Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Консультация: работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда работников

20.11.2020 8:41:00
Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (аттестация рабочих мест в организации не проводилась)? Если да, то какими документами это регламентируется? Предусмотрены ли штрафные санкции за непроведение специальной оценки условий труда?
Консультация: работодатель обязан проводить
специальную оценку условий труда работников  



ВОПРОС:
 

 
Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (аттестация рабочих мест в организации не проводилась)? Если да, то какими документами это регламентируется? Предусмотрены ли штрафные санкции за непроведение специальной оценки условий труда?








  
ОТВЕТ:
 


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу. В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.



  
ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:
 


С вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда" (далее — Закон № 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, проводившуюся ранее.
 
Обращаем внимание, что каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда для рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах или эксплуатируют иную офисную организационную технику, в настоящее время трудовое законодательство не устанавливает, как и не устанавливает каких-либо исключений в зависимости от численности работников организации.
 
Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Характер работы на какой-либо должности (в том числе разъездной, с выездами на объекты) также не является препятствием для проведения специальной оценки условий труда.
 
Согласно ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией (организациями) в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ч. 2 и ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
 
Таким образом, специальная оценка условий труда должна проводиться в отношении всех рабочих мест, за исключением указанных в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ работников, независимо от того, как сформулировано в трудовых договорах условие о рабочем месте. Следовательно, проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателя в отношении всех работников, занятых как в офисе, так и на объектах заказчиков (решение Октябрьского районного суда г. Томска от 30.03.2015 по делу № 2-655/2015).
 
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). В силу ст. 7 Закона № 426-ФЗ и части второй ст. 219 ТК РФ в зависимости от установленного класса (подкласса) условий труда на рабочих местах результаты специальной оценки условий труда используются в целях установления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ), повышенной оплаты труда (ст. 147 ТК РФ).
 
В силу ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено этим же федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении данной оценки. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
 
Также ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
 
Частью 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ установлено положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
 
Однако, учитывая тот факт, что в рассматриваемом случае аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией до вступления в силу Закона № 426-ФЗ проведена не была, работодатель, во избежание негативных последствий, должен незамедлительно провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ.

За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.
  
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
 





ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ: 





Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

www.garant.ru
 
Многоканальный телефон: (347) 292-44-44






 

Источник публикации: www.bashinform.ru.














БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 





Отборная и актуальная информация на электронную почту












 



 



Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда