Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

РЖД: как изменятся в холдинге условия труда женщин

04.04.2018 9:01:00
В феврале в РЖД начал работу Координационный совет по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержке женщин. Его цель – сделать женский труд в компании более комфортным. О том, нужно ли отменять ограничения на труд женщин на железной дороге и как от этого зависит будущее страны, журналу «Пульт Управления» рассказал  главный технический инспектор труда Роспрофжела Алексей Налетов.
В феврале в РЖД начал работу Координационный совет по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержке женщин. Его цель – сделать женский труд в компании более комфортным. О том, нужно ли отменять ограничения на труд женщин на железной дороге и как от этого зависит будущее страны, журналу «Пульт Управления» рассказал  главный технический инспектор труда Роспрофжела Алексей Налетов.

 
– Алексей Анатольевич, сколько сейчас женщин трудится в РЖД и сколько из них на вредном производстве?
 

– В компании треть всех сотрудников – женщины. В абсолютном выражении это почти 240 тыс. человек. Большинство из них – 49% – специалисты, вторая по численности категория – рабочие, 34%. При этом 7% железнодорожниц, а это порядка 17 тыс., работают во вредных условиях труда. Порядка 6,8 тыс. из них трудится в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД». В основном это дежурные по станции, поездные диспетчеры, операторы. Основной фактор вредности здесь – напряженность трудового процесса, связанная с «плотностью» световых и звуковых сигналов. Также есть женщины – осмотрщики вагонов (1471 человек), слесари по ремонту подвижного состава (299 человек), электромонтеры контактной сети (312 человек). 


– Сейчас обсуждается вопрос пересмотра или даже отмены Перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин. С чем, на ваш взгляд, связано повышенное внимание к этому вопросу? 

 
– Для начала напомню, что перечень включает 456 профессий, которые, по мнению специалистов, негативно влияют на здоровье женщин. К таким относятся специальности, связанные с металлообработкой, монтажными и ремонтно-строительными работами, горные, геолого-разведочные и ряд других. В данный список профессий входит и профессия маляра в случаях, если работы осуществляются в закрытых помещениях и при работах с опасными материалами, содержащими свинец, например. Также запрещено применять труд женщин на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. 

Вредным железнодорожным специальностям отводится 30-й раздел перечня «Железнодорожный транспорт и метрополитен». В изменении перечня нет ничего экстраординарного. Давайте обратимся к истории вопроса. База этого документа была заложена еще в 70-е годы прошлого века. С тех пор каждое десятилетие, иногда раз в три года, иногда раз в пять–семь лет, он актуализировался. Менялись профессии, виды работ, и те, что устаревали, исключались из перечня. Сейчас у нас идет четвертая промышленная революция, все автоматизируется.
 
На рабочем месте теперь – эргономичный пульт управления, защитные ограждения, системы автоматического контроля. Мы видим такие станки, такое производство, где функции токаря или сварщика – это операционные функции, а все остальное делает робот. Это значит, что пришло время снова скорректировать документ. 

В декабре прошлого года Министерство труда и социального развития РФ провело совещание по этому поводу, в котором приняли участие представители РЖД и Роспрофжела. Министерство предложило вместе решить, есть ли в перечне железнодорожные профессии, которые не применяются в современном производстве, а также обсудить, как изменились условия труда с учетом автоматизации технологических процессов и применения современного оборудования. 

 

– Можно уже сказать, насколько сильно будет скорректирован перечень в части железнодорожных профессий?

 
– Кардинальных перемен ждать не стоит. Конечно, сейчас на железной дороге используется более современное оборудование, и очевидно, что некоторые виды работ, связанные, например, с обслуживанием паровозов, прочисткой труб, уже неактуальны и их можно убрать из перечня. Но в целом список работ на железнодорожном транспорте, на которых запрещено применение женского труда, вполне актуален.






 
Женщин нельзя брать на места, где факторами вредности являются химические вещества (аккумуляторщик, оператор котельных на жидком топливе), напряженность труда, подъем и перемещение тяжестей (осмотрщики подвижного состава, составители поездов), вибрация и шум. Запрещено также применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг). 


– Не считаете, что это слишком жесткие ограничения, которые ведут к дискриминации? 
 

– Эти ограничения не появились просто так. Вредные производственные условия одинаково негативно сказываются на здоровье и мужчин, и женщин, однако в силу особенностей именно женского организма от негативного воздействия производственных факторов наиболее часто диагностируются онкологические заболевания женских органов, подвергается разрушению одна из ключевых функций – репродуктивная.
 
Таким образом, если пребывание женщин на вредных производствах не ограничить, то вскоре под большой угрозой могут оказаться и сам прекрасный пол, и будущие поколения россиян. Все действующие документы и нормативы, включая выше упомянутый перечень, постановление правительства № 105, устанавливающее нормы поднятия тяжестей, санитарные правила и нормы нацелены именно на сохранение женского здоровья. Там даже есть такие отсылки: в химической промышленности до 35 лет женщинам нельзя работать на определенном месте, а после 35 лет уже допускается. 


– Есть ли подобные ограничения в других странах?

 
– Настолько детально прописанных точно нет. Перечень запрещенных для женщин работ у нас содержит 456 пунктов. Аналогичный список в Белоруссии включает 182 профессии, в Казахстане – 299. Данный перечень действовал и на Украине, но в декабре прошлого года он был отменен. В странах ЕС если и действуют ограничения, то касаются крайне тяжелых условий труда: либо сильная вибрация, либо сильное излучение, либо какие-то отдельные виды работ, где женщина не может работать в силу своей конституции и физических возможностей.
 
В отдельных странах мира, особенно с развивающейся экономикой, вообще отсутствуют какие-либо ограничения на женский труд. Так что российское законодательство в области защиты прав женщин одно из самых жестких в мире. Это дает повод нашим оппонентам говорить, что это не защита здоровья, а дискриминация по труду, хотя это и не так. В 2016 году Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин дал ряд рекомендаций Правительству РФ как государству – члену ООН по отмене перечня и предоставлении женщинам равного доступа к труду, но Минтруд держит удар и твердо стоит на своих позициях.


– Некоторые российские работодатели тоже считают ограничения чрезмерными. Говорят, что существующий порядок не позволяет им брать женщин даже после проведения мероприятий по улучшению условий труда или совершенствования техники. Вы с этими аргументами не согласны? 


– В этих заявлениях есть доля лукавства, так как такая возможность у компаний есть. Приложением № 1 постановления Правительства РФ № 162 определено, что работодателем может быть принято решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, и при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ.
 
Заключение Роспотребнадзора зависит от соблюдения санитарных правил и норм. Документ четко определяет обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин. К сожалению, учитывая все эти бюрократические сложности, работодатель просто не связывается с этим и ограничивается только спецоценкой условий труда. 

Возможно, поэтому некоторые работодатели предлагают эти нормы взять и отменить. А вместо них установить критерии, по которым сами компании на основании результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, по согласованию с профсоюзом, будут формировать перечни рабочих мест (профессий), на которых будет ограничено применение труда женщин. 

Конечно, легче всего взять и разрушить все, что было наработано годами. Но зачем? Все нормы подкреплены лабораторными исследованиями о том, какое влияние имеют те или иные канцерогены, химические вещества и другие вредные факторы на здоровье женщины. Их нужно не отменять, а актуализировать с учетом изменений производственного процесса, что сейчас и делается. В настоящее время Роспотребнадзором подготовлен СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин», он проходит согласование с федеральными министерствами.
 
В нем обновлены требования, которые были изложены в действующем СанПине, учтены все изменения российского законодательства. Документ гармонизирован с конвенцией Международной организации труда, документами Всемирной организации здравоохранения и директивами Европейского союза. 

 

– Как относитесь к идее допустить женщин до управления «Ласточками» и «Сапсанами»? 

 
– Безусловно, условия труда на современных локомотивах, электропоездах значительно лучше, чем раньше. Но работа на локомотиве – это не только напряженность трудового процесса, связанного с восприятием большого количества сигналов, информации и необходимостью принятия соответствующих решений, воздействием вибрации, но это и разрывной график работы, стрессовые ситуации. Все это не самым положительным образом отражается на здоровье локомотивных бригад. Да и будут ли востребованы эти профессии среди дам? Взять, к примеру, летчиц.
 
Сегодня в России насчитывается порядка 500 женщин, имеющих сертификаты пилотов воздушных судов, из них десятки являются членами экипажа в статусе пилотов, единицы – командиры воздушных судов, что явно не свидетельствует в пользу массовости овладения профессией летчика женщинами при отсутствии законодательных преград.
 
Но дело не только в ограничениях на профессии и допуске женщин до «мужских» специальностей. Не менее остро стоит вопрос о равенстве оплаты труда, профессионального и карьерного роста женщин. А для его решения требуются дополнительные гарантии для повышения социального статуса женщин. В ОАО «РЖД», других крупных российских компаниях дополнительные социальные гарантии и трудовые права женщин прописываются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах, локальных нормативных актах. 

 
 
– Есть уже какие-то конкретные предложения для улучшения труда железнодорожниц? 

 
– Комплекс мер пока в разработке. На прошлогоднем итоговом заседании правления ОАО «РЖД» было дано поручение руководителям причастных филиалов и структурных подразделений компании совместно с Роспрофжелом подготовить до 10 апреля этого года предложения по улучшению условий труда и социальной защите женщин. 

Один из основных векторов деятельности – вывод рабочих мест из зон с вредными и тяжелыми условиями труда, повышение комфортности рабочих мест, развитие практики социальных гарантий для женщин, решение проблем доступности медицинских услуг, а также повышение трудовых прав женщин-матерей.
 
Мария Хлопотина
 



Источник публикации:
www.gudok.ru.






 

 



Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда