Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Еженедельный аналитический обзор по охране труда

24.10.2017 15:09:00


Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое

 

 
Отпуск за "вредность": определяем стаж

с учетом новых вводных




 

 
Еще с советских времен, руководствуясь специальной инструкцией, в стаж для предоставления дополнительного отпуска за работу во вредных или опасных условиях труда надлежало включать только дни, когда во вредных условиях сотрудник работал не менее половины своего рабочего времени. Однако Верховный Суд посчитал, что это положение Инструкции противоречит трудовому законодательству. Так что теперь «вредный» стаж нужно исчислять по новым правилам.
 
 
Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда, положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 Трудового кодекса РФ). Минимальная продолжительность такого вредного отпуска составляет 7 календарных дней. Конкретная продолжительность допотпуска за вредность устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
  

ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ПЕРИОДЫ
  

Как бы там ни было, в любом случае продолжительность названного отпуска зависит от «вредного» стажа сотрудника. В то же время в статье 121 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) сказано лишь, что в стаж работы, дающий право на «вредные» отпуска, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Про какие-либо исключаемые периоды здесь ничего не говорится. Однако очевидно, что из данной нормы прямо следует, что исключить нужно все периоды, когда сотрудник фактически не находился под воздействием вредных условий труда. К таким периодам относятся период его болезни, отпуска, декрета и т.д.
  

СЧИТАЕМ «ВРЕДНЫЕ» ДНИ РАБОТЫ...
  

Еще один неясный момент. Как констатировал Роструд в письме от 18 октября 2016 г. № 14-2/В-1045, ТК РФ не устанавливает механизма исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск. Поэтому чиновники указали, что при таких обстоятельствах ничего иного не остается, как руководствоваться Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (далее – Инструкция). Правда представители Роструда оговорились, что данная Инструкция в силу части 1 статьи 423 ТК РФ применяется только в части, не противоречащей ТК РФ.
 

Между тем Верховный Суд решением от 26 января 2017 г. № АКПИ16-1035 признал пункт 12 данной Инструкции несоответствующим ТК РФ. То есть он теперь применению не подлежит. При этом до сих пор именно на основании этой «забракованной» нормы во «вредный» стаж засчитывались лишь те дни, в которые работник фактически был занят во вредных условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Таким образом, теперь «вредный» стаж нужно определять по-новому.

В первую очередь смотрим на Список «вредных» профессий, по применению которого и была утверждена Инструкция. В том случае, если профессия работника в этом Списке поименована и к ней есть приписка «постоянно занятый» или «постоянно работающий», то «вредными» считаем дни, когда сотрудник этой работе уделял полный день. Если же подобного уточнения к профессии сотрудника нет, то во «вредный» стаж включить следует все дни, когда сотрудник был занят во «вредных» работах. При этом неважно более или менее, чем на полставки он «вредничал». В аналогичном порядке следует считать «вредные» дни и в отношении сотрудников, профессии которых не поименованы в названном Списке, но их рабочие места признаны «вредными» по результатам спецоценки условий труда...

 

 

 

 

СЛЕДОВАТЕЛИ ПРОВОДЯТ ПРОВЕРКУ ПО ФАКТУ СМЕРТЕЛЬНОГО ОТРАВЛЕНИЯ СЕРОВОДОРОДОМ СОТРУДНИКОВ ВОДОКАНАЛА В ЩЕЛКОВО

 

Тела двух погибших сотрудников были обнаружены в колодце, где они проводили ремонтные работы. Следователи устанавливают возможность наличия в действиях руководства предприятия признаков нарушений требований охраны труда.
 




Следователи ГСУ СК РФ по Московской области проводят доследственное установление причин гибели двух сотрудников «Межрайонного Щелковского водоканала» – электромонтера и слесаря – отравившихся сероводородом в одном из канализационных колодцев. Еще один сотрудник находится в тяжелом состоянии в Щелковской горбольнице. Следователи устанавливают возможность наличия в действиях руководства предприятия признаков нарушений требований охраны труда...


 
  
 
 



 
ХИМИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ СТАНОВИТСЯ БЕЗОПАСНОЙ
 
 
Поэтому, несмотря на то, что по данным МЧС за прошлый год в стране не случилось ЧП на химпроизводствах, сопровождавшихся выбросом опасных веществ, обеспечение безопасности на предприятиях комплекса должно быть не меньшим приоритетом, чем прибыльность.
 






Руководитель департамента охраны труда и промышленной безопасности ОХК «УРАЛХИМ» Сергей ШИШ отметил, что наиболее востребованы сегодня технологии, исключающие человеческие ошибки. «Это, прежде всего, системы распределенного и автоматизированного управления технологическими процессами, включающие алгоритмы противоаварийной защиты, — подчеркнул он. — Крупные компании и холдинги активно используют программные продукты обеспечения систем управления промышленной безопасности. Проводится также роботизация типовых, повторяющихся процессов и действий в средах, непригодных для человека».
 






Источник в Ростехнадзоре  сообщил, что важным барьером на пути угроз является нормативная база по обеспечению мер безопасности. «Однако нормативная система является инерционной, и не всегда изменения в ней успевают за модернизацией производств, — отметили в ведомстве. — Эта проблема была решена путем введения нового механизма нормативного регулирования: обоснования промышленной безопасности опасного производственного объекта. Механизм законодательно закреплен в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в редакции от 4 марта 2013 года. Обоснование разрабатывается в случаях, когда требуется отступление от требований промышленной безопасности, когда установленных требований недостаточно или они отсутствуют. То есть при наличии «пробелов» в нормативной базе регулирования промышленной безопасности. Следует обратить внимание и на то, что при разработке обоснования применяются методы анализа риска принятия тех или иных технологических решений и разработки компенсирующих мероприятий, направленных на снижение риска возникновения аварий»...

 


 
 
«НЕУД» ПО БЕЗОПАСНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОХРАНА ТРУДА
В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАЕТ СБОИ
 
 
Уровень смертельного травматизма на предприятиях Кузбасса
в 2017-м превысил прошлогодний на 25 процентов. В лидерах –
угольная отрасль, где одной из главных причин
ЧП остается неудовлетворительная организация работ.
В первом полугодии 2017-го на техническое перевооружение,
реконструкцию действующих и строительство новых
угледобывающих предприятий региона, по данным
администрации Кемеровской области, направлено 36 миллиардов
рублей  – на 10,2 миллиарда больше, чем за аналогичный период
прошлого года. Но от влияния пресловутого человеческого фактора,
это, как видно, не спасает.
 

– Казалось бы, применяем сложнейшую технику, увеличиваем производительность труда, вкладываем средства в промышленную безопасность, а люди травмируются просто по глупости, – подчеркнул начальник областного департамента угольной промышленности Олег ТОКАРЕВ.
 
В качестве примера достаточно вспомнить ЧП на шахте «Юбилейная», случившееся 22 августа этого года перед Днем шахтера. Проходческий комбайн, отъезжая из забоя вентиляционного штрека, нанес смертельную травму проходчику, который остался в опасной зоне. Комиссия Ростехнадзора выяснила, что роковую роль сыграла несогласованность действий между членами бригады машинистов горных выемочных машин при зачистке забоя от горной массы. Необходимая документация на проведение работ и должный контроль на шахте отсутствовали. А это и есть главные системные причины травматизма в отрасли. На поверку оказывается, что люди часто работают под землей на неисправном оборудовании, без нарядов, с нарушениями проектно-технической документации. Плюс недостаточная квалификация и слабая подготовка персонала, включая руководящий состав.
 
Стоит ли этому удивляться, если все чаще среди угольщиков попадаются «специалисты» с поддельными дипломами? По данным отраслевой прокуратуры, за весь прошлый год в Кузбассе было выявлено четыре таких факта, а за девять месяцев 2017-го – уже шесть. Максимальное количество – на шахтах «Юбилейная» и «Листвяжная». Причем речь в данном случае идет о трудоустройстве по фальшивым «корочкам» о высшем образовании. В угольной прокуратуре отмечают, что сегодня такие документы, в том числе и советского образца, заказывают даже по интернету. Но как можно без специальных знаний занимать ответственные должности на предприятиях высочайшего класса опасности, сверхкатегорийным по метану и угольной пыли, с повышенным риском горных ударов, внезапных выбросов угля и газа – непонятно.

Выброс, унесший жизнь машиниста 24 июля нынешнего года, случился на шахте «Анжерская-Южная». Концентрация метана в конвейерном штреке стала зашкаливать задолго до ЧП, однако на это никто не обратил внимания. Опережающие разгрузочные скважины, призванные выявлять очаги давления газа в угольных пластах, бурили абы как – без заданного направления, по твердой пачке угля, не предназначенным для этого станком кустарного производства. Ни геологи, ни маркшейдеры процесс не контролировали. Все было отдано на откуп буровым мастерам, которые сами слабо ориентировались в обстановке.
 
– А что тогда спрашивать с рабочих, не имеющих специального образования? Они бурили просто на ощупь, – заметил заместитель руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Михаил СЕРБИНОВИЧ. – Кроме того, людей об аварии оповестили с задержкой на пятнадцать минут, а подразделения военизированного горноспасательного отряда вызвали почти на полчаса позже положенного. То есть все это время диспетчер консультировался – вводить или нет план ликвидации аварии, выводить людей на поверхность или нет. И никто, выходя из шахты, не воспользовался средствами индивидуальной защиты. Самоспасатели были сданы в ламповую нераскрытыми...

 
 
 


 

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В ПЕНЗЕ
ВИНОВНИК СМЕРТЕЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ ОХРАНЫ
ТРУДА ЗАПЛАТИТ ШТРАФ
 
 
Во время работ мастер завода покинул погрузочно-разгрузочную
площадку. В Пензе суд вынес решение в отношении 37-летнего
мастера одного из производственных предприятий.
Он признан виновным в нарушении требований охраны труда,
повлекшем по неосторожности смерть человека.
Мужчина руководил погрузочно-разгрузочными работами
на производственной площадке электромостового крана.
Однако он не проследил за безопасностью процесса и
присутствием посторонних. Более чем на 20 минут мастер
отлучился в другой цех по рабочим вопросам.


 


— В этот период времени в опасной рабочей зоне производственной площадки присутствовал потерпевший, не связанный с осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, — рассказали в пресс-службе регионального СУ СКР.
 
Из-за неисправности электромостового крана обрушилась крановая подвеска. В результате потерпевший получил тупую сочетанную травму головы, таза, конечностей, повлекшей развитие острой кровопотери. От полученных травм мужчина скончался на месте ЧП. Обвиняемый в ходе расследования полностью признал вину. Он ходатайствовал о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера — судебного штрафа....


 

 


 
МИНТРУД ОПРОВЕРГ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ
МИНИМАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СТАЖА


 
В Минтруде России отрицают, что в правительстве идет обсуждение
идеи повышения минимального трудового стажа для получения
пенсии, передает «Интерфакс». «Никаких изменений в пенсионной
системе, в том числе касающихся минимального трудового
стажа, в настоящий момент не обсуждается», – заявил агентству
пресс-секретарь министра труда и социальной защиты России
Максима Топилина Мария Исянова.
 

Ранее в понедельник (16 октября 2016 года, – прим. ред.) принадлежащая семье Демьяна Кудрявцева газета «Ведомости» сообщила, что в правительстве России и администрации президента рассматривают возможность увеличения минимального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости, как альтернативу повышению пенсионного возраста. Повышение стажа, в свою очередь, простимулирует людей работать дольше и покинуть серый зарплатный сектор ради получения более высокой страховой пенсии. Это должно принести дополнительные доходы в Пенсионный фонд, а также дать экономике России оздоровление, рассказали собеседники газеты.
 
Источники издания сообщили, что резкое повышение пенсионного возраста не получит положительного отклика у российского общества, а также не даст моментального необходимого эффекта для бюджета страны. Они не указали, на сколько может увеличиться показатель минимального трудового стажа.

 

АДВОКАТЫ ДО ЗАРПЛАТЫ. ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРОСЯТ ВЕРНУТЬ ПРАВО ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ В СУДЕ

 
 
Государственным инспекциям труда могут дать
возможность отстаивать права работников в суде. Законопроект
об этом внесен в Госдуму. Документ предлагает внести поправки
в Трудовой кодекс, наделив инспекции новыми полномочиями –
обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников
(в том числе неопределенного круга лиц) и представлять там их
интересы. До 2006 года у инспекций уже было такое право, потом
оно было передано прокуратуре. Наиболее распространенное и
значимое нарушение прав работников – это задержка зарплаты,
отмечают авторы проекта. По данным Росстата, на 1 сентября
задолженность по зарплате составила 3,4 миллиарда рублей,
четверть этой суммы – долги прошлого года, пятая часть –
долги 2015 года и предыдущих лет.
 

Авторы документа уверены: обратиться в суд самостоятельно работнику, не получающему зарплату, очень сложно. Например, для подтверждения своих требований ему нужно получить от работодателя такие документы, как расчет заработной платы, ведомость начисления, копию приказа о приеме на работу, а так как работодатель в данном случае выступает и ответчиком по иску, то он, естественно, не заинтересован предоставлять работнику все эти бумаги. Кроме того, истцу придется раскошелиться на оформление документов, оплату юридических услуг и госпошлины, но денег на это все из-за невыплат зарплаты у него может и не быть. В связи с этим пострадавшие чаще обращаются за помощью не в суд, а в трудовую инспекцию. Но у нее нет полномочий взыскивать с работодателя невыплаченные деньги.
 
Сами работники, как правило, боятся обращаться в суд, 
опасаясь мести со стороны работодателя. Кроме того, человеку самому крайне сложно доказать в суде, что он состоял в трудовых отношениях с работодателем, если трудовые отношения не оформлены. И уж тем более в этом случае – добиться получения обещанных, но не выплаченных денег. Как отмечают эксперты, выиграть суд удастся, только если работник предоставит суду фотографии или видеозаписи, сделанные на рабочем месте, приведет свидетелей.
 




При этом для обращения в суд есть сроки исковой давности, и нередко случается так, что человек упускает время и не успевает туда обратиться, не успевает сам собрать доказательства того, что работодатель поступил по отношению к нему несправедливо. По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра САФОНОВА, предоставление Роструду права защищать интересы работников в суде дало бы положительные результаты. Сами работники по ряду причин боятся лишний раз идти в суд. Во-первых, у нас нет культуры отстаивать свои права в суде. Во-вторых, они понимают, что слабы в юридическом плане. А в-третьих, опасаются мести со стороны работодателя.
 
Вопрос о возвращении Роструду права представлять интересы работников в суде поднимается время от времени. И с законопроекты на этот счет с определенной периодичностью вносятся в Госдуму. Например, аналогичный документ был внесен два года назад Законодательным собранием Республики Карелия. Кроме того, некоторое время назад и профсоюзы просили правительство наделить их правом представлять в суде интересы работников - как одного человека, так и всего трудового коллектива. Однако эта идея поддержана не была, потому что чиновники посчитали, что если профсоюзам такое право дать, то может нарушиться равновесие и вырасти давление на работодателей. По мнению САФОНОВА, несмотря на то что идея законопроекта правильная, его и в этот раз могут расценить как увеличивающий давление на бизнес.

 
 
ОФИЦИАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: ПРОВОДИТСЯ ЛИ ВНЕПЛАНОВАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ
НАИМЕНОВАНИЯ ДОЛЖНОСТИ В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ?


 

ВОПРОС:
 

 
Проводится ли внеплановая специальная оценка условий труда
при изменении наименования должности в штатном расписании?
 
 

ОТВЕТ:


По нашему мнению, при изменении наименования должности в штатном расписании, сопровождающемся изменениями условий труда, организации следует провести внеплановую специальную оценку условий труда. Вместе с тем, если условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной специальной оценки условий труда (аттестация рабочих мест до 31 декабря 2013 г.), не изменились при переименовании должности, то внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.
  


ОБОСНОВАНИЕ:
  

Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
 

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
 
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, а переименованная должность в штатном расписании, если имело место изменение условий труда, и будет считаться вновь организованным рабочим местом. Следовательно, при переименовании такой должности (изменении наименования должности в штатном расписании) следует провести внеплановую специальную оценку и в итоговые документы нужно будет внести верное наименование должности работника, а также код этой должности по Общероссийскому классификатору.
 
Вместе с тем, в случае если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, а также при переименовании профессии (должности) условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной специальной оценки условий труда (аттестация рабочих мест до 31 декабря 2013 г.), не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.
 
При этом структурные изменения в штатном расписании у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссионно с участием представителей работников и документально зафиксированы протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда (Письмо Минтруда России от 25.04.2016 № 15-1/ООГ-1635).

 
 
Подготовлено на основе материала
Г.Г. Садуевой
Министерство труда и социальной защиты
Российской Федерации
 

 
 
СОУТ: РЕШЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ С РАБОТНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

 






Государственная инспекция труда в Калужской области информирует



 
Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно, прежде всего, разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю будет меньше.
  
 

 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ 
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
 
Если работодатель своевременно не провел СОУТ, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае нарушения законодательства об охране труда: Предупреждение или денежный штраф. Сумма – 2000 – 5000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц 50 000 – 80 000 рублей.
 
Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а сумма штрафа вырастает для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — до 30 000 – 40 000 рублей, а для юридических лиц — до 100 000 – 200 000 рублей.
 

Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток. В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания: Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18-ти месяцев. 180-240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2-х лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
 
Лишение свободы на срок до 1 года, возможно – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
 
Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4-х лет, возможно 
– с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3-х лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5-ти лет.
 
Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии. Организации, проводящие специальную оценку условий труда к проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.
 
Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию.
 
Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на Вашей стороне.
  
Государственный инспектор труда (по охране труда)
Мишин Сергей Николаевич

 

 

ВЫДАЕМ СМЫВАЮЩИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИЕ ДСИЗ

 
 
По общему правилу на работах с вредными или опасными условиями
труда, а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением,
бесплатно выдаются специальные одежда, обувь и другие
средства индивидуальной защиты, смывающие или
обезвреживающие средства в соответствии с типовыми
нормами. Сегодня рассмотрим вопросы, касающиеся именно
смывающих и обезвреживающих средств, поскольку в последнее
время инспекторы ГИТ все чаще привлекают работодателей
к ответственности за невключение в трудовой договор норм
выдачи таких средств.
 

 
В КАКОМ СЛУЧАЕ РАБОТНИКАМ ПОЛАГАЮТСЯ
СМЫВАЮЩИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА?

 

Работодатели задумываются над этим вопросом довольно часто. В статье 221 ТК РФ говорится о работах, связанных с загрязнением. Но если разобраться, практически любая работа «пачкает». Так, кому же полагаются смывающие и обезвреживающие средства?
 
Обратимся к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н, которым утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее – Типовые нормы), а также Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».  На основании п. 13 Стандарта перечень рабочих мест и список работников, которым необходимо выдавать смывающие или обезвреживающие средства, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.






 
Указанные перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и результатов специальной оценки условий труда с учетом особенностей конкретного технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
 
Давайте посмотрим на Типовые нормы, например, выдачи очищающих средств.
  
При беглом взгляде на таблицу встает вопрос: что считать легкосмываемыми загрязнениями? Кстати, этой фразой инспекторы ГИТ часто обосновывают требования о включении в трудовые договоры условий о выдаче мыла офисным работникам – секретарям, менеджерам, юристам, продавцам и пр. Насколько обоснованны такие требования?
 
Существует подход, в соответствии с которым к работам, связанным с легкосмываемыми загрязнениями, относятся все работы, которые не отнесены данным нормативным актом к работам, связанным с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями. Ни в Стандарте, ни в Трудовом кодексе не говорится, какие загрязнения являются легкосмываемыми. По мнению Минтруда, высказанному в Письмах от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752 и от 23.06.2016 № 15-2/В-2039, к легкосмываемым загрязнениям относятся загрязнения, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника. Исключение могут составлять работы, связанные с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин (персональных компьютеров) и (или) аппаратов копировально-множительной техники настольного типа ("офисные" работники).

 


 
Выдавать «офисным» сотрудникам (бухгалтерам, экономистам и др.)
смывающие и обезвреживающие средства не требуется.
 

Вместе с тем Минтруд в Письме от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095 рекомендует все-таки выдавать мыло данным работникам, но в целях соблюдения правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Итак, с офисными сотрудниками все понятно. Но как быть, если результатами еще действующей аттестации рабочих мест по условиям труда или же спецоценки не установлена необходимость выдачи смывающих средств?
 
Помните, что вне зависимости от результатов спецоценки или аттестации рабочих мест сотрудникам, выполняющим работы, названные в Типовых нормах, смывающие и обеззараживающие средства должны предоставляться однозначно. Если же спецоценка еще не проведена, перечень рабочих мест и список работников, которым необходимы смывающие и (или) обезвреживающие средства, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм...
 

 

 

 

Благодарим за проявленный интерес!

 

 

Команда «Труд-Эксперт. Управление»

Тел.: 8 (800) 3330077 (бесплатно по всей России)
E-mail: info@trudcontrol.ru Веб-сайт: http://www.trudcontrol.ru


Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда