Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

К вопросу о снижении травмоопасности работ с использованием автопогрузчика

24.08.2021 11:11:00
В настоящее время большинство подъемных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ осуществляется с использованием вилочного автопогрузчика. Проведение этих операций нередко сопровождается травмированием работников. В статье предложены технические и организационные мероприятия для снижения травмоопасности работ погрузчика.


партнерский материал




К вопросу о снижении травмоопасности работ с использованием автопогрузчика  



В настоящее время большинство подъемных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ осуществляется с использованием вилочного автопогрузчика. Проведение этих операций нередко сопровождается травмированием работников. Рассмотрим технические и организационные мероприятия для снижения травмоопасности работ погрузчика.




Авторы публикации: 
 
М.А. Жвакина,
к.т.н., доцент кафедры Техносферной безопасности,
Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск

А.А. Коробовский,
к.т.н., доцент кафедры Техносферной безопасности,
Северный (Арктический) федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, Архангельск,

Н.В. Коровкина, к.т.н., доцент кафедры Техносферной безопасности,
Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск




 
Вилочный автопогрузчик весьма широко используется для осуществления подъемных, погрузочно-разгрузочных, транспортных работ, складских операций. Требования безопасности, предъявляемые к эксплуатации автопогрузчика, направлены, в основном, на обеспечение безопасности при потере устойчивости груза и автопогрузчика. Однако в практике использования автопогрузчика неоднократно фиксировалась случаи травмирования работников, связанные с троганием автопогрузчика с места с одновременным выполнением поворота.
 
Рассмотрим данную ситуацию. Травмирование работника происходит в том случае, если в момент начала движения погрузчика в опасной близости к нему оказался человек. При трогании с места с поворотом погрузчик боковой поверхностью (бортом) сбивает человека, находящегося рядом с ним, с последующим наездом на него задних (управляемых) колес и причинением травм.

 


          
 




Человек может оказаться вблизи стоящего автопогрузчика по различным причинам: передача информации производственного характера водителю, например, распоряжения о производственной задаче; недооценка опасности; пренебрежение опасностью.

Как правило, для уменьшения риска травмирования работников предприятий, на которых используются автопогрузчики, в инструкции по охране труда включают требование о соблюдении минимально допустимого расстояния между работником и автопогрузчиком, при его передвижении или подъеме груза. Однако в инструкциях по охране труда не уделяется внимания описанной выше ситуации.

При проведении инструктажей не делается акцента на возможность травмирования при трогании автопогрузчика с места с поворотом. Впрочем, человек, стоящий рядом автопогрузчиком, зачастую не может отследить момент начала маневра, даже при наличии звукового сигнала.



















 




В создании опасной ситуации велика доля вины водителя. Водитель автопогрузчика может принять решение о выполнении маневра будучи уверенным в его безопасности, в условиях недостатка информации о состоянии окружающей обстановки (заблуждаясь). Из возможных причин данной ситуации следует выделить две: нахождение стоящего рядом с автопогрузчиком человека в «слепой» зоне и отсутствие психологической установки у водителя на тщательный контроль состояния окружающей обстановки перед началом движения.
 
Решением в этом случае может быть оснащение автопогрузчиков дополнительными зеркалами заднего вида – для контроля зоны выноса задней части автопогрузчика (противовеса) в сторону при повороте. В результате применения данных требований на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».







Источник фото: ehkskavator.ru.




 
Учитывая указанное выше обстоятельство, водитель должен начинать выполнение маневра 
 трогание с места, только убедившись в его безопасности для окружающих, для чего тщательно контролировать обстановку перед началом движения. В производственных помещениях и на местах производства работ с повышенным уровнем шума для предупреждения работников и опознания движущегося транспортного средства дополнительно к звуковой сигнализации следует применять световую сигнализацию. При движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) необходимо снизить скорость и дать звуковой сигнал. 

Перед движением с места вперед или назад, подъемом и опусканием груза водитель должен подать сигнал и убедиться в безопасности движения. Следует замедлять скорость движения погрузчика и подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах.
 
Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель погрузчика (машинист бульдозера) обязан подавать предупредительный звуковой сигнал.


















 

 



Необходимо замедлить движение погрузчика и подать звуковой сигнал: в местах скопления людей; в проходах; при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; трогании с места задним ходом.
 
В тоже самое время руководства по эксплуатации автопогрузчиков некоторых фирм-изготовителей (HYUNDAI, Komatsu) указывают на необходимость начинать выполнение маневра 
 поворота, только убедившись в его безопасности для окружающих.
 
Резкие разгоны и торможения, повороты на большой скорости должны быть исключены. Рекомендуется не начинать трогание с места при полностью повернутых управляемых колесах, кроме случаев, когда это требуется особыми условиями. В этих случаях при трогании необходимо быть особенно внимательными».
 
В связи с вышесказанным считаем необходимым внесение в инструкции по охране труда для водителей автопогрузчиков требования 
 перед началом движения с поворотом убедиться в отсутствии людей рядом с машиной в зоне опасной при повороте. При проведении инструктажей делать акцент на возможность травмирования работника в описанной выше ситуации.
 
Таким образом, для снижения травмоопасности работы погрузчика следует:
 

 закрепить в нормативно-правовых актах по охране труда требование по оснащению автопогрузчиков дополнительными зеркалами заднего вида;
 указать в инструкциях по охране труда требование по выполнению маневра автопогрузчика (трогания с места с поворотом) с учетом его безопасности для окружающих;
 перед началом движения с поворотом убедиться в отсутствии людей рядом с машиной в зоне опасной при повороте;
 при проведении инструктажей делать акцент на возможность травмирования работника при выполнении маневра автопогрузчика (трогания с места с поворотом).



Публикуется в сокращении. 



 


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:

 
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Безопасность и охрана труда». Информационный ресурс: biota.ru.




 


 



 


 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



 
Оперативная и актуальная информация на электронную почту


















 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда