Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Еженедельный аналитический обзор по охране труда

19.01.2018 13:15:00
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.

Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое

 

 
Министр труда и социальной защиты РФ
 
Максим Топилин рассказал о пенсиях, зарплате и

демографической политике
 
 

 



 
Безработица в новом году будет снижаться, а зарплаты продолжат расти, считает министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.
В интервью «Российской газете» он также рассказал, почему некоторым россиянам уже отказывают в назначении страховых пенсий, как изменится потребительская корзина, что будет с накопительными пенсиями и кто получит миллион рублей при переезде в другой регион.


 
– Максим Анатольевич, с этого года родителям начнут платить новые пособия на первого и второго ребенка. Откуда деньги на это взяли? Их отщипнули от других социальных статей?


– Все социальные программы сохранены. Средства на пособия были предусмотрены в бюджете – в резервах правительства и президента. Всего на поддержку семей и рождаемости – 530 миллиардов на три года, это на пособия, на субсидирование ипотеки, на строительство яслей. К закону о пособиях мы приняли все подзаконные акты, в том числе по распределению средств регионам. Средства на выплату на первого ребенка пойдут из федерального бюджета в регионы, на второго ребенка – в Пенсионный фонд России. Кроме того, мы увеличили с 50 до 60 количество регионов, получающих субсидию на выплату пособия на третьего и последующих детей.
 

 
– И какой эффект ожидаете? Сколько детей может родиться, благодаря таким мерам?


– Это трудно спрогнозировать, ни один демограф не даст точного прогноза. Никто не рожает детей в надежде на пособие. Хотя, конечно, есть семьи, которые откладывали рождение, скажем, из-за материальной нестабильности. Теперь им будет проще принять решение о рождении ребенка. В прошлом году шло снижение числа рождений на 10-11 процентов по сравнению с 2016 годом. Предполагать, что начнется резкий рост, было бы очень смело. Но если в 2018 году родится столько же детей, сколько в 2017-м, – это будет колоссальный успех. У нас стремительно снижается число женщин детородного возраста 21-39 лет, к 2032 году их будет меньше, чем сейчас, на 28 процентов.
 
И наша задача заключается в том, чтобы женщины, которые потенциально могут родить ребенка, имели большую уверенность в завтрашнем дне, чтобы у нас рос суммарный коэффициент рождаемости. В 2016 году он был 1,77, в 2017 году, скорее всего – менее 1,7 на одну женщину. То есть если у вас было десять женщин, а стало семь, и коэффициент не растет, то и детей родится на треть меньше. Этого нельзя допускать. Но, конечно, перекрыть суммарным коэффициентом рождаемости 30-процентное снижение количества женщин – это из области фантастики. А значит, меры поддержки семей должны каждые три-четыре года трансформироваться и прибавляться. Нам придется постоянно думать, как дальше стимулировать рождаемость. Сейчас мы будем анализировать, как сработают новые меры, возможно, понадобится что-то в них «поднастроить».
 
Но очень важно иметь в виду следующее. Для естественного роста населения (это наша главная задача) нужна не только высокая рождаемость, но и низкая смертность. Если в перспективе пяти-шести лет смертность не снизится до полутора миллионов человек в год (а сейчас она в среднем 1,8 миллиона), то стимулированием рождаемости мы не сможем решить задачу естественного прироста...
 
 
 
 

 

В ШТАТ ПОЙДЕМ ОНЛАЙН: НАЗВАН СРОК ПОЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ

ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

 

Электронные трудовые книжки могут появиться в нашей стране в 2019 году. Об этом сказала заместитель министра труда и соцзащиты Любовь Ельцова. Она уточнила, что Минтруд направил на межведомственное согласование большой пакет законопроектов и проектов подзаконных актов по переходу на электронные трудовые книжки. Отзывы на них должны поступить в течение месяца, но, по мнению Ельцовой, сроки могут затянуться из-за большого объема документов.


Немалую роль в их оценке окажут стороны социального партнерства, представители профсоюзов и работодателей. «Это вопрос, где нужно достичь согласия и готовности всех хозяйствующих субъектов», – сказала Любовь ЕЛЬЦОВА агентству ТАСС.
 
Сейчас рассматриваются две даты перехода на электронные трудовые книжки: с 1 января 2019 года и годом позже – с 1 января 2020 года. Сроки связаны с расширением отчетности, которую компании сдают в Пенсионный фонд России (ПФР), уточнила замминистра. Также сейчас просчитывается стоимость перехода на электронные книжки для работодателей, рассматриваются варианты предоставления гарантий работникам достоверности записей о трудовом пути. В августе 2017 года в Минтруде создали рабочую группу по внедрению в законодательство системы электронного кадрового документооборота. По мнению министра труда и социальной защиты РФМаксима ТОПИЛИНА, это снизит издержки работодателей и поспособствует легализации труда.
 
По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра САФОНОВА, введение электронного кадрового документооборота облегчит жизнь предпринимателям. А что касается бумажных трудовых книжек, то их дни сочтены. Сейчас этот документ важен в основном для тех, кто вышел на рынок труда до 2001 года, поскольку в их трудовых книжках содержится информация, необходимая и новому работодателю, и пенсионному фонду для назначения пенсии: данные об образовании, трудовом стаже, фактах работы во вредных условиях.
 
С 2001 года ПФР начал аккумулировать информацию о страховых взносах, которые работодатель перечисляет за работника. И именно на ее основании ему в дальнейшем будет начисляться пенсия. Со вступлением в силу закона о специальной оценке работодатели стали платить повышенные взносы в ПФР за тех, кто трудится во вредных условиях. А значит, для назначения досрочной пенсии Пенсионному фонду России больше не понадобятся выписки из трудовой книжки о вредной работе (за исключением тех периодов, когда закона о спецоценке еще не было). Информацию об образовании человека, повышении или оценке его квалификации работодатель сможет найти в специальных реестрах (они сейчас формируются), а узнать о причинах увольнения на предыдущем месте работы – позвонив бывшему работодателю или написав ему письмо в электронном виде. Немало рассказать о человеке могут и социальные сети.
 
«Безусловно, для полной отмены трудовых книжек нужен переходный период, ведь на рынке труда много людей, начавших трудовой путь в советское время. Но дальше трудовые книжки будут не нужны», – убежден Александр САФОНОВ.
 
 
 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФУНКЦИЙ
ТРУДОВОГО ПРАВА
 
 
В статье анализируются некоторые аспекты гарантий работникам, чьи условия труда по результатам СОУТ отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Отмечается, что мировой тенденцией в области управления системой охраны труда в настоящее время является приоритет превентивных мер в области охраны здоровья работников, что в полной мере отражает социально значимые потребности сторон трудового отношения (работника и работодателя), а также государства, и соответствует основным функциям трудового права.


Автор:
Иванчина Юлия Валерьевна,
доцент кафедры социального права Уральского института управления
филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.



Анализ действующего трудового законодательства позволил сделать вывод о том, что отдельные его положения, в частности предоставление сокращенной продолжительности рабочего времени лицам, работающим во вредных условиях труда, не соответствуют тенденции профилактики причинения вреда здоровью работника, не учитывают социально значимые потребности сторон трудового отношения и снижают эффективность реализации функций трудового права. В статье сделаны предложения по совершенствованию трудового законодательства.
 

Значительная часть населения более трети сознательной жизни проводит на работе, внося свой вклад в развитие общества. Право на наивысшие достижимые стандарты здоровья считается общепризнанным, без них никто не может трудиться и приносить пользу обществу, а также достигать личного благополучия. Если жизнь на рабочем месте подвергается опасности, то пропадает основа для производительной занятости и социально-экономического развития. Право работников на охрану их здоровья и жизни не только входит в компетенцию трудового права, но и считается одним из основных прав человека <cм.: Безопасный труд – право каждого человека. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда – 2009 // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/%40europe/%40ro-geneva/%40sro-moscow/documents/genericdocumerit/wcms_312015.pdf>.

Это подтверждается закреплением в Конституции РФ принципиального положения о том, что Российская Федерация – социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется труд и здоровье людей. Более того, Конституция РФ закрепляет, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право на охрану его здоровья (ст. 41).
 
В Конституции РФ как основополагающем акте государства находят свое закрепление основные социально значимые потребности общества, удовлетворение которых является приоритетным. «Государство выступает как особый социальный институт общества, отличающийся от других социальных объединений и организаций. Оно призвано выявлять всеобщие потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих граждан, представлять и нормативно закреплять всеобщую волю, выражая ее в форме законов и практической деятельности» <Маргулян Я.А. Концептуальные основы современного социального государства и социальное право: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2015. С. 7>.

Соглашусь с Н.И. Матузовым в том, что именно с помощью нормативного воздействия государство переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Однако право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей <cм.: Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 472, 474, 480>.
 
Право, как любая система и явление, существует постольку, поскольку оно выполняет определенные функции. Все остальное в системе неизбежно приспособлено для выполнения этих функций. Функции правового регулирования (регулятивная и охранительная) являются базовыми, исходными функциями всех отраслей права, в т.ч. и трудового. Однако с учетом основных социально значимых потребностей субъектов соответствующей отрасли права они претерпевают процесс преломления и конкретизации.

В результате формируются отраслевые функции, в частности функции трудового права, направленные на удовлетворение социально значимых потребностей его основных субъектов – работника и работодателя. Кроме того, полагаю, что в рамках всех отраслей права, а также и трудового, присутствует функция, направленная на удовлетворение социальных потребностей государства как обобщенных значимых потребностей общества, поскольку государство, как форма организации общества и управляющая система, должно функционировать в интересах большинства граждан. Следовательно, в рамках трудового права реализуются три основные функции, цель которых – удовлетворение социально значимых потребностей основных субъектов трудового права: работника – гарантийно-обеспечительная функция, работодателя – функция администрирования (управления) и государства – функция социального мира.
 
Необходимость улучшения условий труда и охраны здоровья работников – реально существующее явление в жизни общества, его необходимо учитывать. Здоровье человека и гражданина на общегосударственном уровне интегрируется в здоровье нации, становится важнейшим фактором экономического развития и фактором национальной безопасности государства <cм.: Холодова Т.Ю. Конституционно-правовое обеспечение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. c. 21>. И чем сильнее ощущается потребность в удовлетворении социально значимой потребности – потребности в улучшении условий труда и охране здоровья работников, тем больше необходимость регулировать и охранять данную группу общественных отношений...
 

 

 
 
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОУТ
 
  
Предлагаем вашему вниманию комментарий к Приказу Минтруда России от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда».
 

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов ее проведения зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно:
 
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
 
Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16.06.2017 порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте...
 
 
 
 

 

СЕЗОННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: НУЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ СОУТ?

 
 
Должно ли предприятие общественного питания обеспечить проведение
специальной оценки условий труда (СОУТ) в отношении рабочих мест,
которые являются сезонными или временными?
Чем грозит непроведение СОУТ?
  

КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ПОДЛЕЖАТ СОУТ? В силу ст. 212 ТК РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в рамках исполнения которых он среди прочего должен обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о СОУТ.
 




Отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, являются предметом регулирования Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Этим Законом также определены порядок проведения СОУТ, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
 
На основании ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ СОУТ не проводится в отношении условий труда:
 
– надомников – лиц, заключивших трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет;
– дистанционных работников – лиц, заключивших трудовой договор о дистанционной работе (в этом случае определенная трудовым договором трудовая функция выполняется вне места нахождения работодателя, его обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя);
– работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
 
Как указал Минтруд в Письме от 20.10.2015 г. № 15-1/ООГ-5597, на рабочих местах работников, отличных от перечисленных, СОУТ проводится в обязательном порядке. Следовательно, все рабочие места (место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой), которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя – предприятия общественного питания, подлежат СОУТ.
 
КОГДА ПРОВОДИТСЯ СОУТ? В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным Законом. Обозначенный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
 
Кроме обеспечения проведения плановой СОУТ, работодатель также обязан проводить внеплановую оценку в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, это:
 
– ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
– получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
– изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
– изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
– изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
– произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
– наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.
 
Если необходимость проведения внеплановой СОУТ обусловлена вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест или изменением технологического процесса, заменой производственного оборудования, то оценка должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня наступления одного из указанных случаев. Во всех остальных случаях на проведение СОУТ даются шесть месяцев (ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ)...

 
 
 
 


 

ЧТО ЖДЕТ ОХРАНУ ТРУДА В 2018 ГОДУ?

 

Предлагаем Вашему вниманию материалы актуального интервью Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа редакции профессионального журнала «Справочник специалиста по охране труда».

 

– Валерий Анатольевич, какие изменения произойдут в охране труда в 2018 году,
к чему готовиться?

 
 
– Мы полностью меняем акценты в работе по охране труда  впервые провозглашаем в законодательстве приоритет профилактики. Сейчас это самый передовой принцип во всем мире. В проекте 10-го раздела Трудового кодекса мы прописали, что теперь работодатель должен будет на регулярной основе системно реализовывать мероприятия по выявлению опасности для работника, по их устранению и по снижению риска. Еще из наиболее значимых новелл  это сюжеты, связанные с обеспечением СИЗ, с правами и обязанностями работника и работодателя. Мы впервые вводим статью, которая касается прав работодателя в сфере охраны труда. А вот у работников, наоборот, появятся дополнительные обязанности – участвовать в обеспечении безопасности на своем рабочем месте. Это так называемый принцип «не проходи мимо». 







Также мы планируем установить запрет на работы на тех местах, где по итогам специальной оценки условий труда установили 4-й класс 
 опасные условия труда. Работодатель должен будет приостановить работу и выполнить мероприятия по улучшению условий труда. Снова допустить работника он сможет только после того, как снизит вредность. Кроме того, мы планируем усилить роль служб и специалистов по охране труда, возможно, внести элемент независимости напрямую от работодателя. Для этого мы вводим независимую оценку квалификации такой категории персонала вместо периодического обязательного обучения по охране труда.
 

 
– Как будет реализована независимая оценка квалификации, будет ли это
обязательная процедура для специалистов по охране труда?  


– Да, это будет обязательная процедура, у нас есть профстандарт «Специалист в области охраны труда». Сейчас разворачивается система в виде отраслевого совета по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации. Нам кажется, что это будет более убедительная процедура, чем периодическое обучение, она позволит более объективно и достоверно оценить квалификацию специалистов по охране труда.

Это очень важно, поскольку мы вводим новые нормы, связанные с профилактикой, с выявлением опасностей, с управлением рисками. Без квалифицированной службы или специалиста по охране труда работодателю будет проблематично выстроить в соответствии с законодательством систему управления безопасностью. Кроме того, мы считаем, что это более экономичный способ для работодателей. Наши оценки показывают, что периодическое трех- и даже пятилетнее обучение обходится дороже, чем подтверждение квалификации.
 

 
– А инфраструктуру уже создают? Специалисты по охране труда  переживают,
успеют ли они вовремя подтвердить свою квалификацию.
 

– Да, инфраструктура сейчас готовится. При Торгово-промышленной палате России создали Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности. Он работает, там есть соответствующая комиссия по охране труда, она занимается подбором центров по оценке квалификации. Мы вводим достаточный переходный период – два года, чтобы отладить систему и все специалисты спокойно смогли бы пройти подтверждение квалификации. Мы будем вести разъяснительную работу, специалисты по охране труда смогут обращаться в центры квалификации.
 

 
– Как оценка квалификации обеспечит независимость специалистов по охране труда
от работодателя?
 

– Когда специалист по охране труда обладает определенным объемом компетентности и это подтверждает независимый центр, то, на наш взгляд, создаются иные взаимоотношения между работодателем и специалистом по охране труда. Специалист становится, скорее, внутренним аудитором. С сертификатом он будет более свободно определять проблемные зоны, которые требуют его пристального внимания по месту работы.
 

 
– Вы упомянули, что у работодателей впервые появятся права в области охраны
труда. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

 
– Мы даем право работодателям использовать дистанционные системы для наблюдения за наиболее опасными производственными процессами и технологическими участками, а также фиксировать результаты с помощью аудио, видео и других способов. Безусловно, при этом нужно будет информировать работников, но такое право мы закрепим. Мы предоставим право документировать процедуры в сфере охраны труда, вести документацию в электронном виде. Кроме того, работодатель сможет допустить надзорный орган к своим базам данных, к системам наблюдения, чтобы и трудовая инспекция могла это видеть в режиме онлайн и учитывать при планировании проверок. В этом случае период плановых проверок может быть увеличен.
 

 
–  Каким образом будет выстроена система оценки рисков?
 

– Это будет очень мягкая процедура 
 мы дадим рекомендации, приведем существующие методы оценки снижения рисков. Работодатели смогут выбрать те методы, которые им лучше подходят исходя из организационно-правовой и производственной сферы. Всего таких методов 72. Самый простой из них – это чек-листы, которые нужно регулярно использовать для выявления рисков.

 
– Что изменится в порядке выдачи средств индивидуальной защиты?

 
– СИЗ защищают не профессию и не должность, их задача – ограждать от воздействия совершенно определенных факторов, поэтому мы будем конструировать единые типовые нормы. Тип средств защиты будет зависеть от опасности или вредного фактора, который существует на рабочем месте. Мы предусмотрели длительный переходный период – планируем ввести новые типовые нормы с 1 января 2023 года.
 

 
– Работодателю станет проще обеспечивать работников средствами
индивидуальной защиты?
 

