Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Самозанятые граждане получат трудовые книжки?

25.07.2018 11:23:00
Минтруд опубликовал окончательный вариант законопроекта о статусе российских фрилансеров. Законопроект уточняет специфику трудовых отношений самозанятых граждан. Поправки упорядочивают деятельность физлиц, закрепляя за ними права и обязанности. Планируемый срок вступления закона в силу — январь 2019 года. Вслед за Минюстом, который недавно закончил сбор экспертных заключений к законопроекту, вводящему в официальное обращение термин «самозанятые граждане», на портале проектов правовых актов появился законодательная инициатива Минтруда на ну же тему, но со своим уклоном...




Минтруд опубликовал окончательный вариант законопроекта о статусе российских фрилансеров. Законопроект, уточняет специфику трудовых отношений самозанятых граждан. Поправки упорядочивают деятельность физлиц, закрепляя за ними права и обязанности. Планируемый срок вступления закона в силу — январь 2019 года.
 
 
 
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ МИНТРУД И МИНФИН
 
 
Вслед за Минюстом, который недавно закончил сбор экспертных заключений к законопроекту, вводящему в официальное обращение термин «самозанятые граждане», на портале проектов правовых актов появился законодательная инициатива Минтруда на ну же тему, но со своим уклоном.
 
Документ вносит изменения в Трудовой кодекс в части исключения деятельности самозанятых и работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, из предмета регулирования трудового законодательства. При этом не вводится никаких новых норм относительно регулирования труда работников, работающих у работодателей — индивидуальных предпринимателей.






 
То есть необходимость заключения договора об оказании услуг в случае, если самозанятые граждане станут их предоставлять индивидуальным предпринимателям, по-прежнему остается. ИПшники, в соответствии с нормами действующего законодательства, обязаны завести на работника трудовую книжку и обеспечить его отпускными.
 
Помимо этого работодатель станет уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, определённых федеральными законами, а также оформлять самозанятым страховые свидетельства государственного пенсионного страхования.
 
А вот для оказания услуг физическим лицам заключения трудового договора законопроект не предусматривает. Ранее глава Минтруда Максим ТОПИЛИН пояснял «Парламентской газете», что его ведомство выступает против этого.
 



 
«У самозанятых нет как таковых проблем с работодателями — предполагать, что семья будет заключать с нянечкой или репетитором письменный трудовой договор, бессмысленно. Поэтому мы исходим из того, что в таких отношениях трудовой договор не целесообразен», — сказал министр.


 
У самозанятых нет как таковых проблем с работодателями — предполагать, что семья будет заключать с нянечкой или репетитором письменный трудовой договор, бессмысленно.
 
Решать трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем-физлицом, законопроект предлагает в суде.
 
Что касается взыскания налогов с самозанятых, то разработкой такого законопроекта сегодня занимается Минфин. На «круглом столе» в Совете Федерации 18 июля замминистра финансов Илья ТРУНИН частично рассказал о замыслах ведомства в этом направлении.
 
По его словам, один из вариантов документа предполагает, что самозанятые будут платить три процента с доходов, если они оказывают услуги гражданам, и шесть процентов — если работают с юридическими лицами. В эти же суммы будут закладываться и страховые взносы. Предварительно речь идёт о 1,5 проценте, из которых часть пойдет в Пенсионный фонд России (ПФР), а часть отчислений покроет медицинскую и социальную страховки.
 
По мнению Ильи ТРУНИНА, это важно, так как сегодня за самозанятых граждан, которые считаются безработными, взносы в фонды обязательного медицинского страхования платят региональные бюджеты, регулярно покрывая дефицит, который только в 2016 году составил 618 миллиарда рублей.
 
И хотя первый вице-премьер Антон СИЛУАНОВ, недавно выступая в Совете Федерации, сказал, что Минфин не против взвалить обузу на себя, однако неопределённость остается: почему за медобеспечение фактически работающих граждан, которых, по данным Росстата, насчитывается более 15 миллиона человек, должно платить государство?
 
 
 
РЕГИОНАМ ПРЕДЛОЖЕНО ПОДКЛЮЧИТЬСЯ
 
 
Правильнее и справедливее, если бы хоть часть расходов на свои медстраховки самозанятые граждане несли сами, считает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей РЯБУХИН. По его мнению, проблема давно перезрела и требует оперативного решения. Вопрос в том — как заинтересовать граждан, работающих на себя, встать на учёт и начать платить налоги?
 
На сегодня предлагается два механизма решения щекотливого вопроса — введение патентной системы с необременительной разовой оплатой, за которую выступают сенаторы, и применение чисто фискальной методики, ранее озвученной главой Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаилом МИШУСТИНЫМ.
 
Он предложил оплачивать новый налог через специальное мобильное приложение при условии, что доход самозанятых не будет превышать 10 миллионов рублей в год.
 






Минфин поддерживает предложенный ФНС механизм и планирует запустить его в экспериментальном режиме с января 2019 года в четырех регионах России: Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. Отмечая важность решения и его безусловно позитивную суть, Сергей РЯБУХИН тем не менее уверен, что право выбора той или иной формы налогового учета самозанятых должно быть закреплено за регионами. 
 
«Например, губернатор Белгородской области говорит, что региону подошла бы патентная система, так как с ней легче справиться с точки зрения администрирования. Другим регионам предпочтительнее взимать налоги на профессиональный доход через мобильное приложение. Поэтому разумнее было бы рамочно обозначить в федеральном законе право выбора фискального инструмента», — пояснил сенатор «Парламентской газете» эффективность комбинированной системы налогообложения.
 
Он также считает целесообразным, если бы и ставку по налогу, а также размер отчислений в фонды страхования устанавливали сами регионы.
 
В то же время глава комитета считает, что при легализации самозанятых нужно избежать перетока индивидуальных предпринимателей в предлагаемый Минфином упрощённый режим налогообложения. А соблазн велик. Фиксированный платеж в ПФР индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 тысяч рублей в 2018 году составил 26,5 тысячи рублей. Возможно, после принятия закона какие-то ИПэшники попытаются сэкономить и перевоплотиться в самозанятых.
 
Однако и это нельзя назвать основной проблемой вывода из тени работающих на себя граждан. Процессу явно поспособствует индивидуальный контакт с людьми. Как пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий РЯЗАНСКИЙ, без участия территорий не справиться.
 




 
В Конституции записано, что каждый гражданин вправе самостоятельно определять форму трудовой занятости, но есть и статья об обязанности участвовать в общегосударственных расходах, связанных в том числе со здравоохранением.


 
«Сегодня в этом вопросе есть заинтересованность регионов, потому что они могут дойти до каждого дома, до каждого человека и выяснить, чем он занимается. Кто торгует на рынке, кто замки чинит, кто коров пасет. В Конституции записано, что каждый гражданин вправе самостоятельно определять форму трудовой занятости, но есть и статья об обязанности участвовать в общегосударственных расходах, связанных в том числе со здравоохранением», — уточнил парламентарий, добавив, что, судя по статистике самозанятых, в стране явно наблюдается перекос в реализации гражданами своих прав.
 






Для балансировки гражданских прав и обязательств, уверен сенатор, граждане с разной формой занятости должны нести посильные расходы. Для этого нужен действительно рабочий закон. Рязанский напомнил, что все ранее реализованные в этом направлении инициативы закончились фискальными каникулами для сиделок, репетиторов и уборщиц. В итоге на налоговый учет встало чуть больше тысячи человек.



 

Источник публикации: www.pnp.ru.


 










Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда