«И кочегары мы, и плотники»: обучение работников — не только затраты, но и инвестиции!
28.05.2019 7:14:00
В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда с последующей проверкой знаний. Это требование в части порядка и периодичности проведения обучения было подробно раскрыто в совместном постановлении Минтруда № 1 и Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения…» и в ГОСТ 12.0.004-90.
В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда с последующей проверкой знаний. Это требование в части порядка и периодичности проведения обучения было подробно раскрыто в совместном постановлении Минтруда № 1 и Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения…» и в ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. «Организация обучения безопасности труда…», где очень подробно изложен порядок проведения различных видов обучения. В то же время для работодателей вопросы организации и проведения обучения работников профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, вызывают определенные затруднения.
Для разрешения этой проблемы работодателю необходимо в первую очередь разграничить само понятие профессиональной подготовки рабочих и обучение по охране труда непосредственно в организации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В широком смысле это организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения профессионального образования; в узком — ускоренная форма приобретения профессиональных навыков.
Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм обучения (теоретического и практического) и ограничения на учебную нагрузку устанавливаются стандартной моделью учебного плана. Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями; а порядок разработки и утверждения учебно-программной документации устанавливают территориальные органы управления образованием.
Перечень профессий профессиональной подготовки, утвержденный приказом Минобразования РФ от 29.10.2001 № 3477, разработан на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС). В Перечне указаны коды профессий рабочих, их наименования, диапазон тарифных разрядов (групп), сроки обучения и присваиваемый квалификационный разряд. Сроки обучения — от одного до шести месяцев — определены исходя из сложности профессии, объема профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся. Например, для ряда нижеперечисленных профессий минимальный срок обучения лиц, ранее не имевших профессии, составляет три месяца:
— «водитель погрузчика» в диапазоне тарифных разрядов (классов, групп) по ЕКТС от 2-го до 7-го;
— «маляр» в диапазоне тарифных разрядов (классов, групп) по ЕКТС от 1-го до 6-го;
— «водитель электро- и автотележки» в диапазоне от 2-го до 4-го.
Несомненно, в программу подготовки по профессиям, указанным в Перечне, включен и раздел по охране труда, но он не может в полной мере отразить все особенности безопасного производства и выполнения технологических процессов, применяемых на конкретных предприятиях различных отраслей и направлений производственной деятельности. Подготовка по данным профессиям в данной ситуации осуществляется по ускоренной форме обучения.
Возраст и пол лиц, принимаемых на обучение, в документе не приводятся. При подготовке рабочих по отдельным профессиям руководители профессиональных образовательных учреждений непременно должны руководствоваться «Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применение труда женщин» и «Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и от 25.02.2000 № 163 (с изм. и доп.)). На допуск к работе лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, следует обратить особое внимание; так, в примечании к постановлению правительства РФ от 25.02.2000 № 163 определено:
— на работах, включенных в настоящий перечень, применение труда лиц моложе восемнадцати лет запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности;
— при прохождении производственной практики учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профобразования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на таких работах не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения действующих санитарных правил, норм и правил по охране труда;
— на отдельные условия и виды работ — работы на высоте, верхолазные и взрывоопасные, подземные и подводные работы — разрешение на прохождение производственной практики не распространяется;
— выпускники образовательных учреждений начального и среднего профобразования, окончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в Перечень, и не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Работодатель может принимать решение о применении труда этих лиц на работах, включенных в настоящий Перечень, при условии создания безопасных условий, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда.
Работодатель — как и уполномоченные работники службы кадров — должен неукоснительно соблюдать вышеуказанные требования, вне зависимости от уровня профессиональной подготовки упомянутых лиц.
ОБУЧЕНИЕ
Если же вспомнить про обучение требованиям охраны труда непосредственно на предприятии, следует отметить, что работодатель (или уполномоченное им лицо) в течение месяца после приема на работу обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Такое обучение проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Необходимо также обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на такие работы или имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более одного года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого же месяца после назначения.
Порядок, форма, периодичность, продолжительность обучения и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. К таким документам с государственными нормативными требованиями охраны труда относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда и государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы; санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, см. постановление правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1160. — Прим. авт.).
На Всероссийской конференции, проходившей в апреле 2010 года в Москве, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости А. В. Селиванов обратил внимание на факторы, оказывающие негативное влияние на состояние условий и охраны труда в нашей стране. В частности, один из таких факторов — это несовершенство нормативно-правовой базы в области охраны труда, ее несоответствие уровню развития современных производств и организации труда, а также общепризнанным международным нормам. В настоящее время в сфере охраны туда применяется около 30 межотраслевых правил по охране труда, утвержденных Минтруда РФ, большинство из которых фактически не имеют юридической силы как нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования, по следующим основаниям:
— не прошли по различным причинам в установленном порядке регистрацию в Минюсте РФ;
— в соответствии с действующими нормативными правовыми актами государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и не могут быть продлены более чем на два срока (сегодня подавляющее большинство из них были утверждены более пяти лет назад и не могут быть продлены на следующий срок, т. к. отсутствует орган власти, их утвердивший);
— все они противоречат положениям Федерального закона «О техническом регулировании», т. к. содержат правовые нормы, отнесенные к сфере регулирования законодательства о техническом регулировании.
И все-таки следует учесть, что на сегодняшний день именно в ПОТ РМ (Как правило, в 6-м, 8-м или 9-м разделах) определены требования по необходимости проведения дополнительного обучения и проверки знаний по охране труда. Например, ПОТ РМ 006–97 «Правила по охране труда при холодной обработке металлов»:
«9.1. К эксплуатации оборудования и выполнению технологических процессов холодной обработки металлов допускаются лица соответствующей профессии, специальности и квалификации, прошедшие обучение и инструктаж по охране труда.
9.2. Все работники организации, независимо от степени участия в производственном процессе, обязаны… регулярно проходить инструктаж на рабочем месте и проверку знаний по охране труда».
Так, например, «токарь» должен помимо первичного инструктажа, стажировки пройти еще и обучение по охране труда по соответствующей программе с оформлением протокола.
К сожалению, работодатели при составлении штатного расписания зачастую пренебрегают требованиями, указанными в ЕТКС, что существенно сказывается и на подготовке работников по охране труда. К примеру, в характеристику работ токаря 2-го разряда (§108) согласно этому документу входит:
«Токарная обработка деталей по 12–14 квалитетам на универсальных токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и по 8–11 квалитетам на специализированных станках… Нарезание наружной и внутренней… резьбы метчиком или плашкой. Управление станками (токарно-центровыми) с высотой центров 650–2000 мм, помощь при установке и снятии деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации. Уборка стружки».
Мы видим: токарь не должен обладать навыками по заточке и доводке режущего инструмента; такая функция возложена на профессию «заточник». Ст. 37 Конституции РФ определено, что «…принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации». Таким образом, если при отсутствии штатного заточника токарю необходимо выполнять разовые действия по заточке режущего инструмента, работодателю необходимо:
— в трудовой договор с токарем внести дополнения (заключить дополнительное соглашение) по выполнению функций заточника, оговорив соответствующие доплаты за данные работы;
— обеспечить обучение его по охране труда в полном объеме по профессии «заточник» от инструктажа до комиссионной проверки знаний.
В учебных программах по безопасности труда должны быть предусматрены теоретическое и производственное обучение. Первое осуществляют в рамках специального учебного предмета «Охрана труда» или соответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10 часов и не менее 20 часов — при подготовке на производстве. Обучение следует проводить по программам, составленным на основе типовых, например: «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий РД-26127100-1070-01» (утв. Минтрансом Российской Федерации 02.10.2001).
Обучение при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, завершается экзаменом. При подготовке же рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.
Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организации приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия в составе не менее трех человек, прошедших необходимое обучение в установленном порядке. В состав комиссий включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты — технолог, механик, энергетик и т.д. В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности. Результаты проверки оформляются протоколом по стандартной форме (Согласно приложению № 1 к постановлению Минтруда № 1 и Минобразования Российской Федерации № 29 от 13.01.2003). Работник, успешно прошедший проверку знаний, получает удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение и проверку знаний требований охраны труда (Форма удостоверения определена приложением № 2 к постановлению Минтруда №1 и Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003).
При организации такого обучения в учебных организациях следует учесть требования приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для которых необходима аккредитация…», в частности: «...с 1 декабря 2010 года оказание услуг организациями по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда, не прошедшими аккредитацию в Минздравсоцразвития России, не допускается».
Минздравсоцразвития РФ осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты и общедоступны; они размещаются на официальном сайте Минздравсоцразвития и по письменному запросу могут представляться бесплатно в виде выписок. При отсутствии указанных сведений об этом будет сообщено в течение десяти рабочих дней.
Конечно же, подготовка работника — это сложный многоступенчатый процесс от профессиональной подготовки до непосредственного обучения на производстве безопасным приемам и методам выполнения работ, но реалии настоящего времени требуют от нас постоянного совершенствования.
Н. Е. Муреев,
начальник отдела надзора и контроля
по охране труда
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала
«Безопасность и охрана труда»
Источник публикации: biota.ru.
Все публикации