– Работодатель будет вынужден этим заниматься. Сейчас достаточно провести пальцем по строчке, определить профессию «токарь» и выдать ему соответствующий объем средств защиты. В дальнейшем он должен будет реально оценивать вопросы, связанные с опасностями, 
– какие факторы действуют на рабочем месте, какие существуют риски, и на основе этой информации подбирать СИЗ. Мы теперь разделяем производственные зоны и участки. Например, есть токарь, который работает на классическом станке. Ему нужен один набор средств защиты. А есть работник, который трудится на токарном станке с программным управлением, и, по сути, он не стоит около станка, а находится в кресле оператора. Там другие СИЗ нужны.
 
 
– Что изменится в порядке обучения по охране труда?  
 

– Мы введем элемент дистанционного обучения – тестирование. Он себя хорошо оправдал, когда мы конструировали нормы об экспертах по специальной оценке условий труда. Сейчас мы планируем перевести ряд категорий работников, в основном в непроизводственной сфере, на дистанционное обучение – тестирование. Это будет государственный бесплатный ресурс. Больше никаких принципиальных изменений мы не планируем.
 

 
– Будет ли более детально прописан порядок обучения?

 
– Нет, мы не планируем прописывать очень детально, как проводить, например, инструктаж. Излишняя детализация присуща советской модели охраны труда. Всю ответственность за здоровье и жизнь работников несет работодатель, ему не нужно подробно расписывать застывшие формы проведения инструктажей – это его зона ответственности. Мы даем общие требования и рамочные методологии. Остальное зависит от специфики организации, поэтому сам работодатель должен оценить свои риски и учесть их.

 
– Будут ли изменения в порядке расследования несчастных случаев?
 

– Мы планируем в порядок расследования ввести классификаторы: видов несчастных случаев, их причин, характера повреждений. Мы бы хотели, чтобы статистика накапливалась не только на бумажных носителях, но и в режиме онлайн. Это позволит нам анализировать несчастные случаи, чтобы предотвращать их в дальнейшем.
 

 
– Валерий Анатольевич, какой совет Вы бы могли дать специалистам по охране труда на 2018 год?

 
– Внедрять системы управления охраной труда в зависимости от уровня предприятия, от количества работников, внедрять их на современной основе, рассчитанной на выявление опасностей. Изучать методы оценки рисков, потому что это будущее сферы охраны труда. Предупреждение и профилактика, а не реагирование на последствия – вот главный принцип работы современной службы охраны труда.

 



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ПРЕДЛОЖИЛО ЛИШИТЬ РОСТЕХНАДЗОР И РОСЗДРАВНАДЗОР ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Правительство РФ внесло в Госдуму пакет законопроектов, направленных
на исключение дублирования полномочий Роструда и других органов власти в сфере охраны труда. В частности, планируется внести правки в статьи 366 и 367 Трудового кодекса.
 

Предлагается установить, что государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, а государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, – уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора. В настоящий момент таким органом в обоих случаях является Ростехнадзор.
 
Тем самым, фактически из указанных статей исключается упоминание о полномочиях Ростехнадзора по осуществлению контроля за соблюдением требований охраны труда в целом. В ведении Ростехнадзора остается лишь надзор за исполнением требований (в том числе установленных правилами по охране труда) по безопасному ведению работ. Иными словами, Ростехнадзор контролирует порядок выполнения работ на отдельных объектах, но не условия, в которых такие работы осуществляются. По проекту проверка безопасности условий труда перестанет быть и предметом государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется Росздравнадзором. Соответствующие коррективы предлагается внести в ст. 88  Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
 
Надзор же за соблюдением требований по охране труда в целом (как и прочих требований трудового законодательства) относится к компетенции Роструда (ст. 356 ТК РФ). Никаких изменений в этой части законопроекты не предусматривают.

 
 
 
УТРАНЕНИЕ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИБРАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ
РАБОТНИКОВ
 
 
По степени распространения среди контингентов работников обрабатывающих отраслей экономики вибрационная болезнь занимает одно из ведущих мест. Ни для кого не является секретом, что важнейшим фактором развития этого профессионального заболевания является производственная вибрация. Наиболее высокая заболеваемость вибрационной болезнью ре­гистрируется на предприятиях тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, горнорудной промышленности и составляет 9,8 случая на 100 тыс. работающих. Поэтому устранение вредного воздействия вибрации на рабочем месте на современном этапе развития промышленного производства приобретает все большее практическое значение.

 
– Почему развитие научно-технического прогресса, внедрение новых
конструкционных материалов и совершенствование технологического
оборудования не привело к заметному снижению количества выявленных
случаев вибрационной профпатологии работников?

 
– Успехи конструкторов электроинструмента, станков и технологического оборудования связано с возрастанием мощностей образцов, эксплуатационных скоростей, снижением массовых параметров. С одной стороны новации повышают производительность труда, с другой стороны – возрастает виброактивность машин и оборудования. Это неизбежно приводит к неуклонному росту профессиональных рисков возникнования и прогрессирования вибрационных профпатологий работников обрабатывающих предприятий.
 
Воздействие на работников в течение длительного времени высоких уровней вибрации способствует преждевременному утомлению работников, снижению концентрации внимания, косвенному повышению общей и сопутствующей профессиональной заболеваемости. Это неизбежно приводит к значительному социально-экономическому ущербу и повышению себестоимости производства работодателя. По-прежнему профессиональные заболевания, вызванные вредным воздействием вибрации на здоровье работников, занимают ведущее место в статистике профессиональной заболеваемости, при этом наиболее час­то они развиваются при воздействии вибрации, создаваемой ручными маши­нами, обрабатываемыми деталями, изделиями и т.д.
 

– Работники каких отраслей экономики и каких профессий по статистике
наиболее подвержены вредному воздействию на здоровье вибрационных
факторов производственной среды? 

 
– Эксперты Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора проанализировали отечественную статистику вибрационной профпатологии. Наибольшее число случаев вибрационной профпатологии традиционно выявляется у представителей таких профессий, как: 

– проходчик; 
– водитель автомобиля; 
– машинист экскаватора; 
– горнорабочий очистного забоя; 
– тракторист и др.

 
– Работники каких технологических процессов наиболее подвержены
вредному воздействию виброакустических факторов производственной
среды?


– Для ответа на данный вопрос важно рассмотреть гигиеничеую характеристику вибрации как фактора производственной и окружающей среды. Вибрация как фактор производственной среды встречается в металлообрабаты­вающей, горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, строи­тельной, авиа- и судостроительной промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и других отраслях народного хозяйства.
 
Вибрационные процессы оборудования характерны для таких технологических операция, как: 
 
  • формирование сырья, материалов и заготовок;
  • прес­сование сырья и материалов;
  • вибрационная интенсификация заготовок деталей;
  • механическая обработке материа­лов;
  • вибрационное бурение, рыхление, резание, разрушение горных пород и грунтов;
  • виб­ротранспортировка заготовок и болванок деталей и т.п.
  • уплотнение сырья и материалов.
Также вибрацией сопровождается работа передвижных и стационарных механизмов и агрегатов, в основу действия которых положено вращательное или возвратно-поступательное движение.

 


К вибрирующему оборудованию относится оборудование, при работе с ко­торым
возникают вибрации, составляющие не менее 20 % допустимых сани­тарными
нормами величин; к виброопасным профессиям относятся те, при которых
вибрационная нагрузка на оператора выше предельно допустимой.
 
 
 
 
 
 
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ НА РИСК: ПРОВЕРКИ ОХРАН ТРУДА СТАНУТ "ЗАОЧНЫМИ"?
ПРОФСОЮЗЫ ВОЗРАЖАЮТ
 
 
 
Велика вероятность, что уже через год к работодателям, прошедшим
самопроверку на сайте Роструда, с проверками будут приходить лишь
по поводу несчастных случаев или задержек заработной платы.
Такой подход всерьез рассматривается ведомством. Профсоюзы считают, что верить работодателю на слово рано и от проверок отказываться нельзя. С 2019 года работодатели, прошедшие самопроверку на сайте Роструда, могут быть избавлены от проверок ведомства. Об этом заявил глава Роструда Всеволод Вуколов на пресс-конференции, состоявшейся 20 декабря 2017 года.
 


– Мы продолжаем работать над риск-ориентированным подходом к охране труда. На данный момент уже 285 тысяч работодателей прошли самопроверку на нашем сайте. К таким компаниям мы планируем не приходить с проверками. Проверки будут проводиться только по поводу несчастных случаев или жалоб граждан на невыплату зарплаты. Именно такой подход мы планируем сделать основным при формировании плана работы ведомства на 2019 год.
 
Также ведомство намеревается все документы, необходимые для проведения проверок, принимать только в электронном виде. Это планируется осуществить в середине следующего года. Профсоюзы далеко не приветствуют инициативы Роструда.

 
Алексей БЕЗЮКОВтехнический инспектор труда ФНПР:

– Общая политика государства направлена на либерализацию экономики и снижение нагрузки на бизнес. Это единственная цель, которой пытаются добиться подобными решениями. И вот это снижение нагрузки на бизнес любыми способами приведет к снижению контроля. За счет риск-ориентированного подхода будет сокращаться количество проверок. Они будут заменены самопроверками, самоконтролем и т.д. Но у нас такой опыт уже был. У Роструда проходила кампания «Сертификат доверия работодателям». Построена она была на принципе доверия: работодатель вбивал в анкету, что у него все хорошо, трудовые книжки хранит, подписывает, спецодежду выдает и т.д. Галочки поставил, как в тестовом задании: да, да, есть, нет. И у кого все галочки стоят в колонке «да» – тому дают сертификат и освобождают на три года от проверок.
Но на практике все оказывалось не так. Когда несчастный случай происходил, приходила Гострудинспекция и этот сертификат изымала. То же происходило и при внеплановых проверках: они часто сопровождались изъятием сертификата. Поэтому у нас отрицательное отношение к подобным инициативам.

Без надзора со стороны государства работодатель будет соответственно снижать заботу о работнике. Люди боятся жаловаться в госинспекцию, потому что их могут уволить. Так что работодатель, у которого не все в порядке на производстве, но есть более-менее грамотный юрист, который в курсе нововведений, будет получать сертификаты. И спокойно и бесконтрольно работать. Тем более что это станет очень просто – достаточно пройти самопроверку. Это будет просто декларация, не более того. Мы будем сопротивляться данной инициативе. Это ведь не первая подобная инициатива. У нас есть Конвенция МОТ в отношении инспекции труда, которая ратифицирована. Но многие требования действующего Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц» противоречат этой конвенции. Законопроект «О надзорно-контрольной деятельности», который сейчас предложило Минэкономразвития, тоже противоречит этой конвенции. Мы на это уже указали правительству, и сейчас идет обсуждение.

Это не означает, что мы против самопроверки как таковой. Самопроверка существует во всех развитых странах. Сам работодатель заинтересован в ней, сам старается провести эту самопроверку, а не государственные органы сверху спускают ему указание. Работодатель это делает для оценки своих рисков, для оценки риска потери основного своего ресурса – человека, риска потери трудоспособности человека. Это же элементарные экономические риски, которые рассчитывает любой грамотный бизнесмен. Он оценивает, насколько велик риск потерять специалиста: насколько раньше тот уйдет на пенсию, на больничный, заработает профзаболевание, пострадает. Это же компенсации, большие финансовые затраты. И бизнес должен этим заниматься самостоятельно, а не Роструд ему это должен предлагать. Ведь и у нас Роструд изначально предлагал эту самопроверку в качестве помощи бизнесу, в основном малому. У тебя маленькая организация, у тебя нет специалистов по труду – вот, пожалуйста, проверь себя сам. Как ликбез – это прекрасно. Но освобождать на этом основании от проверок – это уже перегиб.
 

 
Олег РЫЛЕЕВзаместитель председателя Вологодской областной федерации профсоюзов:

– Об этой инициативе я еще не слышал, но это похоже на индульгенцию для бизнеса. А у нас уже были подобные случаи. К примеру, освободили от проверок малый бизнес в первые три года после создания. И к чему это привело? Ты поработал три года как хочешь, не соблюдая законодательство. Потом ликвидировался, создал новое юрлицо – и опять у тебя право три года работать без проверок. В данном случае предложение Роструда приведет к подобной же практике. Даже на примере пищевой промышленности мы видим, что снижение контроля ведет к снижению качества продукции. Зачем соблюдать требования к производству, к технологии, если никто не проверит? Конечно, какая-то часть работодателей будет исполнять свои обязательства в соответствии с действующим законодательством. Но гарантий, что это будут делать все работодатели, – никаких. У нас еще не тот менталитет, чтобы полагаться только на чувство ответственности перед обществом. Поэтому мое личное мнение: доверяй, но проверяй.

 
Александр ПЕРВУХИНпредседатель Мурманского областного совета профсоюзов:

– Про эту инициативу еще сложно что-то сказать, мы ее не обсуждали. Но вообще у нас в области есть нечто похожее – «Сертификат доверия». Мы вручаем сертификат тем организациям, в которых нет нарушений, нет задолженностей по налогам, по зарплате, и там три года не бывает проверок. А если возникает, мягко говоря, какой-то непорядок, то представители членской организации всегда обращаются с проблемным вопросом в профсоюзные органы. И профсоюзы подключаются. Поэтому чего бы они там ни хотели, что бы там ни делали, если будут нарушения – профсоюзы обязаны реагировать.
 

 
Ангелина САКАЕВАзаведующая отделом социально-трудовых отношений
Калининградского областного объединения организаций профсоюзов:

– Этот вопрос мы не обсуждали коллегиально, поэтому я не могу высказаться от имени профобъединения. Но лично я – против отмены проверок. Да, есть установка «не кошмарить бизнес», но тогда у нас этот бизнес совсем бесконтрольным остается, и ведут себя работодатели не всегда адекватно. Даже в нынешнем режиме не так-то просто реагировать. Для проведения проверки надо обратиться в Гострудинспекцию, обозначить проблемные моменты, а оттуда за несколько дней предупреждают работодателя… Это долго. У нас необходимость провести проверку бывает гораздо чаще. И проверки нужны более оперативные. Потому что люди жалуются, случаются долги по зарплате. С точки зрения защиты интересов работников проверки – это неплохо...

 

 
 
 
 
РИСКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПНЕВМОКОНИОЗОВ РАБОТНИКОВ
 
 
Пневмокониозы были признаны в качестве профессиональных заболеваний достаточно давно. Существенные усилия были направлены на исследование, первичную профилактику и лечение данных заболеваний. Однако врачи и гигиенисты сообщают о том, что проблема данного заболевания все еще сохранилась как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.

 
Три основных промышленных минерала, вызывающие пневмокониоз (асбест, уголь и кремнезем), имеют в настоящее время и будут иметь в будущем определенное экономическое значение, вследствие чего будет оставаться возможность воздействия этих минералов на промышленных рабочих. В этой связи ожидается, что и в обозримом будущем проблема пневмокониозов будет иметь существенное значение для здоровья работающего населения во всем мире. Особенно это касается работников небольших отраслей промышленности и мелких шахт, где задачи по профилактике профессиональных заболеваний выполняются не в полном объеме. Практические трудности в организации первичной профилактики и/или недостаточное понимание механизмов возникновения и развития данных заболеваний не позволяют решить данную проблему до сих пор.
 
Знание этиопатогенеза пневмокониозов помогает понимать процессы, происходящие в легких после вдыхания частиц фиброгенной пыли. Выражение каскад событий можно часто обнаружить в литературе по данному вопросу. Каскад – ряд событий, где первым является воздействие, а последним наиболее отдаленная ступень развития заболевания в его более серьезной форме. Если мы отбросим редкие формы ускоренного силикоза, которые могут развиться через несколько месяцев после воздействия, то заметим что большинство пневмокониозов чаще всего развивается в течение десятилетий после воздействия. Это особенно очевидно в настоящее время в условиях, когда на рабочих местах внедряются современные стандарты профилактики заболеваний. Таким образом, этиопатогенез этого явления должен анализироваться с точки зрения длительной динамики его развития.
     
За последние 20 лет ученые получили большое количество информации о многочисленных и комплексных реакциях легких, вовлеченных в интерстициальный фиброз легкого, вызываемый несколькими веществами, включая минеральную пыль. Эти реакции были описаны на биохимическом и клеточном уровнях (Richards, Masek and Brown, 1991). В разработку этой проблемы внесли свой вклад не только физики и экспериментальные патологи, но также и практикующие клинические врачи, которые широко применяли бронхоальвеолярный лаваж в качестве нового метода исследования легких. Эти исследования описывают этиопатогенез как чрезвычайно сложный процесс, который, тем не менее, можно разбить на части и выявить несколько этапов развития процесса:
 
  • непосредственная ингаляция частиц пыли и последующее поражение легкого (зависимость типа воздействие-доза-реакция);
  • физико-химическая характеристика фиброгенных частиц;
  • биохимические и клеточные реакции, вызывающие повреждения, описываемые в качестве пневмокониозов;
  • условия, определяющие прогрессирование заболевания и возникновения осложнений.
Нельзя игнорировать последнюю из перечисленных стадий этиопатогенеза, так как более тяжелые формы пневмокониоза ведут к серьезному ослаблению здоровья и нетрудоспособности.
     
Детальный анализ этиопатогенеза пневмокониоза выходит за рамки данной статьи. Для его проведения необходимо рассмотреть несколько видов пыли и углубиться в большое количество специфических областей, некоторые из которых все еще являются предметом активного исследования. Но даже имеющиеся на сегодняшний день знания о пневмокониозах дают нам некоторые общие идеи относительно этиопатологии данного заболевания. Они будут представлены в этой статье в ходе описания четырех вышеупомянутых сторон процесса, а библиография отошлет заинтересованного читателя к более специализированной литературе. В данной статье приведены описания для трех основных и в наибольшей степени описанных в научной литературе пневмокониозов -асбестоз, пневмокониоз угольщиков (CWP) и силикоз. Также мы привели здесь мнения специалистов о профилактике данных заболеваний.
 
Причиной пневмокониоза является ингаляция частиц определенных фиброгенных видов пыли. В физике аэрозолей термин «пыль» имеет очень точное определение. (Hinds, 1982). Пыль – это частицы вещества в воздухе, полученные в результате механического измельчения данного вещества в твердой фазе. Пыльные облака в условиях разных промышленных предприятий (например, горная промышленность, проходка туннелей, пескоструйная очистка и производство) обычно содержат смеси различных видов пыли. Частицы атмосферной пыли неоднородны по размеру. Размер частиц и другие физические параметры (плотность, форма, поверхностный заряд) определяют аэродинамическое поведение частиц и вероятность их проникновения и осаждения в разных отделах респираторной системы.
     
Место осаждения частиц в респираторной системе – альвеолы. Воздушные твердые частицы достаточно малых размеров, достигающие этот отдел называются вдыхаемыми частицами. Частицы, попадающие в альвеолы, осаждаются не все, некоторые присутствуют в выдыхаемом воздухе. Физические механизмы, ответственные за осаждение в настоящий момент хорошо изучены для изометрических (Raabe, 1984) и для волокнистых частиц (Sebastien, 1991).
 
Были установлены функции, связывающие вероятность осаждения частиц с их физическими параметрами. Вдыхаемые частицы, осаждаемые в альвеолярном отделении, имеют небольшие различия в размерах. Для измерения концентрации на единицу массы для вдыхаемых неволокнистых частиц используются размер-селективные воздушные пробоотборники. Для волокнистых частиц подход к выявлению вышеупомянутых характеристик другой. Техника измерения основана на сборе при помощи фильтра «всей суммы пыли» и подсчете волокон при помощи оптического микроскопа. В этом случае, отбор по размеру проводится исключением из подсчета «невдыхаемых» волокон, размеры которых превышают предварительно установленные размеры для вдыхаемых волокон.

После осаждения частиц на поверхностях альвеол инициируется так называемый процесс альвеолярной очистки. Хемотаксисный набор макрофагов и фагоцитоз составляют его первые фазы. Были описаны несколько путей очистки: перемещение насыщенных пылью макрофагов в направлении реснитчатых воздушных каналов, взаимодействие с эпителиоцитами и передача свободных частиц через альвеолярную мембрану, фагоцитоз интерстициальными макрофагами, секвестрация в область интерстиция и транспортировка по направлению к лимфатическим узлам (Lauweryns and Baert 1977). Очистные пути обладают специфической кинетикой. Не только само воздействие осажденных частиц, но также их физико-химические свойства вызывают активацию различных участков очистных путей, ответственных за способность легких удерживать подобные загрязняющие вещества...
 
 
 
 

 
ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
НЕ ЗАКОНЧИТСЯ НИКОГДА
 
 
В январе исполнится 100 лет со дня принятия Декларации прав
трудящегося и эксплуатируемого народа. Несмотря на бросающуюся в
глаза историчность документа, немало его положений прописалось и в
нынешнем российском законодательстве, в том числе в Трудовом кодексе
РФ.
 
 
«ХАРТИЯ ТРУДА» РОДИЛА МОТ. Декларация как конституционный акт советской власти закрепила завоевания Октябрьской революции. Она объявила основой государства форму диктатуры пролетариата, федеративный принцип устройства, а основной задачей — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком и деления общества на классы.
 
Автором проекта Декларации стал В.И. ЛЕНИН. Когда 18 января 1918 года Яков СВЕРДЛОВ от фракции большевиков зачитал ее на заседании Учредительного собрания, правое большинство отказалось ее рассматривать. Через неделю ее принял III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а спустя шесть дней, после интеграции с крестьянскими депутатами, одобрил объединенный III съезд Советов, который, кстати, и распустил Учредительное собрание.
 
Время показало, что хотя документ и не стал «бессмертной хартией труда», как о нем говорилось в те дни, но он сыграл значимую роль в развитии законодательства по защите прав работников во всем мире. «Сегодня я рассматриваю его как просто исторический акт», — размышляет первый зампредседателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил ТАРАСЕНКО.
 






Именно события Октябрьской революции 1917 года, уверен он, подвигли мировое сообщество на создание Международной организации труда (МОТ), столетие которой будет отмечаться в 2019 году. Благодаря этому мы, говорит депутат, сегодня имеем такие достижения в защите прав трудящихся, которые реализуются через представительство трех сторон социальной дискуссии — власти в лице правительств, объединений трудящихся в лице профсоюзов и объединений работодателей — (МОР), учрежденной в 1920 году.
 
«Что касается российского законодательства, то в нем из положений Декларации сейчас больше всего осталось тех изменений, зафиксированных в пенсионном законодательстве советского периода, — добавляет Михаил ТАРАСЕНКО. — Тогда были введены оплата временной нетрудоспособности, пенсии, причем для женщин на пять лет по возрасту меньше, чем для мужчин. В 30-е годы прошлого века это были самые прогрессивные новации». «Нынешний МРОТ в 7800 рублей составляет 71-72 пункта от ПМ. Повышение его с нового года до 9489 рублей потребует 60 миллиардов рублей. За такую меру высказался Владимир ПУТИН».
   
СОБЫТИЕ ГОДА: МРОТ ПОЧТИ ДОГНАЛ ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ. Из значимых событий 2017 года Михаил ТАРАСЕНКО называет принятый Госдумой закон, по которому с 1 января 2018 года минимальная зарплата (МРОТ) в России составит 85 процентов от прожиточного минимума (ПМ), а с 1 января 2019-го – 100 процентов: «Я оцениваю его как очень большую социальную и политическую меру по борьбе с бедностью, а если прямо говорить, и с нищетой, когда работающий человек продолжает быть бедным, а так быть не должно. Это первое серьезное изменение в Трудовой кодекс». Дискуссии вокруг этого велись 25 лет. По оптимистичным подсчетам экспертов, в число бедных работающих россиян в 2016 году входил каждый шестой из трудоспособного населения, всего порядка 12,1 миллиона человек. Нынешний МРОТ в 7800 рублей составляет 7172 пункта от ПМ. Повышение его с нового года до 9489 рублей потребует 60 миллиардов рублей. За такую меру высказался Владимир ПУТИН.
 
«И второе, — продолжает парламентарий, — пока не изменение, но достаточно знаковое решение Конституционного суда РФ от 7 декабря. Суть его в том, что различные компенсационные выплаты, касающиеся людей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где есть районные коэффициенты и процентные надбавки, не должны входить в минимальные размеры оплаты труда. Это означает рост зарплаты в этих регионах, что будет способствовать успешному освоению Севера».
 
Такие подвижки в трудовом законодательстве инициированы Федерацией независимых профсоюзов России, поддержаны депутатами всех фракций Госдумы и президентом страны, отмечает депутат. По его словам, они явились логическим завершением длительного процесса переговоров, согласований и борьбы, когда исполнительная власть хотела оставить все по-старому, особенно в некоторых субъектах Федерации. И разумеется, были изысканы средства. Это и есть свидетельство трипартизма, существующего между представителями работников, работодателей и исполнительной властью. В Федерации независимых профсюзов России, как сообщил ее председатель Михаил ШМАКОВ, разработан законопроект, который с целью реализации соответствующих положений Постановления КС РФ будет в ближайшее время внесен в Госдуму депутатами межфракционной группы «Солидарность».
 
Первый замглавы профильного комитета Госдумы явно не разделяет мнение о том, что профсоюзы мало что делают для улучшения положения работников. «Кто так говорит? Наверное, самозанятые? — риторически спрашивает он. — Это не так. Например, Горно-металлургический профсоюз России все вопросы роста зарплаты, которые идут гораздо выше, чем в законодательстве, решает через отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры. Это его заслуга. Достаточно мощные и сильные профсоюзы в системе нефтяников и угольщиков. Работники из структур, где большие трудовые коллективы, на мой взгляд, достаточно серьезно защищены профсоюзами».
   
УДАР КРИЗИСА ПО ПРАВАМ РАБОТНИКОВ. Сегодняшние лозунги МОТ — национальное развитие, достойный труд и социальная защита. По данным ее последнего доклада, четыре миллиарда человек в мире лишены социальной защиты. Это автоматически ведет к консервации бедности, неравенства, экономического застоя. В докладе подчеркивается необходимость распространения социальной защиты на работников неформального сектора экономики в целях легитимации и улучшения условий их труда. На последние негативно влияют, в том числе, применяемые многими правительствами меры экономии и налогово-бюджетная консолидация.
 
Директор Института социологии РАН, академик Михаил ГОРШКОВ, комментируя данные свежего исследования российской посткризисной реальности, обратил внимание на то, что у нас каждый второй работник на предприятиях так или иначе подвержен нарушению своих социально-экономических прав по одной либо по двум-трем позициям. Мониторинг, проводимый НКО «Центр социально-трудовых прав», свидетельствует о повышении конфликтности в трудовых коллективах и отношениях между работниками и работодателями. При снижении уровня протестов с января по июнь 2017 года на 12 процентов увеличилась их «размазанность» по стране. Распространенность идет главным образом за счет отраслей, где доминирует средний, мелкий и теневой бизнес.
 
И органам власти, и самим работодателям полезно обратить внимание на дисфункции в социально-трудовой сфере, порождающие социальную напряженность. Это, оказывается, не только «задержка заработной платы», но и все чаще целый комплекс действий работодателя под емкой формулировкой «политика руководства».
  

 
 
АУТСОРСИНГ КАК УХУДШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКОВ. Это второе место в рейтинге причин, на первом — невыплата зарплаты, на третьем — низкая оплата труда. Такие выводы во многом совпадают с данными Центра анализа и мониторинга «Трудовые конфликты» ФНПР.
 
«За 9 месяцев 2017 года возникло 123 социально-трудовых конфликта (СТК), и почти все они переросли в разные по остроте акции протеста, — комментирует Михаил ШМАКОВ. — Увеличилось количество митингов, пикетов, коллективных обращений работников, отказов от выполнения своих обязанностей, угроз объявления забастовок. В отраслевом разрезе наиболее конфликтными отраслями стали обрабатывающие производства, транспорт и строительство. Есть устойчивая тенденция к снижению количества конфликтов в здравоохранении в отличие, к слову, от сельского хозяйства. Вывод: основная проблема — невыплата зарплаты, чаще всего на предприятиях, где нет профсоюзов. Где они работают и заключены колдоговоры, острые вопросы решаются быстрее. Положительно то, что большинство конфликтов завершаются полным или частичным удовлетворением требований работников». В ФНПР, заключает его глава, понимают, что далеко не все работодатели из тех, кто задерживает зарплату, имеют корыстные интересы. Нужно вдумчиво разбираться: какая налоговая и таможенная политика в той или иной отрасли, как финансовое положение предприятия соотносится с ввозом экспортных материалов, сырья…
 
«В Трудовом кодексе РФ не только назрел, но и перезрел целый ряд изменений, — убежден лидер Федерации независимых профсоюзов России. — По определению и соотношению МРОТ и различных компенсационных и стимулирующих выплат лед тронулся 7 декабря, теперь дело за законом. Следует также внести в трудовое законодательство поправки, предполагающие участие представителей наемных работников в коллегиальных органах управления предприятиями с правами совещательного голоса. Участие работников в управлении организацией — одна из форм социального партнерства, и для ее реализации на практике нужно узаконить такую норму. Наконец, крайне важно ужесточить ответственность работодателя за задержки выплаты зарплаты. Особенно это актуально в условиях, когда у предприятия недостаточно средств на счете»...
 
 
 
 
 

Благодарим за проявленный интерес!






 


Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда