Специальная оценка условий труда: официальные разъяснения
19.07.2019 15:00:00
Сегодня мы познакомимся с официальными разъяснениями экспертов органов исполнительной власти по вопросам проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных закупок услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), декларирования условий труда, проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах, оценки условий труда офисных работников, об особенностях обязательное пенсионное страхование работников по результатам СОУТ, а также по другим вопросам, связанным с влиянием результатов оценки условий труда на правоотношения работников и работодателей.
Сегодня мы познакомимся с официальными разъяснениями экспертов органов исполнительной власти по вопросам проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных закупок услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), декларирования условий труда, проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах, оценки условий труда офисных работников, об особенностях обязательного пенсионного страхования работников по результатам СОУТ, а также по другим вопросам, связанным с влиянием результатов оценки условий труда на правоотношения работников и работодателей.
Специальная оценка условий труда – это обязательная процедура, которая проводится, прежде всего, для улучшения условий труда работников, установления или отмены им гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим трудовым законодательством.
ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК УСЛУГ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОУТ
Работодатель не должен устанавливать дополнительных требований к потенциальным исполнителям сверх установленных законодательством, которые могут привести к ограничению участников аукциона.
– Какие требования может предъявить работодатель, являющийся государственным или муниципальным бюджетным учреждением, к участникам электронного аукциона для осуществления закупок услуг по проведению СОУТ?
– Отношения между заказчиками и исполнителями в связи с проведением СОУТ регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). В соответствии с номами статьи 212 Трудового кодекса РФ и пункта 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ соответствующие обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года №599 были утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ, их регистрации в официальном реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановления и прекращения деятельности по проведению СОУТ, а также формирования и ведениявышеуказанного реестра организаций, проводящих СОУТ. Реестр организаций (экспертов), имеющих право проводить СОУТ, приведен на сайте: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations.
Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н утверждена методика проведения СОУТ.
Эксперты Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России в Письме от 21 апреля 2017 года № ОГ-Д28-4679 разъяснили порядок применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) для целей, связанных с осуществлением закупок услуг по проведению СОУТ.
Частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлен порядок, в соответствии с которым заказчик должен установить единые требования к участникам закупки. Статья 64 Закона № 44-ФЗ содержит нормы, устанавливающие требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а также инструкцию по заполнению данной заявки. Работодателю запрещается установление требований, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы:
– документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов;
– декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе может быть признана не соответствующей установленным требованиямдокументации о проведении такого аукциона, в случаях, если:
– участником аукциона не были представлены документы и информация, предусмотренная пунктами 1,3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (в том числе, если вышеуказанные документы и информация не соответствуют требованиям, установленным документацией к аукциону; и (или) содержат недостоверную информацию об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок);
– участник аукциона не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Организатор аукциона должен иметь в виду, что не допускается принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать следующим требованиям:
– иметь в уставных документах указание на то, что основным видом деятельности (одним из видов деятельности) является проведениеСОУТ;
– иметь в штате не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и обладающих сертификатами экспертов на право выполнения работ по СОУТ, в том числе, не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей –общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
– иметь в качестве структурного подразделения официально аккредитованнуюиспытательную лабораторию (центр), областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Проведение закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на оказание услуг по проведению СОУТ необходимо осуществлять в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, в том числе с формированием, утверждением и ведением планов закупок и плана-графика закупок.
ПРОЦЕДУРА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
Декларирование осуществляется работодателем самостоятельно после проведения специальной оценки условий труда и утверждения отчета о результатах ее проведения.
– Каков порядок декларирования соответствия условий на рабочих местах требованиям охраны труда?
– Эксперты Департамента условий и охраны труда Минтруда России в ответ на запрос работодателя в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2016 года №15-1/ООГ-4349 отметили, что подача деклараций соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда является обязанностью работодателя. Данная процедура осуществляется организациями и предпринимателями, являющимися работодателями, самостоятельно после проведения СОУТ и утверждения отчета о ее результатах.
Сведения о поданных декларациях содержатся в соответствующем реестре, размещенном в открытом доступе на официальном сайте Роструда: https://declaration.rostrud.ru.
В соответствии с требованиями пункта 7 Порядка подачи декларации, утвержденного Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н, основанием для отказа в приеме декларации является ее несоответствие установленной форме. Также важно помнить, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ заключения эксперта аттестующей организации обязательно включаются в отчет о результатах проведения СОУТ.
Все публикации