Министр Максим Топилин – о демографии, пенсиях и заработной плате в программе «Поздняков» на НТВ
20.12.2017 11:42:00
– Максим Анатольевич, вот сейчас вот у всех на слуху новые меры по поддержке рождаемости в стране, и в частности выплаты ежемесячные за первенца, которые должны начаться 1 января 2018 года. Начнутся вовремя? – Мы делаем все для этого. В Государственную Думу, Палата Федерального Собрания, Президент внес два законопроекта. Первый законопроект, который касается выплат первого ребенка и на второго ребенка из материнского семейного капитала, и второй законопроект касается продления программы материнского семейного капитала и соответственно включения в нее мер по поддержке родителей с тем, чтобы они могли оплачивать уже ясельные группы...
– Максим Анатольевич, вот сейчас вот у всех на слуху новые меры по поддержке рождаемости в стране, и в частности выплаты ежемесячные за первенца, которые должны начаться 1 января 2018 года. Начнутся вовремя?
– Мы делаем все для этого. В Государственную Думу, Палата Федерального Собрания, Президент внес два законопроекта. Первый законопроект, который касается выплат первого ребенка и на второго ребенка из материнского семейного капитала, и второй законопроект касается продления программы материнского семейного капитала и соответственно включения в нее мер по поддержке родителей с тем, чтобы они могли оплачивать уже ясельные группы. Я поясню в чем здесь нюанс. На образовательные программы в части ясель, ухода, родители смогут воспользоваться сразу, как только родился ребенок. То есть вот эта новелла, тоже она входит в демографический пакет. А первый закон, законопроект, это пособие на первого ребенка соответственно, это новое пособие, выплаты именно на ребенка, на ребенка. Такого не было еще в России, и не было в советское время. И если это первый ребенок, то это федеральные деньги, которые будут получать субъекты Российской Федерации. Как раз, начиная с января, это будет субвенция, это будут переданные полномочия. А на второго ребенка – это выплаты из материнского семейного капитала.
То есть, если в семье появляется второй ребенок, семья идет обращается в пенсионный фонд за материнским семейным капиталом, и одновременно, если семья хочет получить меру поддержки в виде выплаты ежемесячной из материнского семейного капитала, что сейчас законом не разрешается такой... такой... такого вида использование материнского семейного капитала сейчас не существует, то семья может написать заявление и получать до 1,5 из материнского семейного капитала пособие на второго ребенка. То есть это две ключевые новеллы, и параллельно мы готовим все документы, которые должно издать правительство и соответственно Министерство с тем, чтобы они сразу были подписаны и финансовые средства в начале января пошли в регионы на эти программы.
– А крайний срок в этом году какой?
– У нас последнее заседание Совета Федерации – это 26 декабря.
– К 26 позволяет, да?
– Мы надеемся к 26 успеть с тем, чтобы президент успел это подписать, тогда Правительство и Министерство тоже успеют весь пакет принять. На уровне регионов, я хочу обратить на это внимание, на уровне никакой... никаких нормативных актов специальных принимать не надо, потому что это исключительно федеральные деньги. И пособие на первого ребенка, и материнский семейный капитал. Это только федеральные деньги.
– И все это во все регионы пойдет?
– Да, конечно, конечно.
– Ну, в среднем, теперь известна более-менее цифра, это где-то 10,5 тысяч рублей в месяц.
– В среднем по России.
– В среднем по России. Ну вот так вот если посчитать, то за 1,5 года, это уже более... такая приличная сумма – 189 тысяч.
– 180 тысяч. Да.
– А хватит денег?
– Сейчас мы с Министерством финансов отрабатываем механизм их, что называется, постановки на те расходы, с которых они должны финансироваться. Здесь никаких проблем нет. Безусловно, мы исходим из того, что, конечно же, эта программа будет касаться только детей, рожденных с 1 января. Эта программа, вот которая касается пособий, потребует выделения более 300 миллиардов рублей, то есть существенные деньги достаточно, но в бюджете они предусмотрены. Получается, что если, предположим, у нас динамика рождаемости младенцев будет такая же, как в 2016 году, то может потребоваться сразу достаточно большая сумма? Где-то порядка 250 миллиардов рублей. Резервов тогда остается не очень много.
Нет, нет, нет, вот знаете, у нас расчеты, я считаю, что мы достаточно точно произвели расчеты, мы даже сделали их с определенным запасом, потому что мы очень рассчитываем на то, что благодаря этому пакету мер в... в 18-м году ситуация с рождениями немножко стабилизируется, потому что в этом году, как вы знаете, у нас как раз первый год, к сожалению...
– Замедление почти 11 процентов.
– ...Почти 11 процентов, если брать в среднем, замедление 11 процентов. Но в этом году немножко все-таки больше регистрируется браков, чем в прошлом году. Это такой... такая надежда на следующий год. Как правило, статистика показывает, и анализ показывает, что за ростом браков как правило все-таки следует некоторое увеличение рождаемости.
– Но есть же, наверное, какая-то цифра, на которую вы ориентируетесь?
– Да, мы ориентируемся на уровень этого года, на уровень этого.
– То есть это миллион 800?
– Это, это где-то миллион, да, 800, может быть чуть меньше, потому что в том году было миллион 890 рождений, в этом году будет на 10 процентов меньше. И следующий год, если нам удастся стабилизировать на уровне 17-го года количество рождений, я считаю, что это будет очень большой успех. Новый пакет мер, а он ведь очень разноплановый. Это не просто пособие. Если это говорим о программе, там, допустим, ипотеки, ипотечных льготных кредитов для семей, со вторым и с третьим ребенком, когда родятся вторые и третьи дети с 1 января 18-го года, то это развитие вообще строительной индустрии. Это рабочие места.
– Но эта же программа работает не во всех регионах, в полном пакете?
– То, что касается ипотеки, с 1 января 18-го года эти программы будут касаться всех регионов, это тоже исключительно федеральные средства. Это поддержка семей, которые имеют... имеют уже ипотечные кредиты и у них родится второй или третий ребенок после 1 января, или они при рождении второго и третьего ребенка после 1 января возьмут ипотеку, то тогда государство им будет субсидировать ставку до 6 процентов. То есть они будут платить фактически 6 процентов ипотечного кредита. Мы исходим из того, что такие меры поддержки именно в денежном виде на первого ребенка и на второго ребенка позволят нам для молодых семей и для семей там в старших возрастах, эти меры поддержки позволят нам в том числе и определенным образом повлиять на такую неприятную тему, как аборты. Потому что это все-таки уверенность, возможность, когда государство поддерживает семью.
Весь пакет, весь пакет мер на трехлетку стоит порядка 500... 530 миллиардов. 500 миллиардов. То есть вот без поликлиник – это 500, а еще программа поддержки поликлиник, это еще по 10 миллиардов в год. 530 миллиардов – это в общем достаточно серьезный такой ресурс, который государство направляет. За последние годы, конечно, это такая, ну, пожалуй, самая серьезная программа поддержки, которая была в социальном секторе направлена, наверное, пожалуй, после повышения зарплат бюджетников, учителей и врачей, это вот самый такой серьезный новый пакет.
– Вот задолженность по зарплате, в принципе говорят, что она снижается. А Росстат вот приводит цифры, мол только в октябре она выросла на 3,5 процента. Есть тут противоречие?
– Да, есть такое, с октябре... Ну, смотрите, мы фактически считаем, что это такая относительно фоновая задолженность, хотя очень жестко работаем с теми предприятиями, которые имеют серьезные долги. Я уверен, что на 1 января 18-го года она серьезно снизится. Я думаю, что чуть-чуть больше будет двух миллиардов, чуть-чуть больше, вот. Но самая наша главная задача заключается в том, мы сейчас зашли в такую тему, когда мы очень внимательно смотрим по... ситуацию с задолженностью по банкротам. Ведь зачастую бывает такая ситуация, когда предприятие уже обанкротилось и в Росстате эта задолженность не отражается фактически. Вот мы сейчас очень плотно работаем, допустим, с такими предприятиями, как... бывшими предприятиями, как «Мостовик», там почти уже в стадии, уже практически ликвидированы, да.
– «Дальспецстрой», он там присутствует или нет?
– Нет, «Мостовик» – это Омск, это омский... омское предприятие. «Спецстрой», то что вы назвали, это долги по «Восточному». Вот буквально на днях смогли погасить задолженность порядка там 250 миллионов рублей, еще где-то 200 осталось миллионов рублей. Я очень надеюсь, что совместными усилиями с Минобороны мы сможем эту тему наконец-то, поставить на ней точку.
– А какой процент, кстати, старых долгов?
– Процентов 60-70. В текущем периоде всегда задолженность, ну, бывают разные. Там кто-то не расплатился, что-то еще происходит, вот. Но процентов 60-70 – это старые долги. Правительство на прошлом заседании одобрило закон, и он будет внесен в Думу, когда смогут регионы помогать разруливать эти процессы, включаясь в процедуру банкротства с тем, чтобы потом, так сказать, чтобы перед ним была погашена задолженность из конкурсной массы, ну чтобы могли людям заплатить пораньше заработную плату. Потому что очень много проблем с длительностью конкурсных процедур, не продается имущество или его не хватает там, конкурсные управляющие не всегда активно работают.
– Вот говорят, что минимальный размер оплаты труда должен вырасти. На бумаге и в реальной жизни.
– Почему на бумаге? В реальной жизни.
– А вот... а есть все-таки определенные сомнения у некоторых людей, и в частности некоторых работодателей, можно ли повлиять будет на этот процесс? Убедиться в том, что минимальный размер, вот как «Отче наш» выплачивается.
– Ну, здесь две вещи. Первое, мы 20 лет не могли... даже больше, чем 20 лет, вот как Россия как самостоятельное государство появилось, мы не могли решить тему того, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума населения в трудоспособном возрасте.
– Ну доходило до абсурда.
– Сейчас с 1 января следующего года – это будет соотношение 85 процентов, это почти 10 тысяч рублей. И с 1 января 18... 19-го года мы выйдем на 100 процентов. По второму кварталу предыдущего года будем брать прожиточный минимум, по второму кварталу предыдущего года. Законопроект Правительством внесен, уже принят Государственной Думой в первом чтении, вот тоже задача его до конца этого года принять и подписать. И еще одно очень важное решение, которое состоялось буквально несколько дней назад, это решение Конституционного суда, который сказал, что районные коэффициенты и северные надбавки в минимальный размер оплаты труда не входят, они должны начисляться сверху. Поэтому это тоже очень серьезным образом, мне кажется, сейчас простимулирует все, что касается именно в защиту прав работников, работодатели будут это исполнять.
– Ну а что ждет пенсионеров в 2018 году?
– Первое, это то, что индексация произойдет не с 1 февраля, а с 1 января. Сейчас Пенсионный фонд уже фактически готов к тому, чтобы обеспечить эту индексацию. При этом по графику часть пенсионеров получат повышенную пенсию уже в конце декабря. Все необходимые ресурсы, несмотря на там отдельные заявления, они есть у нас. Никаких проблем с финансовым обеспечением не существует. Это речь о страховой пенсии. Социальные пенсии как всегда будут проиндексированы с 1 апреля. Что касается размеров, мы, как и обещали, индексируем пенсию даже выше, чем на инфляцию. Пока по прогнозам Минэкономразвития. за 11 месяцев, если брать уровень инфляции, это 2,1 процента. То есть вероятно, вероятно, что по итогам года инфляция составит не больше 2,5 процентов. Пенсии будут проиндексированы на 3,7 процента, страховые пенсии. Мы просто... кажется, 3,7 – это такая незначительная величина. Но мы просто немножко все привыкли...
– Но правда. Некоторые пенсионеры так и говорят, что 3,7 в процентах – это много, а в рублях – мало.
– Да. Но 3,7 по сравнению с инфляцией, это практически, это на четверть выше, чем инфляция. Даже больше, чем на четверть выше. Ну не привыкли мы к тому, что инфляция 2,5 процента.
– Ну потому что люди ориентируются не на инфляцию, а на те цены, которые они видят в магазинах.
– Инфляция – это цены. Росстат, как по тому набору продуктов мерил цены, так и продолжает мерить. Росстат не менял технологию. Мы просто, наверное, не можем просто пока еще осознать, что такое может быть, такое может быть в нашей стране. Наверное, там может быть не всегда там доверяем Росстату, но это то, что было в сопоставимости. То есть вот Росстат здесь ничего не менял, здесь я могу гарантировать то, что вот как считали цены, так и продолжают считать, вот. Поэтому 3,7 процента, как бы не казалось это мало в рублях, но по сравнению с инфляцией, это значительно выше, чем было в прошлом году. Поэтому социальные пенсии, как я сказал, будут проиндексировать на 4,1 процента с 1 апреля. Но это незначительное количество пенсионеров получает и социальные пенсии, основная масса – это 3,7 процентов с 1 января.
– Максим Анатольевич, спасибо вам большое за разговор.