Кто и как проверит проведение спецоценки?
18.03.2019 8:48:00
Работодатели (кроме тех, кто ввел рабочие места в эксплуатацию в 2018 г.) должны были провести спецоценку условий труда до 31.12.2018. Те, кто этого не сделал, могут попасть в поле зрения трудовых инспекций. За проведением работодателями обязательной специальной оценки условий труда (СОУТ) следит Роструд <п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324>. Его территориальные органы вправе контролировать соблюдение этого требования закона следующими способами: проводить проверки; использовать данные из Федеральной государственной информационной системы результатов спецоценки (ФГИС) (это база, в которую вносят сведения экспертные организации, проводящие СОУТ); запрашивать информацию у других органов и организаций...
Работодатели (кроме тех, кто ввел рабочие места в эксплуатацию в 2018 г.) должны были провести спецоценку условий труда до 31.12.2018. Те, кто этого не сделал, могут попасть в поле зрения трудовых инспекций.
КАК РОСТРУД БУДЕТ ОТСЛЕЖИВАТЬ, ПРОВЕЛИ ЛИ ВЫ СОУТ
За проведением работодателями обязательной специальной оценки условий труда (СОУТ) следит Роструд <п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324>. Его территориальные органы вправе контролировать соблюдение этого требования закона следующими способами:
– проводить проверки;
– использовать данные из Федеральной государственной информационной системы результатов спецоценки (ФГИС) (это база, в которую вносят сведения экспертные организации, проводящие СОУТ);
– запрашивать информацию у других органов и организаций.
То, что для выявления работодателей, которые не провели спецоценку, будут использоваться данные государственных органов и информационных систем, нам подтвердили в Роструде.
Выявление работодателей, которые не провели спецоценку
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости:
– Роструд с 2014 г. контролирует своевременность проведения работодателями спецоценки и продолжит это делать и в 2019 г. При проведении мероприятий по контролю за своевременностью проведения спецоценки будут использоваться сведения из ФГИС, госреестров (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), Фонда социального страхования.
ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
Проверить проведение спецоценки могут в ходе плановой проверки, если организацию включили в план проверок на 2019 г.
Планы проведения плановых проверок в 2019 г. должны быть размещены на сайтах трудинспекций субъектов РФ <ч. 5 ст. 9 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ); п. 53 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н (далее – Административный регламент)>.
Трудинспекции могут проводить и внеплановые проверки, если они получат информацию о нарушении.
Основаниями для проведения внеплановой проверки, в частности, являются <п. 30 Административного регламента>:
– жалоба работника в трудинспекцию о том, что СОУТ на его рабочем месте не проведена или проведена с нарушением процедуры;
– истечение срока исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о спецоценке, если трудинспекция уже проводила проверку ранее;
– получение информации о непроведении СОУТ без взаимодействия с организацией.
То есть если трудинспекция по данным ФГИС, Фонда социального страхования и других информационных ресурсов установит, что организация не провела СОУТ в положенный срок, то может быть назначена внеплановая проверка.
Данные информационных ресурсов о непроведении СОУТ –
основание для внеплановой проверки
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости:
– Если инспекция труда в ходе осуществления контроля без взаимодействия с проверяемой организацией выявит нарушение, в отношении этой организации может быть назначена внеплановая проверка. А вот план проверок на 2019 г. дополняться новыми организациями не может, так как он сформирован и утвержден. Но организации, допустившие нарушения в 2018 г., могут быть включены в план проверок следующего года.
Организации, имеющие официальные сайты, обязаны разместить на них отчеты с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней после ее проведения <п. 6 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ>. Поскольку трудинспекции проверяют сайты организаций, отсутствие отчета о спецоценке может стать основанием для внеплановой проверки компании.
Плановая проверка начинается на основании распоряжения о проведении проверки, подписанного руководителем Роструда или трудинспекции. Это распоряжение должно быть направлено проверяемой организации не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки <Приказ Минтруда России от 21.04.2017 377н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда», п. 61; далее – Административный регламент>.
А вот о внеплановой проверке сообщить проверяемой организации должны не менее чем за 24 часа до ее начала <п. 93 Административного регламента>. И времени у организации на подготовку к проверке будет совсем мало.
СРОКИ ПРОВЕРКИ
Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении же субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать <ч. 1, 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ; п. 29 Административного регламента>:
– 50 часов в год – для малых предприятий;
– 15 часов в год – для микропредприятий.
Если трудинспекторам понадобится получить документы или информацию в рамках межведомственного взаимодействия, то проверка может быть приостановлена руководителем трудовой инспекции (или его заместителем) не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проверки запрещено <ч. 2.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ; п. 29 Административного регламента>.
В исключительных случаях, если необходимо провести сложные или длительные исследования, испытания, экспертизы, расследования, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в общем случае не более чем на 20 рабочих дней. В отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, а для микропредприятий – не более чем на 15 часов <ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ; п. 29 Административного регламента>.
Если по итогам проверки будет установлено, что спецоценка не проведена (или проведена с нарушением срока – позже 31.12.2018), организацию оштрафуют на сумму от 60 000 до 80 000 руб. А ее руководителя (предпринимателя) – на 5000-10 000 руб. Но на первый раз можно отделаться предупреждением <ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ>.
По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений, если они были. Невыполнение предписания в установленный срок влечет штраф <ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ>:
– для организаций – от 100 000 до 200 000 руб.;
– для их руководителей (предпринимателей) – от 30 000 до 50 000 руб.
Директору вместо штрафа может грозить дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
А.В. Кононенко,
юрист
Все публикации