Глобальное потепление и «тепловой стресс» на рабочем месте
22.03.2021 9:47:00
Все более актуальным становится вопрос сохранения жизни и здоровья работников в условиях воздействия неблагоприятных климатических факторов. В первую очередь это касается работников сельского хозяйства и строительного сектора экономики. Специалисты в области гигиены труда ввели в профессиональный оборот особый термин – «тепловой стресс». Эксперты отмечают, что тепловой стресс на рабочем месте приводит к снижению производительности труда работников, а позднее к возникновению и прогрессированию профессиональных заболеваний, связанных с перегревом.
Глобальное потепление и «тепловой стресс» на рабочем месте
Все более актуальным становится вопрос сохранения жизни и здоровья работников в условиях воздействия неблагоприятных климатических факторов.
В первую очередь это касается работников сельского хозяйства и строительного сектора экономики. Специалисты в области гигиены труда ввели в профессиональный оборот особый термин — «тепловой стресс». Эксперты отмечают, что тепловой стресс на рабочем месте приводит к снижению производительности труда работников, а позднее к возникновению и прогрессированию профессиональных заболеваний, связанных с перегревом.
Климатологи отмечают все более нарастающую частоту и интенсивность экстремальных погодных явлений, которые оказывают влияние на работоспособность и производительность труда работников. Глобальное потепление, вызванное изменением климата, также сделает явление «теплового стресса» более распространенным. Тепловой стресс возникает тогда, когда на организм работника оказывается тепловое воздействие сверх того, которое организм может переносить, не испытывая физиологических нарушений. Такое избыточное тепло увеличивает профессиональные риски и уязвимость работников. Избыточное тепло может привести к тепловому удару и, в конечном итоге, даже к смерти работника.
Специалисты Международной организации труда в исследовании «Работа на более теплой планете: влияние тепловой нагрузки на производительность и достойный труд» показали, что распространение так называемых «городских островов жары», районов сосредоточения тепла в городах в результате роста численности населения и урбанизации еще более усилит тепловое воздействие, тем самым усугубляя имеющиеся профессиональные риски.
В дальнейшем стороны социально партнерства должны будут уделять пристальное внимание разработке особой адаптационной стратегии в сфере труда, обусловленной климатическими факторами, которая должна быть направлена на защиту работников от неблагоприятных климатических условий, смягчение последствий от изменения климата и ограничения дальнейшего повышения температуры. Например, назрела необходимость структурных реформ, разработки и внедрения программ ротации персонала, призванных помочь работникам сельского хозяйства, которые по состоянию здоровья уже не могут продолжать работу в неблагоприятных условиях, способствующих переходу на работу в другие, более безопасные с точки зрения «теплового стресса» секторы экономики.
ТЕПЛОВЫЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ
Тепловой стресс обычно возникает при температуре выше 35° C и в условиях высокой влажности. Избыточное тепло во время работы создает профессиональные риски для здоровья — страдают физиологические функции организма, снижается порог адаптации работника к тепловому воздействию, падают работоспособность и производительность труда.
При повышении окружающей температуры воздуха в рабочей зоне до +39 °C происходит тепловое истощение. В этот момент резко снижается продуктивность работника, возрастает число ошибок, связанных с работой, повышаются риски случайного травмирования на рабочем месте.
Чрезмерное повышение температуры воздуха может привести к тепловому удару и даже к летальному исходу. Такие опасности касаются в первую очередь работников, занятых на открытых рабочих зонах. Тепловому стрессу наиболее подвержены работники, труд которых связан большими физическими нагрузками. В зону риска входят работники, занятые в сельском хозяйстве, в строительной отрасли, на предприятиях, осуществляющих вывоз мусора, на срочных ремонтных работах в электроэнергетике, на транспорте, в туризме и так далее. Промышленные рабочие в производственных помещениях также подвергаются риску, если уровни температуры на рабочем месте не регулируются должным образом.
Важно разграничивать понятие нагревающего микроклимата, связанного с технологией производства в закрытых от атмосферного воздействия рабочих зонах, и понятие теплового воздействия природно-климатического характера в открытых рабочих зонах.
При высоких уровнях тепла в рабочем помещении даже выполнение основных задач в офисе становится затруднительным, поскольку наступает умственная усталость.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И «ТЕПЛОВОЙ СТРЕСС»
Прогнозируется, что к 2030 году тепловой стресс сократит общее рабочее время во всем мире на 2,2 %, а мировой ВВП на 2400 млрд. долл. США. Прогнозы, основанные на глобальном повышении температуры на 1,5 °C к концу XXI века, а также тенденции развития рабочей силы указывают на то, что в 2030 году 2,2 % общего рабочего времени в мире будут потеряны из-за высоких температур. Ориентировочно потери производительности составят порядка 80 миллионов рабочих часов.
Это достаточно консервативная оценка. Считается, что в долгосрочной перспективе рост средней температуры на планете не будет превышать 1,5 °C. Экспертами делается некоторое допущение, основанное на том, что в тропических странах около 40 % календарного времени преобладает облачная погода. Кроме того, некоторые работы, например, в сельском хозяйстве, могут быть перенесены на время суток, когда менее жарко. Однако более прагматичные экспертные оценки основаны на предположении о том, что сельскохозяйственные и строительные работы выполняются на солнце. При этом прогнозируемая потеря рабочего времени во всем мире в 2030 году возрастет до 3,8 %, что эквивалентно потерям производительности труда в течение полного рабочего дня на 136 миллионах рабочих мест. Учеными прогнозируется, что глобальное потепление продолжится и после 2030 года. Это неизбежно приведет к дальнейшему снижению производительности труда.
Экономические потери из-за теплового стресса на рабочем месте в 1995 году оценивались в 280 миллиардов долларов США. Согласно прогнозам в 2030 году эта цифра возрастет до 2 400 млрд. долл. США. Причем воздействие теплового стресса будет наиболее выраженным в странах с уровнем доходов ниже среднего и с низким уровнем дохода. В странах, наиболее пострадавших от теплового стресса, сохранится бедность, неформальная занятость, по-прежнему будет преобладать натуральное сельское хозяйство.
Наибольшему риску пострадать от неблагоприятных последствий повышения температуры будут подвержены находящиеся в неблагоприятном и уязвимом положении такие группы населения, как коренные и племенные народы, жизнедеятельность которых полностью зависит от занятий натуральным сельским хозяйством, собирательством, охотничьим промыслом и рыболовством.
В Повестке дня в области устойчивого развития ООН на период до 2030 года особо подчеркивается важность одновременного достижения экологических, социальных и экономических целей в странах, которые, как ожидается, будут наиболее подвержены тепловому стрессу. Ожидается, что наибольшие потери рабочего времени, связанного с «тепловым стрессом», будут в большинстве бедных развивающихся стран, которые характеризуются наиболее низким охватом национальных систем социальной защиты в отношении работающего населения.
Воздействие теплового стресса распределяется неравномерно по географическому принципу. Ожидаемое сокращение рабочего времени в 2030 году составит около 5 % как в Южной Азии, так и в Западной Африке. В некоторых регионах планеты присутствует высокий риск негативных последствий глобального потепления. Ученые предсказывают, что больше всего пострадают Южная Азия и Западная Африка. По сценарию глобального потепления на 1,5 °C к концу столетия тепловой стресс в этих регионах соответственно приведет к потере 5,3 % и 4,8 % рабочего времени в 2030 году, что эквивалентно потерям производительности труда в течение полного рабочего дня ориентировочно на 43 миллионах и 9 миллионах полных рабочих мест, соответственно.
Несколько более оптимистичны прогнозы в отношении европейских стран. Ожидается, что европейцы будут испытывать меньшее воздействие глобального потепления, поскольку прогнозируется, что потери производительности во всех случаях составят менее 0,1 %. Однако возникновение тепловых аномалий говорит об обратном. Недавнее повышение температуры во Франции до +45 °C оказало значительное воздействие на производительность труда, привело к снижению работоспособности, спровоцировало ухудшение здоровья значительного числа работников. Эксперты медицины труда обращают внимание на то, что в Европе и Северной Америке медицинские, социальные и экономические потери могут быть значительными во время необычайно сильных волн тепла.
Опубликованы результаты прогнозов, в соответствии с которыми ожидается, что субрегионы в тропических или субтропических широтах с большой долей занятых в сельском хозяйстве и/или в строительстве понесут большие потери производительности труда, поскольку риск теплового стресса выше для работ, выполняемых на солнце, чем для работ, выполняемых в тени.
Проблемы «теплового стресса», прежде всего, затронут густонаселенные географические районы, характеризующиеся высоким уровнем самозанятости, что делает здоровье работников особенно уязвимым в условиях экстремального повышения температуры воздуха. Ожидается, что сельскохозяйственные и строительные рабочие пострадают больше всех. На их долю согласно экспертным оценкам к 2030 году будет приходиться до 20 % (Европа) и до 19% (Северная Америка) рабочего времени, потерянного, соответственно, из-за «теплового стресса».
КТО НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМ?
Влияние повышения средних температур по-разному ощущается у представителей разных профессий и отраслей экономики. Например, рабочие места, связанные с высоким уровнем физической нагрузки или длительной работой на открытом воздухе, особенно подвержены влиянию повышения уровня тепла.
Сельскохозяйственные и строительные рабочие страдают больше всего. Только на сельскохозяйственный сектор мировой экономики приходится 83 % рабочего времени, потерянного из-за «теплового стресса» в 1995 году. По прогнозам, на сельское хозяйство к 2030 году будет приходиться до 60 % процентов «тепловых» потерь рабочего времени. Дальнейшее повышение температуры сделает некоторые сельскохозяйственные районы непродуктивными, что приведет к высвобождению большого числа работников. Принимая во внимание, что на строительство приходилось всего 6 % глобального рабочего времени, потерянного из-за «теплового стресса» в 1995 году, ожидается, что эта доля к 2030 году увеличится до 19 %.
Наиболее проблемными в этом отношении являются страны Северной Америки, европейские государства, а также арабские страны, экономика которых в значительной степени ориентирована на развитие строительного сектора экономики. «Тепловой стресс» усугубляет неравенство и способствует дальнейшему росту трудовой миграции из неблагополучных в климатическом отношении регионов, которые характеризуются бедностью населения, нестабильными условиями на рынке труда и низким уровнем социальной защиты.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР —
ЗОНЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
«Тепловой стресс» чаще встречается в сельском хозяйстве и в строительстве. Ситуация усугубляется тем, что в этих секторах экономики велика доля нелегальной занятости. Проблемы, связанные с «тепловым стрессом», могут увеличить существующие гендерные различия в сфере труда, особенно в результате ухудшения условий труда для многих женщин, занятых в сельском хозяйстве (хотя, конечно, условия для мужчин, работающих на строительных площадках, также станут более трудными).
Тепловое воздействие во время работы увеличивает риски для здоровья и производительности труда, с которыми сталкиваются беременные женщины. «Тепловой стресс» также является одним из ключевых факторов, побуждающих сельское население покидать обжитые места в поисках лучших перспектив в городах или других странах. На протяжении ряда лет (с 2005 по 2015 годы) климатические изменения привели к росту потоков трудовой миграции. Такой тенденции в предшествующий десятилетний период не наблюдалось. Это может быть признаком того, что домохозяйства все чаще учитывают изменение климата в своих миграционных решениях. Распределение населения по возрасту будет важным фактором, определяющим будущее работы в условиях «теплового стресса», поскольку как у женщин, так и у мужчин старение приводит к изменениям в регуляции температуры тела.
Отдельные категории работников, возраст которых превысил 50-летний рубеж, подвержены большему риску возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Эти факторы необходимо учитывать при разработке мер по адаптации. Для того, чтобы работники и предприятия могли справиться с «тепловым стрессом», необходимо принятие неотложных мер в области кадровой политики, потребуются дополнительные инвестиции в производственные процессы. Работодатели должны быть готовыми к тому, чтобы вовремя адаптироваться к изменениям климата, включая повышение среднестатистических температур атмосферного воздуха. Несмотря на то, что национальные правительства играют важную роль в создании соответствующей нормативно-правовой и институциональной среды, чрезвычайно высока роль объединений работодателей и профсоюзных организаций по обеспечению оптимальных климатических условий на рабочих местах работников.
В дополнение к соблюдению стандартов безопасности и гигиены труда необходимы соответствующие меры для улучшения систем раннего предупреждения о событиях, связанных с жарой. Международные трудовые нормы, содержащиеся в тексте Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (№155), могут использоваться национальными органами исполнительной власти при формировании национальной политики, законотворческой деятельности, которая направлена на устранение опасностей, связанных с «тепловым стрессом», для профессиональной безопасности и сохранение здоровья работников.
Отраслевая реакция на «тепловой стресс» в сельском хозяйстве и строительстве должна включать технологические усовершенствования, развитие навыков персонала и повышение его вовлеченности в процессы обеспечения профессиональной безопасности и сохранения здоровья.
Около 60 % сокращения рабочего времени, которое, согласно прогнозам, произойдет во всем мире к 2030 году в результате «теплового стресса», сосредоточено в сельскохозяйственном секторе экономики. Долгосрочные варианты снижения воздействия «теплового стресса» на сельское хозяйство включают содействие механизации и развитию навыков сельскохозяйственных рабочих для обеспечения более высокой производительности труда. Меры по мониторингу и повышению осведомленности о местных погодных условиях, например, применяемые в настоящее время в Кении, могут помочь сельхозпроизводителям адаптироваться к условиям «теплового стресса».
Разумное городское планирование в среднесрочной и долгосрочной перспективе может значительно помочь снизить «тепловой стресс» на строительных площадках в крупных городах. Конкретные меры по мониторингу погодных условий на строительной площадке, более эффективный обмен информацией, а также технологические усовершенствования могут позволить строителям и их работодателям более эффективно адаптироваться к «тепловому стрессу».
Национальные правительства, объединения работодателей и работники являются основными движущими силами внедрения эффективных адаптационных мер и смягчения воздействия повышенных температур в процессе труда. Социальный диалог играет решающую роль в разработке национальной политики, в том числе политики в области безопасности и гигиены труда. С помощью инструментов социального диалога, таких как коллективные договоры, работодатели и работники могут разрабатывать и осуществлять свою корпоративную политику по борьбе с «тепловым стрессом», адаптированную к потребностям и реалиям конкретных рабочих мест.
Все публикации