Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Еженедельный аналитический обзор по охране труда

04.06.2018 12:56:00
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое

 



Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое




МИНТРУДОМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАСШИРИТЬ ПОЛНОМОЧИЯ ИНСПЕКЦИЙ ПО

ТРУДУ В ВОПРОСЕ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

 

 
 

 
Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ
Любовь Ельцова приняла участие в координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по вопросу «О состоянии и результатах работы правоохранительных и контролирующих органов по противодействию правонарушениям и преступлениям, связанным с невыплатой заработной платы, пенсий, пособий и иных выплат».
 


Замминистра отметила, что «задолженность по заработной плате за последние пять лет значительно снизилась, но вместе с тем дальнейшие темпы снижения остаются незначительными». По ее словам, для снижения задолженности по заработной плате Минтрудом России и другими органами власти принят ряд мер. Так, с целью предупреждения образования задолженности работники наделены правом инициировать банкротство при наличии задолженности по заработной плате свыше 3 месяцев в сумме более 300 тысяч рублей. Кроме того, увеличена материальная и административная ответственность работодателя и должностных лиц за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда.
 

«Ключевым направлением является скорейшее погашение уже образовавшейся задолженности, – подчеркнула Любовь ЕЛЬЦОВА. – Минтруд России анализирует данные Росстата по задолженности по заработной плате и информацию Роструда о результатах контрольно-надзорных мероприятий, взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, где отмечается неблагоприятная динамика задолженности»...
 
 
 
 
 
 

НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ОДОБРЕН ЗАКОНОПРОЕКТ О

РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 
 

На заседании Правительства России Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин представил проект федерального закона «О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве (Конвенции № 167)».





 
Ратификация Конвенции предусмотрена Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы. Конвенция о безопасности и гигиене труда в строительстве (Конвенция № 167) была принята на 75-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 20 июня 1988 года в г. Женеве и вступила в силу 11 января 1991 года.
 
В Конвенции установлены минимальные требования по обеспечению охраны труда и здоровья работников, занятых на строительных работах, в том числе:

– требования охраны труда при выполнении основных видов строительных работ (земляные работы, работы на высоте, работы под землей, возведение, ремонт и снос строительных сооружений и т.п.);
– требования безопасности при использовании строительных машин и оборудования; 
– требования по организации и проведению строительных работ.
 
Требования, установленные Конвенцией, предусмотрены в статьях Трудового кодекса Российской Федерации, посвященных вопросам охраны труда, технических регламентах Российской Федерации и Таможенного союза, нормативных правовых актах Минтруда России, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Сравнительный анализ соответствия российского законодательства положениям Конвенции № 167 показал, что национальное законодательство в целом соответствует основным положениям и требованиям  Конвенции...
 
 

 
 

 
 
КОНСУЛЬТАЦИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА МЕДРАБОТНИКОВ
 
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
  
СИТУАЦИЯ:
 
 
В общеобразовательной организации штатом предусмотрен медицинский
пункт (12 должностей медицинского персонала). По результатам
проведенной аттестации рабочих мест (в 2013 году) определено, что по
определенным должностям медработников устанавливаются
дополнительные отпуска (Постановление Госкомтруда СССР, Президиума
ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 , п. 169, 174, 199 – 12 дней). По результатам
специальной оценки условий труда (проведена в 2015 году) определено, что
на рабочих местах этих медработников отсутствую вредные и опасные
условия труда.
 

ВОПРОС:
 
 
Обязан ли работодатель прекратить предоставлять этим медицинским работникам дополнительные отпуска на основании заключения по спецоценке условий труда?
 

ОТВЕТ:
 

В соответствии с результатами, полученными в ходе СОУТ, работодатель обязан прекратить предоставлять этим медицинским работникам дополнительные отпуска. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только тем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

 

 
ВОПРОС:
 
 
С какого момента он должен прекратить предоставление дополнительных отпусков?
 

 
ОТВЕТ:
 

Законодательство не устанавливает конкретный период времени, в течение которого должны быть изменены условия трудового договора. Полагаем, что это следует сделать в кратчайший срок после утверждения отчета о специальной оценке условий труда. Изменение условий трудового договора (в части условий о предоставлении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях) возможно по соглашению между работником и работодателем (с даты подписания письменного соглашения об изменении условий труда). Если работники не согласны на изменение условий трудового договора, то работодатель обязан предупредить работников об изменении условий трудового договора по его инициативе не позднее чем за 2 месяца до даты введения таких изменений.

 

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
 
 
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

 


 
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор
являются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями
труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с
указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

 
Федеральным  законом  от  28.12.2013  № 421-ФЗ  «О   внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс  Российской   Федерации   внесены   изменения, устанавливающие дифференцированный  подход  к  определению  вида  и  объема    гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах  с   вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса)...
 

 

 

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА: СНИЖЕНИЕ ЧИСЛА ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ САМО

ПО СЕБЕ НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА

 
 
 
Президиум суда Ненецкого автономного округа включил в обзор практики
дело, в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности снижения работодателем по результатам проведения специальной оценки условий труда размера выплачиваемой работнику надбавки за работу во вредных условиях труда (информационный бюллетень апелляционной, кассационной и надзорной практики по уголовным, гражданским и административным делам, делам об административных правонарушениях суда Ненецкого автономного округа за первый квартал 2018 года (утв. постановлением президиума суда Ненецкого автономного округа от 25.04.2018)).
 

При приеме на работу в 2008 году работнику была установлена соответствующая надбавка в размере 15%. Условиям труда работника по результатам аттестации рабочего места был присвоен класс 3.3. При этом на рабочем месте было установлено наличие четырех вредных производственных факторов: химического, биологического, тяжесть труда и недостаточность освещения. В дальнейшем работодатель провел специальную оценку условий труда, по результатам которой класс условий труда остался тем же, однако из вредных факторов был зафиксирован только биологический.
 
Напомним, что в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» при реализации в соответствии с новой редакцией Трудового кодекса в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Работодатель полагал, что данная норма не может рассматриваться в качестве препятствия для снижения размера надбавки за работу во вредных условиях труда в данном случае, поскольку имело место изменение условий труда, выразившееся в устранении работодателем ряда вредных факторов на рабочем месте. 

Однако суд с таким подходом не согласился... 

 

 

 

ВНИМАНИЮ РАБОТОДАТЕЛЕЙ: СНИЗИТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

ТРАВМАТИЗМ  ПОМОГУТ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

 

Основными причинами производственного травматизма являются: нарушение требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, неудовлетворительное техническое состояние зданий, территорий, недостатки в обучении безопасности труда и в организации рабочих мест.
 

В целях профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Фондом социального страхования РФ используется комплекс мер экономической заинтересованности страхователей, одна из которых – финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Это экономический механизм, побуждающий работодателя к созданию безопасных условий труда, за счет средств ФСС РФ в размере до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования...
 
 
 
 
 
 
 
В 2018 ГОДУ ВСЕ РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ ПРОВЕСТИ СПЕЦОЦЕНКУ
 
УСЛОВИЙ ТРУДА
 
 
 
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» истекает срок переходного периода по спецоценке условий труда. Другими словами, прекращают действие результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест. Поэтому до 31 декабря 2018 года все работодатели обязаны осуществить спецоценку своих рабочих мест. Отметим, данная процедура является обязательной и проводится, прежде всего, для улучшения условий труда работников, установления или отмены им гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.




 
До конца 2018 года все работодатели должны провести специальную оценку условий
труда (СОУТ) на рабочих местах.


Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) истекает срок переходного периода по спецоценке условий труда. Другими словами, прекращают действие результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест. Поэтому до 31 декабря 2018 года все работодатели обязаны осуществить спецоценку своих рабочих мест. Отметим, данная процедура является обязательной и проводится, прежде всего, для улучшения условий труда работников, установления или отмены им гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
 
Процесс проведения спецоценки можно разъяснить так, – эксперт по СОУТ определяет на рабочем месте перечень вредных факторов (например, шум, повышенную температуру воздуха, запыленность и т.д.), затем с помощью спецприборов замеряет их фактический уровень и сравнивает полученные результаты с действующими нормативами.





По результатам проведения специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ, в том числе, осуществляются следующие юридически значимые действия: установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.
 
Расходы на СОУТ можно уменьшить или полностью компенсировать за счет страховых взносов, выплачиваемых на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Специальная оценка условий труда проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством.
 
При нарушении порядка проведения спецоценки нарушитель может быть привлечен к административной ответственности, сумма штрафа для юридического лица составляет 70-100 тыс. руб., должностного лица или индивидуального предпринимателя – 20-30 тыс. руб. (см. ст. 14.54 КоАП РФ).
 
 
 
 

КОМЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РАБОТНИК ПЕРЕВОДИТСЯ НА

НЕПОЛНОЕ 
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ, УМЕНЬШАЕТСЯ

СТАВКА

 
 
 
ВОПРОС:
 
 
Каков порядок перевода работника на неполное рабочее время?


ОТВЕТ:
 

Прежде всего отметим, что такого понятия, как ставка, трудовое законодательство не определяет. Исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работа по какой-либо должности в течение нормальной продолжительности рабочего времени считается работой на полную ставку. Соответственно, если работник работает на часть ставки (0,75, 0,5, 0,25 и т.п.), то предполагается, что он должен отрабатывать пропорциональную часть от нормы рабочего времени, то есть работать по этой должности неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Косвенно наше мнение подтверждено в письме Минтруда РФ и Миннауки РФ от 23.08.1994 № 1623-РБ "Об установлении доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук". Исходя из этого, уменьшение ставки означает установление для работника неполного рабочего времени.

По смыслу ст. 100, ст. 57 ТК РФ режим рабочего времени является условием трудового договора. Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Статья 93 ТК РФ позволяет устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии. Следовательно, при согласии работника на перевод на режим неполного рабочего времени установление такого режима возможно. Соответствующие изменения необходимо оформить письменным соглашением сторон о внесении изменений в трудовой договор (ст. 72 ТК РФ). Поскольку работник в этом случае, проставляя свою подпись в соглашении, подтверждает, что он ознакомлен с его условиями и согласен с предусмотренными ими изменениями, а дополнительные соглашения к трудовому договору по смыслу ст. 61 ТК РФ вступают в силу с момента их подписания работником и работодателем, если иное прямо не следует из их содержания, постольку предварительного уведомления работника о предстоящем изменении трудового договора в этом случае не требуется.

Издание приказа об установлении неполного рабочего времени в этой ситуации также не обязательно. Однако на основании указанного соглашения в соответствии с принятыми в учреждении правилами делопроизводства можно издать соответствующий приказ в свободной форме. В трудовой книжке факт установления неполного рабочего времени не отражается. По поводу установления работнику режима неполного рабочего времени (уменьшения ставки) в одностороннем порядке отметим следующее.

Статья 74 ТК РФ допускает возможность изменения условий трудового договора (за исключением трудовой функции) по инициативе работодателя в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены. О таких изменениях, а также о причинах, вызвавших их необходимость, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца*(1). При несогласии сотрудника трудиться в новых условиях работодатель обязан письменно предложить ему другую работу, имеющуюся у него в данной местности (а также в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором), соответствующую квалификации сотрудника, либо вакантную нижестоящую должность (нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ.


Вместе с тем в соответствии с частью пятой ст. 74 ТК РФ в случае, когда причины, указанные в части первой данной статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель, в целях сохранения рабочих мест, имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

По нашему мнению, данную норму следует рассматривать в качестве специальной по отношению к норме части первой ст. 74 ТК РФ не только в части порядка изменения режима рабочего времени, но и в части соответствующих оснований. Приведенная структура ст. 74 ТК РФ позволяет заключить, что в общем случае законодатель не допускает возможности уменьшения продолжительности рабочего времени работодателем в одностороннем порядке даже при наличии изменений организационных или технологических условий труда. Соответствующее изменение режима рабочего времени возможно только при наличии указанных в части пятой ст. 74 ТК РФ оснований и только в приведенном порядке. Такое ограничение права работодателя на изменение рассматриваемого условия трудового договора коррелирует и с установленной частью второй ст. 22 ТК РФ обязанностью работодателя предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором. Представляется логичным, что в связи с этим для работодателя устанавливаются дополнительные ограничения его возможности изменения условий трудового договора о характере и объеме поручаемой работнику работы (то есть трудовой функции и продолжительности рабочего времени) по сравнению со случаями, в которых возможно изменение по инициативе работодателя иных условий трудового договора...
 
 
 
 
 
 
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
 
ИНТОКСИКАЦИЯХ РАБОТНИКОВ
 
 
 
В производственных условиях нередко применяют вещества, обладающие токсическим действием. Такими веществами могут быть исходные, промежуточные и конечные продукты химической промышленности, различные растворители, лаки, краски, инсектофунгициды и др. Подобные вещества могут образовываться и при некоторых процессах, связанных с переработкой нефти, каменного угля, газо- и электросваркой, взрывными работами и т.п.
 

 
К токсическим веществам относятся различные химические элементы, неорганические и органические соединения, которые, попадая в организм в небольших количествах, принимают участие в биохимических реакциях, происходящих в клетках и тканях, нарушают нормальные обменные процессы и вызывают структурные и функциональные изменения.
  
Основные пути проникновения в организм промышленных ядов — органы дыхания и кожа, значительно реже — желудочно-кишечный тракт. Через органы дыхания в основном проникают токсические вещества, находящиеся в газо- и парообразном состоянии, а также в виде аэрозоля и пыли. Диффундируя через слизистую оболочку дыхательных путей и стенки легочных альвеол, они попадают непосредственно в кровь, минуя печень. Этим может быть объяснена более медленная нейтрализация многих токсических веществ.
 
Токсические вещества, хорошо растворяющиеся в жирах и липоидах, легко проникают в организм через неповрежденную кожу. К таким веществам относятся органические растворители, эфиры, амино- и нитросоединения ароматического ряда, тетраэтилсвинец, хлор- и фосфорорганические инсектофунгициды и др. Через кожные покровы могут поступать токсичные вещества, находящиеся в жидком, газообразном состоянии и в виде пыли.
 

В условиях производства возможно проникновение токсических веществ через желудочно-кишечный тракт. В основном такие случаи наблюдаются при аварийных ситуациях, заглатывании распыленных в воздухе токсических аэрозолей, а также при засасывании ртом ядовитых растворов в пипетки и шланги. Из желудочно-кишечного тракта через воротную вену токсические вещества попадают в печень. Это имеет немаловажное значение, так как многие яды задерживаются и нейтрализуются в печени.

Распределение в организме, превращение и выделение токсических веществ зависят от их физических и химических свойств. Для многих ядов характерно неравномерное распределение их в различных органах и тканях (подкожная клетчатка, кости, мышцы, печень, стенка толстого кишечника, почки, мозг и т.п.). Отчасти это обусловлено степенью их растворимости в биологических средах и способностью проникать в соответствующие ткани. Так, например, яды, растворяющиеся в липоидах, легко проникают в клетки и накапливаются преимущественно в подкожном жировом слое. Кроме того, избирательное накопление ядов в определенных органах можно объяснить сходством химической структуры яда со структурой биологических веществ, содержащихся в данном органе, а также участием яда в биохимических процессах. В подобных случаях обычно наблюдаются конкурентные отношения между специфичными для организма веществами и ядом, поступившим в организм.
 
Поступившие в организм токсические вещества некоторое время могут в неизмененном виде циркулировать в крови. В дальнейшем многие из них подвергаются частичному или полному обезвреживанию в результате окисления, восстановления, гидролитического расщепления, дезаминирования, ацетилирования, метилирования, соединения с другими веществами. Обезвреживание токсических веществ происходит в различных органах, однако основная роль в нейтрализации их принадлежит печени.
 
Ряд токсических веществ (ртуть, свинец, марганец, мышьяк, фосфор, фтор и др.) обладает способностью на длительное время задерживаться в тканях организма, образуя депо. При депонировании обычно не наблюдается нейтрализации яда, однако концентрация его в циркулирующей крови значительно уменьшается и поэтому снижается токсическое действие. Токсические вещества могут выделяться из организма в неизмененном и измененном виде через легкие, желудочно-кишечный тракт, почки, кожу (потовые и сальные железы), слюнные и молочные железы.
 
Через легкие с выдыхаемым воздухом в неизмененном видах обычно выделяются легко испаряющиеся углеводороды, спирты, эфиры, хлор, окись углерода и др. Труднорастворимые и нерастворимые яды, попавшие в желудочно-кишечный тракт (при заглатывании и из крови через стенку толстого кишечника), удаляются с калом. Многие яды и продукты их превращений выводятся с мочой. Через слюнные железы в основном выделяются тяжелые металлы (ртуть, свинец). Яды, растворимые в жирах, и некоторые металлы выходят через кожные покровы.
 
Необходимо учитывать, что у женщин в период лактации при контакте с токсическими веществами последние могут обнаруживаться в молоке. Через плаценту яды могут попадать в кровь плода. Характер действия токсических веществ на организм человека зависит от многих причин: химической структуры, физических свойств, концентрации, продолжительности контакта и путей поступления вещества. Имеют значение также пол, возраст и индивидуальная чувствительность к яду.
 
Степень токсичности некоторых соединений может возрастать или снижаться при изменении их химической структуры (замена одних элементов другими, введение дополнительных групп). Например, при замене атомов водорода хлором в классе производных метана токсичность таких веществ возрастает. При замещении атома водорода в бензоле метиловой группой — СН3 токсичность образующегося вещества толуола снижается.
 

Физические свойства ядов (агрегатное состояние, дисперсность, летучесть, растворимость) нередко определяют их токсичность, в частности, способность проникать в организм, распределяться в нем и выделяться. В производственных условиях твердые токсические вещества опасны, если они употребляются в виде мелкодисперсной пыли или аэрозоля, которые могут проникать в организм через дыхательные пути и кожу. При этом имеют значение дисперсность их частиц и растворимость. Примером может служить цинк, который по существу не относится к ядам, однако образующиеся в процессе плавки мельчайшие частицы цинка могут вызывать развитие так называемой литейной лихорадки. Одни и те же токсические вещества, находящиеся в газообразном или жидком состоянии (особенно обладающие летучестью и способностью легко растворяться в липоидах), более токсичны, чем твердые, так как они быстрее приникают в организм.
 
Опасность интоксикации и степень тяжести ее при воздействии токсических веществ зависят от количества и продолжительности поступления яда в организм. Это особенно верно для ядов, у которых интенсивность нейтрализации и провес выведения замедлены. Кроме того, имеет значение путь проникновения яда в организм... 
 
 
 
 
 
 
НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
 
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
 
Целью государственной политики в области пожарной безопасности является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
 
Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются, в частности:
– обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
– обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны;
– выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
 
В числе мер по реализации государственной политики в области пожарной безопасности предусматривается:
– реализация планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также расписаний выездов таких подразделений и гарнизонов в указанных целях;
– привлечение граждан, общественных объединений и иных организаций к профилактике и тушению пожаров;
– преодоление кризисных ситуаций, связанных с пожарами, в том числе осуществление мер, направленных на повышение оперативности реагировани


 
МЧС ПОДГОТОВИЛО ПОПРАВКИ В ЗАКОН «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ В «ЗИМНЕЙ ВИШНЕ» 
 

МЧС подготовило поправки в закон «О пожарной безопасности» после трагедии в «Зимней вишне». Об этом сообщает информационное агентство Newsru.com.  Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) начало разработку поправок в закон «О пожарной безопасности» по поручению премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА после трагедии в Кемерово, где при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» погибли 60 человек.

Как сообщили в ведомстве, «анализ случаев крупных пожаров, произошедших на объектах с массовым пребыванием людей, показал на ряд системных проблем в сфере обеспечения пожарной безопасности». По мнению МЧС, недочеты обусловлены разобщенной системой госконтроля за обеспечением пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.

В связи с этим ведомство предложило «установить осуществление надзорных мероприятий органами федерального пожарного надзора в отношении не организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а объектов защиты – конкретных зданий и сооружений вне зависимости от количества эксплуатирующих его лиц и их статуса». Кроме того, МЧС предложило законодателям наделить ведомство полномочиями по проведению пожарных проверок без предварительного уведомления и «предусмотреть возможность проведения в зданиях с массовым пребыванием людей профилактических рейдов без взаимодействия должностных лиц надзорных органов с их правообладателями».

Надзорные органы МЧС также хотят получить законное право участвовать в процедуре проведения экспертизы проектной документации на соответствие требованиям пожарной безопасности, а также в выдаче разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию зданий.

Также с 1 мая по всей стране ужесточились требования противопожарной безопасности – ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017 №1794-ст. После трагедии в Кемерово на правительственном уровне было принято решение обязать руководство компаний ежеквартально проверять пожарную сигнализацию. Система противодымной защиты, автономные устройства пожаротушения и противопожарный водопровод будут проверяться раз в полгода.

Согласно ГОСТу руководитель – собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на законном основании, утверждает график плановых проверок систем противопожарной защиты. Проверять их внепланово нужно будет по мере необходимости силами специалистов из штата компании или экспертной организации.
Руководитель должен не реже одного раза в квартал организовывать проверку работоспособности систем:автоматической пожарной сигнализации; оповещения и управления эвакуацией.

Кроме того, не реже одного раза в полгода потребуется проверять системы:

– противодымной защиты;
– автономных и автоматических установок (устройств) пожаротушения;
– внутреннего противопожарного водопровода.

В случае если обнаружатся неисправности или повреждения, руководитель должен будет привлечь компании, которые занимаются монтажом, ремонтом и техобслуживанием таких систем.

 
ПОЖАРНЫЙ ОТВЕТ: КАКИЕ МЕРЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СЕНАТОРЫ ПОСЛЕ
ТРАГЕДИИ В КЕМЕРОВО

 

По информации РБК Совет Федерации предложил правительству отреагировать на пожар в ТРК «Зимняя вишня» масштабной правкой законодательства. РБК разобрался, какие меры подготовили сенаторы, насколько они необходимы и будут ли реализованы.

16 мая, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор БОНДАРЕВ изложил предложения правительству и парламенту по результатам проверки обстоятельств пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». Рекомендации совместного заседания комитетов верхней палаты по обороне, по федеративному устройству и по экономической политике «О нормативно-правовом регулировании вопросов надзорной и контрольной деятельности в области пожарной безопасности на объектах с массовым​ пребыванием людей» есть в распоряжении РБК.​​

Сенаторы начали разрабатывать рекомендации по усилению противопожарной безопасности после пожара в ТРК «Зимняя вишня» 25 марта в Кемерово. При пожаре погибли 60 человек. По предварительным данным, возгорание произошло из-за короткого замыкания. После инцидента МЧС начало проверки соблюдения норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей и выявило более 220 тыс. нарушений.

Виктор БОНДАРЕВ отметил, что рекомендации были разработаны при участии исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила МЕНЯ. Сенаторы на пленарном заседании единогласно поддержали рекомендации комитетов, они были направлены в правительство.

Источник РБК в верхней палате сказал, что рекомендации «с большой вероятностью» будут реализованы, так как именно эти инициативы «и есть ответ властей на трагедию» в Кемерово. «К их разработке привлекли самые серьезные комитеты, и предложения, разумные, взвешенные, призваны не допустить повтора трагедии», — сказал он. Также рекомендации призваны «навести страху» на региональные отделения пожарного надзора и недобросовестных бизнесменов, добавил источник. «В документе есть и запрет пожарному надзору кошмарить бизнес», — отметил собеседник РБК.

В рекомендациях утверждается, что проверки обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей показали несовершенство сложившейся системы контроля за пожарной безопасностью, которая «не в полной мере отвечает поставленным задачам». Одна из причин — снижение численности сотрудников Государственной противопожарной службы; кроме того, некоторые требования противопожарной защиты и антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей вступают в противоречие друг с другом, отмечают сенаторы.

Среди основных рекомендаций СФ правительству — ввести в законодательство понятие «объект с массовым пребыванием людей». Такие объекты предложено ввести в список объектов высокой степени риска. Палата также рекомендует решить вопрос о разработке федеральной целевой программы пожарной безопасности на период до 2025 года.

Действующая нормативная база и регламенты более чем требовательны в области противопожарной безопасности, но они настолько запутаны, что порой их просто невозможно выполнить, отметил в разговоре с РБК сопредседатель «Деловой России» Олег НАЗАРОВ. «Если федеральная целевая программа будет учитывать эту проблему, а не пойдет по пути «ужесточить и запретить», то многие вопросы бизнеса просто снимутся», — заявил он РБК.

Кроме того, рекомендации также предлагают ввести обязательное страхование пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Оно должно предусматривать размер страховых выплат в случае причинения вреда здоровью и гибели людей, произошедших из-за нарушений противопожарных правил.

Эти рекомендации сенаторов копируют «европейский опыт», сказал РБК коммерческий директор научно-производственной компании «Пожхимзащита» Константин КАЛУЖИН. «В Европе все объекты экономики страхуются, а у нас добровольное страхование», — пояснил он РБК. Эта инициатива уменьшит уровень коррупции при проверках пожарной безопасности, потому что страховые кампании будут во избежание финансовых убытков жестко контролировать соблюдение всех регламентов и норм, считает эксперт.

Начальник управления страхования ответственности «Ингосстраха» Дмитрий ШИШКИН считает, что подобное страхование должно быть не обязательным, когда государство определяет все аспекты страхования, а вмененным — когда законодательно закрепляется необходимость наличия страхования для разрешения вести определенный вид деятельности и определяются его основные параметры. В документе также содержится предложение зафиксировать численность муниципальной пожарной службы из расчета один пожарный на 650 человек населения.

Эта проблема, по словам КАЛУЖИНА, — одна из главных в сфере пожарной безопасности. Численность пожарных за последние годы сокращалась из-за урезания финансирования, отмечает эксперт. «Если в составе пожарной бригады нет троих человек, то они уже не имеют права заходить в горящие здания, — объяснил он. — Могут только, как пожарные добровольцы, тушить, не заходя внутрь». Поэтому малочисленные пожарные бригады не могут тушить крупные пожары — на рынках и в торговых центрах.

 

О ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА НА ОБЪЕКТЕ ЗАЩИТЫ

 

МЧС России установлены требования к проведению оценки пожарного риска на объекте защиты. Оценка пожарного риска проводится для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иными нормативными правовыми актами.

Объектами защиты являются, в частности:

– производственные объекты – объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи;
– объекты непроизводственного назначения, к которым относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания;
– здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. – к ним относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Оценка пожарного риска проводится в случаях:

– составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
– обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности...
 
 
 
 
 

 

 


 


Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда