Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Рекомендация МОТ № 162 о пожилых работниках

20.09.2018 7:35:00
Предельный возраст нахождения в трудовых отношениях не ограничен, за исключением некоторых профессий и должностей. Если человек в возрасте 100 лет является работоспособным, продуктивным, хочет работать и нужен работодателю – ничего не мешает ему это делать. Но есть ряд особенностей трудовых отношений с работниками-пенсионерами.
Предельный возраст нахождения в трудовых отношениях не ограничен, за исключением некоторых профессий и должностей. Если человек в возрасте 100 лет является работоспособным, продуктивным, хочет работать и нужен работодателю – ничего не мешает ему это делать. Но есть ряд особенностей трудовых отношений с работниками-пенсионерами.
 


1. В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Таким образом, пенсионерам не вправе необоснованно отказать в приеме на работу по возрасту.
 
2. Хоть ч. 2 ст. 59 ТК РФ допускает заключение срочного трудового договора по соглашению сторон с поступающими на работу пенсионерами по возрасту. То есть, если работник с бессрочным трудовым договором достиг пенсионного возраста, его переводить на срочный трудовой договор нельзя. Но если он после увольнения захочет вернуться к трудовой деятельности, то новый работодатель вправе предложить ему срочный трудовой договор. То, что это не является дискриминацией по возрасту, подтверждено конституционным судом. Также Конституционный суд РФ уточнил, что даже достигший пенсионного возраста сотрудник, которому пенсия не назначена в силу разных обстоятельств, не считается пенсионером, а следовательно, может требовать принять его на работу на общих основаниях.







Возможность заключения срочного трудового договора касается только пенсионеров по возрасту, а не за выслугу лет или по инвалидности. Заключение срочного трудового договора с такими пенсионерами является неправомерным. В том числе, если военный пенсионер достиг 60 лет.
 
3. Согласно ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
 
Работодатель обязан на основании письменного заявления работающего пенсионера по старости (по возрасту) предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году.
 
4. В ч. 3 ст. 80 ТК РФ указано, что в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисления в образовательное учреждение, выхода на пенсию и других случаях), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. Таким образом, работодатель обязан уволить работающего пенсионера в день, указанный в заявлении, при этом не предъявляя требования о двухнедельном сроке предупреждения.
 
Что касается гарантий увольняемым пенсионерам, то они абсолютно идентичны гарантиям, которые предоставляются иным работникам. Например, пенсионерам, уволенным по сокращению штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. При этом за увольняемым пенсионером сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником-пенсионером в течение третьего месяца (хотя вот этот момент как раз, является спорным, так как данная выплата — мера защиты безработных граждан, а безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости).
 
5. В соответствии с п. 13 Рекомендации № 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся» (принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-й сессии Генеральной конференции МОТ) работодатели для улучшения условий труда пенсионеров могут:
– изменить форму организации труда, если она ведет к чрезмерному напряжению пожилых работников, в частности путем ограничения сверхурочной работы;
– приспосабливать рабочее место и задания к возможностям трудящегося пенсионера, чтобы сохранить здоровье и работоспособность, а также предупредить несчастные случаи;
– организовать контроль за состоянием здоровья пожилых работников.

Такие условия устанавливаются работодателем в локальном нормативном акте.

Во всем остальном работник-пенсионер является полноценным работником с правами, обязанностями и гарантиями. Никаких особенностей в отношении заработной платы пенсионеров не предусмотрено, как не предусмотрено и специальных льгот.

Нормативная база:

Ст. 64 ТК РФ
Ст. 59 ТК РФ
Ст. 80 ТК РФ

Рекомендация № 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся»
 
автор:
Елена Пономарева
hrconsalt.ru




Источник публикации: zen.yandex.ru.
 






РЕКОМЕНДАЦИЯ МОТ № 162
РЕКОМЕНДАЦИЯ О ПОЖИЛЫХ РАБОТНИКАХ


 
Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 4 июня 1980 года на свою 66 сессию, напоминая, что Конвенция и Рекомендация 1958 года о дискриминации в области труда и занятий не называют возраст в числе приведенных в них мотивов дискриминации, но предусматривают возможность расширения перечня этих мотивов, напоминая специальные положения о пожилых работниках Рекомендации 1964 года о политике в области занятости и Рекомендации 1975 года о развитии людских ресурсов, напоминая положения существующих актов в вопросе социального обеспечения пожилых работников, в частности, положений Конвенции и Рекомендации 1967 года о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца, напоминая также положения пункта 3 статьи 6 Декларации о равенстве возможностей и обращения для работников женщин, принятой 60 сессией Международной конференции труда в 1975 году, считая желательным дополнить существующие акты нормами о равенстве обращения и возможностей для пожилых работников, о их защите в вопросе занятости и о подготовке и выходе на пенсию, решив принять ряд предложений о пожилых работниках: труд и выход на пенсию, что является 4 пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот восьмидесятого года следующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1980 года о пожилых работниках.
 
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
 
1.1) Настоящая Рекомендация распространяется на всех работников, которые с возрастом могут испытывать трудности в области труда и занятий. 
 
2) При осуществлении настоящей Рекомендации, каждая страна в соответствии с национальным законодательством, правилами и практикой и местными условиями может более точно определять тех работников, на которых она распространяется, с указанием отдельных возрастных категорий.
 
3) Работники, на которых распространяется настоящая Рекомендация, в дальнейшем называются пожилыми работниками. 
 
2. Проблемы занятости пожилых работников следует рассматривать в рамках всеобщей и сбалансированной стратегии полной занятости и — на уровне предприятий — в рамках всеобщей и сбалансированной социальной политики, уделяя должное внимание всем группам населения и обеспечивая тем самым, чтобы проблемы занятости не переносились с одной группы на другую. 
 
 
II. РАВЕНСТВО ОБРАЩЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ 
 
3. Каждый Член Организации в рамках национальной политики, направленной на содействие равенству обращения и возможностей для работников независимо от их возраста, и в рамках законодательства и правил и практики в этой области должен принимать меры по недопущению дискриминации пожилых работников в области труда и занятий. 
 
4. Каждый Член Организации соответствующими национальным условиям и практике методами:
 
 a) принимает необходимые меры, чтобы организации работодателей и работников могли эффективно участвовать в разработке политики, указанной в пункте 3 настоящей Рекомендации; 
 
b) принимает необходимые меры, чтобы организации работодателей и работников могли эффективно участвовать в содействии принятию и проведению этой политики; 
 
c) принимает такое законодательство и/или поощряет такие программы, которые могут обеспечить принятие и проведение этой политики. 
 
5. Пожилые работники без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими работниками, в частности, относительно: 
 
a) доступа к службам профессиональной ориентации и трудоустройства; 
 
b) доступа, с учетом их личных способностей, опыта и квалификации:
 
 i). к работе по их выбору как в государственном, так и в частном секторах: однако в исключительных случаях могут устанавливаться возрастные ограничения ввиду особых требований, условий или правил для некоторых видов работы; 
 
ii) к возможностям профессиональной подготовки, в частности повышения квалификации и переквалификации; 
 
iii) к оплачиваемому учебному отпуску, в частности, в целях профессиональной подготовки и профсоюзного образования;
 
 iv) к продвижению по службе и справедливому распределению работы; 
 
c) гарантии занятости с учетом национального законодательства и практики о прекращении трудовых отношений и с учетом результатов рассмотрения, упомянутого в пункте 22 настоящей Рекомендации; 
 
d) вознаграждения за равный труд; 
 
e) мер социального обеспечения и социальных пособий; 
 
f) условий труда, включая меры в области техники безопасности и гигиены труда;
 
 g) возможности иметь жилье, доступа к социальным и медицинским службам, в частности, когда эти возможности и этот доступ связаны с профессиональной деятельностью или занятостью. 
 
6. Каждый Член Организации рассматривает соответствующие законодательные положения и административные правила и практику, чтобы приспособить их к политике, упомянутой в пункте 3 настоящей Рекомендации. 
 
7. Каждый Член Организации соответствующими национальным условиям и практике методами: 
 
a) обеспечивает, по мере возможности, проведение политики, упомянутой в пункте 3 настоящей Рекомендации; во всех видах деятельности, находящихся под руководством или контролем органа государственной власти; 
 
b) содействует проведению этой политики во всех других видах деятельности в сотрудничестве с организациями работодателей и работников, а также со всеми другими соответствующими органами. 
 
8. Пожилые работники и профсоюзные организации, а также работодатели и их организации должны иметь доступ к органам, уполномоченным рассматривать жалобы о равенстве возможностей и обращения, и проводить расследования в целях исправления любой практики, противоречащей такой политике. 
 
9. Должны приниматься все соответствующие меры, чтобы службы профессиональной ориентации, подготовки и трудоустройства обеспечивали пожилых работников средствами, консультациями и помощью, в которых они могут нуждаться, чтобы пользоваться в полной мере равенством возможностей и обращения. 
 
10. Применение упомянутой в пункте 3 настоящей Рекомендации политики не должно неблагоприятно отражаться на признанных необходимыми специальных мерах защиты или помощи пожилым работникам. 
 
 
III. ЗАЩИТА 
 
11. В рамках национальной политики улучшения условий труда и производственной среды на всех этапах трудовой жизни при участии представительных организаций работодателей и работников должны разрабатываться соответствующие национальным условиям и практике меры, направленные на то, чтобы пожилые работники имели возможность продолжать работать в удовлетворительных условиях. 
 
12. 1) При участии организаций работодателей и работников необходимо проводить исследования с целью определения тех видов деятельности, которые ускоряют процесс старения или при которых пожилые работники испытывают трудности адаптации к требованиям их работы, а также с целью определения причин этого и выработки соответствующих решений.
 
2) Такие исследования могут проводиться в рамках общей системы оценки работ и соответствующих квалификаций. 
 
3) Результаты исследований должны широко распространяться, в частности, среди организаций работодателей и работников, а также, в случае необходимости, через их посредство — среди соответствующих пожилых работников. 
 
13. Если причины трудностей адаптации пожилых работников связаны главным образом с возрастом, должны применяться меры по отношению к рассматриваемым видам деятельности, насколько это практически осуществимо, с тем чтобы:
 
 a) улучшать те условия труда и производственной среды, которые могут ускорять процесс старения;
 
 b) изменять формы организации труда и упорядочения рабочего времени, если они ведут к чрезмерному в отношении возможностей соответствующих работников напряжению и ритму, в частности, путем ограничения сверхурочной работы; 
 
c) приспосабливать рабочее место и задания к трудящемуся, используя все имеющиеся технические средства и, в частности, принципы эргономики, чтобы сохранить здоровье и работоспособность и предупредить несчастные случаи;
 
 d) предусматривать более систематический контроль состояния здоровья работников; 
 
e) предусматривать на рабочих местах соответствующий контроль за обеспечением безопасности и гигиены труда работников. 
 
14. Среди мер, направленных на осуществление пункта 13) b) настоящей Рекомендации, на уровне предприятия после консультаций с представителями работников или с участием их представительных организаций, или посредством коллективных переговоров, в зависимости от существующей в каждой стране практики, могли бы применяться следующие: 
 
a) сокращение нормальной продолжительности рабочего дня или рабочей недели пожилых работников, занятых на тяжелых, опасных или вредных работах;
 
 b) постепенное сокращение продолжительности рабочего времени для всех пожилых работников, по их просьбе в течение установленного периода, предшествующего дате достижения ими нормального возраста для получения пособия по старости; 
 
c) увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, принимая за основу выслугу лет или возраст;
 
 d) разрешение пожилым работникам организовывать по своему усмотрению свое рабочее время и отдых, в частности, предоставляя им возможность работать неполное рабочее время и по скользящему (гибкому) графику; 
 
e) содействие назначению пожилых работников на работу, выполняемую в обычное дневное время, после определенного количества лет применения их труда на полностью или частично сменной работе; 
 
15. Для устранения трудностей, испытываемых пожилыми работниками, необходимо предпринимать все усилия путем принятия мер в области профессиональной ориентации и подготовки, в частности, таких, которые предусмотрены пунктом 50 Рекомендации 1975 года о развитии людских ресурсов. 
 
16. 1) При участии представительных организаций работодателей и работников должны приниматься меры в целях распространения на пожилых работников, по мере возможности, систем вознаграждения, приспособленных к их потребностям. 
 
2) Эти меры могут включать: 
a) использование систем вознаграждения, в которых учитывается не только скорость выполнения работы, но также умение и опыт; 
 
b) перевод пожилых работников с системы сдельной на систему повременной оплаты. 
 
17. Могут также приниматься меры для предоставления пожилым работникам, по их желанию, других возможностей для работы по той же или другой специальности, где они смогут применять свои способности и опыт по возможности без потерь в заработке. 
 
18. В случае сокращения численности работников, особенно в находящихся на спаде отраслях промышленности, должны приниматься особые меры, чтобы учесть конкретные потребности пожилых работников, например, способствуя их переквалификации для работы в других отраслях промышленности, оказывая им помощь в обеспечении новой работой или гарантируя им соответствующую защиту их доходов или соответствующую денежную компенсацию. 
 
19. Следует принимать особые меры, чтобы содействовать поступлению на работу или возобновлению трудовой деятельности ищущих работу пожилых лиц, не работавших в связи с семейными обязанностями. 
 
 
IV. ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ НА ПЕНСИЮ И ВЫХОД НА ПЕНСИЮ 
 
20. Для целей этого раздела настоящей Рекомендации:
 
 a) термин «установленный» означает определенный мерами или во исполнение мер, упомянутых в пункте 31 настоящей Рекомендации; 
 
b) термин «пособие по старости» означает пенсию, выплачиваемую лицу после достижения установленного возраста; 
 
c) термин «пособие в связи с отставкой» означает пенсию по старости, выплата которой обусловлена прекращением любой деятельности, приносящей доход; 
 
d) термин «нормальный возраст выхода на пенсию по старости» означает установленный возраст, начиная с которого выплата пособия по старости может или производиться досрочно, или откладываться; 
 
e) термин «пособие за выслугу лет» означает пенсию, выплата которой зависит только от стажа работы, без учета возраста;
 
 f) термин «стаж» означает период уплаты взносов, или период трудовой деятельности, или период проживания, или любое их сочетание, в соответствии с установленными правилами.
 
 21. По возможности должны приниматься меры в целях: 
 
a) гарантии того, чтобы в рамках системы, позволяющей постепенный переход от трудовой жизни к режиму свободной деятельности, выход на пенсию осуществляется на добровольной основе; 
 
b) обеспечение гибкости в установлении возраста выхода на пенсию по старости. 
 
22. Законодательные и другие положения, устанавливающие обязательный возраст для прекращения трудовых отношений, должны рассматриваться в свете предыдущего пункта и пункта 3 настоящей Рекомендации. 
 
23.1) С учетом политики, касающейся специальных пособий, каждый Член Организации должен стремиться к обеспечению того, чтобы пожилые работники, продолжительность рабочего времени которых постепенно сокращается до установленного уровня, и те, кто начинает работать неполное рабочее время, в течение установленного периода, предшествующего дате достижения ими нормального возраста выхода на пенсию по старости, получали специальное пособие, которое частично или полностью компенсировало бы сокращение вознаграждения за труд. 
 
2) Должны устанавливаться размер и условия выплаты специального пособия, упомянутого в подпункте 1); в соответствующих случаях специальное пособие должно рассматриваться как заработок при исчислении пособия по старости, а продолжительность периода, в течение которого оно выплачивается, должна также учитываться при его исчислении. 
 
24. 1) Пожилые работники, являющиеся безработными в течение установленного периода времени, предшествующего дате достижения ими нормального возраста выхода на пенсию по старости, должны при наличии системы страхования по безработице получать вплоть до этой даты пособие по безработице или соответствующее денежное содержание. 
 
2) При отсутствии такой системы, пожилые работники, являющиеся безработными не менее года, должны иметь право на получение досрочного пособия в связи с отставкой в течение установленного периода, предшествующего дате достижения ими нормального возраста выхода на пенсию по старости; однако предоставление досрочного пособия в связи с отставкой не должно обусловливаться увеличением стажа работы по сравнению с тем, который требуется для нормального возраста выхода на пенсию по старости, а его размер, соответствующий размеру пособия, которое такие работники получали бы в этом возрасте, не должен уменьшаться, чтобы компенсировать возможное увеличение продолжительности выплаты, подразумевая, что при исчислении размера этого пособия разница во времени между фактическим возрастом выхода на пенсию и нормальным возрастом выхода на пенсию по старости может не включаться в стаж работы.
 
25. 1) Пожилые работники, которые: 
 
a) занимались такой работой, которая по национальному законодательству или правилам или практике считается тяжелой или вредной в целях предоставления пособия по старости, или
b) признаются нетрудоспособными в установленной степени, должны иметь право на получение досрочного пособия в связи с отставкой в течение установленного периода, предшествующего дате достижения ими нормального возраста выхода на пенсию по старости, предоставление которого может обусловливаться установленным стажем работы; его размер, соответствующий размеру пособия, которое такие работники могли бы получать в возрасте, обычно дающем право на получение пособия по старости, не должен уменьшаться, чтобы компенсировать возможное увеличение продолжительности выплаты; при исчислении размера этого пособия разница между фактическим возрастом выхода на пенсию и нормальным возрастом выхода на пенсию по старости может не включаться в стаж работы. 
 
2) Положения подпункта 1) настоящего пункта не распространяются:
a) на лиц, получающих пенсию по инвалидности или нетрудоспособности, степень инвалидности или нетрудоспособности которых по меньшей мере равна степени инвалидности или нетрудоспособности, необходимой для получения досрочного пособия в связи с отставкой; 
 
b) на лиц, в отношении которых предусмотрена система выплаты пенсии в зависимости от профессии или других пособий по социальному обеспечению. 
 
26. Пожилые работники, на которых не распространяются положения пунктов 24 и 25, должны иметь право на получение досрочного пособия по старости в течение установленного периода, предшествующего дате достижения ими нормального возраста выхода на пенсию по старости, при условии уменьшения размера периодически выплачиваемого пособия, которое они получили бы в этом возрасте. 
 
27. В системах, в которых предоставление пособия по старости зависит от уплаты взносов или от периода трудовой деятельности, пожилые работники, имеющие установленный стаж работы, должны иметь право на получение пособия за выслугу лет.
 
28. Положения пунктов 26 и 27 настоящей Рекомендации могут не применяться в системах, в которых возраст выхода на пенсию по старости равен или менее 65 лет. 
 
29. Трудоспособным пожилым работникам необходимо предоставлять возможность не обращаться за пособием по старости по достижении нормального возраста выхода на пенсию, например, или в целях выполнения всех необходимых условий стажа для получения пособия, или увеличения размера пособия, с учетом более пожилого возраста при котором выплачивается пособие, и, при необходимости, выполнения дополнительной работы или внесения дополнительных взносов. 
 
30. 1) Программы подготовки к выходу на пенсию должны осуществляться в годы, предшествующие завершению трудовой жизни, с участием представительных организаций работодателей и работников и других соответствующих органов. В этой связи необходимо принимать во внимание Конвенцию 1974 года об оплачиваемых отпусках. 
 
2) Такие программы должны, в частности, позволять соответствующим лицам планировать свой выход на пенсию и приспосабливаться к новой обстановке, предоставляя им информацию относительно: 
 
a) доходов и, в частности, пособия по старости, на получение которого они могут рассчитывать, обложения налогами пенсионеров и дополнительных предоставляемых им льгот, таких, как медицинская помощь, социальные услуги и сниженные расценки на определенные виды государственных услуг; 
 
b) возможностей и условий продолжения трудовой деятельности, в частности, неполное рабочее время и возможности работать не по найму; 
 
c) процесса индивидуального старения и мер, предотвращающих этот процесс, таких, как медицинские осмотры, физические упражнения и соответствующая диета;
 
d) использования свободного времени;
 
e) наличия возможностей обучения взрослых либо в целях преодоления отдельных трудностей выхода на пенсию, либо для поддержания или развития интересов и квалификаций. 
 
 
V. ПРИМЕНЕНИЕ 
 
31. Настоящая Рекомендация может осуществляться, при необходимости, поэтапно, посредством законодательства или правил, коллективных договоров или иным способом, совместимым с национальной практикой и с учетом национальных экономических и социальных условий. 
 
32. Необходимо принимать соответствующие меры с целью информации населения, в частности, работников служб профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, трудоустройства и других соответствующих социальных служб, а также работодателей, работников и их соответствующих организаций о проблемах, с которыми пожилые работники могут сталкиваться, в частности, в областях, указанных в пункте 5 настоящей Рекомендации, а также о желательности оказания им помощи в решении этих проблем.
 
33. Необходимо принимать меры, чтобы обеспечивать полное информирование пожилых работников об их правах и возможностях и поощрять пользование этими правами и возможностями.
 


 
Источник публикации: git60.rostrud.ru.













 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда