Работники «Мордовцемента» потеряли надбавки за вредные условия труда
19.02.2018 7:23:00
Удивительное рядом — на «Мордовцементе» растет зарплата, но в кошельках у работников денег стало меньше. На одном из крупнейших предприятий страны опять не все спокойно. Работники чамзинского завода, три года назад вошедшего в цементную империю миллиардера Филарета Гальчева, в очередной раз собираются искать правду у Президента Владимира Путина. Причина народного гнева в том, что в декабре собственник «спустил» на завод новое штатное расписание.
Удивительное рядом — на «Мордовцементе» растет зарплата, но в кошельках у работников денег стало меньше. На одном из крупнейших предприятий страны опять не все спокойно. Работники чамзинского завода, три года назад вошедшего в цементную империю миллиардера Филарета Гальчева, в очередной раз собираются искать правду у Президента Владимира Путина. Причина народного гнева в том, что в декабре собственник «спустил» на завод новое штатное расписание.
В соответствии с этим документом численность коллектива должна сократиться до 916 человек. Вместе с тем на предприятии увеличились тарифные ставки для расчета зарплаты. Казалось бы, доходы коллектива должны вырасти. Но параллельно с большинства работников «сняли» надбавки за вредные условия труда, снизили доплату за ночные смены и отменили другие льготы. В результате многие потеряли в зарплате до 10 тысяч рублей! Тех, кто публично выступил против такой политики руководства, сейчас всячески вынуждают уволиться.
В ситуации на «Мордовцементе» разбиралась Ирина РАЗИНА.
Машинисты-обжигальщки, машинисты цементных и сырьевых мельниц и машинисты гидрофола — всегда были основными специальностями на чамзинском предприятии. Это самые высококвалифицированные специалисты, которые отвечают за качество цемента на заводе. Практически все они работали по так называемой горячей сетке, подразумевающей досрочный выход на пенсию, доплату за вредные условия труда, дополнительный отпуск и прочие льготы. Специальная оценка условий труда, проведенная на «Мордовцементе» весной прошлого года, подтвердила «вредность» этих профессий. Привычное течение жизни работников изменилось 1 декабря, когда на заводе вступило в силу новое штатное расписание.
«Нас собрал директор, — вспоминает машинист-обжигальщик Сергей БИЧУРКИН встречу с руководителем предприятия Йоханом Антоном НИШВИЦЕМ, — и сказал прямым текстом: «Ребята, через неделю у вас будет новое штатное расписание. Вы будете получать меньше, вам снизят разряд. Но документ надо подписать. В противном случае увольняйтесь». Прочитав эту бумагу, работники завода узнали, что из высококвалифицированных машинистов их переводят в рядовые слесари. А это значит, что у них автоматически снижаются вредные условия труда — с первой сетки на вторую. Следовательно, сокращаются доплаты, откладывается выход на пенсию и т. д. Некоторым из работников понизили разряд, что тоже сказалось на зарплате. «В итоге доход у каждого из нас сократился почти на 10 тысяч рублей, — продолжает Сергей БИЧУРКИН. — К тому же у каждого прибавилось обязанностей. Мы должны выполнять не только обязанности слесарей, но и свои прежние функции машинистов! При этом зарплата стала ниже, отпуск тоже сократился. Да еще и за ночные смены доплату снизили с 60% до 20%».
ПРОВЕРКА
Возмущенные таким отношением, работники обратились к руководителю заводского профсоюза Александру СЕРГЕЕВУ и вместе с ним составили жалобу в республиканскую Госинспекцию труда. «Собственник поступил очень хитро, — считает председатель профсоюзной организации. — Тарифную ставку увеличили, отчитались перед всеми: мы, мол, молодцы — повысили зарплату! И в то же время убрали льготы. В итоге чуть ли не каждый работник смотрит в свой расчетный лист и видит там сумму меньше той, которая была до этого «повышения»…».
Александр СЕРГЕЕВ рассказывает, что трудовая инспекция приняла обращение, которое подписали 17 заводчан, неохотно. Но проверку условий труда на «Мородвцементе» все-таки начали. «На завод приехал трудовой инспектор, — говорит руководитель профсоюза. — Но работа его в итоге оказалась формальной. В отчете он написал, что его проверка длилась 18 дней. Хотя на деле он не опросил никого из тех, кто подписывал это письмо в трудовую инспекцию, не выходил на рабочие места, не оценивал условия труда! А ведь именно в этом заключается его задача. Нужно было проверить, насколько фактические условия труда тех, кого «обозвали» слесарями, соответствуют занимаемой ими должности, есть ли на этих участках вредные условия труда и т. д.
В итоге инспектор вынес решение, что собственник по законодательству прав…». Не добившись поддержки от Госинспекции труда, Александр СЕРГЕЕВ от имени работников вступил в переговоры с собственником завода Филаретом ГАЛЬЧЕВЫМ: «Я ему прямо говорил: «Что вы делаете? Терять таких специалистов — это безумие! Какую «кашу» вы будете варить вместо цемента с теми, кто ничего не понимает в работе печей и мельниц, но послушный и безотказный?» Ведь машинисты проходят специальное обучение, получают допуск на работу с газом или воздухом под высоким давлением и т. д. Я сам восемь лет проработал мастером на этом участке и хорошо знаю, чтобы освоить профессию машиниста цементной мельницы, нужно как минимум проработать три года под руководством более опытных специалистов. Но кто сейчас об этом думает в руководстве? У них к работникам подход такой: главное — помалкивай. А будешь выступать — найдем на твое место другого».
В соответствии с новым штатным расписанием под сокращение на «Мордовцементе» попали еще порядка 270 человек. И все их обязанности, по словам Александра СЕРГЕЕВА, руководство распределило между оставшимися работниками. «Я поставил собственнику условие — на заводе должно остаться не меньше 990 человек, а не 916, как они запланировали, — говорит руководитель профсоюза. — Иначе вы оставшихся людей просто заэксплуатируете, навешав на них чужие обязанности! И надо оставить машинистам их прежние должности. Вы обидели людей и в моральном, и в материальном плане! Филарет Ильич сказал мне тогда: «Я вас услышал. Мы решим эту проблему. Обиженных не будет».
МАШИНИСТЫ
Тем временем 17 работников, подписавшие жалобу в трудовую инспекцию, оказались у руководства завода в опале. «Мне директор сказал прямым текстом: «Ты у меня работать не будешь», — рассказывает Сергей БИЧУРКИН. — Спрашиваю его: «Почему?». Но никаких объяснений в ответ. Все, до свидания! И у остальных похожая история». По словам пострадавших, в отношении всех подписантов издали приказ о простое оборудования, хотя их участки продолжали работать. А на освободившиеся места перевели слесарей, сварщиков и т. д. «И это несмотря на то, что они по уровню подготовки и квалификации даже не имеют права работать на таких участках производства! — возмущается Сергей БИЧУРКИН. — А мы в итоге теперь ни дома не бываем, ни на работе. На заводе нам нужно отмечаться три раза в день. Сначала с 9.30 до 10.03 мы должны пройти через КПП.
С 12.00 до 13.00 в отделе управления персоналом расписываемся, что мы трезвые и работоспособные. А еще раз вечером с 15.00 до 16.00 опять отмечаемся на КПП. Многие, у кого нет своей машины, даже уволились из-за этого. По три раза в день на завод на такси не наездишься. Кроме того, нас «посадили» на 2/3 от заработной платы. Такими темпами через год мы вообще можем до нуля дойти! И нам начальство открыто говорит: «Вам мест на этом заводе не будет!» Предлагают уволить нас по соглашению сторон, выплатив каждому по три оклада. Но мы не согласны. Мы потеряли свои должности и хорошую профессию! А в Мордовии с работой сами знаете как…»
«Если честно, то уже надоело бояться! — признается Александр КОНИН — еще один машинист, попавший под санкции руководства. — Наши должности убрали самовольно. Есть единый трудовой квалификационный справочник, где обозначен перечень работ для каждой конкретной специальности. В нем прописаны обязанности по обжигу, необходимые для этого навыки и допуски. А сейчас на деле наши обязанности выполняет обычный слесарь по ремонту и контролю за оборудованием. Это вопиющее нарушение!» С жалобой на действия руководства доведенные до отчаяния работники завода уже обратились в районную прокуратуру.
КАРЬЕР
«Мы ждали шагов навстречу от руководства целый месяц, — продолжает Александр СЕРГЕЕВ. — В итоге этих ребят вывели в простой. Туда же отправили еще 21 работника с карьера. Хотя, по сообщениям пресс-службы холдинга «Евроцемент груп», к нам на «Мордовцемент» поступил современный и модернизированный роторный экскаватор. Мол, инновационный проект, новые технологии и т. д. А на деле оказалось, что это советская, бывшая в употреблении и неисправная техника, которая к тому же еще и создана для добычи угля! И наши ребята на нем мучились-мучились, пытались хоть какого-то толка добиться от этого экскаватора. Но он у них постоянно выходил из строя. В итоге руководитель подразделения ГУСЬКОВ, который очень горд тем, что является Героем Соцтруда, обвинил их в нежелании работать и назвал саботажниками! Хотя ему предоставили дефектовую ведомость, в которой было обозначено более 30 неисправностей этого экскаватора».
В результате доплату за вредные условия труда в карьере снизили с 20% до 4%, а 21 работник этого участка оказался фактически без работы. «Обидно, что собственнику преподносят все так, будто это мы — мордва — не хотим работать, — переживает один из специалистов этого участка. — Нас вывели в простой. А в Интернете уже появилось объявление: «Евроцементу» требуются на работу машинисты шагающих экскаваторов, машинисты-помощники. Заработная плата от 45–50 тысяч рублей. Иногородние, с переездом в Мордовию и проживанием в Саранске». Наши экскаваторщики позвонили по указанным номерам. Там их сразу спросили, откуда они. Из Мордовии? Вы нам не подходите. Все!»
Кроме того, по словам рабочих, в последнее время с завода уволили порядка 400 человек, разогнали специалистов ремонтного предприятия, которое считалось одним из лучших в России. А на их место приняли 350 шабашников из Ростова, Воронежа и других городов, которые работают вахтовым методом. «Их то и дело человек по десять-пятнадцать за пьянку увольняют, а вместо них везут новых, — переживают заводчане. — Хотя наши ребята? куда бы ни ехали в командировку, везде работали на совесть. И никаких нареканий к дисциплине никогда не было. Их после увольнения с цемзавода коммерсанты и другие предприятия с руками и ногами оторвали. Потому что они специалисты высочайшего уровня. Те же сварщики. Представляете, какое мастерство нужно, чтобы варить вращающуюся печь! А эти шабашники, что? Сделали ремонт и разъехались. А если после них что-то сломается, с кого спрашивать? Опять местные виноваты будут — не хотят работать. Такая ситуация в карьере. Ремонтировали экскаватор, вахта кончилась — уехали. А там одно не доделано, другое. И теперь этого подрядчика найти не могут. Он деньги поучил и смылся. Даже свой УАЗик сломанный на территории завода бросил. Так полгода машина там и стоит…».
«Собственника можно понять, у него хозяйство большое. Он в эти мелочи вникать и не должен, — старается не обострять обстановку руководитель профсоюза. — Но его же подчиненные в каких-то своих целях постоянно вводят его в заблуждение! В итоге идет страшное уничтожение кадрового потенциала цементного завода, и страдают от этого в первую очередь простые работяги. Руководство создало такую атмосферу, что на примере этих нескольких десятков работников, они запугали других. Мол, не вздумайте повторять. За вас никто не заступится, вы ничего не решите, а мы на ваше место поставим послушных. И в этой ситуации нам ничего не остается, как выносить нашу проблему в публичную плоскость и писать обращение Президенту. Кстати, ваша газета писала о том, что в прошлом году республика предоставила «Мордовцементу» налоговые льготы, более чем на 200 миллионов рублей. При условии, что не будет сокращаться численность коллектива и не снизится зарплата людей. И что мы видим сегодня? Увольнения продолжаются, оплата труда у большинства работников растет только на бумаге…».
Пока этот материал готовился в печать, на связь с заводским профсоюзом вышел собственник «Мордовцемента» Филарет ГАЛЬЧЕВ. «Мы долго говорили с ним о ситуации на предприятии, — рассказывает Александр СЕРГЕЕВ. — Я обозначил все наши проблемы. В итоге он попросил не торопиться с письмом к Президенту, пообещав уладить все вопросы до 15 февраля. А для нас главное — не поднять шумиху или облить кого-то грязью, а добиться результата. Вернуть работникам их профессии, заработки и льготы. И не допустить огульного сокращения коллектива. Поэтому будем ждать середины февраля…».
«Столица С» продолжит следить за ситуацией на «Мордовцементе»…
Источник публикации: stolica-s.su.
Все публикации