Обеспечение акустической безопасности персонала компрессорных станций газотранспортных предприятий
31.07.2019 14:55:00
Технологическое оборудование компрессорных станций является источником акустического шума, достигающего высоких уровней – до 128 дБА в непосредственной близости от источника, и до 92 дБА на территории производственного объекта, оказывающего вредное воздействие на здоровье обслуживающего персонала. В таких условиях ширина санитарно-защитной зоны газотранспортного предприятия может достигать 6 км без внедрения специальных защитных мероприятий. Повышенный уровень шума технологического оборудования воздействует как на окружающую среду в целом, так и непосредственно на рабочий персонал,который подвергается вредному воздействию акустических факторов на протяжении всей рабочей смены...
Технологическое оборудование компрессорных станций является источником акустического шума, достигающего высоких уровней – до 128 дБА в непосредственной близости от источника, и до 92 дБА на территории производственного объекта, оказывающего вредное воздействие на здоровье обслуживающего персонала. В таких условиях ширина санитарно-защитной зоны газотранспортного предприятия может достигать 6 км без внедрения специальных защитных мероприятий. Повышенный уровень шума технологического оборудования воздействует как на окружающую среду в целом, так и непосредственно на рабочий персонал,который подвергается вредному воздействию акустических факторов на протяжении всей рабочей смены.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ
КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ
Компрессорная станция (далее – КС) является составной частью магистрального газопровода и предназначена для увеличения его пропускной способности за счет повышения давления на выходе станции с помощью газоперекачивающих агрегатов (ГПА).
Источник фото: tekkos.ru.
На КС проходят следующие технологические процессы:
– проводится очистка газа от жидких и механических примесей;
– осуществляется сжатие газа;
– осуществляется охлаждение газа после сжатия; – проводится контроль и измерение технологических параметров процесса транспортировки газа;
– автоматизированное управление режимами работы газопровода посредством подключения различно числа ГПА и динамическое изменение их режимов работы.
Тип привода, его мощность, технологическое назначение и состав сооружений КС могут значительно варьироваться. Технологической схемой каждой КС предусматривается зонирование ее территории в зависимости от функциональных и санитарно-гигиенических условий эксплуатации применяемых ГПА. Технологическое зонирование, как правило, предполагает разделение территории КС в зависимости от функционального назначения и с учетом технологических и противопожарных требований площадки КС на производственную зону, в состав которой входят все производственные и вспомогательные сооружения, непосредственно связанные с технологическим процессом сжатия газа, и специальную зону служебно-производственного комплекса.
В состав производственно-энергетического блока, как правило, входят такие сооружения, как:
– диспетчерская;
– котельная;
– аккумуляторное помещение;
– здание компрессорных установок;
– дизельная электростанция;
– помещения производственного персонала;
– блок маслохозяйства;
– склад ГСМ;
– резервуары противопожарных систем.
В состав служебно-производственного комплекса, как правило, входят такие сооружения, как:
– водопроводные сооружения;
– промышленные резервуары противопожарного запаса воды;
– электроподстанции;
– служебно-эксплуатационный блок.
В состав служебно-эксплутационного блока, как правило, входят:
– ремонтно-механические мастерские;
– автомобильный гараж;
– пункт связи;
– помещения энергетической службы и служб КИПиА;
– помещения персонала линейно-производственного управления магистрального газопровода;
– столовая, сушилка, прачечная и помещения для отдыха персонала;
– складыстроительных материалов, оборудования и специальной оснастки;
– стеллажи запасных труб линейной части газопровода;
– боксы для хранения химических веществ (лаки и краски, промышленные растворители, карбид кальция, метанол, емкости с кислородом и т.д.);
– отапливаемые склады;
– установка для прогреваавтомобилей и открытая автостоянка, автомойка, парковка тяжелой снегоуборочной техники;
– топливозаправочный комплекс.
На КС магистральных газопроводов получили распространение ГПА с различными типами привода. Использование того или иного типа установки зависит от пропускной способности газопровода, рабочего давления газа, степени повышения давления, наличием доступного источника энергии для привода дешевой энергии для привода и других соображений.
В газотранспортных системах, характеризующихся малой пропускной способностью и степенью повышения давления от 1,5 до 2,2 обычно применяются газо-мото-компрессоры (ГМК).
В перечень преимуществ данного типа машин входят:
– способность работать в широком диапазоне давлений;
– возможность регулирования подачи компрессора за счет изменения числа оборотов или объема «вредного» пространства в компрессорных цилиндрах;
– длительный срок службы ГМК;
– способность ГМК работать на «родном» (транспортируемом) газе.
В перечень существенных недостатков ГМК входят:
– низкая подача и степень сжатия в двигателе;
– значительно ограниченная мощность привода;
– высокое соотношение массы установки к единице мощности;
– значительная динамическая неуравновешенность, предполагающая строительство мощного фундамента;
– ощутимая неравномерность подачи газа;
– сложная конструкция узлов привода и компрессорной установки.
В газотранспортных системах с высокой пропускной способностью получили распространение эффективные центробежные нагнетатели газа. В качестве приводовдля нагнетателей используются газовые турбины различных типов, а также асинхронные и синхронные электродвигатели.
Главным преимуществами применения электрических приводов являются достаточно высокая мощность агрегатов, высокий КПД, постоянство мощности во времени, простота монтажа и технического обслуживания оборудования. Также электроприводы характеризуются компактностью и низкой массой по сравнению с аналогами. В перечень недостатков электроприводов обычно относят неизбежные трудности регулировки числа оборотов в связи с неравномерностью необходимой производительности подачи газа нагнетателями, а также зависимость установки от качества электропитания и от других систем. Также большой недостаток использования электроприводов – это высокая стоимость расходуемой в процессе транспортировки газа электроэнергии на протяжении удаленных маршрутов газотранспортных систем.
Источник фото: nordneftegaz.ru.
В перечень преимуществ от применения газотурбинных установок (ГТУ) входят:
– малая масса агрегата на единицу мощности по сравнению с двигателями внутреннего сгорания;
– сравнительно невысокий расход масел;
– отсутствие водяного охлаждения;
– техническая возможность регулирования мощности подачи газа в осенне-зимний период при снижении температуры окружающего воздуха;
– техническая возможность в широких пределах повышать мощности отдельных агрегатов;
– техническая возможность регулировки подачи газа изменением числа оборотов турбины;
– удобства применения в качестве источника энергии турбины «родного» (транспортируемого) газа;
– эффективное использование вторичного тепла от большого количества и высокой температуры отработанных газов.
Использование ГТУ на магистральных газопроводах открывает большие возможности для надежной автоматизации производственного процесса и снижения числа рабочего персонала КС.
В перечень недостатков ГТУ входят:
– высокие температуры в проточной части турбины, требующие специальных материалов для ее изготовления;
– невысокий КПД установки.
Преимущества ГТУ перед другими типами приводов способствуют их широкое использование на современных КС.
ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА. ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ
ЗАЩИТЫ И СИЗ
Задача по защитеперсонала КС от вредного воздействия акустических шумов является весьма актуальной и должна решаться посредством проведения комплекса мероприятий в соответствии с экономической целесообразностью и техническими возможностями газотранспортной системы. В практике обеспечении гигиены труда получили распространение различные методы снижения вредного воздействия шума на рабочих местах персонала. Наиболее эффективным методом обеспечения акустического комфорта является снижение шума в источнике его возникновения.
Однако практическое применение данного метода часто является сложным в реализации и, как правило, не всегда подходит для проведения мероприятий по снижению воздействия на здоровье персонала шума уже эксплуатируемого оборудования. Поэтому наиболее широко на практике для снижения шума на рабочих местах применяется рациональная перепланировка предприятий и цехов, а также эффективная акустическая обработка помещений. Данный подход подразумевает концентрацию наиболее шумных источников в одном месте, а также предполагаетприменение в производственных помещениях звукоизолирующих материалов и специальных приспособлений. Одним из наиболее эффективных способов снижения воздействия шума на работников является препятствие распространения шума в рабочей зоне при помощи эффективных средств коллективной защиты...
Все публикации