Охрана труда нужна везде и всегда – и ритейл не исключение
21.08.2019 12:52:00
Сегодня в российском ритейле трудится более полутора миллионов человек. Как правило, руководителям торговых предприятий более интересны вопросы продаж, а вот охрана труда (ОТ) отходит на второй план, поэтому и средства на нее частенько выделяются по остаточному принципу. И в этом – одна из основных проблем торговых предприятий. Конечно, так происходит не везде... Многие российские ритейлеры готовы поделиться «передовым опытом» и современными технологиями, разработанными ими для эффективной системы охраны труда работников.
Сегодня в российском ритейле трудится более полутора миллионов человек. Как правило, руководителям торговых предприятий более интересны вопросы продаж, а вот охрана труда (ОТ) отходит на второй план, поэтому и средства на нее частенько выделяются по остаточному принципу. И в этом – одна из основных проблем торговых предприятий. Конечно, так происходит не везде... Многие российские ритейлеры готовы поделиться «передовым опытом» и современными технологиями, разработанными ими для эффективной системы охраны труда работников.
РАССТОЯНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Розничная торговля по числу происшествий – не на первых местах среди других сфер экономики. Но одна из главных сложностей сетевого ритейла – большое количество подразделений на территории всей страны. Происшествие может случиться в Сибири, а специалист по ОТ находится в Москве. Генеральный директор EcoStandard group Николай КРИВОЗЕРЦЕВ уточнил, что организовать эффективно работающую систему управления охраной труда в организации с большой численностью сотрудников всегда непросто. Еще сложнее сделать это в компании, где много филиалов, подрядчиков и высокая ротация персонала.
Поэтому, считают эксперты, надо упростить взаимодействие внутри сети. Например, предусмотреть возможность предоставления отчетов в электронном виде и приравнять их к бумажному пакету. Ввести единообразие документов, а также ответственность за нарушение требований к ОТ. Кроме того, вовлекать персонал в повышение культуры безопасности охраны труда с помощью тренингов, квестов...
Руководитель службы охраны труда ООО «Леруа Мерлен Восток» Анна РУМЯНЦЕВА напоминает и о такой сложности, как взаимодействие персонала с клиентами. В большие магазины приходит множество покупателей, которым торговое предприятие обязано обеспечить безопасность. Но ведь это не подрядчики, которым можно установить «входные правила», без чего они не будут допущены на территорию: «В магазине стройматериалов есть и тяжелый товар, и острый, и длинномерный, и крупногабаритный, к тому же в торговом зале работает техника, что тоже является источником риска. Поэтому работаем на профилактику происшествий».
Многие ритейлеры пришли к выводу: часть процессов логичнее и удобнее вывести на аутсорсинг. Например, обучение и инструктажи, расследование несчастных случаев и разработку документации, в том числе связанной с законодательством, – об этом рассказала заместитель руководителя службы охраны труда компании Inditex Лариса ВАСИЛЬЕВА. Внутренняя команда – не только специалисты по ОТ, но и коммерческие директора, менеджеры по персоналу – есть во всех региональных магазинах. Они контролируют ведение документации, проводят внутренний аудит, отслеживают проблемы, информируют о несчастных случаях.
Для сотрудников с ограниченными возможностями, которые могут оказаться в нештатной ситуации, в компании Inditex ввели ноу-хау: специальный браслет со встроенными датчиками. Если человек не может выбраться, например, из горящего помещения или потерял сознание и не двигается – информация об этом приходит на гаджет к ответственному за охрану труда, и попавшего в беду можно быстро эвакуировать.
Сетевой ритейл – не только торговые, но и складские площади. По словам ведущего специалиста по охране труда сети гипермаркетов «Глобус» Василия БУБЛИКА, на складах наиболее часто инциденты возникают при работах со штабелирующей техникой. При работах происходят обрушения грузов, опрокидывание техники, наезды на ноги, защемление между грузами и штабелирующей техникой и т.п. В большей степени виновники и пострадавшие в таких инцидентах – работники сторонних организаций, оказывающих услуги на территории торгового предприятия. Основная причина – их низкая квалификация и необученность. Одним из инструментов профилактики, по мнению эксперта, является входной экзамен (в том числе практический) на знание основ безопасного выполнения работ с применением штабелирующей техники. Довольно эффективно показывает себя и система штрафов для сторонних организаций за нарушение требований охраны труда.
По мнению руководителя службы охраны труда ООО «Монэкс трейдинг» Лики АПЯН, чаще всего несчастные случаи происходят по вине человеческого фактора: «То работники одновременно, причем не глядя, входят и выходят из помещений и бьются головами до сотрясения мозга; то пугаются бегающих детей (у нас магазины детских товаров), отпрыгивают в сторону и повреждают себе ноги; то роняют канцелярские ножи и рамки для POS материалов, повреждая себе разные части тела... Как я люблю говорить на вводных инструктажах, все наши несчастные случаи происходят по глупости человеческой. Каждый раз всем новым работникам привожу примеры уже случившихся происшествий, чтоб были уроком, и они действительно не повторяются, но, к сожалению, происходят другие, отличные от прошлых».
СТРАХОВКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – это закон. К примеру, все сотрудники «Леруа Мерлен» с первого дня работы застрахованы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (согласно Федерального закона № 125-ФЗ). Кроме этого, после трех месяцев работы сотрудники подлежат дополнительному страхованию от любых происшествий. По этой страховке сотрудник получает выплаты по травмам, полученным в результате какого бы то ни было события: несчастного случая на производстве, ДТП и т.д.
По признанию представителей крупных сетевых компаний, на страховках, в частности добровольном медицинском страховании, у них стараются не экономить. «Все же понимают, что производство, склад, логистика связаны с повышенными рисками, поэтому всем сотрудникам оформляют полисы ДМС», – сказал один из руководящих сотрудников компании, производящей и поставляющей спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Например, все работники компании «Глобус» застрахованы в Фонде социального страхования. Это дает возможность получить обеспечение по страхованию при несчастных случаях на производстве. Также страхование позволяет использовать 20% от страховых сумм на финансирование некоторых мероприятий по охране труда. Работники, занятые на работах с высокими рисками получения травм (к примеру, управление транспортными средствами), дополнительно застрахованы по программе добровольного медицинского страхования. Это позволяет обеспечить более качественное медицинское обслуживание.
ВИДЕО И ДИДЖИТАЛ – ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ В ОБУЧЕНИИ
Еще одна проблема ритейла: как провести обучение в компании, разбросанной по всей стране, а то и за ее пределами? Особенно учитывая, что процедуры обучения и аттестации сильно формализованы.
Качественное обучение персонала приемам безопасной работы – задача, требующая нетривиального подхода. Просто лекции сегодня никому не интересны, сотрудникам подавай что-то более интерактивное: видеофильмы, презентации и т.п. Возможности современных мультимедиа позволяют оптимизировать рабочее время специалистов по охране труда.
– Это очень хорошие помощники в процессе проведения обучения и инструктажей для работников. Я всегда была противником представления обучающего материала исключительно в виде текста: он плохо усваивается, если не сказать, что вообще не остается в памяти. А вот видео – совсем другое дело: оно интереснее, нагляднее и понятнее. Еще один плюс – это в некоторых случаях замена живого инструктора, освобождение его времени от часто повторяющихся действий для решения других, возможно, более интересных задач. Например, в случае с вводным инструктажем, основную часть которого может заменить видеоматериал, – рассказывает Лика АПЯН.
Впрочем, обучение надо вести постоянно. Человеку свойственно со временем забывать не только правила безопасного ведения работ, но и случаи, произошедшие с его коллегами или даже с ним самим, поэтому должно идти непрерывно «обучение – контроль – обучение – контроль».
С четырехдневного тренинга в интерактивном формате начинается интеграция в компанию и для новых сотрудников «Леруа Мерлен»: им рассказывают об истории компании, каналах коммуникации, системе обучений, социальной политике и т.д. Тренинг по охране труда включает расширенный вводный инструктаж. Новички играют в игры, соревнуются, выходят на экскурсию. В процессе одной из игр – «Какие средства индивидуальной защиты нужны?» – слушатели делятся на несколько групп, каждая из которых тянет «задачку», в которой прописана та или иная работа, сотрудники должны между собой все обсудить и решить, какими СИЗ необходимо обеспечить сотрудника для выполнения этой работы, а затем правильно одеть одного из участников команды в эти СИЗ. Каждая группа презентует свою версию, и все вместе ее обсуждают.
В интерактивном формате обучаются и руководители вопросам организации безопасной работы.
Видео и диджитал помогают не только при обучении принципам охраны труда, но и при вовлечении сотрудников. «У нас есть видеоконтент внутренних коммуникаций "Видеожурнал Леруа Мерлен", – поясняет Анна РУМЯНЦЕВА. – Это короткий ролик из самых главных новостей компании, сделанный в формате видеоскрайбинга. В него мы периодически включаем вопросы безопасности. Есть еще корпоративный портал «Интрару» – единое информационное пространство для сотрудников с официальной рабочей информацией и сервисами, необходимыми для работы. Доступ к информации и сервисам «Интрару» возможен как с рабочих компьютеров, так и из дома.
Есть и мобильная версия этого ресурса, где на страничке «Охрана труда» есть актуальная информация. И собственная социальная сеть с мобильным приложением. В числе возможностей этого контента – организация и хранение информации (в том числе фото- и видеоматериалов), обмен лучшими практиками (в группах), поиск необходимой информации, совместная работа с документами, доступ к информации в любое время и в любом месте, обмен личными сообщениями с любыми сотрудниками компании и т.д. В этом мобильном приложении есть удобный мобильный сервис для работников «Сообщи о нарушении» – с помощью этого сервиса можно оперативно отправить фото и/или короткое сообщение о нарушениях безопасности в магазине».
ПОРА СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В ритейле многие законы уже устарели. Некоторые написаны весьма двусмысленно, иные дублируют разные инструкции или, напротив, противоречат друг другу. Есть ряд законодательных актов, не утвержденных в Минюсте... Однозначно, по мнению специалистов, одно: требования по охране труда для работодателя должны быть понятными и собранными в единый документ, а не разбросанными по тысяче нормативных актов, и обязательно с возможностью применения на практике. Наше законодательство пока этим похвастаться не может. Поэтому законы по охране труда надо менять, а это очень болезненный для работодателей вопрос.
При разработке нормативных документов в области охраны труда нужно более детально учитывать экономическую специфику предприятий. «Правила по охране труда, актуальные, к примеру, для тяжелой промышленности, но обязательные для исполнения всеми предприятиями, создают излишнюю административную и финансовую нагрузку», – считает Василий БУБЛИК.
Представитель Роструда Егор ИВАНОВ напомнил, что 22 января этого года появилось нововведение – чек-листы для плановых проверок в отношении работодателей, отнесенных к умеренной категории риска, и с 1 июля такие проверки будут проводиться. Если будут найдены нарушения, связанные с угрозой жизни и здоровья, – проведут внеплановую проверку: «При расследовании несчастных случаев наши инспекторы в обязательном порядке изучат систему управления охраной труда. По нашим данным, в бизнесе – от малого до крупного – чаще всего она отсутствует».
Однажды руководитель одного небольшого предприятия призналась, что самое тяжелое в ее работе не финансовые трудности и не приход налогового инспектора, а появление тех надзорных органов, которые следят за охраной труда. И на каждый гвоздик, на каждую деревяшку у них готова леденящая душу история со смертельным исходом, произошедшая на одном из соседних предприятий.
...Жизнь меняется, а с ней – и принципы охраны труда в сфере торговли. Но именно совершенствование законодательства способно создать систему тех или иных эффективных инструментов, чтобы свести число «ужастиков» к минимуму и сделать доступными каждому руководителю современные механизмы, помогающие сохранить жизнь и здоровье работников.
Е. Мамонтова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК
Мамонтова Е. Охрана труда нужна везде и всегда – и ритейл не исключение // Трудовое право. 2018. № 4. c. 85-92; электронный ресурс: www.top-personal.ru.
Все публикации