быть принято решение (в форме приказа) о согласовании финансового обеспечения предупредительных мер. При этом приказ издается в объеме, не превышающем объема, указанного в заявлении страхователя и указанного в плане финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к Правилам) в текущем календарном году.
 
Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденный Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н, не ограничивает периодичность обращения заявителя (страхователя) за получением данной государственной услуги.
 
Вместе с тем возможность подачи дополнительного (уточненного, корректирующего) заявления Правилами не предусмотрена (Правилами предусмотрены лишь подача повторного заявления страхователя при получении отказа территориального органа Фонда (п. 10) и обжалование отказа Фонда (п. 11)).
 
Таким образом, в случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они укладываются в параметры, предусмотренные п. 2 Правил, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.
 

ВОПРОС:
 
Страхователь в мае 2017 г. представил в территориальный орган ФСС РФ заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер, план и иные необходимые документы и в этом же месяце получил положительное решение ФСС РФ. При этом до принятия данного решения в I квартале 2017 г. страхователь уже понес расходы и завершил отдельные мероприятия, включенные в план финансового обеспечения предупредительных мер. Должен ли страхователь представить в ФСС РФ отчет об использовании сумм взносов на травматизм на финансовое обеспечение предупредительных мер за I квартал 2017 г.? Вправе ли страхователь расходы, понесенные в I квартале, включить в отчет по итогам II квартала 2017 г.?

 
ОТВЕТ:
 
Понесенные страхователем в I квартале 2017 г. расходы на финансирование предупредительных мер после согласования заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер в мае 
2017 г. подлежат отражению в расчете по форме 4-ФСС и в отчете по расходам на предупредительные меры за I полугодие 2017 г. Подавать отчет за I квартал не требуется.
 

ОБОСНОВАНИЕ:
 
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее – предупредительные меры) является задачей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование профрисков).
 
Часть предупредительных мер может финансироваться за счет средств взносов на страхование профрисков, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации (далее –Фонд). Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила). При этом конкретный перечень предупредительных мер, финансируемых за счет страховых взносов, предусмотрен п. 3 Правил.

Пунктом 12 Правил установлено, что страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.

В целях получения финансового обеспечения предупредительных мер страхователь должен обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил).

При этом с заявлением представляются план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования и, в зависимости от вида реализуемых страхователем предупредительных мер, пакет документов, подтверждающий целевой характер, обоснованность расходов и их соответствие предъявляемым законодателем требованиям.

План мероприятий представляется за текущий календарный год. Соответственно, в него могут быть включены мероприятия, фактически проведенные страхователем в текущем календарном году на момент подачи плана либо находящиеся в процессе реализации. Об этом свидетельствует и анализ перечня документов, предусмотренных п. 4 Правил. Да и сама форма плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденная упомянутым Приказом Минтруда России № 580н, подаваемого в срок до 1 августа текущего года, предусматривает расходы за I-II кварталы.

Отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (отчет по предупредительным мерам), примерная форма которого доведена Письмом ФСС РФ от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685 «О финансовом обеспечении предупредительных мер», составляется страхователем нарастающим итогом с начала года и представляется в исполнительные органы Фонда по месту регистрации одновременно с формой расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.
 
Отчетными периодами по страхованию профрисков, в соответствии с п. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ, являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
 
Представление отчета по предупредительным мерам производится после того, как в отношении страхователя будет принято решение о согласовании финансового обеспечения предупредительных мер. Соответственно, если согласование финансирования предупредительных мер имело место в мае 2017 г., то представление отчета по предупредительным мерам осуществляется одновременно с расчетом по форме 4-ФСС за I полугодие 2017 г.
Форма 4-ФСС предусматривает отражение средств, затраченных на финансирование предупредительных мер, по строке 9 таблицы 3 «Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

При этом в соответствии с п. 12.2 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ № 381, по строке отражаются расходы, произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер, которые производятся в соответствии с Правилами. Соответственно, в отчете по предупредительным мерам и в расчете по форме 4-ФСС расходы, понесенные страхователем в описанном примере, до получения согласования территориального органа Фонда подлежат отражению в отчетности за I полугодие 2017 г.
 

 
Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение –
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации



 
Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.
 
Источник публикации: CПС КонсультантПлюс; электронный ресурс: www.consultant.ru.



 




 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда